Образовательное пространство как фактор социального воспитания детей
статья

Архипова Алсу Рифатовна

Понятие «образовательное пространство» отражает многоуровневое и многоаспектное явление педагогической реальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnoe_prostranstvo.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное пространство

как фактор социального воспитания детей

Образовательное пространство. Цель создания образовательного пространства

Понятие «образовательное пространство» отражает многоуровневое и многоаспектное явление педагогической реальности.

Единое образовательное пространство - это система, включающая в себя следующие структурные элементы:

  • совокупность образовательных программ, применяемых технологий,
  • внеучебная и досуговая деятельность;
  • управление учебно-воспитательным процессом;
  • взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Образовательное пространство отвечает следующим требованиям:

  1. Предоставление  обучающимся многообразия знаний и видов деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
  2. Предоставление возможности овладения основами наук на уровне и в темпе, соответствующем его индивидуальным особенностям обучающегося.
  3. Переход от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы; вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность посредством разнообразных форм.
  4. Учет физиологических и психических особенностей обучающихся с целью сохранения их здоровья.

Принципы и структура построения образовательного пространства

Принципы:

  • единство культурного и образовательного пространства, основывается на исторической традиции (база по гармонизации национальных взаимоотношений);
  • индивидуализация, дифференциация, мобильность образовательного пространства. 
  • развивающее, деятельностное образование. Личность ребенка развивается посредством специально-организованного учебно-познавательного процесса. Ребенок приобретает опыт самостоятельно добывать знания, умения, навыки, как основной жизненный принцип;
  • непрерывность и преемственность образовательного процесса (система детский сад-школа), ребенок учится, постоянно обновляя свое образование;
  • демократизация образовательной деятельности. Сотрудничество педагога и воспитанника, преподавателя и администрации образовательной организации.

Структура О.С. (по Е.А. Климову). Им выделяются:

1. Социально-контактная часть среды (личный пример, культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения; учреждения, организации, группы их представителей, с которыми приходится взаимодействовать; «устройство» своей группы и других коллективов, с которыми контактирует человек, реальное место человека в структуре своей группы, включенность его в другие группы и группировки).

2. Информационная часть среды (правила внутреннего распорядка, устав учебного заведения, традиции, правила личной и общественной безопасности, средства наглядности, персонально адресованные воздействия).

3. Соматическая часть среды (собственное тело и его состояния).

4. Предметная часть среды (материальные, физико-химические, биологические, гигиенические условия).

Условия для образовательного пространства

Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики:

-          активность — служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания;

 -          доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса; -          интенсивность показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления; -          когерентность (согласованность) — степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;

-          мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;

-          обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды;

 -          осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса;

-          устойчивость отражает стабильность среды во времени;

 -          широта показывает, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду;

-          эмоциональность отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде.

Функции образовательного пространства

Образовательная функция. Ученики владеют научными знаниями, умениями, навыками, умеют использовать и применять их на практике. Научные знания состоят из фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий, представляющих обобщенную картину мира. Знания являются личностным достоянием, входят в структуру его опыта. 

Воспитывающая функция. В любую эпоху и в любых условиях проявляется закономерность в воспитывающем характере обучения. Обучение воспитывает определенные взгляды, убеждения, отношения, качества личности, создает положительные характеристики полноценного члена общества в будущем.

Развивающая функция. Обучающий процесс всегда развивает, это эффективно проявляется при специальном взаимодействии преподавателя и ученика, влияет на всестороннее личностное развитие обучающихся.

Формирующая функция. Способна сформировать у обучающихся навыки обдумывания и оценки своего поведения и самого себя, помогает умело вести диалог и высказываться, отстаивать собственное мнение.

Функция социализации. культура вводит человека в общество, приобщает человека к жизни в этом обществе, тем самым социализирует человека. Культура питает и растит личность. С младенческого возраста обнаруживается роль социокультурного контекста.


Алгоритм построения образовательного пространства

В соответствии с перечисленными принципами образовательный и воспитательный процесс в подготовительной к школе группе складывается из следующих составляющих:

1. Свободная самостоятельная деятельность детей (игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, упражнения с дидактическими материалами и пр. - по выбору ребёнка).

2. Развивающие занятия в форме непринуждённой деятельности взрослого с детьми:

· игровая деятельность;

· изобразительная деятельность;

· познавательно-исследовательская деятельность;

· музыкальные и физкультурные занятия;

· чтение художественной литературы;

Исходя из этого, пространство группового помещения делится на 3 части:

I. Рабочая зона.

II. Спокойная зона.

III. Активная зона.

При этом все части пространства в зависимости от конкретных задач обладают возможностью изменяться по объёму, то есть имеют подвижные, трансформируемые границы.

Особое внимание уделяется устройству рабочей зоны. Рабочая зона может выступать в трёх видах:

1. Мастерская (для занятий продуктивной деятельностью).

2.Лаборатория (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью).

3. Место свободной деятельности детей по интересам.

Спокойная зона.

Пространство зоны: небольшой ковёр, лёгкие банкетки или диван-трансформер, один-два лёгких столика.

На собственных границах зоны, на стеллажах:

· для чтения художественной литературы - подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями;

· для познавательно-исследовательской деятельности - книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы;

· для игровой деятельности - настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссёрской игры.

Активная зона.

Пространство зоны: ковёр (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся - по ситуации).

На собственных границах зоны, на стеллажах и лёгких столах:

- для сюжетной игры - игрушки разных сюжетнообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты;

- для продуктивной деятельности - крупные напольные конструкторы.

Таким образом, осуществление воспитательно - образовательного процесса в группах подготовки детей к школе, требует рациональной организации пространственно-предметной развивающей среды, от функциональной эффективности которой зависит желание ребёнка учиться и развиваться дальше.

Эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса обеспечивается совокупностью организационно-педагогических условий, включающих:

готовность педагога и ребенка к процессу взаимодействия;

выработку общей стратегии и тактики совместной деятельности;

создание субъектной среды;

выбор методик и способов диагностики определения качественных показателей взаимодействия;

применение форм, методов и технологий, способствующих эффективному субъектному взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.

Развитие творческих способностей является важной стороной эстетического воспитания. Индивидуальное обучение музыке- активное средство развития этих способностей, поэтому оно и занимает видное место в ...

Родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"

Родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"1.     Показать родителям значимость духовно - нравственного воспитания ...

презентация "Социальное воспитание детей с нарушением слуха"

Материал, представленный в презентации, излагает пути и возможности развития и воспитания детей с нарушением слуха....

презентация "Социальное воспитание детей с нарушением слуха"

Материал, представленный в презентации , излагает пути и возможности развития и воспитания детей с нарушенным слухом....

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Младший школьный возраст является чрезвычайно важным для социального и психологического благополучия ребенка. Верное влияние на внутренние механизмы психического развития, особенности влияний социальн...

Презентация: «Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития»

laquo;Специальные образовательные условия обучения и воспитания детейс задержкой психического развития»...