Презентация Критериальное самоценивание на уроках в начальной школе
презентация к уроку

Фурсова Лариса Александровна

Критериальное самоценивание на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kriterialnoe_otsenivanie.ppt1.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Критериальное самоценивание на уроках в начальной школе. Подготовила учитель начальных классов Фурсова Лариса Александровна

Слайд 2

Цель: - изучение эффективности методик и инструментов критериального самооценивания. Задачи: - изучить технологию критериального самооценивания; - рассмотреть оптимальные методики и инструменты критериального самооценивания.; - применить оценочные методики на практике в классе на уроке.

Слайд 3

Технология критериального самооценивания Одним из путей достижения современных образовательных результатов является формирование у детей такого свойства личности, как самооценка. Осваивая умение оценивать собственную деятельность, ученик начинает анализировать выполняемые действия, ориентироваться в информации, видеть границы своего незнания, самостоятельно мыслить, выполнять разные учебные роли, оценивать свои возможности. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка.

Слайд 4

В начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важных социальных задач: Развивать у школьников умение контролировать себя; 2. Критически оценивать свою деятельность; 3. Находить ошибки и пути их устранения.

Слайд 5

Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Слайд 6

Критериальное оценивание: - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, повышать качество своего образования.

Слайд 7

Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Критерии разрабатываются вместе с учениками, а не даются в готовом виде, должны быть однозначными и предельно четкими. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Критериальное взаимооценивание расширяет представления учащихся о своих достижениях, формирует способности к диалогу и коммуникации, учит аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.

Слайд 8

Критериальное самооценивание используется: выполнение упражнений; чтение произведений; самостоятельная, парная, групповая работа; домашняя работа; практическая, лабораторная работа; исследовательская, проектная работа.

Слайд 9

Техники самооценивания: «Закончи предложение» Начните свой ответ со слов: Я узнал… Я теперь знаю… Мне было интересно… Я хочу еще узнать…

Слайд 10

Техники самооценивания: Символы – фиксация оценки производится следующим образом: «+» - хорошо выполнил «?» - есть затруднения «-» - не справился с работой

Слайд 11

Техники самооценивания: «Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман)

Слайд 12

Техники самооценивания: «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой; – в работе допущены неточности ; – допущено много ошибок, работой не доволен.

Слайд 13

Техники самооценивания: «Лестница успеха» «Смайлики»

Слайд 14

Техники самооценивания: Лист самооценки № задания Самооценка (Светофор, оценочная шкала или + - ?) Оценка учителя 1 2 3

Слайд 15

Техники самооценивания: «Мешочек успеха» («Недельные отчеты») Чему я научился за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными?

Слайд 16

Техники самооценивания: «Недельные отчёты» Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. «Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса: 1. Чему я научился за эту неделю? 2. Какие вопросы остались для меня неясными? 3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал? 02.11.22

Слайд 17

Оценивание может проходить по листу самооценки за каждую учебную задачу.

Слайд 18

Оценочный лист «Списывание» Ф.И. ___________________________________________ Критерии оценивания Ученик Учитель Красная строка Большая буква Точка Перенос слова Грамотность Аккуратность Отметка

Слайд 19

Оценочный лист « Однокоренные слова» . Ф.И._____________________________________________ Критерии Задание 1 Задание 2 Умею подбирать однокоренные слова Умею находить корень в слове Умею определять значение слова Умею пользоваться алгоритмом Выбери и подчеркни нужный вариант: Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова однокоренными Я могу / сомневаюсь / не могу /различать слова с одним корнем, но разным значением

Слайд 20

Оценочный лист «Безударные гласные». Ф.И._____________________________________________ Критерии Задание 1 Задание 2 Умею ставить ударение в словах Умею находить безударную гласную Умею находить проверочное слово Умею пользоваться алгоритмом

Слайд 21

Оценивание может проходить за группу заданий, ставится отдельная отметка в оценочный лист , а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал.

Слайд 22

Примеры листов самооценки учащихся на уроке. Лист самооценки Ф.И. ученика _____________________________________ Незаконченное предложение СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: я научился было интересно было трудно могу похвалить одноклассников за то, что больше всего мне понравилось особенно хорошо мне удалось свой результат могу оценить как _________

Слайд 23

Лист самооценки Ф.И. ученика__________________________________ 1. На уроке я работал активно пассивно 2. своей работой на уроке я … доволен не доволен 3. урок для меня показался коротким длинным 4. за урок я устал не устал 5. мое настроение стало лучше стало хуже 6. материал урока мне был понятен полезен интересен не понятен бесполезен скучен 7. домашнее задание мне кажется легким интересным трудным не интересным

Слайд 24

На уроках литературного чтения оценивание проходит по критериям, выработанными совместно с детьми. Эти критерия записаны как памятки по оцениванию и находятся у каждого ребёнка.

