Публикация по теме: "Одаренные дети, проблемы и пути их решения".
статья

Живайкина Мария Алексеевна

Данный материмал можно использовать для изучения тем по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с одаренными детьми30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Живайкиной Марии Алексеевны

за 2018-2020 учебные года  

       С первыми проблемами сталкиваются родители вскоре после рождения одаренного ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном (такие дети спят, как правило, значительно меньше обычных детей), с едой и т. д. делают жизнь родителей достаточно непростой. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного малыша. Такая активность имеет много неприятных последствий: сломанные телефоны и электроприборы, разобранные часы и швейные машинки — все, что попадается под руку одаренному ребенку, может стать предметом его ненасытного любопытства. Эта черта вызывает неудовольствие родителей.

       Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей, — бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также (и это особенно часто) трудности, которые возникают у одаренных детей, на ранних этапах школьного обучения. Дело в том, что, как правило, у одаренного ребенка достаточно рано формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у одаренного ребенка просто не остается ни времени, ни желания.

       Другой уровень проблем — одаренный ребенок и общество. Основное следствие родительских установок — стремление многих родителей видеть своего ребенка таким, как все. В результате страдают не только родители, но и сами одаренные дети, для которых главным становится не выделяться, не выглядеть «белой вороной». Все это крайне отрицательно сказывается на их самооценке, а, в конечном счете, на формировании личности. Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.

       Необходимо определить, что же это такое «одаренность» и как она проявляется в совсем маленьком ребенке. Наиболее частое проявление одаренности — это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («Он все замечает!»), ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!») и отличная память («Он после двух раз все сказки слово в слово повторяет»). Хотя такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности, отнюдь не все одаренные дети сызмальства поражают родителей своими талантами.

       Одаренность многогранна. Она может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях.

       В сфере опережающего развития познания обычно отмечается следующее. Существуют особые «сенситивные» периоды, когда дети «впитывают» все окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу. Такие дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий их мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений на свои исследования. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания» через этапы) и присуща исключительно одаренным детям. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей.

        Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с «низким порогом отключения», то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ). В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

       В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Обычно дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут четко развести реальность и фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Они настолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии действенных фантазий, настолько сживаются с ними, буквально «купаясь» в живом воображении, что порой учителя и родители демонстрируют излишнюю озабоченность по поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Это яркое воображение рождает несуществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход - качества, которые столько дали человечеству и в материальном, и в эстетическом развитии.

        Одной из наиболее важных черт для внутреннего paвновесия одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора. Одаренные малыши постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых вещах делают успехи, недостижимые для большинства их ровесников, родители таких детей (а через них и сами дети) склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях. Преувеличенные ожидания взрослых можно назвать «эффектом ореола», что привлекает к нему внимание каждого, кто работает с одаренными детьми на любой стадии их развития.

         Могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Наиболее распространенное в таких случаях средство — обсудить проблему с необычайно «речистым» малышом. Ребенок пока не способен понять, что другие воспринимают мир совсем не так, как он.

          Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя, что подтверждают многие исследования.

         Исходя из вышесказанного видно, что воспитание и обучение одаренных детей вызывает трудности не только у самого ребенка, но и у педагогов и родителей. И одна из проблем, отсутствие четких рекомендаций по диагностике и психолого-педагогическому сопровождению одаренности. В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики и сопровождения развития одаренности. Вряд ли такой метод будет найден в будущем, поскольку одаренность человека - это многоликий феномен. В ее психодиагностике выделяют ошибки двух типов. Первая заключается в том, что в "одаренные" загоняется ребенок, который таковым не является, вторая - в том, что одаренность ребенка остается не выявленной. Основные принципы отбора учителей для работы с одаренными детьми: обладание такими личными и профессиональными качествами, которые бы полностью отвечали требованиям новых программ обучения и запросов одаренных школьников.

Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми

 в общеобразовательной школе.

