Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
методическая разработка

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье, по концепции ФГОС, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

 Здоровьесбережение - это совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участникам. При этом обязательно выполнение следующих условий:

1.Учет индивидуальных особенностей детей;

2.Получение оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах времени и сил учащихся;

3.Обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе;

4.Обучение ребенка самостоятельной собственной защите от стрессов, обид, оскорблений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование методов обучения, воспитания и

диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся

с особыми образовательными потребностями

Учитель: Гусева О.В.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье, по концепции ФГОС, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

 Здоровьесбережение - это совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участникам. При этом обязательно выполнение следующих условий:

1.Учет индивидуальных особенностей детей;

2.Получение оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах времени и сил учащихся;

3.Обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе;

4.Обучение ребенка самостоятельной собственной защите от стрессов, обид, оскорблений.

Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья.

Огромное значение для поддержания работоспособности обучающихся на уроке, а, следовательно, улучшения усвоения знаний и умений имеют методы преподавания.

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.

Всё это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий в учебно-воспитательном процессе в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время.

Задачи оздоровления:

1.Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью. Понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждение желания следовать здоровому образу жизни.
2. Обучение  детей нормам здорового образа жизни.
3. Профилактика  наиболее широко распространённых заболеваний.

Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышение уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает, в конечном счёте, здоровье и информированность.

Моя работа по оздоровлению школьников проводится в нескольких направлениях.

1.  Профилактика  и коррекция  нарушения зрения.

Проводится гимнастика для глаз, физминутки для глаз. В классе есть различные траектории на стенах и на таблицах (каждая траектория изображена своим цветом), по этим траекториям движется глаз ребёнка во время выполнения физкультурных минуток.

Упражнение «Перемещение взгляда при закрытых глазах».

Цель - снять болезненные ощущения, восстановить «смазку» глаз. Положение - сидя или стоя. Длительность - 30-45 секунд. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно, чувствуя напряжение глазных мышц, переведите глаза в крайнее левое положение. Медленно, с напряжением переведите глаза в крайнее правое положение. Повторите упражнение 10 раз.

Коррекционные   физминутки -  это общеразвивающие упражнения, выполняемые в сочетании с движениями глаз  для укрепления зрения,  проводятся на  уроках,  самоподготовке,  внеклассных занятиях. 

Упражнение «Большие повороты»

Цель: улучшить  зрение  и снизить или полностью снять болезненные ощущения, чувство дискомфорта и утомления.

Встаньте, расставьте ступни ног на расстоянии около 30 см друг от друга и обратившись лицом к одной из стен комнаты. Отрывая немного левую пятку от пола, поворачивайте одновременно плечи, голову и глаза вправо до тех пор, пока линия плеч не станет перпендикулярной стене, к которой вы были обращены лицом. Чередуйте попеременные взгляды то на правую, то на левую стену, обращая внимание на то, чтобы голова и глаза двигались вместе с плечами.

Зрительные гимнастики – способствуют оздоровительному эффекту, предупреждают зрительное утомление,  проводим  между  вторым  и  третьим   уроками  и  перед  самоподготовкой,    (в нашем классе о начале зрительной гимнастики предупреждает звонок). Зрительная гимнастика  включает  комплексы  зрительных упражнений с   тренировкой  глазодвигательных  мышц,   снятие зрительного напряжения, массаж глаз.

Массаж глаз -  проводится во  второй  половине  дня,  его элементы включаются в зрительные гимнастики. Он прекрасно восстанавливает зрение, усиливает кровообращение, улучшает обмен веществ в тканях глаз, укрепляет мускулатуру глаз.

Рисуй глазами треугольник (тренировочное упражнение)

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни  вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води

И на бочок её клади.

2. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и коррекция осанки.

 Физминутки для снятия усталости

Мы семь раз в ладоши хлопнем,        (7 хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний)

Восемь раз ногами топнем. Прибавляем три к семи –

Столько мы присесть должны

Шеей крутим осторожно –        (Вращение головой вправо и влево).

Голова кружиться может. Влево смотрим – раз, два, три. Так. И вправо посмотри.

А теперь, ребята, встали, Быстро руки вверх подняли – В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.

(Дети садятся за парты)

Быстро руки вверх подняли – В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.

Вверх потянемся, пройдемся,

(Потягивание – руки вверх, ходьба на месте).

И за парты вновь вернемся.

(Дети садятся за парты)

3. Проведение  психогимнастики,  направленной на развитие различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и эмоционально – личностной сферы. Специальные игровые упражнения направлены на совершенствования внимания, памяти, воображения.

Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы. Психогимнастика помогает «включать» взаимопонимание и учит распознавать в невербальном поведении других эмоциональную составляющую.

Тренировка эмоций

Попросите ребенка изобразить как:

·         радуется утреннее солнышко

·         кот растянулся на солнце

·         ребенок есть вкусную конфету

А теперь пусть он:

·         нахмуриться как осенняя тучка

·         изобразит рассерженного человека

·         изобразит злость и ярость

Теперь попробуем показать испуг:

·         как выглядит потерявшийся котенок?

