Главные вкладки

    Красота природы и красота души. К.Г. Паустовский. Скрипучие половицы.
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Тишко Елена Николаевна

    Цель:

    - дать представление о том, что человек – часть природы, что и природа и     человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию, что взаимоотношения человека с природой – это отношения живого с живым;

    - развивать экологический взгляд на мир и интуицию;

    - воспитывать любовь к природе, художественному слову, литературе, то есть к тем видам искусства, которые учат видеть прекрасное;

    - развивать творческое воображение через слово, музыку, живопись;

    - развитие речи учащихся, навыка выразительного чтения и умения формулировать идею произведения.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_s_knigoy._paustovskiy_-_skripuchie_polovitsy.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Красота природы и красота души.  К.Г. Паустовский. Скрипучие половицы.

    Подготовила Тишко Елена Николаевна

    учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8»

    Работа с книгой.

    Тема:

    Красота природы и красота души.  К.Г. Паустовский. Скрипучие половицы.

    Цель:

    - дать представление о том, что человек – часть природы, что и природа и     человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию, что взаимоотношения человека с природой – это отношения живого с живым;

    - развивать экологический взгляд на мир и интуицию;

    - воспитывать любовь к природе, художественному слову, литературе, то есть к тем видам искусства, которые учат видеть прекрасное;

    - развивать творческое воображение через слово, музыку, живопись;

    - развитие речи учащихся, навыка выразительного чтения и умения формулировать идею произведения.

    Оборудование:

    портреты К.Г. Паустовского и П.И. Чайковского, магнитофон, диск с музыкальным произведением П.И. Чайковского «Времена года», иллюстрации детей к рассказу «Скрипучие половицы».

    Место проведения:

    лесопарк вблизи школы.

    План занятия:

    1. Вступительное слово учителя:

    - Всмотритесь в лицо писателя (учитель обращается к портрету К.Г. Паустовского): какой высокий лоб, умные глаза, добрый мудрый взгляд. О чём хочет рассказать этот человек сегодня, ведь прочитан ещё один его рассказ «Скрипучие половицы»? Понравился ли рассказ вам? Почему именно здесь, в парке, мы решили обсудить его замечательное произведение?

    (Дети высказывают свои мысли).

    Учитель обобщает ответы детей:

    - Да, верно, не случайно мы здесь, ведь рассказ о природе, о её красоте, о взаимодействии человека с природой. Мы будем учиться сегодня через художественное слово Паустовского наблюдать за состоянием человеческой души во время общения с природой и подумаем, что хочет сказать нам автор каждой новой главой рассказа.

    2. Чтение и анализ I части:

    Учитель:

    - Паустовский начинает свой рассказ с описания любимого места композитора П.И.Чайковского (портрет). Давайте неспешно, с карандашом в руке перечитаем первую часть рассказа по абзацам. Читая, проследите за состоянием композитора и будьте готовы ответить на вопросы (задание даётся по группам на карточках).

    I группа: Проследите за поведением композитора в лесу. Обратите внимание на его позу, мимику, жесты.

    II группа: Что, в обычном казалось бы явлении природы, увидел необычного композитор?

    III группа: Почему Пётр Ильич хотел идти в этот лес снова и снова?

    (Дети высказывают свои мысли, сопровождая ответы иллюстрациями к рассказу).

    Учитель обобщает:

    - Верно вы подметили, ребята, человек – часть природы, она дала нам такие прекрасные дары: ум, силу, чувства, любовь… Меняется природа, меняется человек (растут, движутся, изменяются), а эти изменения не что иное, как жизнь! От живого исходит тепло. Давайте убедимся в этом. Согните обе руки в локтях и поставьте их на уровне груди (показываю). А теперь медленно-медленно сводите руки навстречу друг другу так, чтобы открытые ладошки двигались навстречу. Продолжайте соединять руки до тех пор, пока не ощутите, как между ладошками струится тепло. А теперь соедините ладошки вместе. Ощущение тепла усилилось?

    - Всё живое излучает тепло. Поднесите руки к деревьям, и вы почувствуете те волны тепла, которые исходят от деревьев; подержите свои ладошки возле них.

    (Дети подходят к деревьям, рассказывают о своих ощущениях).

    Учитель продолжает:

    - Итак, мы почувствовали, что взаимоотношения человека с природой  это отношения живого с живым. Чайковский черпал вдохновение в этом лесу, а потом своими впечатлениями хотел поделиться с людьми и передать красоту природы через звуки музыки (звучит музыка П.И. Чайковского). И были люди, которым близка эта музыка, и они готовы были слушать её снова и снова.

    3. Инсценирование и выборочное чтение 2 и 3 частей:

    Учитель:

    - О чём говорится во 2 и 3 частях?

    - В какой форме она написана?

    - Давайте посмотрим, как ребята в сценке передадут содержание 2 части и подумаем, для чего Паустовскому нужно было описывать этот разговор на крыльце дома Чайковского.

    (Далее следует инсценирование, подготовленное группой из 5 человек). После просмотра дети приходят к выводу, что люди, которым так близка эта музыка, это Феня и Василий. Феня принесла землянику из этого же леса, а Василий с 20 лет нянчил и растил его; звуки музыки напоминают им звуки леса – шуршание травы, журчание ручейка, шелест листьев и кружение их в воздухе, дуновение ветерка…

    - Меняется ли состояние композитора в 3 части? В чём это выражается?

    (Дети: гнев, возмущение; лицо его покрылось красными пятнами).

    - Мы ещё не встретились с купцом Трощенко, но уже услышали имя этого человека из разговора слуги и Василия. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он предстал перед вами?

    (Дети: беспощадный, бездушный, уничтожающий всё живое, палач).

    - Ребята, а Саша К. даже попыталась нарисовать портрет этого купца (показ рисунка). – Что особенно подчеркнула Саша?

    (Дети: глаза – пустые, холодные).

    4. Чтение и анализ 4 части:

    Учитель:

    - Не ошиблись ли мы в оценке Трощенко, как ведёт себя этот человек на порубке леса.

    (Далее – чтение по ролям, характеристика купца с опорой на текст).

    - Можете ли вы предположить, что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес?

    - Постарайтесь найти слова, чтобы убедить купца не губить лес.

    (Дети: лес – щедрый друг, он даёт нам грибы, ягоды, орехи, лечебные травы;

                 лес – это дом для животных и птиц;

                 лес – это красота, в разное время года мы любуемся красками леса, слушаем              пение птиц, стрекотание кузнечиков;

                 лес – место, где черпают вдохновение поэты, художники, писатели,                          композиторы и т.д.).

    5. Минутка отдыха. Игра «На какое дерево я похож».

    Несколькими движениями рук, головы, тела мы можем изобразить различные деревья в лесу. Опущенные вниз, повисшие плетьми руки, склонённая набок и вниз голова – это плакучая ива. Стоящий на носках ребёнок с поднятыми вверх руками, тянущимися всё выше и выше -  тополь. Плавно переступающие, медленно «плывущие» под песенку «Во поле берёза стояла» берёзы. (Дети пробуют себя в роли разных пород деревьев).

    - А теперь представьте, что подул очень сильный ветер. Как будут двигаться наши ветви? Покажите.

    - А сейчас не только ветер дует, но ещё и дождик пошёл. Что с листиками, как они себя чувствуют под дождём?

    - «Деревья», обратитесь и вы с просьбой не губить лес! (Дети тянут «ветви»-руки в сторону, «шелестят листвой», словно просят: «Пощадите! Не губите!»).

    Учитель:

    - Да, ребята, быть может выслушав ваши обращения к купцу, Трощенко изменил бы своё решение, но наш рассказ закончился печально.

    6. Чтение 5 части рассказа.

    Учитель:

    - Где, по-вашему, в заключительной части рассказа самое трагическое место? Когда у вас сжалось сердце? Подумайте, каким тоном вы будете читать место, описывающее гибель сосны? (выразительное чтение отрывка).

    - Какой художественный приём использует автор в этом отрывке?

    - Каково состояние Чайковского в конце рассказа?

    (Дети: как опустошён лес, так духовно опустошён и Пётр Ильич; он знает, что «теперь никогда не закончит начатую вчера работу; придётся тотчас уехать, чтобы не видеть этого варварства»).

    7. Итог урока:

    Учитель:

    - А что ещё характерно для всего живого?

    (Дети: всё живое - дышит).

    - Верно. Мы обычно не замечаем, как это происходит. Давайте попробуем ощутить своё дыхание. Сядьте удобно, положите руки на колени, ладошками вверх. Представьте, что на ваши ладошки дует приятный ветерок и его лёгкое дыхание медленно-медленно входит в вас… Этот ветерок – ветерок свежести и бодрости, он несёт дыхание жизни… Почувствуйте его полнее… Сделайте вдох, воздух входит в вас и вместе с ним входят силы, бодрость, здоровье. А теперь выдохните медленно-медленно, из вас выходят усталость, заботы, трудности… Опять вдохните и выдохните. И опять в вас входят силы и здоровье и выходит усталость…

    - Как хочется вдохнуть жизнь в нашу сосну, но всё кончено, она погибла под рукой палача.

    Попробуйте сформулировать основную мысль этого рассказа и доказать её текстом.

    (Дети зачитывают: «Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять, что могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! А что воспитывает широту духа, как ни эта удивительная природа!»).

     Учитель завершает:

    - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались и поняли, что любить природу – это «не быть пассивным созерцателем», но и быть активным созидателем. Нужно жить  в гармонии с природой, учиться этому у птиц и животных, которые особенно хорошо её чувствуют, сами находят для лечения травы и корешки, никогда не вредят природе. Учёные предполагают, что самой престижной профессией XXI века будет профессия эколога. Природе нужна наша помощь! Когда болеет природа, болеет и человек!

    8. Домашнее задание:

    творческое – написать отзыв на произведение К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы» в дневник прочитанных книг.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Красота души в природе».

    Занятие в средней группе. Тема: «Красота души в природе».Задачи. Продолжать знакомить детей с пейзажами, учить чувствовать их настроение. ХодДети входят в группу, и встречают Снежную королеву.С.К...

    Кл. час в 4 классе Тема: «Красота души человека»

    Тема: «Красота души человека»В человеке всё должно быть прекрасно:и мысли, и душа, и чувства, и одежда.                          ...

    Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

    Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

    Классный час "Красота мира начинается с красоты души"

    Научить детей видеть красоту вокруг себя и в себе самом....

    Классный час "Красота мира начинается с красоты души"

    Материал классного часа предназначен для учащихся начальных классов с целью уяснения понятия "красота",  "душевная красота", как составляющих красоты мира, о значении добра для гармонии и сч...

    План -конспект внеклассного чтения "Скрипучие половицы" К.Г. Паустовского

    Цель  урока: создать условия для выделения проблемы, формирования проблемного поля,           создать условия для  формирования понятия нрав...

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе" 4 класс (конспект +презентация)

    Цель урока:- Познакомить с произведением  В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»;-  Научить у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.Тип урока: комбинированный...