Урок-деловая игра "Деловое письмо. Адрес. " 9 класс
план-конспект урока по русскому языку

Обобщение и систематизация знаний (закрепление).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovoe_pismo._adres.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс:  9 Б класс

 Тема урока: «Деловое письмо. Адрес.»

Форма проведения : Урок –деловая игра 

Этап обучения по данной теме: обобщение и систематизация знаний (закрепление)

Цель: Выявить актуальность умения правильного составления деловых писем, составление текста письма. Научить верно, записывать адрес на конверте, соблюдая правильную последовательность при записи адреса. 

Задачи:

1.  Образовательные:

-вспомнить требования к составлению делового письма, рассказать о необходимости умения писать письма , учить составлять текст письма; 

2. Коррекционные:

-способствовать развитию познавательных способностей, корригировать и развивать мыслительные процессы через соотнесение понятий с их определениями, развивать умение анализировать, сравнивать, планировать, обобщать, делать выводы, развивать связную устную и письменную речь через ответы на вопросы учителя; 

3. Воспитательные:

- формировать положительную учебную мотивацию и социальную значимость данного вида деятельности.

Оборудование:

  1. Образец правильно заполненного адреса на конверте.
  2. Словарь: индекс, конверт, почтовое отделение, почтальон, получатель, отправитель, адресат.

Используемая технология: системно – деятельностный подход

Используемые методы:

 метод закрепления полученных знаний

метод стимулирования и мотивации учения

метод контроля и самоконтроля

Прогнозируемые результаты:

Предметные результаты: закрепить и систематизировать знания по теме

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Цель:

положительная мотивация учащихся к учебной деятельности, активизация мыслительной деятельности учащихся.

Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

-Сегодня мы продолжим знакомство  с еще одним видом делового письма. Прослушайте загадку и догадайтесь, о чем идет речь?

Я домик, но только совсем безэтажный.
Я тонкий раскрашенный домик бумажный.
Хоть дверца моя заперта не замком,
Я просто лизнул ее языком.
Но внутрь никого не пускает без спроса.
Живут там приветы, ответы, вопросы,
Наказы и просьбы, свернувшись, лежат.
Марки с печатями их сторожат.

- А в чем отправляют письмо?

– Что нужно указать на конверте, чтобы письмо дошло до адресата?

/Письмо/

Обучающиеся называют

Личностные: формирование

мотивации

к учебной деятельности

2. Словарная работа.

Цель: повторить изученные словарные слова, совершенствовать умение подбирать однокоренные слова, определять часть речи.

 (Какое сейчас время года? Какой месяц? Какое число? Какой день недели? Какой урок по счету?)- Записываем дату в тетрадях.

1.Словарная работа

Учитель диктует слова

индекс, конверт, почтовое отделение, почтальон, получатель, отправитель, адресат.

- Проверка

Обучающиеся записывают слова на доске и в тетрадях в соответствии с заданиями учителя, объясняют их правописание, определяют части речи;

Коммуникативные: уметь

делать вывод на

основе обобщения

Развитие речи уч – ся

3. Обобщение по теме.

Целеполагание

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Деловое письмо. Адрес»;

учить применять на практике полученные знания.

  На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с правильным заполнением деловых бумаг. Для начала скажите, пожалуйста, к какому стили речи мы сегодня вновь обратимся (официально-деловой стиль)

-Вспомним, какие виды деловых бумаг мы с вами уже научились заполнять?

 Вернемся к словарным словам и разберем  слова по составу.

Очень скоро вы окончите школу. Больше не будет ни уроков, ни оценок, ни домашних заданий. Начнется новая жизнь – взрослая, самостоятельная. Вы окунетесь в эту жизнь и встретитесь с составлением большого количества деловых бумаг. В наше время нельзя стать успешным человеком без навыков оформления деловых бумаг. Поэтому мы и должны уже в школе учиться заполнять документы.

2. Работа на внимание

Задание: определить вид документа, поменять нумерацию в следующем порядке:

1. автобиография, 2.расписка,

3. объяснительная, 4. объявление.

1.Я, Иванов В.И. взял 03.10.2022

напрокат велосипед у Нестерова К.Ю.

и обязуюсь отдать его 04.10.2023.

2. 04.05.2023 в школе состоится праздник труда.

3. Я, Сидорова Нина Петровна. Родилась 10.05.2001 года в г. Люберцы. В 2018 г. поступила, а в 2021 окончила колледж…..

4. Мой сын Иван пропустил занятия в школе 25.02.2023 по семейным обстоятельствам.

3.Повторение структуры личного письма.

Век новейших информационных технологий, Интернета и сотовой связи. Электронные письма, SMS позволяют быстро связаться с близким людьми или знакомым, живущим в любой точке страны. Конечно, это удобно, практично. Но почему мы все еще не перестаем ждать писем, этих заветных конвертов, в которых пришло к нам послание. Ответ очень прост и очевиден: только письма помогают общаться душою с близкими нам людьми, только такое общение хранит душевную любовь и теплоту рук, которые с нежным трепетом вкладывают бумагу в конверт.

Написание письма – это целое искусство. Попробуем и мы на этом уроке овладеть искусством письма.

-А сейчас давайте вспомним, какие бывают письма?

- Кому чаще всего пишут письма, и с какой целью?

-Какая еще информация может содержаться в письме, помимо перечисленной?

-Как вы можете объяснить выражение «деловое письмо», для чего оно нужно?

Задание, написать и отправить деловое письмо, но для этого надо узнать адрес «Где эта улица, где этот дом?»

1.Этот дом находится по адресу ул. Заречная д.35.Правильно это школа. Назовите фамилию, имя и отчество директора школы.

2. А теперь назовите учителей , которые работали или работают в школе.

Работа над лексическим значением слов.

-А как называют того, кто посылает письмо, и того, кто получает?

-Прочтите эти слова, не правда ли они схожи по звучанию?

Выясним их лексическое значение. Вспомните, по какому словарю можно это узнать? (Толковый словарь под редакцией В. И. Ожегова или в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля)

Адресат- тот, кому адресовано почтовое отправление (ПОЛУЧАТЕЛЬ)

Адресант- тот, кто посылает почтовое отправление (ОТПРАВИТЕЛЬ)

Слова, сходные по звучанию, но не совпадают по значению, называются паронимами. Чтобы избежать лексических ошибок, необходимо знать значение слова и употреблять его, осознано.

-Так кого мы называем получателем, а кого отправителем?

4.Объяснение нового материала.

-Итак, мы вспомнили, как пишутся личные письма. А теперь обратимся к деловым письмам.

На доске: Виды писем.

-Письма-запросы;

-Письма-заказы;

-Письма-жалобы;

-Письма-уведомления;

-Записка в школу;

-Письма-заявления (о приёме на работу по объявлению)

5. Закрепление знаний.

-Что встречает  всех въезжающих в Марусино и провожает уезжающих? По какому адресу она находится?

-Где всегда собираются дети, где они играют? Правильно это детская площадка. В нашем посёлке много детских площадок.

-Кто сможет перечислить названия улиц д.Марусино? Абрикосовая улица,   улица Буденного, Виноградная улица, Вишневая улица,Грушевая улица,  Заречная улица, Малиновая улица, Улица Марусин луг, Полевая улица,Речная улица, Рябиновая улица,Сливовая улица, Смородиновая улица, Яблоневая улица, Ягодная улица, 1-я Луговая улица, 2-я Луговая улица,  3-я Луговая улица

Обучающиеся  отвечают на поставленные вопросы,

(автобиография, расписка, объяснительная записка, объявление)

Обучающиеся самостоятельно определяют вид документа. Один документ  записывается на доске

(Работа ведется на доске и в тетрадях).

Ответы уч - ся

(письма бывают: деловые, дружеские, поздравительные, благодарственные, письмо-просьба, письма в СМИ).


(чаще всего пишут близким, знакомым, родным, чтобы узнать, как живут, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.)

(в письме мы можем посоветовать, утешить, убедить, рассказать о своих делах, узнать мнение о том, что нас волнует.)

(На доске написаны слова АДРЕСАТ и АДРЕСАНТ)

(Один учащийся у доски).

Ответы

Работа в парах. (работают с шаблонами заявления)

Церковь.

Машково, дом 1А

Повторяют по памяти и самостоятельно записывают

При проверке оценивают правильность выполнения задания.

Регулятивные:

Самостоятельно формулируют цели

Урока

Коммуникативные УУД:

- Сотрудничать в совместном решении

Учебной задачи

- уметь делать выводы, обобщать

5. Рефлексия

.

Цель: подвести итог, оценить результат деятельности  обучающихся на уроке.

- Вспомните, что такое АДРЕСАТ и АДРЕСАНТ? ?

- Какое задание вам показалось особенно трудным?

- Когда нам потребуются умения составлять заявление о приёме на работу?

- Мне хочется, чтобы сегодняшний урок вам помог в дальнейшей вашей жизни, чтобы вы обязательно нашли работу по душе, и составление заявления о приёме на работу у вас не вызвало затруднений.

Обучающиеся отмечают наиболее сложные для них задания и те, которые были для них интересны и вызвали эмоциональный отклик; оценивают свой характер.

Регулятивные УУД:

Давать оценку своей деятельности

6. Домашнее задание.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании

Написать заявления о приеме на работу.

Запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку на тему « Письмо. Адрес»

Цель данного урока - дать учащимся элементарное представление о письме как тексте, его  разновидностях, структуре; показать, какое значение имеет в жизни людей переписка; научить при н...

Урок обучения грамоте в 1 классе.Урок деловая игра

Цель:Научить плавному слоговому чтению,работать с текстом,закреплять знания об особенностях звука ш.Развивать познавательные процессы;Воспитывать интерес к детской литературе, к природе; привычки здор...

Открытый урок-деловая игра по математике (4 класс). Тишина О.М.

МОУ «СШИ №2»Урок математики 4 классУчитель: Тишина О.М.Открытый урок-деловая игра по математике (4 класс) Нестандартный урок по математике для 4 класса "Деловая игра", преследующий следующие...

Открытый урок-деловая игра по математике (4 класс)

Групповая работа на уроке математики....

Технологическая карта урока педагогики: Тема урока: "Деловая игра «Зачем нужны деньги?»", 1 класс.

Тип урока: общеметодологическийЦель урока: обобщение знаний обучающихся о выгодах обмена, неудобствах бартера и причинах появления денег...

Урок обучения грамоте в проектной технологии для 1 класса. Тема "Звук ш, буквы Ш, ш" Урок – деловая игра

: Нестандартный урок закрепления, повторительно – обобщающий в период обучения грамоте. Групповая работа, игровой сюжет мотивируют работу первоклассников. По ходу урока заполняются клетки игрового пол...