Слайд 25

Оценочный лист «Чтение по ролям» Своевременно начинал(а) читать свои слова Читал(а) без ошибок Работал(а) голосом, подбирал(а) правильную интонацию Соблюдал(а) знаки препинания. Читал(а) выразительно

Слайд 26

Оценочный лист «Пересказ» Назвал(а) автора и произведение Пересказывал(а) самостоятельно , без помощи учителя Содержание излагал(а) последовательно Искажения при пересказе Точное употребление слов, выражений Выразительность пересказа Правильно ответил(а) на все вопросы Вывод: У меня всё получилось, я могу …. Мне нужно поработать над… Мне требуется помощь (в чём?)….

Слайд 27

Одноклассники также оценивают чтение наизусть , ставя +/- Лист оценивания одноклассников Критерии Назвал(а) автора и произведение Читал(а) наизусть без ошибок Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова Темп чтения (медленный, средний, быстрый) Передал(а) настроения стихотворения Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы Читал(а) достаточно громко Слушал(а) с интересом

Слайд 28

Критерии оценки выразительного чтения стихотворения: Сказал имя автора и название стихотворения – 1 балл Читал, соблюдая ударение, паузы и знаки препинания – 2 балла Читал громко – 1 балл Читал целыми словами – 1 балл Всего: 5 баллов

Слайд 29

Критерии оценки работы при выполнении опыта № п / п. Критерии Количество баллов 1 Выполнял опыт и наблюдал 1 балл 2 Сделал вывод 1 балл 3 Задавал вопросы 1 балл 4 1 балл 5 1 балл Всего 5 баллов

Слайд 30

Критерии оценки работы группы над проектом № п / п Критерии Кол-во баллов 1 Мы тщательно изучили тему проекта 1 2 Распределили обязанности участников проекта 1 3 Провели исследование по теме проекта 2 4 Каждый участник команды участвовал в сборе информации 1 5 Работали в группе дружно, не ссорились 1 6 Подобрали необходимый изобразительный и музыкальный ряд для презентации проекта 1 7 Правильно распределили время работы над проектом 1 8 Проанализировали свои действия 1 9 Создали презентацию для представления проекта 1 10 Защитили свой проект перед аудиторией 2 11 Ответили на вопросы, заданные одноклассниками 2 Итого (количество баллов) 14

Слайд 31

Техника «Маршрутный лист»

Слайд 32

Техника «Маршрутный лист» Модель оценочного листа

Слайд 33

Критериальное самооценивание позволяет: Ученику научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения; фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов; планировать собственные действия по коррекции работы; знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха; участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

Слайд 34

Критериальное оценивание позволяет: Учителю получить информацию о достижениях и проблемах учащихся; делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность; получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке; проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика; заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.

Слайд 35

Критериальное оценивание позволяет: Родителям получать доказательства уровня обученности ребенка; отслеживать прогресс в обучении ребенка; обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Слайд 36

Принципы критериального оценивания: Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, комментируя деятельность учащихся. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. Учитель применяет методики и инструменты обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. Учитель создаёт условия для мотивации ученика. Учитель развивает у учеников способность к самооцениванию и улучшению собственных результатов.

Слайд 37

Выводы: Технология критериального оценивания способствует: снижению школьной тревожности ученика; формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда, а не наказания.

Слайд 38

Использованная литература: Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006 Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.

Слайд 39

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

В презентации представлены дидактические игры и занимательные задания по  математике для учащихся начальных классов....

Презентация "Использование ИКТ на уроках в начальной школе

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с...

Презентация "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"

Использование на уроках ИКТ позволяет реализовать следующие цели и задачи:активизация познавательной деятельности в интерактивном режиме;формирование умений учебной, экспериментальной и исследовательс...

Презентация "Проектная деятельность на уроках в начальной школе"

Данная презентация предназначена для выступления учителей начальных классов на семинарах и конфференциях (теоретическая часть)....

Презентация на тему "Типология уроков в начальной школе по ФГОС"

·         Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах раб...

Критериальное самоценивание на уроках в начальной школе

Критериальное самоценивание на уроках в начальной школе...

Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:"Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе".

Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе»...