Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников
статья
Статья содержит матеиал об использовании инновационных технологий в современной школе, которое становится базовым требованием к образовательной среде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников
На смену традиционному образовательному пространству приходит внедрение стандартов нового поколения, имеющих инновационный характер. Использование инновационных технологий в современной школе открывает новые возможности для формирования личностного потенциала школьника. Высокий уровень качества начального школьного образования не может быть достигнут без внедрения в учебный процесс инновационных методов. Инновационные технологии — это мощнейший инструмент, позволяющий использовать многообразные формы представления обучающего материала.
Использование инновационных технологий в современной школе становится базовым требованием к образовательной среде. Важно внедрять инновационные ресурсы и методы, начиная с начального уровня школьного образования. Младший школьный возраст (дети 1-4 класс) имеет свои особенности развития, которые необходимо учитывать при внедрении инноваций в образовательный процесс. Л.С. Выготский и В.В. Давыдов в своих научных трудах выделяли, что период начальной школы — это период наиболее активного развития мышления [1]. С.А. Рубинштейн утверждал, что мышление в этом возрасте становится доминирующей функцией [3].
Таким образом, можно сказать, что начало школьного обучения можно считать переходным периодом от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности. Д.В. Эльконин и Л.С. Выготский писали, что младший школьный возраст имеет огромное значение для формирования основных мыслительных процессов, таких как: сравнения, выделения признаков, обобщение, определение понятия, выделение следствия и причин [4].
И.В. Дубровина и Н.Ф. Талызина в своих работах обращали внимание на важность предоставления наглядной информации детям младшего школьного возраста для лучшего усвоения материала [2]. Важным при раскрытии темы является рассмотрение первичной мотивации к активизации учебной деятельности младшего школьника. Первый этап начальной школы, как правило, характеризуется хорошей успеваемостью учащегося, это связано главным образом с отношениями в семье, с соревновательных моментов в коллективе детей, и с личным мотивом: желание получить хорошую оценку, одобрение учителя и родителей.
Вначале у ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Именно на этом этапе необходимо внедрять инновационные методы, так как происходит формирование интереса к содержанию учебной деятельности. Именно здесь инновационные технологии начинают выступать как средство активизации учебной деятельности. Приобретение знаний начинает быть связано с переживанием чувства удовлетворения от своих достижений. И подкрепляется это чувство одобрением и похвалой учителя. И чтобы это чувство достижения сопровождало младшего школьника в течении всего учебного года, необходимо, преподносить информацию с помощью наглядной демонстрации или давать детям творческие задание основанные на инновационном подходе (рисунки, звук, анимация, текст, видео, прзентации и т.д.).
Необходимо отметить, что уроки с использованием инновационных технологий имеют ряд преимуществ: 1. Урок становится более интересным для детей младшего школьного возраста, соответственно, происходит более эффективное усвоение знаний, и повышается уровень наглядности материала. 2. Появляется возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.
Необходимо учитывать при выборе тех или иных инноваций возрастные особенностями младших школьников. У них слабое произвольное внимание и его небольшая устойчивость. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Таким образом, основная задача инновационных технологий в современной начальной школе – это создание такого образовательного пространства, которое способствует наиболее комфортному и интересному усвоению материала.
Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду. Дети приходят в школу с развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). Инновационные технологии позволяют совершенствовать восприятие, расширить кругозор, активизировать учебную деятельность и сделать учебный процесс более управляемым и целенаправленным. Стоит также отметить, что современное школьное образовательное пространство позволяет учителю выбрать среди множества инновационных методов те, которые наиболее соответствуют предмету и стилю занятия. Учитель по-новому может взглянуть на собственный опыт преподавания, освоив и внедрив инновации в свой стиль преподавания на регулярной основе.
Таким образом, можно сказать, что наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учителем и младшим школьником, широкие возможности развития творческих способностей и действий позволяют считать инновационные технологии эффективным средством активизации учебной деятельности в начальной школе. Инновационные технологии способствуют формированию мотивации к учебе, стимулируют инициативу и творческое мышление. Использование инновационных методов в начальной школе позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях.
Список литературы: 1. Л.С. Выготский и проблемы педагогической психологии / В.В. Давыдов. – Москва // Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1991. – С. 5-32. 2. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. –М.: Академия, 1998. 3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 705 с. 4. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва: Издательство «Институт практической психологии», 1995. – 414 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.
В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содерж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/12/picture-33318-1463073629.jpg)
Доклад на ШМО "Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников".
Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-1061418-1538255615.jpg)
«Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников».
В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-1171537-1570387177.jpg)
Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.
Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-809525-1479388134.png)
Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников
В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содерж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/01/picture-794864-1464780153.jpg)
Презентация по теме Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Презентация по теме "Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников"...