«Путешествие по стране Денег» Деловая игра для учащихся 3-х классов
методическая разработка (3 класс)

Шпыркова Татьяна Борисовна

- Деловая игра по теме: «Путешествие по  стране Денег»
Цель: применение и закрепление полученных знаний по теме «Деньги»
Задачи:
- актуализировать и систематизировать знания обучающихся о необходимости рационального использования денег;
- упорядочить и осмыслить теоретические сведения, изложенные в литературе;
- содействовать общему развитию младшего школьника; понимать цели своих действий.

-Суть игры: класс поделён на три команды. У каждой команды на столе находится кошелёк-банк. Учащиеся выполняют разного вида задания, за которые получают при правильном ответе один рубль. (Банкнота игровая). Также в игре предусмотрена штрафная санкция, минус рубль, за нарушение порядка. В конце игры дети имеют возможность потратить заработанные деньги на «ярмарке товаров», которая заранее организована. Играя учащиеся приобретают  основные понятия и термины: деньги, трудовой рубль, номинал, валюта, капитал, доля, инвестиции.
Овладевают  начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развивают  самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В конце занятия имеют возможность грамотно распределить деньги между членами команды или потратить их совместно.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Деловая игра по теме: «Путешествие по  стране Денег»

                                (цикл занятий «Финансовая грамотность»)


Цель: применение и закрепление полученных знаний по теме «Деньги»
Задачи:
- актуализировать и систематизировать знания обучающихся о необходимости рационального использования денег;
- упорядочить и осмыслить теоретические сведения, изложенные в литературе;
- содействовать общему развитию младшего школьника;
Ожидаемые результаты:
предметные:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи
метапредметные:
познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей;
коммуникативные:
- составление высказываний в устной и письменной формах;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
личностные:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях
Форма проведения занятия: деловая  игра
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая
Методы, приемы: разъяснение, инструктаж, поиск информации, диспут, воспитывающие ситуации, соревнование, поощрение, наказание
Основные понятия и термины: деньги, трудовой рубль, номинал, валюта, капитал, доля, инвестиции.

Учебно-методическое обеспечение занятия (УМК, литература для педагога и обучающихся, материалы, оборудование и пр.):
1. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
1. Cайт https://fmc.hse.ru/

Средства: раздаточный материал (карточки – рубль, карточки с заданиями, билет банка), ИКТ
                                                Этап внеурочного занятия
I. Организационно-мотивационный этап
Эмоциональный настрой
        Жизнь любого человека так или иначе связана с деньгами, причем ими необходимо правильно распоряжаться, для того, чтобы избежать финансовых трудностей. Разгадайте кроссворд и вы узнаете, что нам сегодня поможет
путешествовать  по стране Денег. На протяжении нашего занятия  вы будете своими правильными ответами приобретать рубли, а в конце игры состоится ярмарка, где вы сможете приобрести товар на заработанные деньги. При нарушении правил поведения с вас будет взыматься штраф в размере одного рубля.
II. Этап актуализации знаний
1 конкурс «Разминка» (повторение основных терминов)
- Всем вам, скорее всего, приходилось иметь дело с деньгами. (вопросы по командам)
- Что такое деньги?
- Как можно использовать деньги?
- А для чего люди откладывают деньги?

- Для каждой команды на слайде ребус, разгадайте его.

Блиц вопросы:

-Всегда ли можно расходовать деньги  на то, что хочется?

-Всегда ли деньги находятся в движении?

-Нужно ли платить налоги?

-Можно ли за деньги купить здоровье, дружбу, уважение?

Отгадайте загадки (слайд 6)

III. Этап открытия новых знаний


- Найдите с помощью учебника ответы на следующие вопросы (вопросы на слайдах)
- Какие бывают деньги?
- Из чего раньше изготавливали деньги?
- Из чего делают монеты сейчас?

- У вас на столах карточки с текстом С. Михалкова «Похождение рубля» (отрывок из текста). Прочитайте его.

Я  -  Рубль.  Новенький советский бумажный Рубль.  Родился я  в большом кирпичном  доме,  где  у  каждого  входа  и  выхода  стоят  часовые  и  куда ПОСТОРОННИМ ВХОД СТРОГО ВОСПРЕЩАЕТСЯ!

     Не успел я появиться на свет, как попал в общество собратьев-близнецов, похожих на  меня  как  две  капли воды.  

     А  через мгновение я  уже лежал в глубоком мягком помещении.  Я не знал тогда,  что  это помещение называется карманом  и  что всю жизнь мне придется переходить из кармана в карман.

     Так,   не  успев  даже  попрощаться  со  своими  собратьями,   я  начал самостоятельную жизнь.

     "Я настоящий трудовой Рубль!  -  с гордостью думал я.  - Интересно, что меня  ждет впереди?  Что  со  мной будет дальше?  Как  меня будут тратить и, главное, на что?.."

     Прямо из теплого,  уютного кармана рабочей куртки я попал куда-то,  где все  дышало  сыростью и  свежей землей.  Как  я  потом  догадался,  это  был цветочный киоск. Человек, который меня заработал,  хотел доставить радость другим и купил цветы.  Меня начали тратить!"


Ответьте на вопросы:

  1. Объясни выражение « Я настоящий трудовой Рубль»
  2. Перечисли способы получения трудового рубля:
  3. Какие еще способы получения денег встречаются?
  4. Как ты понимаешь выражение « рубль находится в обращении»?

- Разгадайте слова – перевёртыши и объясните, как они зависят от денег?


Доп.сведения по теме:
- Раньше монеты изготавливали из золота и серебра. В банках и сейчас есть такие монеты, но их нельзя потратить - это инвестиции.
- Значит такие монеты называются инвестиционными.
- Для чего они нужны? (Пояснение учителя)
- Можно хранить эти деньги, со временем они станут дороже, значит при их продаже можно получить прибыль.
- А что такое прибыль?
- Кто знает, как называется человек, который коллекционирует монеты? (Учитель демонстрирует различные монеты)

Творческая работа.

  1. Работа с карточками. Передайте свои карточки соседней команде. Выполните взаимопроверку. Правильные ответы на доске.
  2. Бизнес - игра «День рождения».

                У тебя приближается День рождения. Ты хочешь весело и интересно провести время со своими лучшими друзьями. Родители выделяют тебе на праздник 6000 рублей. Друзей придет  5 человек. Как тебе надо распорядиться этими деньгами, чтобы гости остались довольны праздником: ушли сытыми, с подарками  и в прекрасном настроении.

        Выбери в таблице подходящие цены для ваших развлечений, не забыв про лимит- 6000 рублей!

  1. Мини- проект (работа в группах).

-Зачем нужны банкноты?

-Чем обеспечивается их ценность?

-Как защитить банкноты от подделки?

-Почему банкноты разного номинала отличатся внешним видом? Придумайте дизайн банкноты для внутренних платежей в школе.  Как бы вы назвали такую валюту? Предположите, чем можно обеспечивать ценность таких денег?

IV. Подведение итогов занятия.

- Что нового вы узнали на занятии?

-Какие правила зарабатывания и траты денег вы усвоили?

V. Рефлексия.

- Если вам понравилось занятие прикрепите к дереву «настроение» улыбающийся смайлик, если не понравилось, прикрепите грустного.

- Проверьте ваши кошельки. Подсчитайте заработанные вашей командой рубли. На нашей ярмарке представлены товары. Вы можете купить как для команды, а можете разделить деньги на всех участников команды. И приобрести индивидуальный товар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по русскому языку 4 класс

Деловая игра по русскому языку на уроке  обощения по теме "Глагол". Урок построен в виде деловой игры, заседание редакционного совета газеты. На уроке ведется проектная работа по созданию по...

Игра для учащихся 1-4 классов «ПУТЕШЕСТВИЕ С ИВАНОМ ЦАРЕВИЧЕМ»

Разработка мероприятия для проверки ЗУН воспитанников детского дома младшего школьного возраста....

Игра для учащихся 3-4 классов "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЗНАНИЙ"

Разработка мероприятия для проверки ЗУН учащихся 3-4 классов воспитанников детского дома в каникулярное время...

Деловая игра. «Давайте жить дружно!». 4 класс.

В процессе общения ребята учатся определять качества, необходимые для настоящей крепкой дружбы. В  основе игры лежит проблемно-диалоги...

Деловая игра "Лесная ярмарка" для 1 класса

Содержание:Выступление детей – приглашение на ярмаркуСценка, раскрывающая понятия «опт» и «розница»Представление командИгра «Парные картинки»МиниатюрыТестовые...

Урок - деловая игра "Таблица умножения" в 3 классе

Нетрадиционный урок по математике в 3 классе....