Вокально – эстрадная студия «Вокализ» Дополнительная общеразвивающая программа Художественно – эстетической направленности
рабочая программа по музыке

Газемзянова Марина Набюлаевна

ПАСПОРТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.

ОУ

МАОУ  ДО «Дом детского творчества» с. Выдрино»

МО «Кабанский район» Республики Бурятия

2.

Название

«Вокализ»

3.

Направленность

Художественное-эстетическая

4.

Возраст

6-10 лет

5.

Срок реализации

2 года

6.

Автор-разработчик

Газемзянова Марина Набюлаевна    

 Педагог дополнительного образования

7.

Цель программы

Общее музыкально – вокальное развитие детей, формирование у них базы музыкальных способностей к исполнительской деятельности.

8.

Задачи

Формировать навыки сольного, ансамблевого пения и сценической культуры, выразительного исполнения эстрадных произведений; развить  музыкальные  и  творческие способности  детей; воспитать художественный- эстетический и музыкальный вкус, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и концертной деятельности.

9.

Перечень разделов

и тем занятий

Первый год обучения

  1. Вводное занятие    
  2. Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
  • Виды вокального искусства
  • Эстрадный вокал     
  1. Формирование певческих навыков
  • Певческая установка
  • Певческое дыхание
  • Звукообразование
  • Артикуляция, дикция
  1. Освоение эстрадного вокального репертуара
  • Разучивание произведений          
  • Строй и ансамбль    
  • Работа с микрофоном и
  • фонограммой
  • Сценическое мастерство
  • Импровизация
  • Концерты и мероприятия

Второй год обучения

  1. Вводное занятие    
  2. Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
  • Виды вокального искусства
  • Эстрадный вокал     
  1. Формирование певческих навыков
  • Певческая установка
  • Певческое дыхание
  • Звукообразование
  • Артикуляция, дикция
  1. Освоение эстрадного вокального репертуара
  • Разучивание произведений          
  • Строй и ансамбль    
  • Работа с микрофоном и
  • фонограммой
  • Сценическое мастерство
  • Импровизация
  • Концерты и мероприятия

10.

Формы занятий

Прослушивание и анализ музыкальных произведений, исполнение групповых и сольных песен, танцевальных комбинаций, игровых упражнений.

11.

Объем программы

144+144=288

12.

Режим занятий

Первый год обучения: 6-10 лет (дети занимаются 8 часа в неделю).

13.

Планируемые индивидуальные результаты

Развитие музыкальных способностей, общее развитие детей.

 

Мероприятия, выявляющие результативность обучающихся

Проведение праздничных выступлений, концертов, конкурсов.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 дополнительного образования

«Дом детского творчества с. Выдрино»

 МО «Кабанский район» Республики Бурятия

Принята на

Педагогическом совете № 1

от «__» _____________2020г.

протокол № 1  

Утверждаю:

и.о. директора МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино»

_________________Тютрина Е.А.

Вокально – эстрадная студия «Вокализ»

Дополнительная общеразвивающая программа

Художественно – эстетической направленности

Срок реализации программы – 2 года

Программа для детей в возрасте от 6 до 10 лет

Первый год обучения – 144ч.

Второй год обучения – 144ч.

Педагог дополнительного образования

Газемзянова Марина Набюлаевна

с. Выдрино

2020г.

ПАСПОРТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.

ОУ

МАОУ  ДО «Дом детского творчества» с. Выдрино»

МО «Кабанский район» Республики Бурятия

2.

Название

«Вокализ»

3.

Направленность

Художественное-эстетическая

4.

Возраст

6-10 лет

5.

Срок реализации

1 год

6.

Автор-разработчик

Газемзянова Марина Набюлаевна    

 Педагог дополнительного образования

7.

Цель программы

Общее музыкально – вокальное развитие детей, формирование у них базы музыкальных способностей к исполнительской деятельности.

8.

Задачи

Формировать навыки сольного, ансамблевого пения и сценической культуры, выразительного исполнения эстрадных произведений; развить  музыкальные  и  творческие способности  детей; воспитать художественный- эстетический и музыкальный вкус, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и концертной деятельности.

9.

Перечень разделов

и тем занятий

Первый год обучения

  1. Вводное занятие        
  2. Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
  • Виды вокального искусства
  • Эстрадный вокал        
  1. Формирование певческих навыков
  • Певческая установка
  • Певческое дыхание
  • Звукообразование
  • Артикуляция, дикция
  1. Освоение эстрадного вокального репертуара
  • Разучивание произведений        
  • Строй и ансамбль        
  • Работа с микрофоном и
  • фонограммой        
  • Сценическое мастерство
  • Импровизация
  • Концерты и мероприятия

Второй год обучения

  1. Вводное занятие        
  2. Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
  • Виды вокального искусства
  • Эстрадный вокал        
  1. Формирование певческих навыков
  • Певческая установка
  • Певческое дыхание
  • Звукообразование
  • Артикуляция, дикция
  1. Освоение эстрадного вокального репертуара
  • Разучивание произведений        
  • Строй и ансамбль        
  • Работа с микрофоном и
  • фонограммой        
  • Сценическое мастерство
  • Импровизация
  • Концерты и мероприятия

10.

Формы занятий

Прослушивание и анализ музыкальных произведений, исполнение групповых и сольных песен, танцевальных комбинаций, игровых упражнений.

11.

Объем программы

144+144=288

12.

Режим занятий

Первый год обучения: 6-10 лет (дети занимаются 8 часа в неделю).

13.

Планируемые индивидуальные результаты

Развитие музыкальных способностей, общее развитие детей.

Мероприятия, выявляющие результативность обучающихся

Проведение праздничных выступлений, концертов, конкурсов.

  1. Пояснительная записка

Занятие любым видом творческой деятельности заметно обогащает внутренний мир человека, выводит его на совершенно иную орбиту общения с окружающим миром. Занятия эстрадным вокалом не являются в данном случае исключением. Программа дополнительного образования «Вокально-эстрадной студии «Вокализ»» является здоровьесберегающей. Укрепляется и сохраняется здоровье детей, вырабатываются устойчивые навыки в основных видах дыхательной гимнастики.

В процессе прослушивания композиций известных музыкантов, изучая классические произведения, с ранних лет закладывается в сознание детей школьного возраста любовь к искусству в целом.

Программа способствует становлению нравственных качеств. Развитие моральных и волевых качеств детской личности продолжает оставаться важной стороной педагогического руководства творческой деятельностью  в процессе музыкального воспитания. Через знакомство с основными аспектами взаимодействия в ансамбле учащейся начинает приобретать опыт, который ему необходим для выработки самоконтроля. Следует подчеркнуть, что накопление у учащегося опыта идет через игровые моменты и решения не сложных задач, а это механизм самоорганизации и самообучения.

Программа дополнительного образования вокально – эстрадной студии «Вокализ» реализуется и в каникулярный период.

Особый акцент делается на расширение кругозора, саморазвитие и личностный рост учащегося, на совершенствование в практической, социально-значимой и творческой деятельности, а также на оздоровление, социальную адаптацию детей и подростков в современном обществе.

Музыка – один из прекраснейших видов искусства. Она обладает удивительной силой и властью над людьми. Установлено, что музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и мышление, на поведение и художественно – творческое развитие человека. Музыка, как всякое другое искусство, воспитывает любовь к жизни, чувства патриотизма и нравственности.

Эстрадное пение, как область музыки – искусство уникальных возможностей. В современной музыке оно занимает особое место. В отличие от современного вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.

С целью развития вокальных данных детей школьного возраста, в условиях МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино», по средствам музыкального сопровождения, скомпонована программа дополнительного образования «Вокально-эстрадной студии «Вокализ»». Данная программа разработана из нескольких парциальных программ по развитию музыкальных способностей детей. Авторы этих программ: программа «Веселые голоса», Гуманковой Е.Н. учебно – воспитательного комплекса №1666 «Феникс».; дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Основы эстрадного вокала» Климова Л. А..

Данная программа по вокальному воспитанию детей школьного возраста имеет художественную-эстетическую направленность и обусловлена поиском оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования.

Уровень освоения программы – базовый, предполагающий развитие музыкальных способностей и вокальных данных детей, мотивации к творческой деятельности, удовлетворение их познавательных интересов в области эстрадного вокального искусства, сформированность навыков ансамблевого и сольного исполнения на уровне практического применения.

Программа спроектирована в соответствии с современными требованиями и следующими документами:

– Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Концепция развития дополнительного образования детей от 04. 09. 2014 №1726-р;

– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

– Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);

– СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41).

– Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию».

Новизна данной программы заключается в том, что ее специфика развивает все вокальные данные детей школьного возраста. Все занятия проводятся согласно методическим рекомендациям по дополнительному образованию, дополнены взаимосвязанными игровыми ситуациями, заданиями, упражнениями подобранными таким образом, чтобы содействовать решению поставленных задач.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что не все дети могут заниматься в детских музыкальных школах и многих не удовлетворяет перечень дисциплин учебного плана этих школ. Создание программы дополнительного образования «Вокально-эстрадной студии «Вокализ»» позволит детям реализовать желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения, получить возможность для творческого самовыражения.

  1. Цели и задачи
  1. Цель программы: развитие и реализация творческого потенциала и музыкальных способностей детей через искусство эстрадного вокала.
  2. Задачи:

Обучающие

  • формировать вокально – хоровые навыки;
  • формировать навыки сольного, ансамблевого пения и сценической культуры;
  • формировать навыки выразительного исполнения эстрадных произведений.

Развивающие

Развивать

  • развить  музыкальные  и  творческие способности  детей:
  • голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр и регистровые возможности;
  • вокальный слух, музыкальную память, чувство ритма, чувство ансамбля;
  • творческую фантазию, воображение;
  • оценочное музыкальное мышление;
  • артистическую смелость, умение держаться на сцене.

Воспитательные

Воспитывать

  • эмоциональную отзывчивость на прекрасное воспроизведение.
  • художественный- эстетический и музыкальный вкус;
  • нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и концертной деятельности, а так же самоорганизацию, самоконтроль;

способность к самореализации в пространстве культуры.

  1. Сроки реализации программы

Программа предназначена для учащихся в возрасте от 6 до 10 лет, имеющих необходимый уровень развития музыкальных способностей, удовлетворительных вокальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.

Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов – 288.

Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 45 минут из расчёта 144 часа в год.

Первый год обучения (от 6 до 8 лет)- 144 часа в год.

Второй год обучения (от 8 до 10 лет)- 144 часа в год.

  1. Формы и режим занятий

Формой организации учебных занятий является групповая и индивидуальная.

Работа педагога с обучающимися осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.

Формы проведения занятий

Вокальное образование детей осуществляется на групповых занятиях и занятиях в подгруппах (до 5 человек), содержание которых базируется на обязательных программных требованиях, представленных с учётом возрастных особенностей детей, их индивидуального музыкального и вокального развития.

Занятия в подгруппах предназначены для работы с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами, трио, квартетами и др.) или с детьми, имеющими определённые трудности в усвоении программы.

  • ходе занятий дети постепенно овладевают вокальными и ансамблевыми навыками, совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание, постепенно доводя его до максимально приближенного к профессиональному пению.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую, практическую и воспитательную работу.

Структура построения занятий:

  • организационный момент
  • дыхательная гимнастика;
  • упражнения на дикцию и артикуляцию;
  • вокально-тренировочные упражнения, распевание;
  • теоретическая часть;
  • работа над репертуаром
  • беседа, подведение итога занятия.

Учебный материал данной программы распределён по темам, содержание которых и задачи, возникающие в ходе работы, дают возможность применять различные виды учебных занятий: традиционные, комбинированные, практические, тренинг по партиям, репетиции, концерты.

Особое место в организации детской музыкальной деятельности занимает комплекс мероприятий, которые не только повышают исполнительский уровень учащихся, но и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах районного и городского уровня, посещение концертов и других музыкальных мероприятий, совместная работа педагога, родителей и детей.

Формы подведения итогов

В конце года проводятся отчетные мероприятия с привлечением родителей и педагогов  в условиях МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино». 

  1.  Учебный-тематический план программы

Год

Дата начала

Дата

Всего

Количество

Режим занятий

обучения

обучения по

окончания

учебных

учебных

программе

обучения по

недель

часов

программе

1

02.09

31.05

36

144

2 раза в неделю:

группа -1 раз по 1 академическому часу

и подгруппа – 1 раз по 1 академическому часу

2

02.09

31.05

36

144

2 раза в неделю:

группа – 1 раз по 1 академическому часу

и подгруппа – 1 раз по 1 академическому часу

1-й год обучения

Раздел/Тема

Количество часов

Формы контроля

п/п

Всего

Теория

Практика

Групповые занятия

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Прослушивание.

Входная диагностика.

2

Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве

2.1

Виды вокального искусства

1

0,5

0,5

Дидактические игры.

2.2

Эстрадный вокал

1

0,5

0,5

Дидактические игры.

3

Формирование певческих навыков

3.1.

Певческая установка

1

0,5

0,5

Практическая работа.

Наблюдение.

3.2.

Певческое дыхание

1

0,5

0,5

Практическая работа.

Наблюдение.

3.3.

Звукообразование

1

0,5

0,5

Практическая работа.

Наблюдение.

3.4.

Артикуляция, дикция

2

0,5

1,5

Практическая работа.

Наблюдение.

4

Освоение эстрадного вокального репертуара

4.1

Разучивание произведений

36

3

33

Практическая работа.

Наблюдение.

4.2

Строй и ансамбль

7

1,5

5,5

Практическая работа.

Наблюдение.

4.3

Работа с микрофоном и

8

2

6

Практическая работа.

фонограммой

Наблюдение.

4.4

Сценическое мастерство

10

2

8

Практическая работа.

Наблюдение.

5

Итоговое занятие

2

-

2

Отчѐтный концерт:

прослушивание,

наблюдение.

Промежуточная

диагностика

Занятия подгруппами

1.

Формирование певческих

8

2

6

Практическая работа.

навыков

Наблюдение.

2.

Освоение эстрадного вокального репертуара

2.1

Работа над произведениями

40

3

37

Практическая работа.

Наблюдение.

2.2.

Сценическое мастерство

15

3

12

Практическая работа.

Наблюдение.

3

Импровизация

10

2

8

Творческая работа.

Промежуточная

диагностика.

Итого:

144

22

122

Групповые занятия

  1. Раздел: Вводное занятие.

Теория. Организационные вопросы. Установка на положительную мотивацию, на интересные вокальные занятия. Презентация работы студии. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса.

Практика. Исполнение знакомых песен.

  1. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве

2.1. Виды вокального искусства

Теория. Виды вокального искусства: народный, академический, эстрадный вокал. Их различие.

Практика. Прослушивание и анализ музыкального материала.

2.2. Эстрадный вокал

Теория. Особенности эстрадного пения. Сочетание различных техник и специфических приёмов.

Практика. Прослушивание и анализ музыкального материала.

3. Раздел: Формирование певческих навыков

3.1. Певческая установка

Теория. Понятия: правила пения, охрана голоса и певческая установка. Певческая установка в положениях стоя, сидя; правильное положение корпуса, шеи, головы, рук и ног при пении. Мимика лица при пении. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

Практика. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

3.2. Певческое дыхание

Теория. Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора звука на дыхании. Цепное дыхание.

Практика. Дыхательная гимнастика. Вокально-дыхательные упражнения. Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой опоры дыхания. Дыхательные упражнения для раскрытия головного резонатора. Работа с репертуаром, пользуясь правильным дыханием.

3.3. Звукообразование

Теория. Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция, голосовые регистры, диапазон голоса (звуковой, динамический)

Практика Вокальные упражнения-распевания:

  • пение упражнений-распевок на одном дыхании на разных гласных звуках, слогах;
  • упражнения на исполнение legato, non legato, staccato
  • работа над высокой певческой позицией, «близкое пение», «купол»;
  • упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
  • упражнения на развитие звукового и динамического  диапазонов.
  • разучивание одноголосных вокальных упражнений, распевок упражнения с использованием вокального приѐма «скэт»

3.4. Артикуляция, дикция

Теория. Естественность и активность артикуляционного аппарата. Организация слов ритмически и звуковысотно. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.

Практика. Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения. Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением полученных навыков.

4. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара

4.1. Разучивание произведений

Теория. Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.

Практика. Показ  исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной стороной произведения.

4.2. Строй и ансамбль

Теория. Понятие: эстрадный ансамбль. Основные правила пения в ансамбле.

Практика. Выработка единообразных приѐмов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка). Упражнения на выработку чистого унисона. Работа над дикционным, ритмическим, интонационным, темповым, динамическим ансамблем в пении эстрадных произведений.

4.3. Работа с микрофоном и фонограммой

Теория. Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона, «заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы. Особенности сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном под фонограмму «-1».

Практика. Работа над эстрадными вокальными произведениями с учѐтом уже полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-1) и микрофоном.

4.4. Сценическое мастерство

Теория.

  • Совершенствование основ сценического мастерства:
  • Сценическая культура исполнителя
  • Сценическое пространство
  • Владение собой, устранение волнения на сцене Мимика (выражение лица, улыбка)
  • Жесты вокалиста (солиста, участника ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту.
  • Песенный образ
  • Практика.
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Мимический тренинг
  • Психологический тренинг
  • Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений.
  • Работа над репертуаром, используя сценическую технику.

5. Раздел: Итоговое занятие

Практика. Исполнение эстрадных вокальных произведений на ответных концертах.

Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников.

Занятия в подгруппах

  1. Раздел: Формирование певческих навыков

Теория Знакомство с основными элементами эстрадного пения (звукообразование, дикция) Образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально – певческого развития каждого ребенка.

Практика Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения.

  1. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
  1. Работа над произведениями

Теория. Понятие «манера исполнения».

Практика. Выбор репертуара. Работа над произведениями с солистами, ансамблями, используя основные навыки эстрадного пения. Работа над сложными в интонационном, ритмическом, вокальном отношении фрагментами произведений. Отработка неудавшихся нюансов. Определение и реализация исполнительского плана. Работа над индивидуальной манерой исполнения эстрадных произведений. Совершенствование навыка работы с микрофонами, фонограммами «-1». Доведение музыкального произведения до концертного уровня. Репетиции на сцене.

  1. Сценическое мастерство

       Теория. Расширение представлений о сценическом мастерстве (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем).

Практика. Поиск собственного звука и сценического образа. Совершенствование элементарных актерских навыков. Закрепление навыков сценического поведения, движений. Воспитание осанки, походки. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Подчинения движения характеру музыки и текста. Работа над произведениями на сцене.

  1. Раздел: Импровизация

Теория. Понятие: вокальная импровизация. Раскрытие содержания предлагаемых заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов.

   Практика. Пение импровизаций  вариаций на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком. Элементы импровизации в процессе пения эстрадного репертуара.

2-й год обучения

Раздел/Тема

Количество часов

Формы контроля

п/п

Всего

Теория

Практика

Групповые занятия

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Прослушивание.

Входная диагностика.

2

Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве

2.1

Направления

современной

1

0,5

0,5

Наблюдение.

вокальной музыки.

2.2

Авторы

и

исполнители

1

0,5

0,5

Наблюдение.

современных

вокальных

произведений.

3

Формирование певческих навыков

3.1.

Певческая установка

1

0,25

0,75

Практическая работа.

Наблюдение.

3.2.

Певческое дыхание

1

0,25

0,75

Практическая работа.

Наблюдение.

3.3.

Звукообразование

1

0,25

0,75

Практическая работа.

Наблюдение.

3.4.

Артикуляция, дикция

1

0,25

0,75

Практическая работа.

Наблюдение.

4

Освоение эстрадного вокального репертуара

4.1

Разучивание произведений

40

3

37

Практическая работа.

Творческая работа.

Наблюдение.

4.2

Строй и ансамбль

8

2

6

Практическая работа.

Наблюдение.

4.3

Работа с микрофоном и

9

1,5

7,5

Практическая работа.

фонограммой

Наблюдение.

5.

Сценическое мастерство

5.1

Сценическая импровизация

3

1

2

Практическая и

творческая работа.

Наблюдение.

5.2

Сценический образ

3

1

2

Практическая и

творческая работа.

Наблюдение.

5

Итоговое занятие

2

-

2

Отчётный концерт:

прослушивание,

наблюдение.

Промежуточная

диагностика

Занятия подгруппами

1.

Формирование певческих

6

1

5

Практическая работа.

навыков

Наблюдение.

2.

Освоение эстрадного вокального репертуара

2.1

Работа над произведениями

42

3

39

Практическая и

творческая работа.

Наблюдение.

2.2.

Сценическое мастерство

14

3

11

Практическая работа.

Творческие задания.

Наблюдение.

3

Импровизация

10

1

9

Творческая работа.

Промежуточная

диагностика.

Итого:

144

19

125

Групповые занятия.

  1. Раздел: Вводное занятие.

Теория. Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и правилам поведения. Закрепление знаний о правилах гигиены и охраны голоса.

Практика. Просмотр и обсуждение выступлений вокального ансамбля за предыдущий год.

Повторение знакомых песен (по выбору).

  1. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
  1. Направления современной вокальной музыки.

Теория. Знакомство с различными направлениями эстрадно-джазового вокала: популярная музыка (поп), рок, соул, блюз, рэп, шансон и пр.

Практика. Прослушивание и анализ музыкального материала.

  1. Авторы и исполнители современных вокальных произведений.

Теория. Знакомство с творчеством ведущих мастеров отечественной и зарубежной эстрады.

Практика. Прослушивание и анализ музыкального материала.

3. Раздел: Формирование певческих навыков

3.1. Певческая установка

Теория. Закрепление правил пения, охраны голоса и певческой установки. Певческая установка в положениях стоя, сидя; правильное положение корпуса, шеи, головы, рук и ног при пении. Мимика лица при пении. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

Практика. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

3.2. Певческое дыхание

Теория. Приѐмы дыхания в произведениях разного характера.

Практика. Дыхательная гимнастика с чѐтким контролем правильного певческого дыхания. Вокально-дыхательные упражнения. Использование техники певческого дыхания при работе с репертуаром.

3.3. Звукообразование

Теория. Повторение и закрепление правил пения, теоретических сведений о голосовом аппарате и звукообразовании.

Практика.

  • Упражнения для развития более подвижного и беглого голоса. Чистота интонации.
  • Упражнения для расширения звукового и динамического диапазона Пение элементарных двухголосных и трѐхголосных упражнений, канонов
  • Пение интервалов, гамм, гаммообразных упражнений в различной ритмической фигурации.
  • Работа над элементами эстрадного пения

3.4. Артикуляция, дикция

Теория. Соблюдение правильных ударений. Основная смысловая нагрузка в словах. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.

Практика. Пение и произнесение скороговорок. Упражнения для артикуляционного аппарата. Работа над репертуаром с применением полученных навыков.

4. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара

  1. 1. Разучивание произведений

Теория. Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.

Практика. Показ  исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание мелодического текста по партиям. Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной стороной произведения.

4.2. Строй и ансамбль

Теория. Закрепление понятия об ансамблевом пении. Ансамбль в двухголосном изложении.

Практика. Совершенствование единообразных приѐмов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка). Пение гармонических упражнений, интервалов. Упражнения на совершенствование динамического, ритмического, дикционного и тембрового ансамбля. Дальнейшая работа над качеством исполнения музыкальных произведений в эстрадном ансамбле.

4.3. Работа с микрофоном и фонограммой

Теория. Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Взаимосвязь между динамическими особенностями мелодии и расстоянием между микрофоном и ртом. Использование микрофона при активном сценическом движении.

Практика. Работа над эстрадными вокальными произведениями с учѐтом уже полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-1) и микрофоном.

5. Раздел: Сценическое мастерство

5.1. Сценическая импровизация

Теори.я Образное раскрытие сущности сценической импровизации.

Практика. Практика развития сценической свободы. Подготовка сценических номеров. Работа над концертным репертуаром, используя сценическую импровизацию.

5.2. Сценический образ.

Теория. Поиск собственного сценического образа 

Практика. Создание собственного сценического стиля Подготовка сценических номеров. Работа над концертным репертуаром, используя сценическую технику

6. Раздел: Итоговое занятие

Практика        Исполнение эстрадного вокального репертуара        на отчётных концертах.

Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников.

Занятия в подгруппах

  1. Раздел: Формирование певческих навыков

Теория. Правила охраны голоса в предмутационный период. Стилевые особенности эстрадного жанра (манера исполнения, манера звуковедения, особенности ритма и др.). Практика Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование эстрадной манеры исполнения. Упражнения на совершенствование качества звучания голоса (тембра, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности голоса, четкости дикции, смешанного дыхания)

  1. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара

2.1. Работа над произведениями

Теория. Индивидуальная манера исполнения эстрадных произведений. Роль солиста в эстрадных вокальных композициях.

Практика. Дальнейшая работа над качеством сольного исполнения, ансамблей. Работа в партиях. Выбор репертуара. Работа над программным репертуаром, совершенствуя манеру эстрадного пения. Поиск собственной манеры исполнения. Работа над технической стороной и художественным образом. Совершенствование навыка работы с микрофонами, фонограммами «-1». Отработка неудавшихся нюансов. Доведение программного репертуара до концертного уровня. Репетиции на сцене.

