Выступление на МО учителей начальных классов
статья (4 класс)

Искускова Юлия Алексеевна

Выступление на МО учителей начальных классов

по теме: «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_2.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Задание №2

Разработка плана выступления на методическом форуме ОУ

Выполнила: Искускова Юлия Алексеевна

Оценка_____________

Выступление на МО учителей начальных классов

по теме: «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке».

Цель работы: содействие сохранению и укреплению психологического здоровья учеников начальных классов.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  2. Изучить средства, помогающие создать психологический комфорт в классе.
  3. Выявить значение атмосферы на уроке.
  4. Изучить методы поощрения.
  5.  Сохранить психологическое здоровье младших школьников на этапе начального образования.

 План:

  1. Понятие «психологический комфорт».
  2. Средства для достижения психологического комфорта.
  3. Атмосфера на уроке.
  4. Методы поощрения.
  5. Заключение.

Психологический комфорт

Психологический комфорт в школе – это одно из самых важных условий эффективного обучения ребенка, его воспитания, саморазвития, а также самореализации. Для того, чтобы создать в образовательном учреждении необходимые условия для продуктивной работы, необходимо создать атмосферу сотрудничества и сотворчества между учителем и учеником. Неравнодуший и творческий педагог обязательно использует психологические законы, которые подталкивают детей к самореализации и творчеству.

Как же создать необходимую, благоприятную атмосферу в образовательном учреждении? Как заставить ребенка поверить в себя и в свои силы?

Самую главную роль в создании комфортной психологической среды играет учитель, особенно если это учитель начальной школы, поскольку именно с ним ребенок больше всего общается и контактирует.

Что же такое комфорт? Обратимся к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова. Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. Психологический комфорт, в свою очередь, - это условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Проанализировав факторы, формирующие здоровье человека, можно сделать вывод о том, что окружающая среда оказывает самое большое влияние на человека. Порядка 50 – 55 процентов. К ней относится социум – школа, друзья и т.д. В школе дети проводят большую часть дня. А, это говорит о том, что именно здесь формируется психологическое здоровье ребёнка.

 

Какими средствами учитель способен добиться психологического здоровья для ученика?

В первую очередь, каждый урок должен культивировать в ребёнке уверенность в себе и своих силах, а также он должен формировать доброжелательное отношение к окружающим. Это достигается благодаря созданию благоприятной для обучения атмосферы. Для этого формируется психологическое пространство класса. Критерием данного пространства является: безопасность среды, атмосфера психологического комфорта, которая является как развивающей, так и психотерапевтической. Сформированный психологический климат на уроке -это показатель успешности его проведения. Таким образом, образовательный процесс и в целом школа позитивно воздействует на психологическое здоровье школьника.

 

Атмосфера на уроке

Для формирования благоприятного микроклимата на уроках в начальной школе используются следующие методы:

1.     метод эмоциональной раскачки;

2.     медитативно – релаксационные упражнения;

3.     упражнения на рефлексию;

4.     упражнения на визуализацию и релаксацию.

Также учителю необходимо придерживаться правил психологического комфорта на уроке.

1.     Не каждый отрицательный поступок школьника отрицательно мотивирован.

2.     Корректность поведения учителя снижает общий уровень напряжения в общении.

3.     Хорошо организованная совместная деятельность сближает учеников, а также повышает их авторитет.

Рассмотрим пример организации совместной деятельности школьников на примере совместных выступлений в театре.

Школьный театр оказывает существенное воспитательное воздействие на ученика. У ребенка возникает потребность к саморазвитию, формируется готовность и привычка к творческой деятельности, повышается самооценка, а также его статут в глазах сверстников, педагогов и родителей.

Давайте подробнее разберемся в методах, которые формируют благоприятную атмосферу на уроке.

Метод эмоциональной раскачки заключается в том, чтобы отвлечь ученика от обыденных школьных дел, дать ему необходимую эмоциональную разрядку, поскольку большую часть времени дети загружены учёбой. Таким образом, ребёнок получает необходимые положительные эмоции, благодаря которым он с новыми силами приступает к получению новых знаний.

Медитативно – релаксационные упражнения - упражнения способны ввести ученика в состояние покоя. Достичь подобного состояния можно за счет введения физминуток (синхронные движения с музыкальным сопровождением).

Упражнения на релаксацию и визуализацию - успокаивают ребенка, приводят в норму его психологическое состояние.  Для этого ученики принимают расслабленную позу, ровно и глубоко дышат. Необходимым условием является тишина. Учитель может дать детям несколько визуальных образов. К примеру, он может попросить детей представить лесную поляну, шорох листвы.

 

Методы поощрения. Вербальные и невербальные.

Нельзя забывать о похвале, как отдельного ученика, так и о похвале целого класса. Это сплачивает коллектив, а также создает благоприятный микроклимат, способствующий продуктивному обучению. Существуют как вербальные, так и невербальные методы поощрения.

Вербальные методы поощрения.

Учитель хвалит ученика словами: «Отлично! Молодец!» и т.д. Таким образом, ребенок приучается к тому, что его успехи ведут к поощрению учителя, что побуждает его к тому, чтобы как можно чаще получать одобрение.

Невербальные методы поощрения.

Учитель своими жестами или же мимикой поощряет ученика. Также, вместо банальных систем оценок, в образовательный процесс класса могут быть введены поощрительные жетоны или знаки отличия. Ребенок, который получил не просто словесное одобрение, или же оценку в дневник, а отличительный значок или жетон, получит физический эквивалент своим успехам.

Использование рефлексии

Необходимо попросить ребенка оценить свою работу на уроке. Это может быть выражено как словесно, так и в виде картинок, отражающих его эмоциональное состояние. Такими картинками могут служить обычные смайлики. Это поможет учителю оценить и скорректировать психологическое состояние ученика.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать о том, что психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Мы вооружаем ребенка – в соответствии с его возрастом – средствами: самопонимания, самопринятия, саморазвития. Формируется полноценная психологически здоровая личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Выступление на МО учителей начальных классов на тему "Работа с детьми начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"

В своем выступлении я описала свою работу в начальной школе по здоровому образу жизни, где подробно описаны  мероприятия по профилактике здорового образа жизни....

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...