Урок по русскому языку на тему « Письмо. Адрес»
методическая разработка по русскому языку (2,3 класс) по теме

Хомяченко Елена Александровна

 

Цель данного урока - дать учащимся элементарное представление о письме как тексте, его  разновидностях, структуре; показать, какое значение имеет в жизни людей переписка; научить при написании писем, учитывать их цель и адресат; обогащать словарный запас учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Письмо.Адрес".doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Диксонская СОШ»

Урок по русскому языку на тему « Письмо. Адрес»

для 2-3 классов

Учитель начальных классов: Хомяченко Е.А.

Г.п. Диксон


Урок по русскому языку на тему « Письмо. Адрес»

Цель: дать учащимся элементарное представление о письме как тексте, его              разновидностях, структуре; показать, какое значение имеет в жизни людей переписка; научить при написании писем, учитывать их цель и адресат; обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, книги Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семёнова», конверты, фуражка и сумка для игры «Почтальон», памятки «Письмо родным и близким»

Ход урока

  1. Орг. момент

Учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетрадях:   число, классная работа.

  1. Постановка темы урока

- Сегодня на уроке мы будем путешествовать во времени, узнаем историю одного маленького, но важного предмета, благодаря которому происходит общение на расстоянии.  Чтобы узнать о каком предмете мы сегодня поговорим, надо отгадать загадку:

Сбоку марка и картинка,

В круглых штампах

Грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое, как птица,

Если захочешь –

                              За море умчится.               (Письмо)

- Правильно. Предмет, о котором пойдет речь на уроке – это письмо. Вы узнаете много интересного о письмах, научитесь их писать, подписывать конверты.

- Скажите, для чего же нужны письма?

Ответы детей

- Кто знает, когда появились письма? На этот вопрос нам поможет ответить «Машина времени».

«Машиной времени» может быть, компьютер, на экране которого можно показать историю письма.

  1. Историческая справка

Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было (на экране появляется изображение древнего человека). Но в некоторых пещерах обитали медведи.

Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

  Первыми письменными знаками, которые люди придумали оставлять друг другу, были рисунки на скалах и в пещерах. Древнейший вид письма – письмо рисунками, учёные назвали его пиктографией (см. приложение рис.1).

Но рисунок можно неверно прочитать. Если написавший придавал знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего из этого получиться не могло. Об этом забавно рассказал Р.Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». На  смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы (см. приложение рис.2). А затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму (см. приложение рис.3).

В Новгороде археологи нашли письма на берёсте: их писали друг другу новгородцы ещё в Х веке. Такие письма ученые называют берестяными грамотами (см. приложение рис.4).

            Вот так люди научились писать письма. В 1975 году на конгрессе Всемирного почтового союза был утверждён праздник – Неделя письма. Он проводится в октябре каждого года. Неделя письма – праздник не только почтальонов, но и всех людей  - взрослых и детей.

- Спасибо тебе, «Машина времени». Ребята, вот вы и узнали об истории возникновения письма. Скажите, что сейчас используют для написания письма?

  1. Упражнение для разминки пальцев

- Первые правила написания письма – это чистый лист бумаги и красивая, разборчивая запись.  А поможет нам в этом минутка чистописания, но сделаем сначала гимнастику для пальцев, чтобы ваши записи были красивыми.

  1. Игра-упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки и наоборот.
  2. Игра-упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку и наоборот.
  3. Ладоши лежат на столе. Поднимаем пальцы по одному (начиная с большого) сначала одной руки, затем другой, потом в обратном порядке.

  1. Чистописание

- Назовите согласные звуки в слове письмо. Что вы можете сказать о каждом звуке?

Дети дают характеристику звукам [п], [с],[м].

- Из каких элементов состоят строчная и заглавная буквы п и П; с и С; м и М. Сегодня мы повторим их написание.

Пп  Сс  Мм

- Выполните слого - звуковой анализ слова письмо.

  1. Словарная работа

- Вам приходилось получать письма? А самим писать их? Какие вежливые слова можно использовать в письме? (ответы детей)

- Запишите сначала те, которыми начинают письма, а потом те, которыми заканчивают.

На доске или на экране появляются слова:

Здравствуйте, дорогой, уважаемая, родной, милый, любимая, добрый день.

До свидания, до скорой встречи, целую, с уважением, с дружеским приветом.

  1. Физминутка

  Чтоб все выполнить заданья,

  Чуть-чуть нам надо отдохнуть.          

        Сейчас сделаем наклоны.

       Все к упражнению готовы?

Надо косточки встряхнуть.                                Раз, два, три, четыре, пять,

   Руки вверх, назад прогнулись.                             Теперь спинки держим ровно.

       Ну, ребята, дружно встанем.                                На месте будем мы шагать.

      Тихо все на место сядем                                       Вспомните всё, что повторяли,

       И закроем глазки.                                          Без моей подсказки.

  1.         Работа по теме

1. Знакомство с видами писем.

- Вы теперь знаете, какими словами начинают письмо, а какими заканчивают.

- Что же такое письмо?

Д. Текст.

- Письмо – это текст, имеет три части: начало, основная часть, концовка.

- Перед вами два текста. В чем их сходство и различие? Какой из текстов – письмо?

Появляются на экране или заранее записаны эти тексты на доске.

1.


В этом году у меня были необычные каникулы.

Я летом много путешествовала. Мы с мамой ездили на экскурсию в  Санкт - Петербург, а потом в Пушкинский заповедник. Везде  было очень интересно. Особенно запомнились комнаты поэта и домик его няни. Я многое узнала этим летом и хорошо отдохнула.

2.

Дорогая тетя Лида!

Большое спасибо за письмо. Отвечаю на твой вопрос. Летом я отдыхала с мамой в  Санкт- Петербурге и  в Пушкинском заповеднике. Мне  везде понравилось.

Как ты отдохнула на юге?

Тётя Лида,  большой привет тебе от бабушки и мамы.

Приезжай к нам в гости.

Целую. Оля.

20 сентября 2003года

- Найдите части, из которых состоит письмо. Вежливое ли письмо? Что делает его таким?

- Что содержит письмо?

Д. Сообщение. Девочка рассказывает о том, как провела лето.

- Прочтите следующее письмо. Какое это письмо?

Дорогой дедушка!

Поздравляю тебя с днём рождения.

Желаю тебе крепкого здоровья и успехов в работе.

Целую и обнимаю.

Твой внук Коля.

15 марта 2006 года

- Что содержит это письмо? Каким оно должно быть?

Д. Поздравление. Должно радовать, содержать особые слова, пожелания.

- Я хочу познакомить вас ещё с одним письмом. Прочтите его и скажите, какими могут быть письма?

Дорогой Мурзилка!

Некоторые девочки, мои подруги, как только начинается перемена, бегают по коридорам и жалуются на одноклассников: этот чего-то не сделал, тому тройку поставили… Я считаю, поступать так неправильно. Если уж у товарища что-то не получается, надо помочь ему. А ты, Мурзилка, как думаешь?

Наташа Веселова.

Д. Это письмо в газету.

- Много газет, журналов, в которых,  кроме статей, заметок,   пишут письма. Пишут дети, взрослые. Они рассказывают о своих делах, просят совета, помощи.

2. Правила оформления письма.

- Вы узнали, что письма можно писать не только товарищам, родителям, родственникам, но ученым, художникам, государственным деятелям. Пишут поздравительные письма и письма в газету, и, конечно, все эти письма пишут по-разному. И далеко не всегда написать хорошее письмо так уж просто. Поучимся! Сейчас мы составим правила написания писем.

 Для письма используй _______ лист бумаги.

  1. На листе для письма оставляй поле внизу,_________
  2. Письмо нужно писать ____________________
  3. Обращение в письме пишется _________________
  4. Дату и место, откуда написано письмо, пиши___________
  5. Отвечать на письмо нужно______________

Для справок: разборчиво, аккуратно; сверху справа или внизу слева; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале на отдельной строке, сверху.

- Для каждого из вас я приготовила памятки, с помощью которых вы сможете написать письмо родным и близким. Прочтите их.

Возможные части текста письма

Примеры

Обращение

Начальная фраза о состоянии переписки

Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях

Вопросы адресату

Благодарности

Просьба писать письма

Передача привета

Прощание

Концовка и подпись

Дата и место написания, если их нет в начале письма

Мои дорогие мама и папа!

Получил(а) твое письмо…

Давно не было письма…

Получил(а) твое (Ваше) письмо, сразу не ответил(а), потому что…

Опишу вам, как идет жизнь дома (школе)…

Я хочу рассказать Вам (тебе)…

У нас много новостей, расскажу обо всем по порядку

Как Вы живете?

Как Ваше здоровье?

Какие у вас новости? Что нового?

Спасибо за внимание…

Спасибо за то, что вы положили мне теплые вещи…

Я прошу Вас (тебя) писать мне…

(ответить мне на письмо)…

Жду ответа.

Передайте большой привет…

До свидания…

До скорой встречи…

Крепко целую…

Любящая(ий) Вас…

13 ноября 2008 года

Диксон

- Что привлекло ваше внимание в памятке?

Д. Почему Вы и Вас с большой буквы?

- Это очень важное правило вежливости: в знак уважения к людям (не самым близким) принято обращаться на Вы или Вас и писать эти слова с большой буквы.

  1. Физ. минутка

- Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.

- Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

- Глазами начертили круг, треугольник, квадрат.

- Закройте глазки.

- А теперь открываем и продолжаем работать.

  1. Продолжение темы

2.Самостоятельная работа

На экране появляется текст, который необходимо восстановить.

Получила ваше письмо. Очень захотелось вам написать. Дорогие мама и папа! У меня всё хорошо. Как здоровье? Как погода? Передавайте привет моим друзьям. Целую. Скучаю. 10 октября 2009г. До скорой встречи!

- Правильно оформлено письмо? Давайте его восстановим. Как записывается каждую часть?

Один ученик у доски.

3. Оформление конверта

- Вот вы написали письмо. Что надо сделать ещё, чтобы письмо дошло до назначения?

Д. Написать адрес на конверте.

- Вспомните рассказ А.П.Чехова «Ванька». Кто был главным героем рассказа?

- С помощью чего Ваня попытался связаться с дедом? (рассказ прочитан заранее на внеклассном чтении)

Д. О десятилетнем мальчике, отданного в учение к сапожнику. Ваня написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нём адрес: «На деревню дедушке».

- Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

Ответы детей

- А вот ещё один пример: у вас на партах лежит повесть Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семёнова», в которой высмеивается второклассник Иван Семёнов. Он не любит учиться, и жизнь для него – сплошная мука. Однажды он решил бросить учиться и попроситься на пенсию. Весь вечер трудился Иван над заявлением. Найдите, пожалуйста, в повести, как Иван подписал конверт. (Дети находят задание на указанной учителем странице повести)

Столица Москва

Вминистерствонасчет

Пеьсии ат Ивана

Семёнова сприветом квам заивление.

- Можно ли эту запись назвать адресом? Сколько ошибок допустил Иван Семёнов? Попробуем их исправить. Что вы посоветуете второкласснику?

- Видите, как важно ещё правильно подписать письмо, чтобы оно дошло до назначения!

- Сейчас мы будем учиться подписывать конверт, чтобы у вас не получилось, как у Ивана Семёнова.

Ребята записывают у себя в тетрадях.

На экране появляется образец.

- На верхней строчке, после слова Кому пишется ФИО человека, которому вы написали.

- Затем, после слова  Куда пишется название улицы, номер дома, квартиры.

- На второй строчке  наименование города, села, станицы.

- На третьей строке наименование области, края.

- Точно так же вы записываете обратный адрес, т.е. ваш.

- После того, как вы написали адрес, укажите индекс.

4. Игра «Почта»

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Почта».

Учитель объясняет правила игры.

Выбирается один почтальон – он же ведущий. Для почтальона приготавливается фуражка и сумка.

У каждого ученика на парте 2 конверта (второй – запасной). Дети должны написать свой домашний адрес (получатель – кто-нибудь из родных) и обратный адрес – адрес школы.

Выигрывает тот, кто быстрее, аккуратнее, грамотнее надпишет конверт.

Почтальон собирает конверты. Специальное жюри – из представителей каждого ряда – определяет победителя.

  1. Итог урока

- Для чего нужны письма? В чем их значимость?

-  Какие виды писем вы знаете?

- В чем сходство и различие письма и текста?

- Знакомо ли вам слово Отправитель? Что оно означает? А кто такой   Получатель – адресат?

- О чем можно написать в письме? К сожалению, письма некоторых детей состоят из одних просьб.

Учитель читает стихотворение Р. Алдонина:

Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе-

Пропали плавки на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

  1. Домашнее задание

Написать письмо на следующие темы: «Письмо моему учителю»; «Письмо моей семье»; «Письмо другу. Однажды со мной случилось...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»...

Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте, письмо)Тема урока: Строчная буква ф.

Место урока в теме :76 урок в теме «Основной звуко-буквенный период»Тип урока : открытие новых знаний.Цель и ожидаемый результат (для учителя):1.Организовать деятельность детей на ознакомление с напис...

Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте, письмо)Тема урока: Строчная буква ф.

Место урока в теме :76 урок в теме «Основной звуко-буквенный период»Тип урока : открытие новых знаний.Цель и ожидаемый результат (для учителя):1.Организовать деятельность детей на ознакомление с напис...

Технологическая карта и презентация к уроку русского языка по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Р р, письмо слогов и слов»

Аннотация.В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Письмо заглавной и  строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», включающем в себя технологическую ...

Открытый урок по русскому языку на тему Тема: Письмо заглавной буквы Д

Тип урока: освоения новых знаний.Цель: научить правильно писать заглавную букву Д, а также слоги и слова с этой буквой.Задачи урока:• Научить писать заглавную букву Д.• Формировать графические ум...

Конспект урока по русскому языку (обучению грамоте) «Письмо полуовалов: письмо справа и письмо слева. Гигиенические правила», 1 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Знакомство учащихся с формой и названием элемента букв – «полуовал», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов.Планируемые результаты:Предм...

Конспект урока по русскому языку на тему «Письмо строчной буквы т» в 1 классе

   КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ урока по русскому языку НА ТЕМУ: «Письмо строчной буквы т» в 1  классе...