Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
статья (1,2,3,4 класс) по теме

 

    Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в начале обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_psihicheskogo_razvitiya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психического развития

 детей младшего школьного возраста

     Чтобы ребенок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов, становлению психических функций.

     Психолог Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта  детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

    Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в начале обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

    Важное условие для развития теоретического мышления – формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

   В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они часто заучивают дословно. Это объясняется тем, что механическая память у них развита хорошо, и младший школьник еще не знает, что надо запомнить дословно, а что в общих чертах. Они не умеют

-  2  -

организовывать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты, составлять логический план.

  Под влиянием обучения память у детей развивается в двух направлениях:

 - усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания;

-   формируется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления: запоминание, воспроизведение, припоминание.

    Восприятие у детей имеет свои особенности. Этот процесс часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В возрасте 6-7 лет, когда начинается обучение, они еще не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Восприятие у учащихся недостаточно дифференцированно (путают 9 и 6, з и э).

    Если для дошкольников характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие.

    У младшего школьного возраста (7 лет) преобладает непроизвольное внимание, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. Ребенок не может в достаточной степени управлять своим вниманием. Это связано с тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности.

   Развитие произвольного внимания связано с развитие ответственного отношения к учению и с формированием самой учебной деятельности.

   У детей младшего школьного возраста формируется способность к саморегуляции. На данном этапе такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия проходят только начальный этап формирования. Затем они усложняются и закрепляются. Сначала эти качества распространяются только на ситуации, которые связаны с учебой, а затем и на другие сферы деятельности.

   К моменту перехода из начальной школы в среднее звено изменяется отношение к учебе. Сначала формируется интерес к самому процессу учебной

-  3  -

деятельности, затем  интерес к результату своего труда. После формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.

   Это связано с переживанием чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание успеха, продвижения вперед.

   В младшем школьном возрасте происходит осознание личного отношения к миру. Сначала этот фактор затрагивает учебную сферу как более знакомую детям. Переход в среднее звено стимулирует этот процесс, но не все дети готовы к нему. В результате может сформироваться «мотивационный вакуум», который характеризуется тем, что прежние представления уже не устраивают детей, а новые еще не сформировались.

   Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость регуляции поведения), общая недостаточность воли, капризность, упрямство.

   Возраст от 2-3 лет до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера.

    Во время обучения в начальном звене должны сформироваться произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; основные компоненты учебной деятельности; качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Литература.

  1. Л. Ф. Тихомирова. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников.
  2.  Л. Ф. Тихомирова. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников.
  3. И, В, Дубровина. Рабочая книга школьного психолога.
  4. Р. С. Немов.  Психология.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика психических новообразований младшего школьного возраста.(1 кл. 2009- 2010 уч. Г.)

Диагностика      психических        новообразований младшего школьного возраста.(1 кл. 2009- 2010 уч. Г.)...

Диагностика психических новообразований младшего школьного возраста.(1 кл. 2009- 2010 уч. Г.)

Диагностика      психических        новообразований младшего школьного возраста.(1 кл. 2009- 2010 уч. Г.)...

Тревожность и ее особенности у детей младшего школьного возраста

Школьная тревожность привлекает к себе внимание, так как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеят...

Особенности внимания детей младшего школьного возраста

Жизнь окружает человека большим количеством самой разнообразной информации. Этой информации слишком много, поэтому человеку необходим механизм, который выделяет наиболее значимые для него сигнал...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к увеличению числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях частыми явлениями ...

Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста

АннотацияВ настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, свя...

Особенности зрительного внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

Особенности зрительного внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста....