Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Тема выступления: «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Материал  содержит рекомендации по планированию проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах,  так же   описаны  методики исследования сформированности читательской компетентности у младших школьников.  Даны критерии оценивания  и диагностики  читательской компетентности. Приведены примеры проектов  на уроках литературного чтения, способствующие формированию читательской компетентности у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Любимовская СОШ»

Большесолдатского района Курской области

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ»

Тема выступления:   «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»

Выступление подготовила

учитель начальных классов

МКОУ «Любимовская  СОШ».

Жигулина О.В.

 

Любимовка

2020г.

Формирование  читательской грамотности

через  технологию проектной  деятельности

Чтение является одним из важнейших навыков в жизни человека. Оно позволяет нам получать информацию, общаться, учиться и развлекаться. Однако для многих людей чтение может быть сложным. Проектная деятельность может быть эффективным способом развития навыков чтения у учащихся. Проектная деятельность включает в себя планирование, проведение и представление проекта. В рамках проекта ученики читают различные тексты, анализируют информацию и создают собственные продукты, демонстрирующие их понимание прочитанного материала. Этот процесс может помочь детям развить навыки критического мышления, анализа и решения проблем, которые необходимы для эффективного чтения.

Проектная деятельность также способствует развитию творческого мышления у учащихся. Предложив им задания на создание собственных произведений на основе прочитанного материала, педагог может стимулировать их фантазию и воображение. Это, в свою очередь, способствует более глубокому и осмысленному восприятию текстов.
Важным аспектом проектной деятельности является также возможность для школьников работать в коллективе. Совместная работа над проектом способствует развитию коммуникативных навыков, умению договариваться и находить общий язык с другими участниками группы. Это важный аспект социализации и развития личности.
Кроме того, проектная деятельность позволяет стимулировать интерес к чтению у учащихся. Благодаря тому, что они могут выбирать тему проекта сами и самостоятельно исследовать ее, чтение перестает быть скучным и обязательным занятием, а становится увлекательным и полезным способом узнавать новое. Таким образом, проектная деятельность может стать эффективным инструментом развития читательской грамотности у учащихся различных возрастных групп.

Одним из важных аспектов проектной деятельности является также развитие самостоятельности у учащихся. При работе над проектом они учатся планировать свою деятельность, выделять главное, искать информацию и анализировать ее. Эти навыки будут полезны им не только в учебе, но и в жизни, помогая им стать успешными и самостоятельными людьми. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию исследовательских навыков у учащихся. Они учатся формулировать вопросы, искать ответы на них, анализировать информацию и делать выводы. В результате такой работы их критическое мышление улучшается, а способность к самообразованию и постоянному обучению укрепляется.

Таким образом, проектная деятельность играет важную роль в развитии учащихся, помогая им не только лучше усваивать учебный материал, но и развивать целый ряд полезных навыков и качеств, которые пригодятся им в будущем.

В зависимости от индивидуальных, личностных особенностей ребёнка (тип темперамента, работоспособности, уровня интеллектуального развития, интересов, увлечений) я стараюсь подбирать для учащихся определённый тип проекта.

Тематическое планирование проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах

Класс

Название проекта

Вид проекта

Содержание проекта

Продукт

3 класс

«Сочиняем волшебную сказку»

Творческий

с элементами исследования

Придумывают героев, сюжет, составляют сказку.

Сборник сказок

«Как научиться читать стихи»

Творческий с

элементами исследования

Сочинение стихотворений. Учатся читать выразительно на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского

Стихотворения собственного сочинения

«Праздник поэзии»

Творческий

Составление сценария.

Сценарий

4 класс

«Создание календаря исторических событий»

Творческий, информационный

Сбор информации о современных важных событиях. Составление календаря.

Календарь

«Природа и мы»

Информацион-ный

Сбор информации. Составление энциклопедического словаря.

Словарь

«Они защищали Родину»

Творческий, информацион-ный

Составление сборника рассказов о защитниках Родины.

Сборник рассказов

        На основе данной таблицы мы можем сделать вывод, что в основном проекты творческого вида.

2.1. Описание методики исследования сформированности читательской компетентности у младших школьников

        В соответствии с нашим исследованием мы подобрали методики изучения уровня сформированности читательской компетентности следующих авторов: Глаголевой Н.Н. [14], Каргиной О.И. [15], Пучковой Л.А. и Долговой О.В. [6]

        Первая методика Глаголевой Н.Н. представляет собой анкету «Проверка читательского кругозора», состоящую из 8 вопросов и заданий.

Цель: определение читательского кругозора у учащихся 3 класса.

Инструкция: дети должны ответить на ряд вопросов.

  1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
  2. Назовите фамилии отечественных поэтов.
  3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок.
  4. Какие басни вы знаете?
  5. Кто из писателей пишет о природе?
  6. Назовите авторов зарубежной литературы.
  7. Назовите известные вам жанры произведений.
  8. Назовите любимые темы чтения.

Обработка результатов:

8 – 7 положительных ответов – это высокий уровень читательского кругозора;

6 – 5 положительных ответов – это средний уровень читательского кругозора;

4 -0 положительных ответов – это низкий уровень читательского кругозора.

        Вторая методика Каргиной О.И. также представляет собой анкету «Уровни восприятия художественных произведений».

Цель:определить уровни восприятия художественных произведений у учащихся 3 класса.

Инструкция: после прослушивания художественного произведения ученикам предлагается ответить на ряд вопросов, представленных в виде таблицы. Бланк с вопросами представлен в табл.2.1.

Таблица 2.1.

Бланк с вопросами для определения уровня восприятия

художественных произведений

Вопросы

Ответы детей

  1. Понравился ли тебе рассказ?

  1. С каким настроением ты его слушал?

  1. Опиши, каким ты представляешь себе главного героя? (ответ ребенка близок к правильному)

  1. Как ты думаешь, зачем автор так подробно описывает главного героя?

  1. Как автор относится к нему?

  1. О чем ты задумался, прочитав рассказ?

  1. В чем автор убеждает читателя?

Обработка результатов:

7 – 6 – высокий уровень восприятия художественных произведений;

5 – 4 –средний уровень восприятия художественных произведений;

3 – 0 – низкий уровень восприятия художественных произведений.

Третья методика Пучкова Л.А. и Долгова О.В. представляет собой тестовые задания «Диагностика читательской компетентности»

Цель: определить уровень читательской компетентности у учащихся 3 класса.

Инструкция: прочитать текст и выполнить задания к нему.

Текст и задания для проведения диагностикинаходится в Приложении 1.

Обработка результатов:

Задания А оцениваются по 1 баллу.

Задания В         оцениваются 1 – 2 балла. Критерии оценивания представлены в табл.2.2., 2.3.

Таблица 2.2.

Критерии оценивания

«Диагностика читательской компетентности»

Указания к оцениванию

Баллы

Последовательность пунктов плана указана безошибочно

2

Допущена 1 ошибка (переставлены 2 соседних пункта плана) при правильном указании начала и конца текста (первого и последнего пунктов)

1

Допущено большее количество ошибок

ИЛИ

Ответ отсутствует.

0

Максимальный балл

2

Таблица 2.3.

Указания к оцениванию

Баллы

Дан верный ответ на вопрос

1

Ответ неверен

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

1

Задания части С оцениваются по 2 балла. Критерии оценивания представлены в табл.2.4., 2.5.

Таблица 2.4.

Критерии оценивания

«Диагностика читательской компетентности»

Указания к оцениванию

Баллы

Приведено не более двух элементов верного ответа

2

Приведен только один элемент верного ответа

1

Ответ не содержит верных элементов

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

Таблица 2.5.

е

Указания к оцениванию

Баллы

Ответ представлен 2 и более предложениями, составляющими связное высказывание личного мнения. Оценка текста связана с его содержанием.

2

Ответ дан в виде отрывочных фраз или отдельных слов. Отношение к тексту слабо связано с его содержанием

1

Ответ отсутствует.

ИЛИ

Есть только констатация: «понравился – не понравился»

0

Максимальный балл

2

Результаты каждой части суммируются и выводится общий балл по каждому соответствующему уровню.

14 – 13 баллов – высокий уровень читательской компетентности;

11 – 8 баллов – средний уровень читательской компетентности;

7 – 4 балла – низкий уровень читательской компетентности.

2.2. Проекты на уроках литературного чтения, способствующие формированию читательской компетентности у младших школьников

        Для того, чтобы учащиеся могли проявить свои способности необходимо создать творческую образовательную среду, в которой дети будут иметь возможность проявить себя, развивать свои природные способности в новых для себя условиях.

Младшему школьнику свойственно проявление инициативы в разных видах деятельности. Очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её. Проектная деятельность, это тот вид деятельности, через который   ребёнок сможет себя реализовать в полной мере. Использование метода проектов способствует формированию ключевых компетентностей, включая и читательскую.

Мы разработали технологическую карту проекта на тему «Сочиняем волшебную сказку», 3 класс. Продуктом проекта является сборник волшебных сказок.

Технологическая карта проекта находится в Приложении 2.

Цель: формирование читательской компетентности при помощи выполнения творческого проекта.

Технологическая карта состоит из шести этапов:

  1. Подготовка: на этом этапе идет организация детей, актуализация необходимых знаний для выполнения проекта, определение темы и цели; также этот этап включает в себя небольшое исследование.
  2. Планирование: учащиеся предоставляют результаты исследования и на основе этого исследования начинается работа над проектом. Происходит деление на группы и распределение ролей в группе, составление плана работы.
  3. Выполнение проекта: идет активная работа в группах по составленному плану.
  4. Формулирование результатов: оформление готового проекта.
  5. Защита проекта: каждая группа презентует свою сказку и оформляют сказки в один сборник.
  6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности: заполнение бланка «Письменная самооценка проектной деятельности», коллективное обсуждение и выставление оценок.

Бланк «Письменная самооценка проектной деятельности» находится в Приложении 3.        

2.3. Методические рекомендации по использованию проектов, способствующих формированию читательской компетенции для учителя начальных классов и родителей

        В младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. [2]

Для того чтобы работа была эффективной необходимо соблюдать следующие условия, которые мы сформулировали в памятке для учителя.

Памятка для учителя

  1. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
  2. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
  3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
  4. Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
  5. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
  6. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
  7. В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам. [1]

.

Очень важно, когда проект зарождается в детях. Ребёнка интересует какой-то вопрос. . Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она не казалась взрослому, не даст должного эффекта, поэтому в данном проекте я выступала в роли помощника (посоветовала отправиться в краеведческий музей, некоторую литературу, помогла выбрать самую необходимую информацию).

Если дети боятся общаться с незнакомыми учителями, это особенно важно в выпускных 4 классах, можно использовать мини-проекты: интервью, можно в виде анкеты, их должно быть несколько в течение года (задал вопрос-выслушал ответ). Робкий ребёнок получает опыт общения, вступая в контакт с определёнными людьми.

Требования к учебному проекту достаточно простые, но главное из них- «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок- тем проще проект.

Вывод: проектная деятельность способствует формированию функциональной грамотности обучающихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном МО учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Людмилы Петровны по теме «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»

Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом для определения темы моей работы  «Проектная деятельность младших школьник...

Выступление на педсовете учителя начальных классов Поповой И.И. "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Значимость патриотического воспит...

Тема выступления на ШМО учителей начальных классов. Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.

Тема выступления на ШМО учителей начальных классов "Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения....

Выступление на ГМО учителей начальных классов. ТЕМА: «Реализация технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе».

Основная цель применения ТРКМ - научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Перефразируя известное высказывание ...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...