  • Педагог должен имеет большую склонность к работе с одарёнными детьми, для этого он должен иметь большой потенциал и способность стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
  • Одним из основных принципов работы с одаренными детьми должен быть принцип «принятия другого», согласно которому педагог  должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями.
  • Одаренный ребенок сложен и многогранен в проявлении своей одаренности: педагог должен проявлять к нему доброжелательность и чуткость.
  • Педагог должен уважать личность ученика и способствовать формированию положительной  самооценки.
  • Педагог должен уважать ценности ученика.
  • Педагог должен создавать тёплую эмоционально безопасную атмосферу в классе.
  • Педагогу необходимо поощрять творческие особенности и работу воображения учащихся.
  • Всегда учитывать обратную связь.
  • Педагог должен разрабатывать гибкие, дифференцированные, индивидуализированные программы, использовать различные стратегии обучения
  • Основными принципы организации учебно-воспитательного процесса должны быть:

1. Принцип высокого качества усвоения. Переход к изучению очередной темы возможен только при условии глубокого и прочного усвоения предыдущей темы.

  1. Принцип обучения на высоком уровне трудности, который реализуется за счет:
  • подбора задач;
  • сравнения учебных заданий;
  • преобразования задач в процессе учебной деятельности: перестановка, группировка, классификация и пр.;
  • самостоятельное составление заданий учащимися;
  • представление материала в виде алгоритма;
  • умение учащихся действовать в мыслительном плане.
  1. Принцип обучения на высоком уровне познавательной активности, за счет повышения самостоятельности. Он включает:
  • проблемные ситуации на уроке;
  • выполнение учениками роли учителя;
  • использование на ранних стадиях обучения творческих работ;
  • стимулирование учителем оригинальных идей и высказываний.
  1. Принцип комплексного подхода к составлению учебного плана. Кроме основных предметов, в каждом классе изучается несколько творческих и развивающих предметов.

Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.

Задачи:

на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);

в конце учебного года проводить слет «Юные таланты».

I. Концепция программы

 Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

 Определение одаренных детей:

 ° имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную  потребность;

 ° испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

 Условно можно выделить три категории одаренных детей:

 Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

 Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).

 Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

 II. Цели и задачи работы с одаренными детьми

 1) Выявление одаренных детей.

 Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

 ° знакомство педагогов с научными данными о психологических  особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

 ° обучение через методическую учебу, педсоветы самообразование кпк;

 ° накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

 ° знакомство педагогов с приемами целенаправленного  педагогического наблюдения, диагностики;

 ° проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр,

 олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои  способности.

 2) Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

 В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

 1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

 2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

 3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

 4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

 Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

 III. Методы обучения.

 Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

 - кооперативное обучение,

 - мозговой штурм,

 - групповая дискуссия.

 Обучение в группе означает, что дети учатся:

 - обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

 - говорить и слушать;

 - принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

 Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

 Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

 Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

 • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

 • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

• ослабить скрытые конфликты;

 • выработать общее решение;

 • повысить эффективность работы участников дискуссии;

 • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

 • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

 Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

 Креативные методы  Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

 а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

 б) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

 Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

 Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

 Такая система внеурочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Прогнозируемый результат

В результате изучения данной программы у учащихся будут развиваться качества:

-развитие творческих способностей;

- развитие личности;

- развиваться  логическое  мышление;

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

 - говорить и слушать;

 - принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы

Список литературы

Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и  одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.

Белицкая Н.Г., Орг А.О, Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. Москва. Айрис-пресс, 2006.

Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М. 1991г. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.

Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 2006г

Краевая целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2006-2010 годы.

Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат. 1993.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. – 1990.

Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.

Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 1999г. стр.34.

Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009

Пупышева О.Н., Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»1-4 классы. Москва «Вако», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения.

Материал представляет собой статью о проблемах обучения русскому языку детей мигрантов....

Обучения русскому языку детей мигрантов: проблемы и пути их решения.

Обучения русскому языку детей мигрантов: проблемы и пути их решения. ...

Статья Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения

Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения....

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: проблемы и пути их решения

С первыми проблемами сталкиваются родители вскоре после рождения одаренного ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном (такие дети спят, как правило, зна...

Статья публикации по теме "Одаренные дети"

Предлагаю Вашему вниманию несколько эпизотов  из опубликованных  статей на тему "Одаренные дети"...

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЕ С БОЛЬШМ КОЛИЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ-ГРАЖДАН ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Ежегодно в Российскую Федерацию мигритуют тысячи гражден азиатских государств бывших республик Советского союза. Дети этих граждан по дистежении возрата 6-7 лет поступают в российские школы, но различ...

Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения

Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения...