Урок доброты и красоты. "Смысл жизни в красоте"
классный час (3 класс) на тему

Красота окружающего мира станет могучим источником веры в доброту. В. Сухомлинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок доброты и красоты. "Смысл жизни в красоте"

“Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни”.

                                                        Красота окружающего мира
станет могучим источником
веры в доброту.

В. Сухомлинский

Цели:

-  Формирование у детей представления о добре, доброте, о красоте, добрых красивых поступках;

  • расширение знаний  о роли доброты и красоты в жизни каждого человека;

-   учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

-   развивать творческие возможности детей.

                                       Ход занятия

Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.

- Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты и красоты.

- Что такое добро? Что такое зло? Что такое красота? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

 А какие у вас возникают ассоциации, когда вам говорят слово “красота”?      Красота спасает мир уже давно. Мы познакомимся с красотой природы через поэзию и искусство.

 Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён.

Ф. Тютчев

Настоящая красота начинается с цветковых растений. Цветы считаются самыми прекрасными произведениями природы. Красотой Цветов можно восхищаться бесконечно.

В блеске огней, за зеркальными стёклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

И. Бунин

Красота – всё, что радует нас, очаровывает. Уверена, что красивое окружение позволяет жить более спокойно и счастливо, при этом сохраняя наш мир природы.

Даже живя в центре мегаполиса, можно искать и находить красоту пробивающегося через асфальт росточка, красоту полёта птиц в небесах, небывалую красоту рассвета и заката. Хочешь стать красивым – стремись к красоте во всех ее проявлениях. Можно окружить себя красивыми вещами, посещать музеи в поисках красоты произведений искусства, выезжая на природу в поисках нетленной и бесконечной красоты жизни.

Красота порождает положительные эмоции, доставляют эстетическое наслаждение.

Почему всем людям доставляет наслаждение смотреть на шедевры мирового искусства?

Они несут “вечные” ценности: Доброту, Красоту, Любовь. Они отражают многовековой опыт человеческого гения.

Как вы понимаете слово “красота”?

Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. (Ожегов С. И. “Толковый словарь русского языка”).

Вот что говорит о красоте народная мудрость – пословицы:

Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото.

Красна весна цветами, осень – снопами.

Красна птица пением, а человек – умением.

Красна речь поговоркою.

Красота без разума пуста.

Какие примеры пословиц можете привести вы?

Какая из перечисленных пословиц кажется вам исходной, необходимой для понимания других?

Красота без разума пуста.

Почему вы так считаете?

Только мыслящий человек способен оценить истинную красоту.

Какие виды искусства, известные вам, воплощают красоту?

Живопись, музыка, скульптура, архитектура, киноискусство.

Обратимся к музыкальным произведениям. Прослушайте фрагмент произведения А. Вивальди “Времена года”, а затем запишите ряд ассоциаций, возникших вовремя этого прослушивания.

Музыка – феноменальное явление. Ее взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояния, настроения…

Мы увидели, как прекрасное воплощается в живописи и музыке. Обратимся к его словесному образу, ярко представленному в письме Василия Александровича Сухомлинского к сыну.  ( Прочитать текст вслух.)

      С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота — это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком или постигается, живет в его душе, не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.
Красота — это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника — увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой — ив твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи — услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.

Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворённость – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе.

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности.

Духовная пустота делает безликой внешность человека. Ничто так не обезображивает, как угодничество: человек становится не самим собой, он как бы стремится вылезть из собственной шкуры.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится.

Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом.

А что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова?

 В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:

« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

- Посмотрите, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Как будет выглядеть взрослое дерево через 15 лет. Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти.

(Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.)

Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

(Доброта родителей, бабушек и дедушек, учителей, друзей)
Творческое задание «Дерево Доброты».

-  Добрые слова мы говорим в приветствиях, пожеланиях друг другу. Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными».

- Перед вами Дерево Доброты, которое поможет вспомнить волшебные слова и приветствия.

(Работа в группах: дети на маленьких сердечках пишут волшебные, добрые слова, приветствия и приклеивают к веточкам дерева).

- Какие деревья вы вырастили? (Каждая команда демонстрирует своё «выращенное» дерево.)

Сохраните свою доброту и красоту, красоту Земли. Расширяйте пространство красоты и доброты в своей жизни. И красота продолжит спасать мир!

Красота — это такая штука, без которой, в общем-то, жизнь человеческая теряет свой смысл вовсе. Красота и в молодой ромашке, красота и в голубом небе, красота и в рыжих кудрях, и в капле пота, выступившей на кулаке, красота в добродушной улыбке, красота в уставшем вздохе, в трогательном прикосновении, в аромате бабушкиной котлеты, в понимающем взгляде...

Красота и доброта нужны каждому человеку!

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -   Твори добро. 

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -   Твори добро.  

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -   Твори добро.  

Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -   Твори добро.  

Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,  

                 Ибо никто не властен над твоим добром.

                                              Ш.А. Амонашвили

Слушаем и поём  песню о доброте…

Заранее рассказала детям об акции Русфонда: SMS  -  5541 - Добро.

Несколько детей отправили, те, кому разрешили родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь».

       Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь». Цель:-  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших,...

Урок Доброты "Добро творящий жизнь творит"

Материал может быть использован во внеклассной работе....

Экология. Вода - источник жизни и красоты.

Внеклассное занятие экологической направленности про воду - уникальное вещество, источник жизни и красоты. Занятие способствует воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к самому бесцен...

Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь»

Цель:- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;Задачи: - учить детей нравственным понятиям: доб...

Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь».

Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь»....

«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...