2.2. Сценическое мастерство

Теория .Расширение представлений о сценическом мастерстве.

Практика. Закрепление навыков сценического поведения, движений. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Подчинения движения характеру музыки и текста. Поиск собственного сценического образа. Работа над репертуаром, используя сценическую технику. Создание собственного сценического стиля.

  1. Раздел: Импровизация

Теория. Понятие: Расширение представлений об импровизации. Образное раскрытие сущности каждой импровизации в упражнениях.

Практика. Импровизация подголосков к разучиваемым песням. Сочинение небольших мелодий в опоре на характерные интонации. Сочинение ритмических аккомпанементов. Импровизация в заданной тональности. Импровизации в процессе пения эстрадного репертуара.

  1. Методическое обеспечение программы

Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для решения профессиональных задач.

Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения и эстрадные песни.

Большое внимание уделяется формированию певческих навыков и развитию музыкальных способностей. На распевание и разучивание упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха и певческого дыхания отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание и развитие певческих навыков, может быть увеличено.

  1. Принципы реализации программы

Особенности организации образовательного процесса

  • основе процесса обучения эстрадному пению лежат следующие педагогические принципы:
  • постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;
  • единство художественно-эстетического и технического развития учащихся;
  • использование музыкально-образного, ассоциативного мышления;
  • индивидуальный подход к учащемуся.

Принцип индивидуального подхода к учащемуся особенно важен, так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер.

При обучении учитываются:

  • физиология организма: строение голосового аппарата;
  • особенности данного возрастного периода;
  • общее развитие обучающегося, его кругозор;
  • интересы при подборе репертуара;
  • окружающая атмосфера, как на занятиях, так и в домашнем кругу;
  • погодные условия, влияющие на общее состояние и чистоту интонирования.

Основные дисциплины программы:

  • Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве;
  • Освоение вокальной техники; Освоение эстрадного вокального репертуара;
  • Исполнительское мастерство;
  • Импровизация.

  1. Условия, необходимые для реализации программы

Кадровое и материально-техническое обеспечение программы.

Кадровое обеспечение:

  • педагог, имеющий специальное образование в данной области и постоянно повышающий свою педагогическую квалификацию, владеющий знанием возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся, умеющий создать комфортные условия для успешного развития личности учащихся, обладающий всеми специфическими знаниями курса.
  • концертмейстер, обладающий специфическими профессиональными навыками, а также владеющий звуковой, аудио и видео техникой.
  • Расписание занятий, методический материал, календарный план, результативность каждого занимающегося по итогам года.

Техническое и материальное обеспечение:

  • наличие хорошо проветриваемого и отапливаемого учебного кабинета с необходимым звуковым техническим оборудованием и проведение влажной уборки.
  • пианино;
  • аудио и видеотека;
  • концертные костюмы, реквизит.
  • атрибуты, наглядные пособия.

  1. Планируемые результаты
  • концу первого года обучения дети будут уметь:
  • правильно пользоваться певческим дыханием;
  • повторять заданную несложную мелодию и ритмический рисунок;
  • самостоятельно исполнять любимую песню из выученного репертуара;
  • выразительно петь разнохарактерные песни.

К концу второго года обучения дети будут уметь:

  • пользоваться навыками певческого дыхания;
  • чисто интонировать мелодию;
  • ритмически и дикционно грамотно исполнять знакомые песни;
  • эмоционально реагировать на музыку разного характера.

  1. Работа с родителями учащихся

Формы взаимодействия

Тема

Сроки

Родительское собрание

Организационное собрание о деятельности коллектива.

 Презентация.  Ознакомление с программой.

Сентябрь

Организационные вопросы.

Подготовка к выступлениям.

 Итоги учебного года и творческие перспективы.

В течение

года

Май

Анкетирование родителей

Анкеты, предлагаемые родителям

в начале года

Сентябрь

в конце учебного года

Май

Индивидуальные

По необходимости.

В течение

консультации

года

  1.  Материально – техническое обеспечение
  1. хорошо проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;
  2. концертный зал с необходимым техническим оборудованием;
  3. музыкальный центр - 2 шт.;
  4. пианино или синтезатор - 1 шт.;
  5. ученическая доска - 1 шт.;
  6. микрофоны - 2 шт.;
  7. усилитель – 1шт.;
  8. колонки – 6 шт.
  9. зеркало – 1 шт.;
  10. лавочки
  11. концертные костюмы, реквизит.

Оценочные и методические материалы

Отслеживание результативности образовательной деятельности по программе.

Виды контроля

Формы проведения

Сроки

Входной

Прослушивание. Собеседование

Сентябрь

Текущий

Наблюдение педагога в ходе занятий и выступлений

В течение всего

на концертах и праздничных мероприятиях

периода обучения.

учреждения, района, села, а также участия в

музыкальных конкурсах районного и сельского

уровней.

Промежуточный

Контрольный урок. Отчётный концерт.

Декабрь. Май.

Итоговый

Отчётный концерт.

Май. В конце

обучения по

данной программе.

Список используемой литературы

  1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

  1. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983.
  2. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс, 2007.
  3. Вейс  П.  Ступеньки  музыкальной  грамотности.  Хоровое  сольфеджио  -  СПб:

Лань, 1997.

  1. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993.
  2. Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 1968.
  3. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца – М.: Музгиз.1964.
  4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2006.
  5. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М.: Музгиз.1962.
  6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996.
  7. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
  8. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
  9. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.
  10. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
  11. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца – Л.: Музыка 1977.
  12. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003.
  13. Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965.
  14. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967.
  15. Мухина  В.С.  Возрастная  психология:  феноменология  развития,  детство,

отрочество - М.: Академия, 2004.

  1. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: Музыка, 1972.

  1. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития, 2002.

  1. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Классика-XXI, 2005.

  1. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер, 2007.

  1. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.

  1. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб:

Лань, 1997.

  1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002.

  1. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1988.

  1. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 1970.
  2. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000.
  3. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.

Список примерного репертуара по программе дополнительного образования «Вокально-эстрадной студии «Вокализ»»

1-й год обучения

«Со вьюном я хожу» (р.н.п.) обр. Г. Попатенко. (а капелла)

Ю. Чичков. Утро школьное, здравствуй!

Д. Тухманов. Родина моя.

А. Ермолов. Осенний джаз.

В. Зубков «Бабушка и внучек»

А. Ермолов «Праздник»

А. Варламов «Серебристые снежинки»

А. Ермолов «Новый день»

О. Полякова «Журавли»

К. Певзнер «Оранжевая песенка»

В. Варламов «Весѐлая мышка»

В. Цветков «Планета детства»

2-й год обучения

Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

Я. Френкель. Журавли.

В. Осошник «Дорога к солнцу»

Я. Дубравин        «Песня о земной красоте»

В. Раинчик «Музыка для всех»

Д. Тухманов «Песня о сапожнике»

В. Ударцев «Дети земли»

Ж. Колмогорова «Полѐт»

Ж. Колмогорова «Святая Россия»

Ю. Юнкеров «Полярная звезда»

А. Варламов  «Вальс Победы»

А. Варламов «Рождество»

А. Варламов  «Подари улыбку миру»

Л. Кудрявцев «Расскажите»

Б. Баккара «Грустные капельки дождя»

А. Ермолов «Восходит солнце»

М. Минков «Старый рояль»

М. Минков «Эти летние дожди »

Т. Пархоменко «Я взрослая»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Программа кружка «Родное слово». Направленность: художественно-эстетическая. Срок реализации: 3 года. Руководитель: Харасова Л. Ф. 2011-2014 уч. г....

Рабочая программа дополнительного объединения художественно – эстетического направления

  Цель программы: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся, на основе приобретенных комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для ...

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности студия пластического интонирования «Пластилин»

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности   студия  пластического интонирования «Пластилин»...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Программно-методический комплект реализуемой дополнительной общеобразовательной программы (общеразвивающей) художественно-эстетической направленности «Ритм»

Программно-методический комплектреализуемой дополнительной общеобразовательной программы (общеразвивающей) художественно-эстетической направленности«Ритм»...

Студия "Артэ" дополнительная общеразвивающая программа для обучающихся 9-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа «Студия «Артэ» имеет художественную направленность.Уровень реализации программы - базовый.Программа «Студия «Артэ» направле...