Программа ДО "Я творю красоту"
рабочая программа

Надежда Николаевна Бурбак

Программа ДО для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_tvoryu_krasotu_ovz_burbak_n.n.docx55.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

______________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
научно-методическим

советом
Протокол  НМС №____

«___»___________2022г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната

по  ВР _________/

Сафонова Н.В.

от «__»________2022г

 

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______Т.Р.Исманов

«___»________2022г.
Приказ  № ____

от «___»_______2022г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

(модифицированная/адаптированная )

«Я творю красоту»

Направление: художественное

Возраст детей: 10-15лет

Срок реализации: 1 год

                                                                   Автор-составитель: Бурбак Надежда Николаевна

                                                                       Должность: учитель технологии,

                                                                                  педагог ДО

с. Мыс Каменный

2022- 2023 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. «Основные характеристики программы»

3

          1.1.Пояснительная записка

3

          1.2. Цели и задачи

5

          1.3. Содержание программы

          1.4. Содержание учебного плана

6

6

          1.5. Планируемые результаты

9

Раздел 2. «Организационно-педагогические условия»

10

          2.1.Календарный учебный график

10

          2.2. Условия реализация программы

11

          2.3. Формы аттестации

11

          2.4. Методические материалы

12

          2.5. Список литературы

12


Раздел 1. «Основные характеристики программы»

  1. Пояснительная записка

Программа составлена для реализации на базе Мыскаменской школы-интерната.

Творить – это слушать сердце и двигаться по нити,

протянутой им через каждую минуту нашей жизни.

Нужно прислушаться.

Е. Козакова

 

Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования – социализация детей в условиях современности. На современном этапе социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную.

Проблема обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной повсеместно. В связи с этим требуется переориентация государства и общества в вопросах предоставления всем граждан прав равных возможностей, социальной адаптации и развития, активного участия в жизни общества и наиболее полной реализации своей индивидуальности.

Большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаток общения, чаще всего, в силу закрытого образа жизни. Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве.

Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Учить всему этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление. Именно эти вопросы поможет решить адаптированная дополнительная образовательная программа «Я творю красоту» художественной направленности (далее – Программа).

 Приобщение «особого» ребенка к основам декоративно-прикладного творчества в раннем возрасте – один из самых простых, доступных и увлекательных способов гармоничного развития личности. Вполне очевидно, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются

Практически все виды художественно-декоративного творчества способствуют развитию мелкой моторики, позволяют корректировать работу с мышечным тонусом кисти рук, развивают творческую направленность, творческое мышление, воображение. Занятия в группе способствует развитию коммуникативных навыков, что способствует формированию адекватной самооценки.  Работая с различными материалами (бисер, бумага, кожа и т.д.), у детей развивается фантазия, моторика пальчиков. Массируются активные точки рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, речь, его самочувствие. К тому же ручной труд несет в себе массу положительной энергии.

       Актуальность данной программы заключается в том, что детям с ОВЗ предоставляется возможность попробовать себя в роле создателей красивых и оригинальных изделий.

Программа ориентирована не только на вовлечение детей с ОВЗ в удивительный мир творчества, но и решает актуальные задачи нравственного воспитания, формирования устойчивого интереса к художественному наследию народа, адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме.

Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение создавать их своими руками имеют большое значение для воспитания у ребенка здорового нравственного начала, уважения к своему труду и людям труда, создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности обучающегося, для его социально-культурного и профессионального самоопределения.

Постепенно к каждому ребенку придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большую, сложную работу самостоятельно, без помощи педагога, но всегда будет помнить, и ценить те первые шаги, которые взрослый и ребенок сделали вместе.

      Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается ознакомление и овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья начальными навыками различных технологий в области декоративно-прикладного творчества в тесном переплетении с элементами народного искусства, с новейшими тенденциями современного дизайна.

Применение современных форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет сделать работу с детьми с ОВЗ более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной.

Принципиально новым для программы является комплексный подход к развитию различных способностей детей с ОВЗ посредством дифференцированного обучения.

Программа нацелена, прежде всего, на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь, организацию их общения друг с другом и со сверстниками, развитие и реализацию ими своих творческих способностей.

Адресат программы- Программа рассчитана на обучающихся 10-15 лет. Состав группы постоянный 5-12 человек, учащиеся школы-интерната. Пол - девочки, мальчики.

Объем программы и режим занятий - Сроки освоения программы: 72 часа (2 часа в неделю).

Формы обучения и виды - Основная форма обучения – практическая творческая деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Контингент учащихся с ограниченными возможностями здоровья (дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с нарушением поведения и общения):

1.Дети, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях.

2.Дети, обучающиеся в коррекционных школах;

3.Дети, находящиеся на домашнем обучении.

       

1.2. Цели и задачи

Цель программы - развития творческого потенциала и самореализации личности обучающихся с ОВЗ, через овладение новыми современными видами декоративно-прикладного творчества

          Главными ценностями Программы являются:

  • Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
  • Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации.
  • Психологический комфорт всех субъектов взаимодействия.
  • Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в ходе реализации АДОП

Демократические, партнерские отношения между взрослыми и детьми

Цель программы - развития творческого потенциала и самореализации личности обучающихся с ОВЗ, через овладение новыми современными видами декоративно-прикладного творчества

Задачи:

Обучающие:

- познакомить учащихся с современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

- обучить простейшим приемам и техникам декоративно-прикладного творчества.

Коррекционно-развивающие:

- развивать природные задатки, познавательную активность, творческий потенциал, фантазию, наблюдательность, художественный вкус каждого учащегося;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, кругозор;

- развивать моторику рук, глазомер, улучшать общую координацию движений.

Воспитательные:

- приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду;

- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;

- формировать общественную активность, возможность дальнейшей социализации через творчество;

- ориентировать несовершеннолетних на выбор профессии;

- формировать адекватное отношение детей с ограниченными возможностями здоровья к собственному «Я».

         

1.3. Содержание программы

Таблица №1

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

всего

Вводное занятие

2

-

2

Бисер  

2

13

15

Мягкая игрушка

3

7

10

Топиарий

2

5

7

Скрапбукинг

-

9

9

Фольга

1

11

12

Объемные рисунки

1

9

10

Подведение итогов года

7

7

Всего

72

 

1.4. Содержание учебного плана

1. Бисер и бисероплетение.

   Бисер — это один из самых удивительных материалов для рукоделия: в нём и загадочный блеск, и сочность красок, и чёткость линий, и неограниченные возможности творческого поиска.

 Этот уникальный материал на протяжении всей истории человечества являлся важным элементом культуры многих народов. Может быть поэтому у искусства бисероплетения такая долгая история, охватывающая целые тысячелетия и разные континенты. На этом этапе ребята знакомятся с бисером и бисероплетением, этапы выполнения работ с данного материала, его свойства.

2.  Мягкая игрушка

  • Изучить историю создания мягкой игрушки;
  • Узнать о значении мягкой игрушки в жизни человека;
  • Узнать о мерах безопасности при шитье;
  • Научиться по выкройке шить мягкую игрушку;
  • Провести тестирование;
  • Проанализировать полученные результаты.
  1. Топиарий

Топиарий — один из самых популярных видов творчества, доступный для каждого! Еще несколько лет назад мы даже и не слышали такого слова, а тем более уж и не встречали ни у кого дома в интерьере подобного деревца!

     Топиарий, его ещё называют «Европейским деревом» или «Деревом счастья» — это распространенное украшение интерьера в европейской флористике, последнее время получившее широкое распространение и в нашей стране. Символизирует достаток и благополучие в доме.

Обучающиеся изучат технику создания топиария, историю создания, и изготовят свои «деревья Счастья»

4.Скрапбукинг

     Скрапбукинг или скрэпбукинг (scrapbooking) — английское слово. Scrap — вырезка и book — книга. Если переводить буквально — «книга из вырезок». Это своего рода хобби. Его смысл заключается в оформлении и самостоятельном изготовлении фотоальбомов. При этом в альбоме размещаются не только фотографии, но и всевозможные вырезки из газет, записи, рисунки и прочие мелочи, которые дороги как память. Можно сказать, что это составление личной или семейной истории, рассказ в картинках и вырезках. Один из способов сохранить не только фотографии, но и памятные вещи.

  1. 5. Фольга
  2.              Алюминиевая фольга как материал для декоративно - прикладного искусства была выбрана предметом исследования. Исследование проводилось в несколько этапов: изучение физических свойств фольги, сбор, обобщение и анализ материалов по использованию фольги в качестве материала для ДЛИ, освоение технологических приёмов работы с фольгой и различных техниках ДПИ, изготовление работы. ... В ходе практической работы изучались различные техники ДПИ, выявлено, что ... Работа с фольгой – очень увлекательное и творческое занятие, от которого получаешь массу положительных эмоций. 
  3.      6. Объемные рисунки
  4.       История изучения объемного изображения. Виды объемных изображений. Экспериментальная работа: получение объемного изображения на основе плоской (двухмерной) картинки. ... Вначале это были примитивные наскальные рисунки, в которых с большим трудом можно увидеть изображения людей, животных, сцены охоты. Но шло время, человек развивался, развивались и усложнялись картины, создаваемые им. Изображения становились яркими, красочными, появились профессиональные художники. Их труд высоко ценился как в древности, так и в современном мире.

Таблица №3

Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел. Тема.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

Декоративно-прикладное творчество.  Правила техники безопасности.

1

1

-

Раздел 1. «Бисер»

2-6

Техника плетения на проволоке. Деревья: бонсай, сакура, берёза, рябина, «денежное» дерево, новогодняя ёлочка

5

1

4

7-11

Техника плетения на проволоке. Цветы бисерные

 – роза, орхидея, тюльпаны, ландыш, ромашка, фиалки, полевые цветы.

5

1

4

12-16

Вышивка бисером по готовому изделию.

5

1

4

Раздел 2. «Мягкая игрушка»

17-22

Игрушки плоские и объемные: «Зайчик» «Сувенир»,  «Кошечка» (фетр, флис, сукно т.д.)

6

2

4

23-26

«Чердачная кукла», «Балерина», Игрушка в стиле «Тильда» на выбор, «Снеговик», кукла «Фолк».

4

1

3

Раздел 3. «Топиарий»

27-30

Дерево счастья. Бумагопластика. Лента. Ткань  (цветы в технике Гильоширование)

4

1

3

31-33

Солнышко на подоконнике

3

1

2

Раздел 5. «Скрапбукинг»         

34-36

Скрапбукинг - фантазируем креативно. Изготовление открыток - «Насекомые»  

3

3

37-39

Поздравительные открытки ко Дню матери

3

3

40-42

Поделки на свободную тему - полет детской  фантазии при создании разнообразных открыток, панно и картин

3

-

3

Раздел 6. «Фольга»

43

Техника работы с фольгой

1

1

-

44-45

Скручивание фольги, подготовка материала для изготовления работы

2

-

2

46-48

Изготовление из фольги «Полевые ромашки»

3

-

3

49-51

Панно из фольги на любую фантазию

3

-

3

52-54

Плетение корзинки из фольги

3

-

3

Раздел 7. «Объемные рисунки»

55-57

Техника и практика объемных рисунков

3

1

2

58-65

Рисунки с элементами объемной апликации

8

-

8

Раздел 7. «Подведения итогов года»

66-67

Изготовление работы по выбранной технике

2

-

2

68-70

Подготовка итоговой работы на выбор

3

-

3

71-72

Выставка работ учащихся, подготовка в организации выставки.

2

-

2

1.5. Планируемые результаты

Планируемые   результаты:

       Общий ожидаемый результат реализации дополнительной образовательной программы – создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностных потенциалов детей с ОВЗ и удовлетворения их потребностей в творческом самовыражении в процессе художественной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации дополнительной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ:

1. Освоение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества:

- интерес к доступным видам декоративно-прикладного творчества;

- знание и понимание названий инструментов и приспособлений для ручного труда, назначение и применение материалов, правил их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними, правил техники безопасной работы;

- умение использовать инструменты и материалы по назначению в процессе доступных видов деятельности;

- умение использовать различные техники в процессе творческой деятельности.

2. Способность к самостоятельной деятельности:

- получение удовольствия, радости от определенного вида творческой деятельности;

- стремление к собственной творческой деятельности, демонстрация результатов своей работы;

- умение выражать свое отношение к результатам собственной творческой деятельности;

- выполнение действий по образцу и по подражанию;

- умение самостоятельно переходить от одного действия к другому в соответствии алгоритму деятельности;

- умение использовать навыки, полученные на занятиях для изготовления самостоятельных творческих работ.

3. Готовность к участию в совместной деятельности:

-получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности;

-умение выражать свое отношение к результатам чужой творческой деятельности.

4. Освоение навыков учебной деятельности:

- понимание правил организации рабочего места;

- умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, потребность сохранять порядок на рабочем месте;

- умение соблюдать правила поведения на занятиях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта;

- выполнение инструкции взрослого, направленность взгляда на говорящего взрослого задание.

Также в структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

Основные личностные результаты:

- ценностное отношение к творчеству, человеку творчества;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- понимание на доступном уровне красоты в искусстве, в окружающей действительности;

- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности;

- умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, работать в коллективе.

Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Раздел 2. «Организационно-педагогические условия»

2.1.Календарный учебный график

Таблица №2

Этапы образовательного процесса

1 год обучения

Начало учебного года

С 1сентября

Продолжительность учебного года

Не менее 22 недель

Продолжительность занятия

40 мин.

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

 15-25 декабря,15-25 мая

Окончание учебного года

25 мая

Каникулы зимние

Занятия в учебных группах проводятся по расписанию

Каникулы летние

 С 1 июня

 Регламент образовательного процесса:

 Продолжительность учебной недели – 6 дней.

 1 год обучения 2 часа в неделю, 2 раза в неделю;

 Режим занятий. Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором Мыскаменской школы-интерната, продолжительность занятий 40 мин.  Начало учебных занятий с 15:00 ч. до 15:40 ч.

     Более подробный календарный учебный график составляется ежегодно с учетом названия темы занятия, формы контроля, а также места проведения и формы проведения занятия.

