Выступление на МО учителей начальных классов
статья (4 класс)

Искускова Юлия Алексеевна

Выступление на МО учителей начальных классов

по теме: «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_2.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Задание №2

Разработка плана выступления на методическом форуме ОУ

Выполнила: Искускова Юлия Алексеевна

Оценка_____________

Выступление на МО учителей начальных классов

по теме: «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке».

Цель работы: содействие сохранению и укреплению психологического здоровья учеников начальных классов.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  2. Изучить средства, помогающие создать психологический комфорт в классе.
  3. Выявить значение атмосферы на уроке.
  4. Изучить методы поощрения.
  5.  Сохранить психологическое здоровье младших школьников на этапе начального образования.

 План:

  1. Понятие «психологический комфорт».
  2. Средства для достижения психологического комфорта.
  3. Атмосфера на уроке.
  4. Методы поощрения.
  5. Заключение.

Психологический комфорт

Психологический комфорт в школе – это одно из самых важных условий эффективного обучения ребенка, его воспитания, саморазвития, а также самореализации. Для того, чтобы создать в образовательном учреждении необходимые условия для продуктивной работы, необходимо создать атмосферу сотрудничества и сотворчества между учителем и учеником. Неравнодуший и творческий педагог обязательно использует психологические законы, которые подталкивают детей к самореализации и творчеству.

Как же создать необходимую, благоприятную атмосферу в образовательном учреждении? Как заставить ребенка поверить в себя и в свои силы?

Самую главную роль в создании комфортной психологической среды играет учитель, особенно если это учитель начальной школы, поскольку именно с ним ребенок больше всего общается и контактирует.

Что же такое комфорт? Обратимся к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова. Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. Психологический комфорт, в свою очередь, - это условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Проанализировав факторы, формирующие здоровье человека, можно сделать вывод о том, что окружающая среда оказывает самое большое влияние на человека. Порядка 50 – 55 процентов. К ней относится социум – школа, друзья и т.д. В школе дети проводят большую часть дня. А, это говорит о том, что именно здесь формируется психологическое здоровье ребёнка.

 

Какими средствами учитель способен добиться психологического здоровья для ученика?

В первую очередь, каждый урок должен культивировать в ребёнке уверенность в себе и своих силах, а также он должен формировать доброжелательное отношение к окружающим. Это достигается благодаря созданию благоприятной для обучения атмосферы. Для этого формируется психологическое пространство класса. Критерием данного пространства является: безопасность среды, атмосфера психологического комфорта, которая является как развивающей, так и психотерапевтической. Сформированный психологический климат на уроке -это показатель успешности его проведения. Таким образом, образовательный процесс и в целом школа позитивно воздействует на психологическое здоровье школьника.

 

Атмосфера на уроке

Для формирования благоприятного микроклимата на уроках в начальной школе используются следующие методы:

1.     метод эмоциональной раскачки;

2.     медитативно – релаксационные упражнения;

3.     упражнения на рефлексию;

4.     упражнения на визуализацию и релаксацию.

Также учителю необходимо придерживаться правил психологического комфорта на уроке.

1.     Не каждый отрицательный поступок школьника отрицательно мотивирован.

2.     Корректность поведения учителя снижает общий уровень напряжения в общении.

3.     Хорошо организованная совместная деятельность сближает учеников, а также повышает их авторитет.

Рассмотрим пример организации совместной деятельности школьников на примере совместных выступлений в театре.

Школьный театр оказывает существенное воспитательное воздействие на ученика. У ребенка возникает потребность к саморазвитию, формируется готовность и привычка к творческой деятельности, повышается самооценка, а также его статут в глазах сверстников, педагогов и родителей.

Давайте подробнее разберемся в методах, которые формируют благоприятную атмосферу на уроке.

Метод эмоциональной раскачки заключается в том, чтобы отвлечь ученика от обыденных школьных дел, дать ему необходимую эмоциональную разрядку, поскольку большую часть времени дети загружены учёбой. Таким образом, ребёнок получает необходимые положительные эмоции, благодаря которым он с новыми силами приступает к получению новых знаний.

Медитативно – релаксационные упражнения - упражнения способны ввести ученика в состояние покоя. Достичь подобного состояния можно за счет введения физминуток (синхронные движения с музыкальным сопровождением).

Упражнения на релаксацию и визуализацию - успокаивают ребенка, приводят в норму его психологическое состояние.  Для этого ученики принимают расслабленную позу, ровно и глубоко дышат. Необходимым условием является тишина. Учитель может дать детям несколько визуальных образов. К примеру, он может попросить детей представить лесную поляну, шорох листвы.

 

Методы поощрения. Вербальные и невербальные.

Нельзя забывать о похвале, как отдельного ученика, так и о похвале целого класса. Это сплачивает коллектив, а также создает благоприятный микроклимат, способствующий продуктивному обучению. Существуют как вербальные, так и невербальные методы поощрения.

Вербальные методы поощрения.

Учитель хвалит ученика словами: «Отлично! Молодец!» и т.д. Таким образом, ребенок приучается к тому, что его успехи ведут к поощрению учителя, что побуждает его к тому, чтобы как можно чаще получать одобрение.

Невербальные методы поощрения.

Учитель своими жестами или же мимикой поощряет ученика. Также, вместо банальных систем оценок, в образовательный процесс класса могут быть введены поощрительные жетоны или знаки отличия. Ребенок, который получил не просто словесное одобрение, или же оценку в дневник, а отличительный значок или жетон, получит физический эквивалент своим успехам.

Использование рефлексии

Необходимо попросить ребенка оценить свою работу на уроке. Это может быть выражено как словесно, так и в виде картинок, отражающих его эмоциональное состояние. Такими картинками могут служить обычные смайлики. Это поможет учителю оценить и скорректировать психологическое состояние ученика.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать о том, что психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Мы вооружаем ребенка – в соответствии с его возрастом – средствами: самопонимания, самопринятия, саморазвития. Формируется полноценная психологически здоровая личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Тема выступления: «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»

Материал  содержит рекомендации по планированию проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах,  так же   описаны  методики исследования сформированн...