Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)
статья

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, развлечения.

Мнение педагогов о том, что прогулка – одна из наиболее лёгких педагогических форм, является заблуждением. Только усвоив сущность прогулки, вскрыв её огромные воспитательные возможности, каждый педагог сможет по достоинству оценить её и включить в арсенал своих методических средств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Что такое прогулка?

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, развлечения.

Мнение педагогов о том, что прогулка – одна из наиболее лёгких педагогических форм, является заблуждением. Только усвоив сущность прогулки, вскрыв её огромные воспитательные возможности, каждый педагог сможет по достоинству оценить её и включить в арсенал своих методических средств.

Цели и задачи прогулок:

- организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор);

- участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, прополка клумб, изготовление кормушек, скворечников);

- развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности;

- формировать правильные представления и понятия об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;

- активизировать самостоятельную деятельность детей;

- выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы;

- воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе;

- обеспечивать двигательную активность детей на воздух.

Во время  прогулок у учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культуры поведения.

Процесс воспитания, направленный на формировани личности ребёнка, создаёт предпосылки социальной адаптации  ребёнка.

На прогулке проводятся запланированные в группее беседы.  Обычно это короткие беседы по подобранной специально иллюстрации, интересной статье, рассказу в газете или по тв.  Правильно построенная беседа создаёт возможность не только дать детям определённые знания или закрепить их, но и развивает мышление, т.е. учит производить анализ, сравнение, обобщение, организовывает внимание.

Прогулка – это одна из форм отдыха  воспитанников в группе продленного дня. Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.

Подготовка к прогулке

1. Определить вид прогулки.

2. Установить цель.

3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним.

4. Выбрать место проведения.

5. Определить затраты времени на прогулку.

6. Разработать задание.

7. Наметить виды деятельности учащихся.

8. Составить конспект прогулки.

Требования к организации прогулки

1. Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.

2. Сообщить цель прогулки.

3. Рассказать о маршруте и заданиях.

4. Указать порядок следования по маршруту.

5. Назначить ответственных.

6. Провести инструктаж по ТБ.

Виды прогулок  и их организация в ГПД   

1. Прогулка-наблюдение за

• сезонными изменениями в природе;

• особенностями растительного мира;

• жизнью домашних и диких животных;

• трудом и отдыхом людей.

2. прогулка-задача,    направленная   на   решение   какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:

• расстояние;

• величину предмета;

• высоту предмета;

• его цвет;

• крутизну склона;

• направление и скорость ветра.

3. прогулка-поиск, во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

• лекарственные травы;

• сеянцы;

• семена деревьев;

• природный материал для гербария, коллекции и т.д.

4. прогулка-поход на

• скорость;

• выносливость;

• дисциплину;

• внимание;

• ориентирование на местности.

5. прогулка-фантазия должна представить возможность:

• сделать фотосессию;

• изготовить поделку из природного материала;

• сплести венок, корзину;

• составить букет из листьев, цветов, веток;

• придумать рассказ, составить описание.

6. прогулка-экскурсия, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:

• местные достопримечательности;

• различные предметы и объекты;

• редкие цветы, деревья, кустарники;

• заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека .

7. прогулка-практикум,  предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:

• по правилам дорожного движения;

• по технике безопасности;

• по трудовым навыкам;

• по ориентированию;

• по культуре поведения.

8. комбинированная прогулка проводится в сочетании с

• играми;

• спортивными занятиями;

• трудом;

• экскурсионной работой.

Прогулка проводится ежедневно после обеда и до самоподготовки.

Ее продолжительность - 1,5 часа.

В процессе воспитания  детей с ОВЗ сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно-ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания и  жизненного опыта.

Во время прогулок создаются такие педагогические ситуации, когда должны действовать и вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Эти навыки необходимы для регулирования поведения детей, они помогают выработать этические нормы отношений с окружающими, приучают ребят к дружелюбию и вежливости, уважению и чуткости по отношению к другому.

Это же простые нормы нравственности, которые составляют начальную азбуку морали, на основе которой растёт и формируется система высших нравственных ценностей.

На прогулках-практикумах отдельные правила многократно отрабатываются в искусственно-созданных условиях.

В процессе такой работы происходит постепенное и последовательное развитие знаний, умений и навыков детей – от правил культурного поведения, воспитанности к осознанию и усвоению простых норм нравственности.

Примерные  беседы на прогулках:

Тема: «Этические нормы общения» беседы: «Вежливо-невежливо», «Кто опрятен, тот приятен».

Тема: «Основы этикета» беседы: « Хочу, не хочу и надо», «Правила для всех».

Тема: «Нормы отношений с окружающими» беседы: « От чего зависит настроение», «Эмоции и здоровье».

Беседа по теме:  «Правила поведения на природе».

Краткая формулировка правил поведения на природе:

1. Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.

2. Не повреждай кору деревьев.

3. Не рви цветов на лугу. Пусть красивые растения и цветы остаются в природе.

4. Съедобные ягоды собирай так, чтобы не повреждать веточек.

5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

6. Не разоряй птичьи гнёзда.

7. Не шуми в лесу и в парке.

В заключение ещё раз об этапах проведения прогулки.

- Подготовку к прогулке начинать с анализа ранее проведенных прогулок, с тем, чтобы намеченная прогулка не походила на предшествующую.

- Определить цель и вид прогулки, наметить маршрут. Если маршрут не знаком, внимательно изучить его, во избежание каких-либо неожиданностей.

- Зная силы и возрастные возможности детей, установить время прогулки, расстояние, места временного отдыха, объекты наблюдения. В расчёт брать время года, погоду, особенности местности.

- Наметить виды деятельности детей, определить, какие черты личности, характера, поведения будут формироваться, и корректироваться, какие взгляды и мысли будут переданы детям во время прогулки.

Прогулку нужно начинать с сообщения по технике безопасности,  если есть необходимость, дать поручения отдельным воспитанникам, распределить обязанности. Затем наблюдаем за одеванием и организованным выходом из школы, напомнить группе о правилах поведения на улице и сообщить маршрут.

Назначив из числа детей направляющих и замыкающих, выбрать место среди детей с таким расчётом, чтобы было удобно наблюдать за ними, и в любой момент можно было бы приостановить движение.

При движении по маршруту проводить индивидуальные или групповые беседы с детьми. Делать остановки для того, чтобы обратить внимание группы на тот или иной объект. Если требуется ответить на вопросы детей, так же делать периодические остановки.

Общение со всеми детьми обязательно по всем вопросам. Любой вопрос воспитанника требует ответа, всякое слово – внимания. Раз отмахнулся, другой раз не ответил, а потом уже и не подойдут, не захотят поделиться.

По окончании прогулки провести проверку состава группы, подвести итог прогулки и разрешить войти в здание школы. При этом следить за порядком в раздевалке и за тем, чтобы дети не входили в помещение в грязной или покрытой снегом обуви.

При планировании учитывать, что прогулки проводятся регулярно. Поэтому они должны быть разнообразны, использовать различные виды, вносить элементы новизны.

Во время прогулок проходит развитие эмоционально-волевой сферы (через игру), развивается воображение с переходом в действие развития мыслительной деятельности, познание отдельных предметов через трудовые навыки (составление буклетов лекарственных растений, сбор листьев) и т.д.

Работа  направлена на оздоровительные мероприятия, на отношения между детьми, на развитие и коррекцию поведения. Необходимо развивать доверительные отношения друг к другу и взрослым. Развивать социально-бытовую сферу жизни детей (сходить в магазин, в поликлинику, на почту, в банк). Пространственные связи, ориентировка на местности (переходить дорогу, площадь).

Используя хорошую погоду, нужно проводить профилактические мероприятия по обучению  здоровому образу жизни. Чем больше дети на воздухе, тем больше двигаются, катаются на качелях, бегают, играют в подвижные игры, тем больше развивается опорно-двигательный аппарат, а это, в свою очередь, даёт заметный скачок в развитии интеллекта у детей, способствует  социальной адаптации детей с ОВЗ в обществе.

Элементы занимательности на занятиях и во время экскурсий в природу

1. Театрализованное представление «Волшебный огород».

Методическое указание. Проводится после экскурсии в огород осенью.

Девочка Маша (ее роль исполняет ученица 4 класса) пришла в огород за овощами для обеда и просит разрешения взять их у бабушки Загадушки, рядом с которой сидит пёсик Черный носик.

Бабушка Загадушка. Мой огород богатый. Растут в нем и капуста, и морковь, и лук, и зеленый огурчик. Только взять их нелегко: хитрый волшебник спрятал их в загадки, назвал именами людей и посадил пёсика Черного носика стеречь огород. Только того, кто отгадает загадки, пустит пёсик в огород.

Маша (печально). Что же мне делать? Не сумею я отгадать загадки.

Бабушка Загадушка. А ты ребят попроси, они смышленые, живо отгадают.

Дети с радостью соглашаются помочь Маше. И вот бабушка Загадушка загадывает загадки, а Маша с помощью ребят разгадывает и объясняет их.

1. Красная девица родилась в темнице,

Выкинула косу за окошко ловко.

Наступает осень, выдернут... (морковку).

2. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке зеленые прядки. (Морковь.)

3. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю. (Лук.)

4. Скинули с Егорушки золотые перышки,

Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук.)

5. Закутан ребенок в сорок пеленок. (Капуста.)

6. Кругла да гладка, откусишь - сладка,

Засела крепко на грядке... (репка).

7. Кругленькие братцы в домике ютятся,

В домике зеленом им совсем неплохо,

Варят их в бульоне и зовут... (горохом).

8. И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Подкопай его немножко - под кустом найдешь... (картошку).

Бабушка Загадушка хвалит детей за то, что они отгадали все загадки и помогли Маше набрать в корзинку овощей.

На дом дети получают задание: найти новые загадки об овощах.

2. Задания Ежа Ежовича.

Описание. Знания детей проверяет Ёж Ежович. Он сделан из картона, а на его иголках наколоты картинки, изображающие листочки, яблоки, грибы. Дети снимают их и читают (с помощью воспитателя или самостоятельно) вопросы и задания, написанные на обратной стороне. Например:

Его из леса ветер гонит,

И, как на крыльях, он летит,

И сам он в речке не утонет,

И в ней воды не замутит.

Уносит осенью поток

Опавший желтенький... (листок).

Детям надо определить, с чьей ветки эти детки (по картинкам, где нарисованы плоды и листья деревьев и кустарников).

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы.)

Воспитатель задает вопросы:

1. Назовите съедобные грибы. Найдите их на картинках.

2. Какие птицы улетают от нас осенью?

3. Какой зверек летом серый, а зимой белый?

3. Инсценировки по рассказам.

Дети исполняют инсценировки по рассказам Н. Сладкова или Э. Шима. Например, разыгрывается такой диалог белки и медведя.

- Ау, Медведь! Ты что по ночам делаешь? -Я-то? Да ем.

- А днем?

- И днем ем.

- А утром?

- Тоже ем.

- Ну, а вечером?

- И вечером ем.

- А когда же ты не ешь?

- Да когда сыт бываю.

- А когда ты сыт бываешь? -Да никогда...

4. Загадка - преддверие экскурсии.

1) Перед началом зимней экскурсии воспитатель предлагает детям загадку.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

«Конечно, зима», - отвечают дети. Воспитатель сообщает, что во время экскурсии они будут искать отгадки на зимние загадки. А загадок у зимы много - и про снег, и про мороз, и про лед на реке. Так дети не только отгадывают загадки, но и наблюдают, какие изменения происходят в природе зимой.

2) Загадку о дереве воспитатель загадывает детям в начале экскурсии в парк.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

 

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели.

Затем под руководством воспитателя дети учатся различать лиственные и хвойные породы деревьев.

Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

При подведении итогов экскурсии воспитатель от имени Зимушки-Зимы обязательно должен похвалить ребят за их активность и наблюдательность.

5. Письмо Почемучки.

На одном из занятий в классе воспитатель показывает детям конверт, адресованный им. Когда его вскрывают, то обнаруживают в нем письмо Почемучки. Там, где живет Почемучка, нет зимы, и он просит ребят рассказать ему о зиме и ответить на его вопросы. Вопросы могут быть следующие:

1. Что такое зима?

2. Какие месяцы считаются зимними?

3. Как объяснить пословицы?

• Декабрь год кончает, зиму начинает.

• Январь - году начало, зиме середина.

• Вьюги да метели под февраль налетели.

По приготовленным заранее картинкам дети рассказывают о медведе, лисе, белочке, зайце, еже. О каждом животном заранее подбираются маленькие стихотворения.

Белка пряталась в дупло:

В нем и сухо и тепло,

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

 

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

По картинкам дети вспоминают и о том, какие птицы улетают осенью, какие остаются зимовать. В заключении занятия рассказывают Почемучке о своих зимних забавах, о веселом празднике - встрече Нового года. А чтобы Почемучке легче было представить зиму, воспитатель предлагает детям выполнить рисунки о зиме и отправить их Почемучке.

6. Зимующие птицы.

Отправившись в воображаемое путешествие в зимний лес, ученики знакомятся с зимующими птицами. На одном из занятий воспитатель показывает рисунок, изображающий зимний лес и предлагает детям прогуляться по лесу, внимательно посмотреть, какие птицы в нем остались зимовать.

Черный жилет,             Нос как топор,

Красный берет,            Хвост как упор.

Многие ребята узнают дятла. Один из учеников находит фигурку птицы среди других, разложенных на столе, и прикрепляет ее на доску (можно установить муляж зимнего дерева).

- Почему так говорят про дятла? Как еще называют дятла?

Воспитатель выясняет знания детей и дополняет их. Дачее воспитатель показывает детям шишку, побывавшую в «кузнице» дятла и рассказывает, что там, где кормится дятел, часто можно видеть стайки синичек, так как среди упавших кусочков коры может встретиться жучок или личинка. В голодные зимние дни даже маленький жучок становится добычей для синичек.

Подобным образом дети знакомятся со снегирями, читают о них стихи.

Выяснив, что зимой птицы прилетают ближе к жилью человека, чтобы люди помогли им, позаботились о корме для них, дети читают плакат: «В холодные дни и зимние вьюги

Мы вас не забудем, родные пичуги!»

На дом дети получают задание: понаблюдать за птицами, которые прилетают к кормушке, не забывать насыпать для них корм.

7. Старичок Лесовичок в гостях у ребят.

В гости к детям приходит старичок Лесовичок. В руках у него корзинка с шишками, а на них - листочки с вопросами и загадками о весне.

1. Какие весенние месяцы вы знаете?

2. Угадайте, о каком месяце говорится в каждом из отрывков стихотворений:

Дует теплый южный ветер,

Снег чернеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает,

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

 

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель.)

 

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май.)

3. Какой снег быстрее тает: грязный или чистый, почему?

4. О чем рассказал на экскурсии ручеек?

5. Какое дерево «плачет» весной?

6. Какие цветы появляются первыми?

8. Соревнование - залог активности и любознательности.

Воспитатель продумывает форму соревнования - на лучшую команду или на личное первенство. Итоги воспитатель подводит по-разному: то к веточке, нарисованной на листе бумаги, прикрепляет зеленые, желтые и красные листочки в зависимости от правильности и полноты ответа; то из «снежинок» делает горку; то на кормушку прилетают «птички». (На чьей кормушке их больше?) Дети, правильно ответившие на вопрос или загадку, получают на память фигурку птички, зверя, снежинку или сосульку. Осенний листочек, цветочек и т. д.

Так элементы занимательности, которые использует воспитатель на занятиях и во время экскурсий, делают детей активными и любознательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Как организовать прогулки со школьникамиПрогулки и их виды в режиме группы продленного дня (ГПД)...

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД). Как организовать прогулки со школьниками.

Цели и задачи прогулок:- организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, уборка,);- участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, изг...

Статья: "Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)"

Прогулки должны всемерно содействовать физическому развитию школьника, его активному отдыху. Здоровым детям свойственно отдыхать в активном движении, и поэтому прогулка должна сочетаться с играми и ук...

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД).

Как организовать прогулки со школьниками.Прогулки и их виды в режиме группы продленного дня (ГПД).Цели и задачи прогулок:- организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание рас...

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок в ГПД. Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Что такое прогулка?Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, разв...

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня

В этой публикации описывается как организовать прогулки со школьниками в режиме гпд....

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД).

Прогулка – это одна из форм отдыха воспитанников в группе продленного дня. Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид п...