Специфика внеурочных форм обучения в специальной школе
статья

Даже самый спланированный урок имеет один недостаток: он ограничен во времени и не допускает отвлечений из-за установленного плана. Поэтому так важно в свою педагогическую деятельность внедрять внеклассные занятия, на которых учитель не связан жёсткими временными и плановыми рамками.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа строится по принципу добровольности, а её содержание должно отвечать личным интересам школьника.

Под внеклассной работой подразумевается организация педагогом разных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка.

Но в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова есть такое определение:

«Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.»

Внеклассная работа практически совпадает с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организацию предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.

Особо важную роль внеклассная работа играет в специальных школах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика внеурочных форм обучения в специальной школе

Организация внеурочной деятельности в специальной школе

Основой воспитательного процесса является развитие отношений ребенка с окружающей средой, миром человеческих взаимоотношений, обществом, природой. Главное — помочь ребенку с ОВЗ сознательно усвоить нравственно-этические понятия, навыки социального поведения и культуру речевого общения, культуру трудовой деятельности. Воспитательный процесс направлен и на развитие здорового образа жизни, охрану здоровья детей.

С учетом особенностей развития детей с ОВЗ  в школе используются следующие методы воспитания:

  • формирование сознания воспитанника (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, консультирование, использование средств массовой информации, внушение, инструктаж, диспут, экскурсии, встречи, доклады,  примеры из окружающей жизни, личный пример педагога);
  • организация деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность);
  • стимулирование поведения и деятельности (соревнование, педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание и наказание);
  • нетрадиционные (арттерапия,  игротерапия).

Содержание, методы и формы воспитательной работы взаимосвязаны и решают общую задачу социализации детей с недостатками слуха.

Во внеурочное время применяются разнообразные формы воспитательного процесса.

Внеклассные занятия включают в себя самоподготовку, внеклассное чтение, занятия изобразительной, театрально-игровой, трудовой деятельностью, занятия по воспитанию культуры поведения и речевого общения, привития бытовых и санитарно-гигиенических навыков, дидактические, сюжетно-ролевые игры и др. Организуются  занятия на воздухе: тематические прогулки, подвижные игры, соревнования, трудовые дела на пришкольном участке и др.

Коллективная развивающая деятельность в общих делах: подготовка и проведение различных тематических праздников, экскурсий, подготовка к олимпиадам и участие в них; участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах, походах и экскурсиях; подготовка и проведение трудовых или экологических социально-ориентированных мероприятий, спортивных коллективных воспитывающих дел.

Развитие личности и социальная адаптация детей  с ОВЗ успешно осуществляется через организацию работы по воспитательным программам и проектам взаимодействия с социумом. В ходе реализации проектов проводятся совместные  мероприятия  со слышащими детьми (экскурсии, игры, чаепития, мастер-классы, туристические прогулки, совместные уроки и занятия), которые помогают преодолевать проблемы в отношениях со слышащими сверстниками, приобретать опыт общения с ними, что способствует дальнейшей социализации и интеграции в общество  детей с ОВЗ.

Формирование личности ребенка с ОВЗ происходит медленнее, чем слышащего, что связано с определенными трудностями усвоения им социального опыта, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально ценностного отношения к действительности. Глухие дети прекрасно осознают свою непохожесть на других, хотя в своем коллективе они на равных, а за пределами школы, их безжалостно ранят любопытные взгляды. Это обусловливает необходимость создания определённых условий, способствующих воспитанию личности, доброжелательно настроенной к окружающим, свободной от комплексов, имеющей активную жизненную позицию, способной самостоятельно решать свои жизненные проблемы.

Главная задача специальной школы  сегодня - чтобы из ее стен выходили социально-адаптированные личности. Поэтому вся деятельность коллектива направлена на выполнение коррекционной программы, а именно: на реализацию потенциальных возможностей детей с ОВЗ, воспитание у детей внутренней убежденности в том, что они нужны обществу, что они будут востребованы при условии овладения определенными знаниями, нормами поведения, умениями и навыками.

Совместная деятельность младшего школьника с ОВЗ с товарищами и педагогом во внеурочное время способствует порождению мысли, формируя речевое высказывание. Воспитывает, развивает, побуждает потребность говорить, расширяет словарный запас школьника с ОВЗ.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.,1985
  2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М: Academia, 2002.
  3. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р. М. Боскис - М.: Просвещение, 1988
  4. Воронов В.В. Технология воспитания: Учеб.пособие для студентов. М., 2000.
  5. Воспитание школьников во внеучебное время. Под ред. Л.К. Балясной; Сост: Т. В. Сорокина.- М. -1999
  6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  7. Григорьева Т.А. Развивающее обучение детей с нарушением слуха / Т. А. Григорьева. - Минск 2000
  8. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред.Епифанцева Т.О.; 2-е изд. центр Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  9. Зыков, С. А. Методика обучения глухих детей языку:Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Зыков С.А. - М., «Просвещение», 1977
  10. Лебедев О.Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973.
  11. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.,1990
  12. Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарева З.А.,О.А. Красильникова. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. СПб., 2006.
  13. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности /Под ред. Е.Г. Речицкой.  М., 2005.
  14. Речицкая Е. Г. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха / Е. Г. Речицкая. - М., 1978.
  15. Речицкая Е. Г. Пути и средства совершенствования обучения глухих / Е. Г. Речицкая. - М.; 1989.
  16. Ромаева, М.В. Исследование коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха во внеурочное время / М. В.Ромаева // Вектор науки ТГУ. – 2011
  17. Рубинштейн Е. Г. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха / Е. Г. Рубинштейн. - СПб.: Питер. 2002.
  18. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004
  19. Труднев В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе / В. П. Труднев. - М.: Просвещение 1975
  20. Усова А. В. Формирование у учащихся учебных умений.-М:Знание,1987
  21. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения в начальной школе»

Из опыта работы учителя начальных классов Бондиной Елены Владимировны....

Особенности проектной деятельности как одной из форм обучения в начальной школе

В статье рассматриваются особенности проектной деятельность в начальной школе, виды проектов, правила выбора темы и этапы работы....

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.

  В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...

Предметное обучение как одна из форм обучения учащихся начальной школы

В данной статье представлен опыт работы Гимназии по созданию условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе....