Методика "Диагностика показателей мотивации учения младших школьников"
материал

Олеся Александровна Белова

Методика "Диагностика показателей мотивации учения младших школьников" («Лесенка побуждений»)

Диагностика отслеживает следующие показатели:

ориентация на усвоение способа получения знаний,

-понимание важности предмета,

- важность знаний и оценки,

- увлечения по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика показателей мотивации учения младших школьников

Беседа-интервью

Методика "Диагностика показателей мотивации учения младших школьников" проводится индивидуально с каждым испытуемым и представляет собой список вопросов, которые последовательно задаются школьнику.

Вопросы, входящие в "Беседу-интервью", направлены на диагностику всех 4-х показателей мотивации учения младших школьников. (О мотивах см. методику "Лесенка побуждений"

Опросник

1. Знакомство с испытуемым (меня зовут... А тебя?).

2. Сколько тебе лет?

3. Где ты живешь? Ты ходил в детсад?

4. С кем ты живешь (члены семьи)? Где работают родители?

5. Какие времена года ты знаешь?

6. Кого ты любишь? (кто тебе нравится?)

7. Кто тебя любит? (кому ты нравишься?)

8. Чем ты любишь заниматься?

9. Во что любишь играть? Назови любимые игрушки.

10. Любишь ли ты ходить в школу или нет? Почему?

11. Кто твои товарищи? С кем ты дружишь?

12. Где ты готовишь уроки? Кто тебе помогает?

13. Ходишь ли ты в группу продленного дня? Проверяют ли дома домашние задания, которые ты сделал сам?

14. Кто тебе обычно помогает? Кто твой помощник?

15. С кем тебе интереснее заниматься: с мамой или папой?

16. Что ты обычно делаешь на перемене? Некоторые ребята больше любят перемены, а некоторые уроки. А тебе что больше нравится?

17. Зачем ты ходишь в школу?

18. Какие уроки у тебя в школе?

19. Какой урок тебе больше всего нравится? Какой урок тебе не нравится?

20. Какой урок тебе нравится больше: письмо или математика? (письмо или чтение?) (математика или чтение?)

21. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь большим?

22. Любишь ли ты слушать, как рассказывает учитель? Разговариваешь ли ты с учителем на перемене? О чем? Что ты делаешь, чтобы учитель был тобой доволен?

23. Я знаю мальчика, который говорил, что он больше любил ходить в детский сад, чем в школу. А где тебе больше нравится: в детском саду или в школе?

24. Тебе больше нравится решать задачи или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?

25. Тебе больше нравится писать буквы или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?

26. Тебе больше нравится читать или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?

27. Кто тебя отводит в школу и забирает после нее?

28. Ты хорошо решаешь задачи?

29. Хорошо ли ты пишешь?

30. Где ты лучше решаешь задачи и пишешь: дома или в школе? Почему?

31. Что ты мог бы рассказать о школе мальчику (или девочке), который (которая) ходит в детский сад?

Отношение школьника к учению определяется с помощью вопросов № 10, 16, 17, 23, 24, 25, 31.

Отношение школьника к конкретным предметам определяется с помощью вопросов № 18, 19, 20, 24, 25, 26, 28, 29, 30.

Виды личностно-значимой деятельности школьника определяются с помощью вопросов №№ 8, 9, 19, 23, 24, 25, 31.

Личностно-значимые для школьника субъекты определяются с помощью вопросов № 4, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 21,22, 27, 30.

Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные вопросы, необходимые для сбора данных о школьнике и введения его в ситуацию обследования — № 1, 2, 3, 5.

Следует учесть, что ответы на некоторые вопросы охватывают не один, а несколько показателей.

Индивидуальное обследование позволяет уточнять содержание вопросов в соответствии с индивидуальными ответами школьника о виде его значимой деятельности. Так, в вопросах, где сравнивается отношение школьника к отдельным учебным предметам и его личностно-значимой деятельности, следует вставлять тот вид значимой деятельности, о котором рассказывал школьник.

Диагностика "Лесенка побуждений"

Ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные.

Познавательные мотивы:

1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями;

2) процессуальный — ориентация на процесс учения;

3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);

4) учебно-познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы:

1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;

2) "учительский мотив" — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;

3) "родительский мотив" — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;

4) "товарищеский мотив" — стремление заслужить уважение своих товарищей.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

Инструкция. Давай построим лесенку, которая будет называться "Зачем я учусь". Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.

Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.

Мы закончили лесенку "Зачем я учусь". Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЕ 1 КЛАССА.

Обработка результатов методики мотивация (с картинками):

Ответы учеников (выборы определенных картинок) заносятся в общую таблицу, из которой становится известно общее число выборов каждой картинки по всей выборке детей, поступающих с школу. Количество знаков "+" в каждой колонке свидетельствует о том, сколько раз была выбрана та или иная картинка (соответствующий мотив). Подсчитывается процентное соотношение между всеми мотивами и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивациях поступающих в школу детей.

 

 

 

Выборы 1 картинка 2 картинка 3 картинка 4 картинка 5 картинка 6 картинка

1 + - + - + +

2 - + + - + +

3 + + + - - +

Контрольный выбор + + + - - +

Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов.

Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям. Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.

Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.

Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.

Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.

Внешний мотив - 0 баллов;

игровой мотив - 1 балл;

получение отметки - 2 балла;

позиционный мотив - 3 балла;

социальный мотив - 4 балла;

учебный мотив - 5 баллов.

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже).

Таблица. Уровни мотивации

Уровни Выбор Выбор Выбор Общая оценка

мотивации картинок 1 картинок 2 картинок 3 по уровням мотивации (в баллах)

1 5 5 5 13 - 15

2 4 4 4 10 - 12

3 3 3 3 7 - 9

4 2 2 2 4 - 6

5 0 - 1 0 - 1 0 - 1 до 3

I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, воз-можно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возмож-но присутствие социального и оценочного мотивов;

IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних моти-вов, возможно присутствие оценочного мотива.

Методика изучения учебной мотивации первоклассников

по итогам обучения в 1-м классе

При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге "Изучение учебной мотивации". Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).

Учащимся сообщается инструкция.

"Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак "+".

1. Я учусь в школе, потому что...

а) так хотят мои родители;

б) мне нравится учиться;

в) я чувствую себя взрослым;

г) я люблю хорошие отметки;

д) хочу получить профессию;

е) у меня хорошие друзья.

2. Самое интересное на уроке...

а) игры и физкультминутки;

б) хорошие оценки и похвала учителя;

в) общение с друзьями;

г) ответы у доски;

д) познание нового и выполнение задания;

е) готовиться к жизни.

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) больше знать и уметь;

в) мне покупали красивые вещи;

г) у меня было больше друзей;

д) меня любила и хвалила учительница;

е) приносить пользу, когда вырасту.

4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...

а) я хорошо все выучил(а);

б) в дневнике стоит хорошая отметка;

в) учительница будет рада;

г) дома меня похвалят;

д) смогу побольше поиграть на улице;

е) я узнаю больше нового. Спасибо!"

Обработка результатов

Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (таблица ниже). Вариант Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во

ответов баллов 1 ответ баллов 2 ответ баллов 3 ответ баллов 4 ответ

а) 0 1 2 5

б) 5 2 5 2

в) 3 3 0 3

г) 2 0 1 0

д) 4 5 3 1

е) 1 4 4 4

Баллы суммируются и по оценочной таблице 6 выявляется итоговый уровень мотивации.

Таблица.

Уровни Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Сумма баллов итогового

мотивации баллов № 1 баллов № 2 баллов № 3 баллов № 4 уровня мотивации

1 5 5 5 5 17 - 20

2 4 4 4 4 13 - 16

3 3 3 3 3 9 - 12

4 2 2 2 2 5 - 8

5 0 - 1 0 - 1 0 - 1 0 - 1 6 - 4

I - очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;

II - высокий уровень учебной мотивации;

III - нормальный (средний) уровень мотивации;

IV - сниженный уровень учебной мотивации;

V - низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:

- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;

- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;

- количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;

- количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;

- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.

Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учения младших школьников

Раскрываются мотивационные основы учебной деятельности, познавательная потребность и мотивы учения,  характер взаимоотношений педагога со школьниками, современные требования к уроку, роль целей в...

Формирование положительной мотивации учения младших школьников

В статье приводятся примеры игровых ситуаций и приёмов, способствующих формированию положительной мотивации к учению....

Методика формирования мотивации учения младших школьников

Содержание Введение……………………………………………………………………31. Технология диагностики  мотивов учебной деятельности у младших школьников………………………………………………………………… 42 . Формирование мотивов учебн...