Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе" 4 класс (конспект +презентация)
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Нестеренко Дарья Сергеевна

Цель урока:

- Познакомить с произведением  В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»;

-  Научить у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

Тип урока: комбинированный

                Планируемые результаты:

Личностные результаты:

знакомиться с культурно-историческим наследием,

- воспитывать любовь к окружающему миру.

 Предметные результаты:

-  по­нимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам;

- отрабатывать навыки осмысленного выразительного чтения;

- развивать умение анализировать художественный текст, доказывая свое мнение цитатами из произведения;

- развивать умение находить в тексте различные средства выразительности;

Оборудование: Учебник:  Хрестоматия 4 кл, презентация,  бумажные шарики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг.момент Мотивационный

Словес.: слово учителя.

≈ 2

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Сергеевна, сегодня я проведу вас урок литературного чтения. Присаживайтесь.  

Приветствовать учителя

Л : Учатся уважению к сверстникам и старшим.

22.

 Постановка учебной задачи и ее решение

Наглядный: просмотр рисунка;

Словес.: фронтальный опрос;

≈ 10

-Посмотрите на воздушный красный  шарик. Какие ассоциации у вас возникли ? (праздник, радость, неожиданность и т.д.)                             - Как вы думаете, почему красный шарик появился у нас сегодня на уроке?                                                                                    - Сегодня мы познакомимся с произведением, в котором он будет присутствовать.                                                                                - Тема сегодняшнего урока: «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы  и красоту человека. Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе».                                  - Какие цели мы перед собой поставим? (1. изучить произведение В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»; 2. Научиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека)

Рассматривать рисунок

Знакомиться с темой урока, ставить цели

П:строят речевое высказывание

К: оформлять свои мысли в устной речи

П: определяют тему и цели урока

33.

Решение частных задач на основе анализа текста

Словес.: ответы на вопросы

Словарная работа.

Словесный: фронтальный опрос; слово учителя;

Практический:

Комбинированное чтение

Словесный: беседа

≈12

 - Перед тем как приступить к изучению темы, проведем речевую разминку.                                                                    Часовщик, прищурив глаз                                                                  Чинит часики для нас.                                                                        - Кто может прочитать с чувством радости?                                              - А теперь с с чувством огорчения?                                                          - Прочитай с чувством обиды.

- Прочитайте первое про себя. Прочитай вслух!

- Кто может объяснить значение этого слова? (скорчившись - сжавшись в комок; красотулечка – красавица; живот как футбольный мяч – стал выпирать; шибало в нос – попадало; стратосфера-  слой атмосферы, располагающийся на высоте от 11 до 50 км.)

- Ребята, что вы знаете о Викторе Драгунском?

- Уже в школе В.Драгунский мечтал работать в цирке или на эстраде. Больше всего хотел стать клоуном. Закончив литературно-театральные мастерские, работал актером в разных театрах, выступал в цирке и на эстраде, писал песни и короткие смешные рассказы для эстрады и для цирка. «Денискины рассказы» - самая известная книга В.Драгунского, в которую входят многие замечательные рассказы.  Главный герой рассказов,  Дениска, очень похож на сына писателя, которого зовут точно так же. Кроме Дениски, в этих рассказах можно узнать и других реальных людей, с которыми общались члены семьи Драгунских. И вот что говорит сын  В.Драгунского: «Отец очень любил детей, он понимал маленького человека».

- Откройте хрестоматию на странице № 91. Найдите текст В.Драгунского «Красный шарик в синем небе».

- Сейчас я начну читать этот текст, вы следите по тексту за чтением и внимательно слушаете. В определенный момент я остановлюсь, а кто-то из вас продолжит. (у-ль читает текст до стр.92)

- Кто продолжит?

-Ну а теперь я хочу узнать, внимательно ли вы слушали. Ответьте, Аленка младше Дениски или его ровесница? Докажите!(вот и видно, что ты еще маленькая)

-Какое впечатление произвели на Дениску крики Аленки о том, что в магазине открылся весенний базар? Процитируйте нужные строчки.(и я от этого тоже как-то заволновался, и у меня стало щекотно под ложечкой, и я заторопился и выскочил из комнаты)

-Как Дениска комментирует слова и поведение Аленки?

(как взрослый, чувствуется его снисходительный тон)

-А кто из детей способен увлечь другого за собой? Докажите.(Аленка Дениску, уговорила пойти с нем на базар)

-Когда мы читали эту часть, мы невольно улыбались. Нам было смешно. А теперь прочитайте последнее задание: («Если затрудняешься, найди учебник по чтению 2 класса, часть 2, с.148-149 и прочитай, с помощью каких приемов писатель делает текст смешным.)

- С помощью каких приемов писатель делает текст смешным? (вспомнили о том, что смешно в тексте, когда есть контраст и о

том, что смешными нас делают наши недостатки (контраст между поведением Дениски и Аленки, а о недостатках можно прочитать в последнем абзаце).

- А теперь все встаем со своих мест, давайте немного разомнемся!

- Кто продолжит чтение?(читают 2 часть)

- прочитай слова Миши.(Дениска относится к шарику как к живому)

- Что он имел в виду? Процитируйте нужные фрагменты текста.(стр95 2 абзац)

-Какое чувство охватило Дениску, когда он наблюдал за улетающим шариком?(восхищения, радости, что он обрел свободу)

-Только ли Дениску? (нет, всех кто смотрел)

-Сможете ли вы объяснить, почему у людей возникло ощущение праздника и радости?

-Испытывала ли Аленка те же чувства в тот момент, когда Денис выпустил шарик? (нет, не испытала, она хотела удержать его)  Какие слова и поступки Аленки говорят о том, что она еще маленькая? (то, что она заплакала)

-О чем Денис думает по пути домой? А еще о чем? Подтвердите словами из текста.(стр 96 последний абзац)

-Почему ребята всю дорогу молчали? (каждый думал о своем)

-Способна ли Аленка понять мысли и чувства Дениса? (да способна, потому что ее тоже восхитило то, как шарик улетает)

-Умеет ли она чувствовать красоту?

-Понимаете ли вы теперь, почему Дениска дружит с этой девочкой, хотя она и младше? Почему?  (Он видит душевную красоту этой девочки, а красный шарик в синем небе подчеркивает эту красоту)

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 95. Какой момент из рассказа на ней запечатлен? (момент, когда Дениска выпустил шарик, а Аленка пыталась его достать) только ли Аленка и Дениска смотрят на то, как шарик улетает? (нет, прохожие тоже)

Попробуйте объяснить, почему рассказ так называется? (потому красный цвет, цвет праздничного настроения, и шарик улетает в чистое голубое небо)

- А сейчас мы будем читать по ролям. Кто будет читать слова куклы-мжчины? А куклы -женщины? Кто прочитает слова Дениски? С какой интонацией ты будешь их читать? (как взрослый, с  снисходительный тоном, к вопросом к Аленки)

Аленки? А как ты будешь читать слова Аленки? (то с радостной, то с немного обиженной интонацией)  И кто прочитает слова автора?

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы;

Отвечать на вопросы;

Выполнять двигательные упражнения.

Отвечать на вопросы,

Искать доказательства в тексте;

Искать информацию в тексте;

П:строят речевое высказывание

Л: умение слушать;

П:строят речевое высказывание

Л: умение слушать;

К: Преодоление импульсивности.

П:строят речевое высказывание

П: Поиск и выделение необходимой информации;

К: оформлять свои мысли в устной речи

Л: поддерживать ЗОЖ

П:строят речевое высказывание

П: Поиск и выделение необходимой информации;

П: Умение структурировать знание;

П: анализируют объекты с выделением существенных  признаков;

П:строят речевое высказывания

44.

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

≈5

- Какая была тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы перед собой ставили?

- Мы их достигли?

- В чем душевная красота Аленки? А Дениски?

 -Понравился ли вам этот рассказ? А Дениска с Аленкой? А наши ребята? Не удивляйтесь вопросу! Кто впечатлил вас сегодня своими ответами? С доказательством!

 -Но я не могу забыть про красный шарик в синем небе и не хочу, чтобы о нем забыли вы.

Представьте, что вы отпускаете свой шарик, он устремляется ввысь, а вместе с ним улетает от вас все плохое!

-Вот и я хочу  подарить вам  эти шары, чтоб у каждого был свой красный шарик, а синее небо, слава богу, есть у каждого из нас!

Отвечать на вопросы;

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль

                                                                                                                                                                                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Часовщик, прищурив глаз Чинит часики для нас.

Слайд 3

Тема урока: «Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе».

Слайд 4

Цели урока: Познакомиться с произведением В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»; Учиться видеть красоту природы и красоту человека.

Слайд 5

скорчившись - красотулечка – живот как футбольный мяч – шибало в нос – стратосфера-

Слайд 6

скорчившись - сжавшись в комок; красотулечка – живот как футбольный мяч – шибало в нос – стратосфера-

Слайд 7

скорчившись - сжавшись в комок; красотулечка – красавица; живот как футбольный мяч – шибало в нос – стратосфера-

Слайд 8

скорчившись - сжавшись в комок; красотулечка – красавица; живот как футбольный мяч – стал выпирать; шибало в нос – стратосфера-

Слайд 9

скорчившись - сжавшись в комок; красотулечка – красавица; живот как футбольный мяч – стал выпирать; шибало в нос – сильный запах; стратосфера-

Слайд 10

скорчившись - сжавшись в комок; красотулечка – красавица; живот как футбольный мяч – стал выпирать; шибало в нос –сильный запах; стратосфера- слой атмосферы, располагающийся на высоте от 11 до 50 км.

Слайд 11

Виктор Драгунский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок лит.чтения "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и человека"

Материал содержит разработку урока и презентацию. Данная тема предусмотрена в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". В работе применяется метод диалога с текстом, который оказывает большое в...

Урок литературного чтения Тема:"Поход в "Музейный дом".Репродукция картины Сергея Лучишкина "Шар улетел". В.Ю.Драгунский "Красный шарик в синем небе".

Урок по литературному чтению в 4 классе.Тема:"Поход в "Музейный дом".Репродукция картины Сергея Лучишкина "Шар улетел".В.Ю.Драгунский "Красный шарик в синем небе"....

Презентация по теме: Виктор Драгунский « Красный шарик в синем небе»

Данная презентация служит дополнительным материалом к уроку литературного чтения для работы с картинами Сергея Лучишкина "Шар улетел" и Валерия Ватенина "Голуби в небе"....

В.Ю.Драгунский "Красный шарик в синем небе" урок внеклассного чтения в 3 классе (презентация)

Презентация являетя дополнением к уроку внеклассного чтения. В ней содержится портрет писателя, изображение обложки книги, иллюстрация к произведению, викторина, сформулирована главная мысль произведе...