"Школьная адаптация учащихся с ОВЗ УО (ИН) - 1 класса"
статья

Борщева Ирина Борисовна

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. В этот период первоклассники отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, ситуативностью поведения.

Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии.Одним из важнейших условий обучения ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_adaptatsiya_1_klassov_.docx282.81 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная адаптация учащихся с ОВЗ УО (ИН) - 1 класса

Учитель начальных классов: Борщева И. Б.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. В этот период первоклассники отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, ситуативностью поведения.

Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии.

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Одним из важнейших условий обучения ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

Основываясь на различных многоуровневых структурах адаптации детей к школе, которые были представлены З.Л. Шинтаревой, В.М.Матюхиной, Л.А. Ясюковой, создала свою классификацию Д.Ю. Соловьева.  Классификация показателей приспособленности детей к систематическому обучению в школе.

1. Организационная адаптация. Это приспособление к новой системе организации жизни. Она отражает принятие ребенком новой социальной позиции школьника.

2. Учебно-мотивационная адаптация.  Сформированность системы учебных мотивов является одним из условий, необходимых для успешной учебной деятельности на протяжении всего школьного периода.

3. Психологическая адаптация отражает состояние эмоциональной сферы детей в процессе учебной деятельности и психологическое здоровье школьников в целом.

4. Социальная адаптация выявляет поведенческие особенности ребенка в процессе школьного обучения, устанавливает контакт с учителем и одноклассниками.

Совокупность данных признаков характеризует степень адаптированности ребенка в школе, в то время как отклонения хотя бы в одном из них свидетельствуют о нарушениях приспособления к школе и риске возникновения дезадаптации.

1 «-» класс носит статус класса детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В нем обучаются дети с разными уровнями способностей. Обучающиеся, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции. У всех детей класса отмечается недоразвитие коммуникаций, не особое желание идти на контакт со сверстниками. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и так далее. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых ребят эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, апатия). Дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Дети не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение.

Отсюда следует, что у детей с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в школу проявляется недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе:

- нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации;

- недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться и адекватно вести себя;

- низкая познавательная активность;

- низкий уровень развития речи;

- несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности;

- несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности;

- недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности;

- недостаточное развитие мелкой моторики руки;

- несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука-глаз»;

- низкий уровень развития фонематического слуха (умение различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слогов).

Рассматривая, субъективные признаки дезадаптации и особенности развития умственно отсталого школьника мы видим: низкий уровень мотивации к обучению, негативное отношение к школе, несформированность элементов и навыков учебной деятельности, неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности, неспособность приспособиться к темпу школьной жизни.

Цель: обеспечение психологической адаптации детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к школьному обучению в условиях реализации ФГОС для умственно отсталых школьников и профилактика школьной дезадаптации, возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене.

Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных БУД;

Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных БУД.

Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

Таким образом, можно предположить, что только специальная организация коррекционно–развивающей среды и включение в нее ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечат формирование структурных компонентов учебной деятельности и создадут необходимые предпосылки к обучению ребенка на последующих возрастных этапах.

Актуальность работы определяется возможным закреплением школьной дезадаптации у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), при переходе от дошкольного обучения к школьному образованию.

Для успешного овладения умственно отсталыми детьми учебной деятельностью необходим индивидуальный подход, который осуществляется на коррекционно-развивающихся занятиях. Этот подход заключается в направленности обучения на коррекцию дефектов психики, присущих школьникам с интеллектуальной недостаточностью.

Особенностью обучения является размытость границ между учебными занятиями и повседневной жизнью.

В связи с этим, можно сделать вывод, что у детей с умственной отсталостью в большинстве случаев страдают все виды школьной адаптации: организационная, учебно-мотивационная, психологическая и социальная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптация является сложным процессом, включающим совместную работу педагогов, психологом и семьи ребенка. Высокий уровень приспособления к меняющимся условиям является залогом успешного формирования личности ребенка не зависимо от наличия психического или физического недостатка. Процесс социализации и адаптации ребенка предполагает активное воздействие с социумом, а именно: включение его в систему общественных отношений, усвоение и принятие им целей, ценностей, норм поведения, принятых в обществе.

На сегодняшний день, главной проблемой остается адаптация диагностического инструментария и коррекционно-развивающих программ для детей с умственной отсталостью. Следовательно, целью следующей работы будет анализ психодиагностического инструментария и адаптация с учетом психических и возрастных особенностей обследуемых детей.

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка.

Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация учащихся 1-х классов к школьному обучению

Результаты диагностики, выводы, рекомендации...

отчет по адаптации учащихся 1 класса на основе анкеты для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

Диагностические методики в период адаптации учащихся 1-Х КЛАССОВАнкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой...

Программа по адаптации учащихся начальной школы к 1 классу.

Помощь первоклассникам в адаптации к школьному обучению....

Коррекционное занятие в период адаптации учащихся первых классов к школьному обучению "Расскажи мне о себе"

Данное коррекционное занятие направлено на создание у учащихся первых классов положительнуюмотивацию к школьному обучению в период адаптации. Занятие проводится с элементами технологии "Преобразование...

Школьная адаптация учащихся

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.К 6 - 7 годам...

Адаптация учащихся 1 класса к школьному обучению.

Рекомендации и тезисы успешного прохождения адаптационного периода учащихся 1 класса....