КСК "Творим красоту!"
рабочая программа (2 класс)

Рудакова Дина Владимировна

Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Одним из условий развития творческих способностей детей является использование разнообразных техник изобразительной деятельности. В изобразительном же искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Изобразительная деятельность включает в себя традиционные техники (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и смешанные техники (включают в себя нетрадиционное, самобытное и новаторское рисование, аппликацию).

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rudakova_ksk_2.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа-интернат № 4 для обучающихся с ОВЗ»

Рабочая программа краткосрочного курса

(для обучающихся 2-х классов)

«Творю и вытворяю!»

(нетрадиционные изобразительные техники)

Составила: Рудакова Д. В.

- учитель начальных классов

Пермь, 2020

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Одним из условий развития творческих способностей детей является использование разнообразных техник изобразительной деятельности. В изобразительном же искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Изобразительная деятельность включает в себя традиционные техники (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и смешанные техники (включают в себя нетрадиционное, самобытное и новаторское рисование, аппликацию).

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе [3].

Смешанные (нетрадиционные) техники помогают развитию многогранности занятий живописью, графикой (акварель, гуашь, пластилин, акриловые краски, сухая и масляная пастель, тушь, уголь). Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета – все это процессы, в которых много приятных ощущений, познание нового и закрепление уже полученных знаний и умений. Научить создавать свой неповторимый образ смешанными техниками можно с помощью наблюдения красоты природы, окружая ребенка произведениями живописи, народного и декоративно-прикладного искусства.

К смешанным (нетрадиционным) техникам относятся:

рисование акварелью по сырому (предварительно лист бумаги нужно намочить губкой или широкой кистью и дать чуть подсохнуть, чтобы не было луж, и постараться закончить рисунок, пока бумага не высохла);

  • рисование пальчиками, ладошкой (необходима гуашь, немного разведенная в мисочке, можно еще использовать жесткую кисточку для нанесения краски на ладошку);
  • печать листьев (гуашь и свежие листочки). Таким способом можно выполнять разнообразные композиционные решения.
  • тиснение (фольги) (другое название Эмбоссинг) – техника художественной обработки бархата, картона, фольги и др. материалов для получения на их поверхности рельефных изображений путем механического выдавливания.
  • фротаж (франц. Frotter - «тереть, протирать»). Техника фротажа заключается в том, что под лист бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью. Идея заключается в том, чтобы переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы.
  • набрызг (используемые материалы: щетка, гуашь, расческа, возможен силуэтный трафарет). Щетку наклоняют над листом бумаги, а картонкой или расческой проводят по ворсу. Так можно изображать салют, звездное небо, а если на листе бумаги разместить вырезанный силуэт и разбрызгать краску, то убрав его, останется след, который можно дополнить, подрисовать недостающие линии кисточкой.
  • рисование акварелью + масляная пастель, восковые мелки, свеча – техника акварели Аля-прима (что буквально означает в один прием). Сначала рисунок наносится свечой, пастелью или восковыми мелками, а потом аккуратно широкой мягкой кистью или ватным тампоном.
  • рисование мягкими материалами (углем, сангиной, мелом, сухой пастелью). Мягкие материалы удобно растирать ватными палочками.
  • мозаика – техника пуантилизма (франц. Pointillisme, буквально «точечность»). В данной технике для рисования используются ватные палочки, резинка на конце карандаша. Ватные палочки опускают в краску (гуашь, акварель) и перпендикулярно плоскости листа ставят точки.
  • кляксография (монотопия, монотопия с дорисовыванием). С помощью предметной монотопии можно изобразить необычным способом симметричный предмет (бабочку, жука, цветок).
  • пейзажная монотопия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (отображение в воде). Отпечаток получается только один.
  • кляксография трубочкой (раздувание туши, акварели). На сухой, (можно тонированный) фон внизу наносится капля краски. Нужно подуть из трубочки на каплю, как будто толкая ее вперед. Чтобы получились мелкие ответвления, нужно покачать трубочкой во время выдувания из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.
  • акварельными карандашами, мелками рисунок выполняется как просто цветными карандашами с последующей размывкой водой.
  • печать трафаретов, штампов. Трафареты заготавливаются из пенопласта, поролона, овощей, можно использовать ластик. Используется акриловая краска или гуашь.
  • пластилиновая живопись (пластилинография может быть использована в сочетании с паетками, бисером, нитками).
  • аппликация + дорисовка (ткань + цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки). Ребенок приклеивает кусочек ткани на бумагу и дорисовывает композицию.
  • аппликация обрывная. При изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подходит для передачи объемной, мягкой фактуры предмета.
  • мозаичная аппликация изготавливается из различных материалов. Нарезанные нитки, природные материалы, чай, кофе, сухие листья, салфетки, крупы (горох, рис, манка) укладываются по рисунку и приклеиваются клеем ПВА. Возможно последующее окрашивание круп. Из гофрированной бумаги - цветы.
  • граттаж ( франц. grater – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или остным инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники – воскография. Белая, тонированная бумага натирается свечой, покрывается смесью туши (гуашь) + ПВА, после высыхания можно приступать к процарапыванию палочкой.
  • оттиски различными материалами используются, если нужно передать фактуру предмета. Понадобится любой материал с текстурированной поверхностью: поролоновый тампон, смятая бумага, полиэтилен, пенопласт, ластик, веревка для белья и т.д. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами, что доставляет ему огромное удовольствие. С помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость, кучерявость, колкость и т.д.
  • коллаж (франц. Collage – приклеивание) – технический прием в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов.
  • тестопластика – лепка из соленого теста. Дополнительно могут быть использованы бисер, пайетки.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию школьников.

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, детям с ЗПР предоставляется возможность экспериментировать.

Как известно, дети с ЗПР часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения, не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

В данной программе используются различные нетрадиционные техники, которые вводятся поэтапно: от простого к сложному. Такие занятия не утомляют школьников, а вызывают радостное настроение, помогают почувствовать себя свободными, уверенными в своих силах.

Цель:

- развитие художественно-творческих способностей школьников в изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник и способов изображения.

Задачи:
образовательные: 

1.Формировать представления о нетрадиционных техниках рисования.

2.Познакомить со способами деятельности – тиснение, тычек, оттиск, и др. различными способами рисования.

3.Овладевать основами, умениями работы различными нетрадиционными видами рисования, формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию. 

4.Обогащать знаниями детей через изучение нетрадиционных техник рисования.

5.Овладевать   умениями применять в дальнейшей жизни   полученные знания. 

развивающие:

1.Развивать интерес к изучению народных промыслов. 

2.Повышать уровень навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ.

3.Активизировать имеющийся опыт на основе полученных знаний об окружающем мире в школе, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями.

4.Формировать способность к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.

5.Развивать   опыт творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций.

6.Развивать способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.  

воспитательные: 

1. Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к ярмаркам, выставкам.

2. Соблюдение правил техники безопасности. 

4. Стремление к собственному поиску, самостоятельности.

5. Понимание необходимости качественного выполнения образа 

6. Конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомером. 

Возрастная категория детей 

Программа предназначена для освоения материала в течение 8 занятий  детьми возрастных групп:  7 - 13 лет.

Срок реализации программы – 2 мес.

Форма и режим проведения занятий

Форма проведения занятий – групповая. Занятия требуют от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10 – 12 человек.

Режим занятий – рассчитан на 8 часов, занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.

При организации образовательного процесса наиболее эффективно образовательная область программы интегрируется со следующими образовательными областями:

• «Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практического овладения воспитанниками нормами речи;

• «Познание» - сенсорное развитие,  формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений;

• «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и художественного вкуса;

• «Физическая культура» - развитие мелкой и крупной моторики, использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла физкультурных минуток, двигательных заданий, формирование правильной осанки;

• «Музыка» - использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;

• «Труд» - формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения готовить и убирать свое рабочее место, бережно относиться к пособиям и материалам, наводить порядок после игр и образовательной деятельности;

• «Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности;

• «Здоровье» - цветотерапия, формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни при изображении на темы здоровья. Использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла глазной гимнастики, пальчиковых игр, приемов самомассажа рук;

• «Социализация» - формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый – ребенок».

Формы и методы занятий:

В процессе занятий используются различные формы
традиционные, комбинированные и практические занятия, игры.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений.

показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;

наглядный: (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др..

Использование этих методов на занятиях осуществляется с учетом специфики, задач, содержания занятия.

Условия реализации программы:

Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет)  для проведения занятий, которое должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

Также  представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, экран.

Учитывая специфику работы детей с различными красками и дополнительными  материалами, необходима инструкция по технике безопасности.

Структура занятия:

Структура может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 этапа:

вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение с показом нового материала, мотивация;

основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка

заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о выполненной работе).


Учебно-тематический план

№ п/п

Название

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

«Забавный мышонок»

1

0,5

0,5

2

 «Пластилиновые цветы»

1

0,5

0,5

3

«Весело по лужам»

1

0,5

0,5

4

 «Звезды на небе»

1

0,5

0,5

5

 «Сердце и пряжа»

1

0,5

0,5

6

«Павлин»

1

0,5

0,5

7

 «Пальцы-кисти»

1

0,5

0,5

8

«Рисунок -тень»

Выставка работ.

1

0,5

0,5

Итого

8

4

4

Результаты освоения программы:

На уровне ребенка:

  • желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
  • умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
  • развитие у детей мелкой моторики рук, тактильного восприятия, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, умений анализировать натуру;
  • внимания и усидчивости;
  • умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа и продукта;
  • умение  давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ;
  • развитие чувства прекрасного.

На уровне педагога

  • создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
  • повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;
  • поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей
  • Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

На уровне родителей

  • повышение компетентности в вопросах  развития творческого воображения школьников средствами рисования в нетрадиционных техниках.
  • развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.

На уровне педагогических технологий:

  • обогащение методов, приемов и форм работы по развитию творческого воображения у детей школьного возраста.

Готовый продукт:

Альбом с творческими работами обучающегося в различных изобразительных техниках.

Список литературы:

  • Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть № 1, Москва, 2008г.
  • Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть № 2, Москва, 2008г.
  •  М.Дрезина «Игры на листе бумаги», Москва, 1998г.
  • Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007
  • Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
  • Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.
  • Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007
  • В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
  • С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.
  • А.А.Павлова, Е.И .Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009

Приложение

Инструкции по технике безопасности.

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к  тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Правила обращения с ножницами.

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с клеем.

1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

Правила обращения с бумагой.

1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно порезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "8 Марта - день торжественный, день радости и красоты"

Сценарий "8 Марта - день торжественный, день радости и красоты"...

Классный час "Красота мира начинается с красоты души"

Научить детей видеть красоту вокруг себя и в себе самом....

Красота природы и красота души. К.Г. Паустовский. Скрипучие половицы.

Цель:- дать представление о том, что человек – часть природы, что и природа и     человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию, что взаимоотношения человека с природой – это отношен...

Классный час "Красота мира начинается с красоты души"

Материал классного часа предназначен для учащихся начальных классов с целью уяснения понятия "красота",  "душевная красота", как составляющих красоты мира, о значении добра для гармонии и сч...

Урок доброты и красоты. "Смысл жизни в красоте"

Красота окружающего мира станет могучим источником веры в доброту. В. Сухомлинский....

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе" 4 класс (конспект +презентация)

Цель урока:- Познакомить с произведением  В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»;-  Научить у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.Тип урока: комбинированный...