·         заяц встретился с волком

·         мальчик зашел в темный мрачный лес

А теперь надо изобразить усталость:

·         папа пришел усталым с работы

·         мама мыла посуду, убирала и устала

·         мальчик несет очень тяжелую сумку

Ребята с удовольствием выполняют подобные упражнения.

4.Кинезиологическая гимнастика (упражнения для межполушарного развития).

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке.

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе.

«Качание головой»

Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед, и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

5. Рефлексия содержания учебного материала.  Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения: «Я не знал – теперь я знаю». Даются ученикам фразы, а они заканчивают их. У ребенка есть

возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Своей работой на уроке я:

-доволен…

-не совсем доволен…

-я недоволен, потому что…

Сегодня на уроке я:

  • научился…

-было интересно…

-было трудно…

-больше всего понравилось …

-этот урок дал мне…

Применение здоровьесберегающих технологий даёт возможность не только создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, снижать риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников, но и способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

6. Организация режима учебного процесса.

Если в режиме дня не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведёт к развитию ранней усталости, утомлению и переутомлению. Уменьшается эффективность урока и увеличивается время на выполнение домашних заданий.

Поэтому при составлении расписания учитывается работоспособность детей в каждый из дней, каждый из уроков и трудность предметов. Расписание составляется по нормам СанПиН.

7. Проведение  комплекса  общеоздоровительных мероприятий.

Физкультурные минутки, включающие комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения на уроках, активные перемены, индивидуальные и групповые оздоровительные упражнения в спортивном зале.

 В учебной и внеклассной деятельности младших школьников ведётся пропаганда здорового образа жизни. В школе во внеурочной деятельности ведется курс «Уроки докторов здоровья».

На уроках русского языка и литературного чтения используются задания, где включаются пословицы о здоровье, провожу небольшие беседы.

Через познавательные конкурсно-игровые программы, викторины, классные часы, спортивные праздники формируются навыки здорового образа жизни.

В школе организовано горячее питание для учащихся класса и всей начальной школы.



Предварительный просмотр:

Совершенствование методов обучения, воспитания и

диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся

с особыми образовательными потребностями

Учитель: Гусева О.В.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье, по концепции ФГОС, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

 Здоровьесбережение - это совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участникам. При этом обязательно выполнение следующих условий:

1.Учет индивидуальных особенностей детей;

2.Получение оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах времени и сил учащихся;

3.Обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе;

4.Обучение ребенка самостоятельной собственной защите от стрессов, обид, оскорблений.

Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья.

Огромное значение для поддержания работоспособности обучающихся на уроке, а, следовательно, улучшения усвоения знаний и умений имеют методы преподавания.

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.

Всё это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий в учебно-воспитательном процессе в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время.

Задачи оздоровления:

1.Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью. Понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждение желания следовать здоровому образу жизни.
2. Обучение  детей нормам здорового образа жизни.
3. Профилактика  наиболее широко распространённых заболеваний.

Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышение уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает, в конечном счёте, здоровье и информированность.

Моя работа по оздоровлению школьников проводится в нескольких направлениях.

1.  Профилактика  и коррекция  нарушения зрения.

Проводится гимнастика для глаз, физминутки для глаз. В классе есть различные траектории на стенах и на таблицах (каждая траектория изображена своим цветом), по этим траекториям движется глаз ребёнка во время выполнения физкультурных минуток.

Упражнение «Перемещение взгляда при закрытых глазах».

Цель - снять болезненные ощущения, восстановить «смазку» глаз. Положение - сидя или стоя. Длительность - 30-45 секунд. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно, чувствуя напряжение глазных мышц, переведите глаза в крайнее левое положение. Медленно, с напряжением переведите глаза в крайнее правое положение. Повторите упражнение 10 раз.

Коррекционные   физминутки -  это общеразвивающие упражнения, выполняемые в сочетании с движениями глаз  для укрепления зрения,  проводятся на  уроках,  самоподготовке,  внеклассных занятиях. 

Упражнение «Большие повороты»

Цель: улучшить  зрение  и снизить или полностью снять болезненные ощущения, чувство дискомфорта и утомления.

Встаньте, расставьте ступни ног на расстоянии около 30 см друг от друга и обратившись лицом к одной из стен комнаты. Отрывая немного левую пятку от пола, поворачивайте одновременно плечи, голову и глаза вправо до тех пор, пока линия плеч не станет перпендикулярной стене, к которой вы были обращены лицом. Чередуйте попеременные взгляды то на правую, то на левую стену, обращая внимание на то, чтобы голова и глаза двигались вместе с плечами.

Зрительные гимнастики – способствуют оздоровительному эффекту, предупреждают зрительное утомление,  проводим  между  вторым  и  третьим   уроками  и  перед  самоподготовкой,    (в нашем классе о начале зрительной гимнастики предупреждает звонок). Зрительная гимнастика  включает  комплексы  зрительных упражнений с   тренировкой  глазодвигательных  мышц,   снятие зрительного напряжения, массаж глаз.

