Урок - деловая игра "Таблица умножения" в 3 классе
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Иванова Ирина Ивановна

Нетрадиционный урок по математике в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_3_klass.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

Ход урока:

Дети входят в класс, но не садятся на свои места, а остаются стоять у доски.

Сегодня наш урок математики  пройдёт в форме деловой игры. Почему деловой, потому что мы уже достаточно большие и в детские игры на уроке давно не играем.

Посмотрите на фотографии, что здесь вы видите?  (фотографии банков)

Кто был в банке? Что вы там делали?

Чем занимаются банки? (Принимают вклады, производят переводы денег,
работают с банковскими картами, выдают кредиты, принимают разные платежи).

Вот наш класс тоже на время урока станет банком «ДЕТИБАНК», а вы попробуете себя в новой роли служащих банка.

Займите свои места согласно распределению, которое указано на бейджике. Если ваш выбор окажется правильным, на своем рабочем столе вы обнаружите финансовые документы строгой отчетности.

Распределение детей по рабочим местам.

1.Этап мотивации

учитель

  • создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
  • исходя из решенных ранее задач, устанавливает тематические рамки и создает ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)

учащиеся

  • вырабатывает на личностно значимом уровне внутреннею готовность к реализации нормативных требований учебной деятельности

Давайте определимся, что необходимо знать служащему банка, чтобы не совершить ошибок при подсчете прибыли? (хорошо уметь считать, знать таблицу умножения)

А мы с вами уже выучили всю таблицу умножения, так какой же будет на ваш взгляд тема нашего сегодняшнего урока (Закрепление знаний)

Хорошо, а какие же мы должны в таком случае поставить для себя цели, если таблица нами уже выучена?

(Узнать, насколько хорошо мы знаем табличные случаи умножения. Определить, как мы умеем применять на практике полученные знания.)

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

учитель

  •  организовывает повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, – определений, алгоритмов, свойств.

учащиеся

  • активизируют соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

гонг

Итак, уважаемые сотрудники, рабочий день в банке начался. Перед вами карточки с финансовыми расчетами, сделанными накануне вашими коллегами. Ваша задача их проверить, найти допущенные ошибки и исправить

2х8=7 (16)

3х3=9

8х5=40

9х9=64 (81)

4х5=20

7х4=28

5х2=10

6х3=12 (18)

8х6=48

4х4=16

3х5=20 (15)

7х4=28

4х2=10 (8)

5х5=25

8х5=40

9х8=56 (72)

6х5=35

7х6=42

2х3=6

8х8=72 (64)

7х2=14

7х5=30 (35)

8х2=16

3х7=21

8х3=18 (24)

6х6=36

3х7=21

2х6=12

4х5=45 (20)

7х6=42

Молодцы, а теперь ваша задача озвучить правильный ответ. (цепочкой)

Хорошо, у вас на столах лежат оценочные листы, в которые вы на протяжении всего рабочего дня банка будете заносить результат вашей работы. Если вами не было допущено ошибок при вычислении, и вы правильно нашли ошибку, поставьте в первую строку 1, если ошибки были, поставьте 0.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

учитель

  • организовывает взаимопроверку учащимися своих домашних работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)

учащиеся

  • выполняют проверку задания, применяя действия, запланированные для рефлексивного анализа.

Дома вы производили вычисления, составляя финансовую отчетность. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность выполнения домашнего задания без исправления с помощью эталона, находящегося на карточке с номером рабочего стола

Молодцы, если в задании не было допущено ошибок, то в оценочный лист поставьте 1, если были поставьте0.

учитель

  • организовывает самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (с исправлением ошибок)

учащиеся

  • выполняют проверку задания, применяя действия, запланированные для рефлексивного анализа.

А сейчас нам с вами предстоит посчитать, какой может быть прибыль от вложений обратившегося в банк клиента.

К доске приглашается сотрудник Павел

Все остальные работают в своих документах строгой отчётности. 4 клетки вниз

Арифметический диктант 

Клиент задумал число, увеличил его в 5 раз и получила 40. Какое число он задумал? Запишите. (8)

Клиент задумал число, увеличила его в 6 раз и получила 42. Какое число он задумал? (7)

Клиент задумал число, уменьшила  его в 4 раз и получила 7. Какое число он задумал? (28)

Клиент задумал число, уменьшил  его в 7 раз и получил 2. Какое число он задумал? (14)

Какое число надо увеличить  в 3 раза, чтобы получить 21? (7)

Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получить 48? (8)

Проверьте правильность выполнения задания с помощью эталона.

8  7  28  14  7  8

В оценочный бланк поставьте количество верных ответов.  (6)

Молодцы! А теперь, как в каждом банке у нас предусмотрена производственная гимнастика.

Физминутка. (2 мин)

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

учитель

  • Формулирует цель коррекционной деятельности и на этой основе помогает учащимся выбрать способы и средства их реализации         (то есть помогает определить, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)

учащиеся

  • устанавливают, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)

Уважаемые сотрудники, в наш банк поступили финансовые документы, в которых не все числа пропечатаны, и нам с вами необходимо их восстановить. А что вам поможет вставить нужное число в примерах? (знание таблицы умножения, правила нахождения неизвестного компонента)

40 : ?=8                        8*?=?2                           

? : 9=4                        6*?=?4 _                        

48 : ?=6                        7*?=?6                                16*2=?

Итак, кто готов поработать с 1 документом? Что неизвестно? Как найти? 2,

3, 4

А теперь самостоятельно выполните работу с последними документами.

Кто готов озвучить полученный результат?

Уважаемые сотрудники, а кто смог найти значение числового выражения 16*2?

-А как вы решили этот пример 16*2?

-Найдите еще способ, как можно было еще решить пример. Можете посовещаться со своим соседом.

-Итак, какой выход вы нашли?

Поделитесь своими открытиями?

-Таким образом, не знакомясь еще с внетабличным умножением, можно было решить этот пример.

1 способ: замена умножения сложением:   16+16=32

2 способ: замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых:

  1. (10+6)*2=10*2+6*2=32
  2. (8+8)*2=8*2+8*2=32
  3. (9+7)*2=9*2+7*2=32

- Оцените свою работу на данном этапе

 В оценочный бланк поставьте количество верных ответов. (3)

-А теперь придумайте свой подобный пример и решите его, выбрав любой из этих двух способов: замена сложением, либо замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

-А теперь проверьте друг друга.

Молодцы! Хорошая слаженная работа нашего банка поможет нам получить значительную прибыль.

5. Этап реализации построенного проекта

учитель

  • Создает условия для активизации мыслительной деятельности 
  • Помогает осмысленно корректировать учащимися своих ошибок и формирует умения правильно применять соответствующие способы действий.

учащиеся

  • самостоятельно исправляют свои ошибки применяя выбранные средств, а в случае затруднения – с помощью учителя
  • далее в обоих случаях выбирают из предложенных или придумывают сами задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки
  • решают эти задания

В банк поступило для рассмотрения коммерческое предложение, которое мы с вами должны изучить.

Итак, вот это предложение.

(Появляется краткая запись задачи и разные варианты решения этой задачи)

  1. – 18 тыс

                                   на ? тыс

  1. - ?, в 2 р. <          

  1. 18:2=9                2. 18-2=16

18+9=27                 18-16=2

3.   18:2=9                 4. 18:2=9

      18-9=9                     18:9=2

Перед вами краткая запись.  Составьте по ней задачу.

-Послушайте задание к этой задаче:

Вам нужно к этой краткой записи выбрать из предложенных решений правильное.

-Проанализируйте в паре каждое решение и выберите верное, запишите его в тетрадь.

Записывают

Проверка: -К какому мнению вы пришли? Поделитесь. (На доске выделяется правильная запись)

Что нужно изменить в задаче, чтобы к ней подошла 1 запись? (сколько всего?)

-Что нужно изменить в задаче, чтобы к ней подошла 2 запись? (на 2 меньше)

-Что нужно изменить в задаче, чтобы к ней подошла 4 запись? (во ? раз меньше)

В оценочный бланк поставьте 1 при верном выборе решения.

6. Этап рефлексии деятельности на уроке.

учитель

  • Помогает учащимся осознать методы преодоления затруднений и оценить ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Учащиеся

  • уточняют алгоритм исправления ошибок
  • называют способы действий, вызвавшие затруднение
  • фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности
  • оценивают собственную деятельность на уроке
  • намечают цели последующей деятельности
  • в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора)

Молодцы, рабочий день в банке подходит к концу и теперь пришло время подвести итоги нашей работы.

Подсчитайте общее количество баллов, набранных вами за весь рабочий день, и поставьте оценку своей работы в соответствии с критериями

(на доске)

 Оценка «5» - _ выполненных задания

Оценка «4» - _ выполненных задания

Оценка «3» - _ выполненных задания

А теперь возьмите в зелёном конверте монетку, соответствующую вашим результатам, и поместите ее на наше банковское дерево.

Молодцы!

Вспомните, какие цели мы ставили в начале нашего урока и проанализируйте, смогли ли мы их достичь

Я считаю…, потому что…

- А теперь выберите любое неоконченное предложение из нашей ромашки закончите его

- Я узнал …

- Мне было трудно…

- Мне было интересно …

- Я понял….

- Мне понравилось задание…

- Я хочу…

- Я могу…

- Мне надо…

- Я ошибался…


Сегодня наш урок математики пройдёт в форме деловой игры. Почему деловой, потому что мы уже достаточно большие и в детские игры на уроке давно не играем.

Посмотрите на фотографии, что здесь вы видите?  (фотографии банков)

Кто был в банке? Что вы там делали?

Чем занимаются банки? (Принимают вклады, производят переводы денег,
работают с банковскими картами, выдают кредиты, принимают разные платежи).

Вот наш класс тоже на время урока станет банком «ДЕТИБАНК», а вы попробуете себя в новой роли служащих банка.

Гонг

Итак, наш банк открыт!

Займите свои места согласно распределению, которое указано на бейджике. Если ваш выбор окажется правильным, на своем рабочем столе вы обнаружите финансовые документы строгой отчетности.

Давайте определимся, что необходимо знать служащему банка, чтобы не совершить ошибок при подсчете прибыли? (хорошо уметь считать, знать таблицу умножения)

А мы с вами уже выучили всю таблицу умножения, так какой же будет на ваш взгляд тема нашего сегодняшнего урока (Закрепление знаний)

Хорошо, а какие же мы должны в таком случае поставить для себя цели, если таблица нами уже выучена?

(Узнать, насколько хорошо мы знаем табличные случаи умножения. Определить, как мы умеем применять на практике полученные знания.)

Гонг 

Итак, уважаемые сотрудники, рабочий день в банке начался. Перед вами карточки с финансовыми расчетами, сделанными накануне вашими коллегами. Ваша задача их проверить, найти допущенные ошибки и исправить

Молодцы, а теперь ваша задача озвучить правильный ответ. (цепочкой)

Хорошо, у вас на столах лежат оценочные листы, в которые вы на протяжении всего рабочего дня банка будете заносить результат вашей работы. Если вами не было допущено ошибок при вычислении, и вы правильно нашли ошибку, поставьте в первую строку 1, если ошибки были, поставьте 0.

 

Дома вы производили вычисления, составляя финансовую отчетность. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность выполнения домашнего задания без исправления с помощью эталона, находящегося на карточке с номером рабочего стола

Молодцы, если в задании не было допущено ошибок, то в оценочный лист поставьте 1, если были поставьте0.

А сейчас нам с вами предстоит посчитать, какой может быть прибыль от вложений обратившегося в банк клиента.

К доске приглашается сотрудник Павел

Все остальные работают в своих документах строгой отчётности. 4 клетки вниз

Арифметический диктант 

Клиент задумал число, увеличил его в 5 раз и получила 40. Какое число он задумал? Запишите. (8)

Клиент задумал число, увеличила его в 6 раз и получила 42. Какое число он задумал? (7)

Клиент задумал число, уменьшила  его в 4 раз и получила 7. Какое число он задумал? (28)

Клиент задумал число, уменьшил  его в 7 раз и получил 2. Какое число он задумал? (14)

Какое число надо увеличить  в 3 раза, чтобы получить 21? (7)

Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получить 48? (8)

Проверьте правильность выполнения задания с помощью эталона.

8  7  28  14  7  8

В оценочный бланк поставьте количество верных ответов.  (6)

Молодцы! А теперь, как в каждом банке у нас предусмотрена производственная гимнастика.

Физминутка.

Уважаемые сотрудники, в наш банк поступили финансовые документы, в которых не все числа пропечатаны, и нам с вами необходимо их восстановить. А что вам поможет вставить нужное число в примерах? (знание таблицы умножения, правила нахождения неизвестного компонента)

40 : ?=8                        8*?=?2                           

? : 9=4                        6*?=?4 _                        

48 : ?=6                        7*?=?6                                16*2=?

Итак, кто готов поработать с 1 документом? Что неизвестно? Как найти? 2,3, 4

А теперь самостоятельно выполните работу с последними документами.

Кто готов озвучить полученный результат?

Уважаемые сотрудники, а кто смог найти значение числового выражения 16*2?

-А как вы решили этот пример 16*2?

-Найдите еще способ, как можно было еще решить пример. Можете посовещаться со своим соседом.

-Итак, какой выход вы нашли?

Поделитесь своими открытиями?

-Таким образом, не знакомясь еще с внетабличным умножением, можно было решить этот пример.

1 способ: замена умножения сложением:   16+16=32

2 способ: замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых:

  1. (10+6)*2=10*2+6*2=32

- Оцените свою работу на данном этапе

 В оценочный бланк поставьте количество верных ответов.

-А теперь придумайте свой подобный пример и решите его, выбрав любой из этих двух способов: замена сложением, либо замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

Проверьте друг друга.

Молодцы! Хорошая слаженная работа нашего банка поможет нам получить значительную прибыль.

В банк поступило для рассмотрения коммерческое предложение, которое мы с вами должны изучить.

Итак, вот это предложение.

(Появляется краткая запись задачи и разные варианты решения этой задачи)

Перед вами краткая запись.  Составьте по ней задачу.

-Послушайте задание к этой задаче:

Вам нужно к этой краткой записи выбрать из предложенных решений правильное.

-Проанализируйте в паре каждое решение и выберите верное, запишите его в тетрадь.

Записывают

Проверка: -К какому мнению вы пришли? Поделитесь. (На доске выделяется правильная запись)

Что нужно изменить в задаче, чтобы к ней подошла 1 запись? (сколько всего?)

-Что нужно изменить в задаче, чтобы к ней подошла 2 запись? (на 2 меньше)

-Что нужно изменить в задаче, чтобы к ней подошла 4 запись? (во ? раз меньше)

В оценочный бланк поставьте 1 при верном выборе решения.

Молодцы, рабочий день в банке подходит к концу и теперь пришло время подвести итоги нашей работы.

Подсчитайте общее количество баллов, набранных вами за весь рабочий день, и поставьте оценку своей работы в соответствии с критериями

(на доске)

 Оценка «5» - _ выполненных задания

Оценка «4» - _ выполненных задания

Оценка «3» - _ выполненных задания

А теперь возьмите в зелёном конверте монетку, соответствующую вашим результатам, и поместите ее на наше банковское дерево.

Молодцы!

Вспомните, какие цели мы ставили в начале нашего урока и проанализируйте, смогли ли мы их достичь

Я считаю…, потому что…

- А теперь выберите любое неоконченное предложение из нашей ромашки закончите его

- Я узнал …

- Мне было трудно…

- Мне было интересно …

- Я понял….

- Мне понравилось задание…

- Я хочу…

- Я могу…

- Мне надо…

- Я ошибался…

Рабочий день нашего ДЕТИБАНКА подошёл к концу. Прошу сдать все документы для отчёта. Благодарю всех сотрудников за работу. До завтра!


2 х 8 = 7

3 х 3 = 9

8 х 5 = 40

9 х 9 = 64

4 х 5 = 20

7 х 4 = 28

5 х 2 = 10

6 х 3 = 12

8 х 6 = 48

4 х 4 = 16

3 х 5 = 20

7 х 4 = 28

7 х 5 = 30

8 х 2 = 16

3 х 7 = 21

8 х 3 = 18

6 х 6 = 36

3 х 7 = 21

9 х 8 = 56

6 х 5 = 35

7 х 6 = 42

2 х 3 = 6

8 х 8 = 72

7 х 2 = 14

2 х 6 = 12

4 х 5 = 45

7 х 6 = 42

4 х 2 = 10

5 х 5 = 25

8 х 5 = 40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку риторики в 4 классе по теме "Художественное и деловое описание"

Презентация содержит материал по теме "Художественное и деловое описание"....

Урок обучения грамоте в 1 классе.Урок деловая игра

Цель:Научить плавному слоговому чтению,работать с текстом,закреплять знания об особенностях звука ш.Развивать познавательные процессы;Воспитывать интерес к детской литературе, к природе; привычки здор...

Открытый урок-деловая игра по математике (4 класс). Тишина О.М.

МОУ «СШИ №2»Урок математики 4 классУчитель: Тишина О.М.Открытый урок-деловая игра по математике (4 класс) Нестандартный урок по математике для 4 класса "Деловая игра", преследующий следующие...

Технологическая карта урока педагогики: Тема урока: "Деловая игра «Зачем нужны деньги?»", 1 класс.

Тип урока: общеметодологическийЦель урока: обобщение знаний обучающихся о выгодах обмена, неудобствах бартера и причинах появления денег...

Урок-деловая игра "Деловое письмо. Адрес. " 9 класс

Обобщение и систематизация знаний (закрепление)....

Урок обучения грамоте в проектной технологии для 1 класса. Тема "Звук ш, буквы Ш, ш" Урок – деловая игра

: Нестандартный урок закрепления, повторительно – обобщающий в период обучения грамоте. Групповая работа, игровой сюжет мотивируют работу первоклассников. По ходу урока заполняются клетки игрового пол...