2.2. Условия реализация программы

    Материально-техническое обеспечение:

Оборудование и инструменты: компьютер,

Материалы расходные:

Информационное обеспечение. Презентации по различным темам в формате Power Point, наглядное пособие, Интернет источники.

Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы необходим педагог с образованием, знающего педагогику и возрастную психологию, отвечающий всем требованиям профессионального стандарта педагога дополнительного образования.

2.3. Формы аттестации

Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используются журнал посещаемости, перечень работ, фотовыставки, степень участия в групповых проектах., индивидуальное участие в конкурсах по приказу ДО, региональных, всероссийских.

2.4. Методические материалы

      Для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение лучше всего обеспечивает люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение, близкое к естественному. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.

     Кабинет должен быть оборудован необходимыми инструментами и приспособлениями. В работе огромное значение имеет наглядность, поэтому каждое занятие сопровождается показом образцов готового изделия, а также раздачей индивидуальных комплектов дидактического материала, трафаретов. При знакомстве с теоретическим материалом используются иллюстрации, пособия, презентации.

    Материалы и инструменты: бисер, фольга, гофрированная бумага, картон, нитки катушечные, мулине, шерстяная, хлопчатобумажная пряжа, веревки, шнуры, тесьма, проволока, цветные ленты, поролон, вата, ветошь для набивки игрушек, декоративные украшения, глазки для игрушек, проволока карандаши, фломастеры, ластик, линейки; иголки, ножницы, канцелярский нож, сантиметровая лента.

2.6 Список литературы

 

1.Горнова Л.В. «Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации» – Волгоград: Учитель, 2008. 250 с.

2.Летягина Л.Б. «Декоративно-прикладное творчество» - Челябинск, 1996. 
3.Логунова Т. «Первые уроки дизайна» - М.: Мозаика- Синтез, 2006.-16 с.

4.Недосекова Т.Г. «Программа «В стране Рукоделия» (лоскутная техника и изготовление сувениров) – г. Кыштыма, 2010.

5.Анистратова А. Поделки из ткани, ниток и пуговиц. Издательство: Оникс 21 век, 2009. –14 с.

6. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, – М.: Изд-во Эксмо, 2010. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).

7. ДольдМихаэла. Коллажи и картины.- М.: АРТ-Родник, 2007.-30 с..Жоуди Сюзане. Коллажи-картины.- М.: АРТ - Родник, 2007.-30 с.

8. Загорская Н. Бисер с английской булавкой. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. 92

9.Ламмель Мартина. Знаменитые шедевры.- М.: АРТ – Родник, 2007.-32 с.

13.Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2004. 110

10. Мангей Мария-Луиза. Картины из искусственных цветов.- М.: АРТ - Родник, 2007.-30 с.

11.Парьева Е.В. Украшения, подарки и аксессуары из бисера и бусин. Издательство: Феникс,2010 -96

  1. Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику - М.: Педагогическое общество России, 2005.

13.Меженева Л.А. Творчество педагога в системе дополнительного образования. Техническое творчество, декоративно-прикладное творчество - Н.Новгород: ООО Педагогические технологии, 2003.

14.Трофимова М.В., Тарабанина Т.И. И учеба и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997.

Интернет ресурсы

  1. Психология обучения рисованию: [Электронный ресурс].

URL: http://www.7ya.ru/article/Psihologiya-obucheniya-risovaniyu/

  1. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства: [Электронный ресурс].

URL: http://festival.1september.ru/articles/214267/

Список литературы для родителей

1.Горичева В.С. Филиппова Т.В. “Мы наклеим на листок солнце , небо и цветок. Лучшие поделки – Ярославль: Академия развития, 2001.

  1. Трофимова М.В. И учёба и игра. Изобразительное искусство - Ярославль: Академия развития, 2007 г.

Список литературы для обучающихся.

  1. Голова А.М. Наши руки не для скуки – М.: Росмен, 1997.
  2. Фиона У. Большой подарок для девочек.– М.: Росмэн-Пресс, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творим по законам красоты (Детское литературное творчество)

В статье описан опыт работы по развитию детского литературного творчества.Здесь можно познакомиться с детскими работами....

Семинар по теме: "Красиво писать - красоту творить"

В практике школьного обучения письмозанимает до сих пор слишком малое местопо сравнению с той огромной ролью, какуюоно играет в процессе … развития ребёнка.Л.С.Выготский...

Рабочая программа В мире красоты ФГОС Внеурочная деятельность

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире красоты" для 1-4 классов по ФГОС...

Программа кружка "Творим вместе" для учащихся 1,2 классов

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное....

Игровая программа "Спорт, здоровье, красота"

Методическая разработка предназначена для проведения мероприятия в 1 классе....

КСК "Творим красоту!"

Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предме...