Массаж глаз -  проводится во  второй  половине  дня,  его элементы включаются в зрительные гимнастики. Он прекрасно восстанавливает зрение, усиливает кровообращение, улучшает обмен веществ в тканях глаз, укрепляет мускулатуру глаз.

Рисуй глазами треугольник (тренировочное упражнение)

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни  вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води

И на бочок её клади.

2. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и коррекция осанки.

 Физминутки для снятия усталости

Мы семь раз в ладоши хлопнем,        (7 хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний)

Восемь раз ногами топнем. Прибавляем три к семи –

Столько мы присесть должны

Шеей крутим осторожно –        (Вращение головой вправо и влево).

Голова кружиться может. Влево смотрим – раз, два, три. Так. И вправо посмотри.

А теперь, ребята, встали, Быстро руки вверх подняли – В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.

(Дети садятся за парты)

Быстро руки вверх подняли – В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.

Вверх потянемся, пройдемся,

(Потягивание – руки вверх, ходьба на месте).

И за парты вновь вернемся.

(Дети садятся за парты)

3. Проведение  психогимнастики,  направленной на развитие различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и эмоционально – личностной сферы. Специальные игровые упражнения направлены на совершенствования внимания, памяти, воображения.

Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы. Психогимнастика помогает «включать» взаимопонимание и учит распознавать в невербальном поведении других эмоциональную составляющую.

Тренировка эмоций

Попросите ребенка изобразить как:

·         радуется утреннее солнышко

·         кот растянулся на солнце

·         ребенок есть вкусную конфету

А теперь пусть он:

·         нахмуриться как осенняя тучка

·         изобразит рассерженного человека

·         изобразит злость и ярость

Теперь попробуем показать испуг:

·         как выглядит потерявшийся котенок?

·         заяц встретился с волком

·         мальчик зашел в темный мрачный лес

А теперь надо изобразить усталость:

·         папа пришел усталым с работы

·         мама мыла посуду, убирала и устала

·         мальчик несет очень тяжелую сумку

Ребята с удовольствием выполняют подобные упражнения.

4.Кинезиологическая гимнастика (упражнения для межполушарного развития).

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке.

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе.

«Качание головой»

Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед, и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

5. Рефлексия содержания учебного материала.  Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения: «Я не знал – теперь я знаю». Даются ученикам фразы, а они заканчивают их. У ребенка есть

возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Своей работой на уроке я:

-доволен…

-не совсем доволен…

-я недоволен, потому что…

Сегодня на уроке я:

  • научился…

-было интересно…

-было трудно…

-больше всего понравилось …

-этот урок дал мне…

Применение здоровьесберегающих технологий даёт возможность не только создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, снижать риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников, но и способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

6. Организация режима учебного процесса.

Если в режиме дня не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведёт к развитию ранней усталости, утомлению и переутомлению. Уменьшается эффективность урока и увеличивается время на выполнение домашних заданий.

Поэтому при составлении расписания учитывается работоспособность детей в каждый из дней, каждый из уроков и трудность предметов. Расписание составляется по нормам СанПиН.

7. Проведение  комплекса  общеоздоровительных мероприятий.

Физкультурные минутки, включающие комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения на уроках, активные перемены, индивидуальные и групповые оздоровительные упражнения в спортивном зале.

 В учебной и внеклассной деятельности младших школьников ведётся пропаганда здорового образа жизни. В школе во внеурочной деятельности ведется курс «Уроки докторов здоровья».

На уроках русского языка и литературного чтения используются задания, где включаются пословицы о здоровье, провожу небольшие беседы.

Через познавательные конкурсно-игровые программы, викторины, классные часы, спортивные праздники формируются навыки здорового образа жизни.

В школе организовано горячее питание для учащихся класса и всей начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-коммуникативных навыков детей с особыми образовательными потребностями в интерактивной среде игрового холла

Поиск форм и технологий для развития речевых и познавательных возможностей детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) очень актуален. Одним из актуальных подходов в современной...

Нетрадиционные методы обучения, воспитания и развития для детей с ОВЗ.

Знакомство с нетрадициоными методами коррекции и развития детей с ОВЗ в специальном (коррекционном) классе VII вида. Арт- терапия как синтез нескольких областей научного знания —  искусства...

Методические разработки по совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся.

Методические разработки по совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся....

Нетрадиционные методы обучения воспитания и развития детей с ОВЗ

Полноценная и качественная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ возможна лишь при условии тесного взаимодействия всех участников сопровождения.Нетрадиционные методы в коррекционной педагогик...

Дифференциация обучения и воспитания на основе гендерного подхода - эффективное средство развития и социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями.

В статье рассматриваются вопросы использования гендерного подхода обучения и воспитания детей  в логопедической практике....

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями....

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями...