Особенности когнитивного развития детей младшего школьного возраста.
статья
В современном мире проблема развития когнитивных способностей младших школьников является одной из самых актуальных тем, так как непосредственно познавательная способность ребенка является важным условием формирования умственных качеств человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности когнитивного развития детей
младшего школьного возраста.
В современном мире образование уделяет большое значение проблемам развития детей младшего школьного возраста и образовательному процессу младших школьников. Когда речь идет о детях младшего школьного возраста, то подразумевается ребенок в возрасте от 6 до 11 лет. Психическое, умственное, а также нравственное и физическое развитие формируется именно этом возрастном диапазоне. В когнитивной сфере у детей младшего школьного возраста происходит значительное количество изменений и преобразований.
Младший школьный возраст – это сензитивный период для формирования познавательного отношения ребенка к миру, самоконтроля, навыков учебной деятельности, саморегуляции и организованности [2].
Современные школьники представляют собой достаточно сложную популяцию, это поколение, которое знакомо уже с рождения с цифровыми технологиями и перед педагогами ставятся абсолютно новые задачи, к решению которых многие оказываются не готовы, как профессионально, так и психологически. В связи с такой тенденцией, системе образования необходимы специалисты, которые владеют знаниями о психологии младших школьников, о причинах школьной неуспеваемости и о возрастных особенностях когнитивного развития младших школьников, которые во многом определяют успешность школьника в обучении.
В современном мире проблема развития когнитивных способностей младших школьников является одной из самых актуальных тем, так как непосредственно познавательная способность ребенка является важным условием формирования умственных качеств человека [3].
Наличие противоречий и различных подходов к изучению когнитивной сферы, а также недостаточная изученность данной проблемы современных учеников младшей школы обуславливает актуальность данной темы.
Когнитивные процессы необходимо рассматривать как совокупность процессов, с помощью которых происходит преобразование сенсорной информации, начиная от воздействия стимула на рецепторы и заканчивая получением ответа в виде знаний.
Когнитивную сферу человека составляют следующие центральные сферы психики: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воля и др. [4].
Важная особенность развития познавательной сферы у детей младшего школьного возраста — это переход психических познавательных процессов на более высокий уровень [5].
Когда ребенок становится школьником его развитие определяется учебной деятельностью, которая становится ведущей. Именно на этот период приходится большая нагрузка, непосредственно в формировании учебной деятельности, так как в этом возрасте у младшего школьника появляются главные составляющие учебной деятельности: учебные действия, саморегуляция и самоконтроль.
Именно в этот период происходят значительные изменения всего психического облика ребенка и его поведения.
Под воздействием учебной деятельности у младших школьников изменяется характер мышления, внимание и памяти [1].
Главной чертой развития когнитивной сферы у младших школьников является то, что психические познавательные процессы переходят на более высший уровень. Этот возраст является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. В этот период у детей умственные операции становятся более развитыми, дети способны сами формулировать более глубоко различные понятия.
В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования, которые происходят в этом возрасте, это возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий.
Каждый ученик индивидуален, у каждого свой уровень когнитивных способностей. И общие подходы к формированию знаний и умений у младших школьников нe могут автоматически переноситься на понимание механизмов учебной деятельности конкретного школьника.
Можно сказать, что когнитивные стили характеризуют особенности интеллектуальной деятельности. Когнитивный стиль – это индивидуальные особенности познавательной деятельности, которые характеризуются способами получения и переработки информации, используемые человеком.
Коммуникативная функция языка становится одной самых важных, ребенок учится контролировать свою речевую деятельность, учится планировать, высказывать свои мысли. У детей младшего школьного возраста недостаточно развито восприятие пространства и времени. При этом хорошо развита наглядность, все красочное, яркое, большое и подвижное привлекает их. Основным видом памяти у младших школьников, становится произвольная память, так как это необходимо для усвоения новых знаний. Мышление детей младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. У детей младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие интеллекта.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:
- Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2 2006 - №4. – С. 63-68
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов // М.: Просвещение. – 2006. – с. 221.
- Солсо Р. Когнитивная психология / Солсо Р. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. - 589 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-182-4
- Сорокоумова Е.А., Попова В.К. Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности, №2 (17) 2019; ISSN 250-3585
- Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: учебное пособие для вузов / Е.А. Сорокоумова. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 216 с. — (Серия: Авторский учебник).
- Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006 - №4. – С. 63-68
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в начале обучения дети много работают с наглядными образцами, то...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/29/picture-93407-1414552062.jpg)
Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Особенности психичекого развития детей младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/01/picture-457970-1522570295.jpg)
Концепция развития кабинета начальных классов с учетом психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста и здоровьесберегающей среды.
Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающей среды кабинета начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-637962-1433154636.jpg)
Статья на тему:"Особенности психического развития детей младшего школьного возраста"
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов д...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-829621-1476270047.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Данный материал будет полезен как для педагогов, так и для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/17/picture-1094308-1545060048.jpg)
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста....
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...