Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь»
методическая разработка (2 класс) на тему

Цель:

- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

  • расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;

Задачи:

- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

- развивать творческие возможности детей.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор            (или интерактивная доска)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobrota_horosha.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь».

Цель:

- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

  • расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;

Задачи:

- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

- развивать творческие возможности детей.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор            (или интерактивная доска)

Материалы для детей: цветные карандаши, ножницы, клей, шаблоны сердечек, рисунок Дерева Доброты.


Конспект занятия

Орг.  момент.

Слайд 1

Включаем песню «Дорогою добра»

- Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.

- Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Тема нашего урока «Добро творящий жизнь творит»

- Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.

А как вы думаете?

(Дети отвечают)

- Каждое утро солнышко встаёт, чтобы дарить людям своё тепло и ласку. Давайте и мы настроимся на урок.

- Медленно поднимите руки вверх. Представьте, что достали ими до нашего классного солнышка. Бережно "перенесите" солнечные лучики в своё сердце. В сердце появилась "звёздочка". Сказали: "Любовь", звёздочка увеличилась. - "Здоровье" - стала ещё больше. "Добро" - стала, как солнышко большое. - Оно несёт тепло всем, кто рядом.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.

— Добрый день! — тебе сказали,

— Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали —

Теплоты и доброты.

Как приятно, когда с тобой здороваются. Ведь что такое «Здравствуйте»? «Здравствуйте» — это пожелание здоровья, мира, добра.

— Здравствуйте! — ты скажешь человеку.

— Здравствуй! — улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.


Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!


Слайд 2

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

Ознакомление с  темой. Беседа. Творческие задания.

 - Итак, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова? (Дети отвечают)

Слайд 3

-  В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:

«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Включаем песню Барбарики «Что такое доброта»

Слайд 4

А давайте обсудим с вами человеческие качества, как вы их понимаете:

  • Добродушный – добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
  • Доброжелательный – желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный.
  • Добронравный – отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом.
  • Добропорядочный – приличный, достойный одобрения, порядочный.
  • Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.
  • Добросовестный – честно выполняющий свои обязательства, обязанности.

После каждого слова ответы детей, в конце учитель подводит итог.

Слайд 5 Постановка проблемного вопроса
- Ребята, вы часто слышите слова добрый, добрая, доброе, добрые? Что такое добро? Что такое зло?

Над этими вопросами задумывались и наши предки. Уже много лет люди спорят о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна? Люди спорят, люди страдают, от того, что доброты в их жизни не хватает!

- Так где же мы найдем доброту? (Ответы детей)
– Прежде всего в наших сердцах, наших словах и наших делах, поступках!

 Добрый человек – это какой человек?

Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.

Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.

Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям.

Доброта — отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.

Человеку совсем несложно сделать добро другому. А добро, оказывается, умеет расти. И, если ты сделал кому-то добро, оно возвратится к тебе еще большим добром.


Добрым быть совсем не просто.

                                  Не зависит доброта от роста,

                                  Не зависит доброта от цвета,

                                  Доброта - не пряник, не конфета.

                                  Только надо, надо добрым быть

                                  И в беде друг друга не забыть.

                                  И завертится земля быстрей,

                                  Если будем мы с тобой добрей.

                                  Добрым быть совсем не просто.

                                  Не зависит доброта от роста,

                                  Доброта приносит людям радость

                                  И взамен не требует награды.

                                  Доброта с годами не стареет,

                                  Доброта от холода согреет.

                                  Если доброта, как солнце, светит,

                                  Радуются взрослые и дети.

Вопросы и задания для беседы:
- Посмотрите, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Как будет выглядеть взрослое  дерево через 15 лет. Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти.

(Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.)

Слайд 6

Как вы понимаете пословицу: «Даром ни одно доброе дело не пропадает»

Слайд 7 – 10 Тест: «Добрый ли я»

Вопросы теста:

  1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или  родным?
  2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
  3. Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
  4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
  5. Часто ли ты используешь злые шутки?
  6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
  7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
  8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
  9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
  10. Если ты уверен в  своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
  11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в  твои обязанности?
  12. Станешь ли ты передразнивать кого – то , чтобы развеселить своих друзей?

Больше 8 очков: Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8: Твоя доброта – вопрос случая – добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все. Но старайся быть ровным с каждым и со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков: Тебе предстоит сложная работа над собой.

После теста листочки сдать учителю.

Слайды 11 – 22

Слушаем сказку.
Даром ни одно доброе дело не пропадает. А.Неелова

Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-же я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! И я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
Слайд 23
Вопросы и задания к сказке:
• Почему капелька пожалела крестьянина?
• Какими качествами должен обладать хороший земледелец?
• Какой была туча — мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток?

После каждого вопроса ответы детей.

Слайд 24

Физкультминутка.

Включаем песню «Солнышко лучистое любит скакать».

Слайд 25
- Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

(Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.)

Слайд 26

Как вы понимаете пословицу: «Доброе дело, что дождь в засуху»

(Ответы детей)

Слайд 27 Улица Добрых слов (игра «Вежливые слова»)

- Первый шаг к доброте – это доброе слово. Отправляемся в путь. Перед нами улица Добрых слов.

- Ребята, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?

- Конечно же, это добрые, тёплые слова.

- Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда).

Добрые слова - это цветы человеческой души, не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.

Давайте немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро - 
При встрече здороваться: («Доброе утро»)

Доброе утро! - солнцу и птицам.
Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждым становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера,
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: («Добрый день»)

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: («Здравствуйте»)

Растает ледяная глыба
От слова доброго: («Спасибо»)

Когда бранят за шалости,
Мы говорим: («Прости, пожалуйста»)

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: («Спасибо»)

И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь: («До свидания»)

Всем вам с большой любовью
Желаю: («Крепкого здоровья»)

- Молодцы, как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным, приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.

Бульвар Добрых сказок (игра «Сказочные герои»)

- Ребята, все вы любите сказки. И одной из главных тем сказок всегда была тема «добра» и «зла». В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру: я буду называть сказочного героя, а вы будете определять добрый или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошкой.

(Иван – Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Гуси – Лебеди, Баба – Яга, Колобок, Серый волк, Кот в сапогах, Белоснежка, Колдунья, Фея, Золушка.)

Работа в группах. Выполнение проектов по теме.

Слайд 28

Творческое задание «Дерево Добрых дел».

Во время того как дети выполняют задание звучит песня из мультфильма Фунтик «Доброта»

- Вспомните и расскажите о своих добрых делах. (В результате на дереве появится столько ленточек, сколько добрых дел вспомнят дети,

 то доброе дело, которое вы сделали или собираетесь сделать в ближайшее время, а затем мы приклеим ваши ленточки на дерево и повесим это дерево в классе.

- Дома каждый из вас может «посадить» (нарисовать на листе) свое Дерево Добрых Дел и время от времени добавлять к нему новые – плоды.

- Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и скажите, какими должны быть настоящие добрые друзья? Какие правила они должны соблюдать?


Настоящие друзья стараются никогда не ссориться.

Настоящие друзья никогда не будут обзывать друг друга.

Настоящие друзья делают добро друг другу.

Будь вежливым, добрым, внимательным к другим.

Прислушивайся к окружающим, не стесняйся предлагать свою помощь.

Добрые дела совершают просто из хороших побуждений.

Бескорыстно, ничего не требуя взамен.
Совершать хорошие поступки просто так, чтобы помочь, а не ради похвалы.
Уметь замечать, кому и когда нужна твоя помощь.

Не оставаться равнодушным, если у кого-то рядом с вами беда.


Помни, что добрый человек:

- не наступит, а уступит;

- не захватит, а отдаст;

- не кулак покажет, а протянет ладонь;

- не спрячет, а поделится;

- не закричит, а выслушает.

- не разорвет, а склеит.

Каждый ребёнок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нём. Но мало только желать этого. Надо самому всё делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

Ты делай добро
И не требуй наград –
И будет тебе
Каждый встреченный рад,
Ведь ласка приятна
И кошке, и львице,
К тебе же добро
Возвратится сторицей.

Итог занятия

-Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями в нашем путешествии.

-Что вы узнали для себя? Стоит ли быть добрым в жизни?

Я надеюсь, что вы поняли с какими качествами характера лучше жить в этом мире, вы поделились своей добротой с окружающими и подарили им частички своих сердец. А значит, мы смогли вырастить на своем уроке настоящий цветок доброты.

В нашем классе учатся добрые, отзывчивые дети и я очень надеюсь, что вы такими и останетесь! Мне очень хочется, чтобы в ваших сердцах всегда жила доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.

Хочется закончить классный час словами В.А.Сухомлинского «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. За добро платите добром! Будьте добрыми и милосердными, приучайте себя к добрым поступкам и тогда у вас все будет хорошо.

- Скажите, для чего доброта нужна каждому человеку?

(Ответы детей)

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

  • Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -   Твори добро. 
  • Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -   Твори добро.  
  • Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -   Твори добро.  
  • Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -   Твори добро.  
  • Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,  
  • Ибо никто не властен над твоим добром.

Ш.А. Амонашвили

(Памятку со словами Ш.А. Амонашвили  получает каждый из детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь».

       Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь». Цель:-  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших,...

Урок Доброты "Добро творящий жизнь творит"

Материал может быть использован во внеклассной работе....

Добро творящий жизнь творит

Внеклассное меропритие можно провести в начальной школе. Красочная презентация сопровождает всё мероприятие.Воспитывается чуткость, понимание, доброе отношение к окружающим...

Урок литературного чтения Тема: «Добро творящий, творит Жизнь» На материале сказки Г.Цыферова «Град».

Данный урок  может быть использован  на уроках внеклассного чтения в контексте гуманной педагогики....

Тема:"Добро творящий творит Жизнь".

Цель:-  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;-  расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;Задачи: -   учить детей ...

Урок доброты и красоты. "Смысл жизни в красоте"

Красота окружающего мира станет могучим источником веры в доброту. В. Сухомлинский....

Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь».

Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь»....