Выступление на ОМО учителей начальных классов. "Формирование положительной мотивации на уроках обучения грамоте через применение дидактических игр"
учебно-методический материал на тему

Малышева Екатерина Леонидовна

Выстепление на ОМО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа село Ныр Тужинского района

Кировской области

Учитель начальных классов

Малышева Екатерина Леонидовна

с.Ныр 2017 г.

(Слайд 1)

(Слайд 2)  

 Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

(Слайд 2 +)

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

                                     Сухомлинский В. А.

Приходя в школу, первоклассники оказываются в новой «социальной ситуации». Происходит резкая смена видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что может отрицательно сказаться на развитии ребёнка, его учебной мотивации. Именно дидактические игры являются тем «мостиком», который соединяет игру и учёбу, формируют положительную мотивацию у учащихся.

(Слайд 3)

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). 

(Слайд 4)

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

(Слайд 4 +)

Дидактическая игра — это активная и (или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

(Слайд 5)

Дидактическая игра имеет определённую структуру.

1)Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.  Она формулируется педагогом.

(Слайд 5 +)

2)Игровая задача осуществляется детьми.

(Слайд 5 +)

3)Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее игра для детей и успешнее реализуются познавательные и игровые задачи.

(Слайд 5 +)

4)Правила игры являются заданными. С их помощью педагог управляет игрой, поведением детей, процессами познавательной деятельности.

(Слайд 5 +)

5)результат (подведение итогов) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть определение команды – победительницы, выявление детей, лучше выполнивших игровое задание, подсчёт очков. Так же необходимо отметить успехи всех участников игры.

Одним из самых первых предметов, с которыми знакомится первоклассник, является «Обучение грамоте». Сложность этого периода в том, что дети приходят в школу с различным уровнем подготовки. Одни дети уже умеют читать – им неинтересно учить буквы, другие – знают буквы, но не умеют читать, третьи – не знают букв и не хотят учиться. Словом, низкая мотивация. Задача педагога состоит в том, чтобы каждый ребенок был включен в процесс обучения на уроке. В этом и помогают дидактические игры.

   Для формирования положительной мотивации, умения делить слова на слоги и определять их количество в слове использую следующие игры.

(Слайд 6)

Поезд

Оборудование: картонный поезд с вагончиками, к которым прикреплены кармашки или используем магнит, предметные картинки.

Описание игры. Вызванный ученик выбирает картинку, определяет количество слогов в названии животного на картинке и «сажает» его в вагон. В первый вагон животное, в название которого состоит из одного слога, во второй – из двух, в третий – из трёх слогов.

(Слайд 6 +)

Контролёры (класс) хором произносят названия животных по слогам и таким образом проверяют, свои ли места занимают пассажиры.

(Слайд 7)

Собери букет

Оборудование: два листа бумаги с нарисованными на них вазами и одинаковым количеством стебельков, над которыми сделаны прорези; цветы.

(Слайд 7 +)

Описание игры. Учитель сообщает игровую задачу: «каждый ряд (группа) должен собрать букет. Первый ряд собирает его из цветов, название которых состоит из двух слогов, второй – из цветов с трёхсложными названиями». По сигналу учителя учащиеся каждого ряда по очереди подбегают к наборному полотну, снимают с него нужные цветы и устанавливают в прорези над стебельками или прикрепляют магнитом.

(Слайд 7 +)

Побеждает тот ряд (команда), который первыми соберёт букет. Название цветка используется в единственном числе.

(Слайд 8)

Почтальон

Оборудование: конверты с вложенными в них предметными картинками, сумка почтальона.

Описание игры. Почтальон проходит по рядам «улицам» и разносит «письма» - конверты с предметными картинками.

(Слайд 8 +)

Ученик, получивший конверт, достаёт картинку, проговаривает по слогам название предмета, изображённого на ней, и указывает количество слогов и называет ударный слог.

Для формирования умения выделять и распознавать звуки и обозначать их буквами использую следующие дидактические игры.

(Слайд 9)

Разложи вещи по полкам

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Игровое действие – разложить предметные картинки по трём полкам. На первую полку необходимо положить  те картинки, в названии которых звук, указанный учителем находится в начале слова. На вторую – те, в которых звук находится в середине слова, на третью – те, в названии которых звук находиться в конце.

(Слайд 9+)

Если встречаются слова с парными согласными по глухости и звонкости, то учимся проверять написание согласной, например Ложка – ложечка, варежки – варежонки, гараж – гаражи.

(Слайд 10)

Звуковое лото

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Каждый из учащихся получает конверт с предметными картинками и фишки. Учитель называет звуки, дети закрывают фишками те предметные картинки, слова-названия которых начинаются с названных звуков.      

(Слайд 10 +)

Победителем является тот, кто раньше других закроет фишками свои картинки.

Для формирования умения распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки можно применять игры.

(Слайд 11)

Камень и подушка

Оборудование: карточки с изображением камня и подушки, набор предметных картинок.

Описание игры. На доске прикрепляются рисунки камня и подушки (символ твёрдости и мягкости). Одна команда выбирает картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук и располагают их под рисунком камня, а другая команда выбирает картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на мягкий согласный звук и располагают их под рисунком подушки.

(Слайд 11 +)

Весь класс хором называет только первые звуки слов и проверяют правильность выполненного задания.

(Слайд 12)

Кому что подарим?

Оборудование: две куклы или картинки с изображением кукол, предметные картинки.

Описание игры. Учитель сообщает: «К нам в гости пришли Люся и Лара. У них сегодня день рождения. Мы их поздравим и подарим подарки, помня о том, что Ларе нравятся предметы, названия которых начинаются с твёрдых согласных звуков, а Люсе – с мягких согласных звуков».

(Слайд 12 +)

Вызванный к доске ученик выбирает соответствующий рисунок, ставит его возле куклы и говорит при этом: «Лара (Люся), поздравляю тебя с Днём рождения! Я дарю тебе красивую лопатку (ленту)».

 

Для формирования положительной мотивации при обучении плавному слоговому чтению можно применять игры:

(Слайд 13)

Капитаны

Оборудование: Лист бумаги с изображением моря, на берегу которого на определённом расстоянии друг от друга напечатаны гласные; Кораблик с карманчиком, фуражка капитана.

Описание игры. Ученик-«капитан», держа в руках кораблик с новым согласным в карманчике, проводит его от порта к порту (от одной гласной к другой), устанавливает так, чтобы согласный оказался слева от гласного: «заходит в порт».

 (Слайд 13 +)

Пока кораблик плывёт, капитан тянет согласный звук, соответствующий букве в кармашке, прибывая в порт, капитан называет слог.

(Слайд 14)

Забей гол

Оборудование: рисунки с изображением ворот, мячи.

Описание игры. В воротах написаны гласные (согласные), на мячах изученные согласные (гласные). Ученики-футболисты «забивают мяч в ворота» и читают получившиеся слоги.

(Слайд 14 +)

Арбитры следят за правильностью прочтения слогов, засчитывают или не засчитывают «гол».

   (Слайд 15)

Вывод. Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребёнка, для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знания как бы уходят на второй план. Цель дидактических игр и игровых приёмов поможет сформировать положительную мотивацию и облегчит переход к учебным задачам.

(Слайд 16)

Литература

  • Е.В.Карпова. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль «Академия развития», 1997г.
  • Н.Н.Максимук. Игры по обучению грамоте и чтению. Москва. «ВАКО», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей начальных классов «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самост...

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: "РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ".

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: "РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ"....

Презентация к выступлению на МО учителей начальных классов "Формирование самооценки на уроке у младших школьников"

Презентация раскрывает понятие "самооценка" с точки зрения психологических особенностей детей младшего школьного возраста. В ней представлены наиболее эффективные приёмы для формирования сам...

Технологическая карта урока обучения грамоте с применением цифровых ресурсов

Закрепление и обобщение знаний. - Создание позитивного, праздничного настроя у учащихся- Повторение сведений об изученных звуках и буквах;- Систематизирование знаний по теме «Слово», ...