Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников
статья

Статья содержит матеиал об  использовании инновационных технологий в современной школе, которое  становится базовым требованием к образовательной среде. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

На смену традиционному образовательному пространству приходит внедрение стандартов нового поколения, имеющих инновационный характер. Использование инновационных технологий в современной школе открывает новые возможности для формирования личностного потенциала школьника. Высокий уровень качества начального школьного образования не может быть достигнут без внедрения в учебный процесс инновационных методов. Инновационные технологии — это мощнейший инструмент, позволяющий использовать многообразные формы представления обучающего материала.

 Использование инновационных технологий в современной школе становится базовым требованием к образовательной среде. Важно внедрять инновационные ресурсы и методы, начиная с начального уровня школьного образования. Младший школьный возраст (дети 1-4 класс) имеет свои особенности развития, которые необходимо учитывать при внедрении инноваций в образовательный процесс. Л.С. Выготский и В.В. Давыдов в своих научных трудах выделяли, что период начальной школы — это период наиболее активного развития мышления [1]. С.А. Рубинштейн утверждал, что мышление в этом возрасте становится доминирующей функцией [3].

Таким образом, можно сказать, что начало школьного обучения можно считать переходным периодом от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности. Д.В. Эльконин и Л.С. Выготский писали, что младший школьный возраст имеет огромное значение для формирования основных мыслительных процессов, таких как: сравнения, выделения признаков, обобщение, определение понятия, выделение следствия и причин [4].

И.В. Дубровина и Н.Ф. Талызина в своих работах обращали внимание на важность предоставления наглядной информации детям младшего школьного возраста для лучшего усвоения материала [2]. Важным при раскрытии темы является рассмотрение первичной мотивации к активизации учебной деятельности младшего школьника. Первый этап начальной школы, как правило, характеризуется хорошей успеваемостью учащегося, это связано главным образом с отношениями в семье, с соревновательных моментов в коллективе детей, и с личным мотивом: желание получить хорошую оценку, одобрение учителя и родителей.

Вначале у ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Именно на этом этапе необходимо внедрять инновационные методы, так как происходит формирование интереса к содержанию учебной деятельности. Именно здесь инновационные технологии начинают выступать как средство активизации учебной деятельности. Приобретение знаний начинает быть связано с переживанием чувства удовлетворения от своих достижений. И подкрепляется это чувство одобрением и похвалой учителя. И чтобы это чувство достижения сопровождало младшего школьника в течении всего учебного года, необходимо, преподносить информацию с помощью наглядной демонстрации или давать детям творческие задание основанные на инновационном подходе (рисунки, звук, анимация, текст, видео, прзентации и т.д.).

Необходимо отметить, что уроки с использованием инновационных технологий имеют ряд преимуществ: 1. Урок становится более интересным для детей младшего школьного возраста, соответственно, происходит более эффективное усвоение знаний, и повышается уровень наглядности материала. 2. Появляется возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.

Необходимо учитывать при выборе тех или иных инноваций возрастные особенностями младших школьников. У них слабое произвольное внимание и его небольшая устойчивость. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Таким образом, основная задача инновационных технологий в современной начальной школе – это создание такого образовательного пространства, которое способствует наиболее комфортному и интересному усвоению материала.

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду. Дети приходят в школу с развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). Инновационные технологии позволяют совершенствовать восприятие, расширить кругозор, активизировать учебную деятельность и сделать учебный процесс более управляемым и целенаправленным. Стоит также отметить, что современное школьное образовательное пространство позволяет учителю выбрать среди множества инновационных методов те, которые наиболее соответствуют предмету и стилю занятия. Учитель по-новому может взглянуть на собственный опыт преподавания, освоив и внедрив инновации в свой стиль преподавания на регулярной основе.

Таким образом, можно сказать, что наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учителем и младшим школьником, широкие возможности развития творческих способностей и действий позволяют считать инновационные технологии эффективным средством активизации учебной деятельности в начальной школе. Инновационные технологии способствуют формированию мотивации к учебе, стимулируют инициативу и творческое мышление. Использование инновационных методов в начальной школе позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях.

Список литературы: 1. Л.С. Выготский и проблемы педагогической психологии / В.В. Давыдов. – Москва // Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1991. – С. 5-32. 2. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. –М.: Академия, 1998. 3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 705 с. 4. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва: Издательство «Институт практической психологии», 1995. – 414 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содерж...

Доклад на ШМО "Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников".

Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников....

«Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников».

В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его ...

Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников....

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содерж...

Презентация по теме Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Презентация по теме "Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников"...