ГЕЙМИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (2 класс)

Каримова Эльмира Юсуповна

В период обучения в начальной школе ведущей формой деятельности является учебная, однако особое значение имеет внедрение в учебный процесс игровых технологий. Геймификация не только повышает мотивацию учащихся, она развивает память, внимание, творческое мышление. Особенно актуальным использование игровых приемов и операций является в условиях дистанционного обучения. В статье рассматривается какие образовательные платформы были особенно эффективными для преподавателей начальных классов в ГОУ Школе № 429 им.М.Ю.Малофеева Петродворцового района Санкт-Петербурга в период пандемии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geymifikatsiya.doc414 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕЙМИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Каримова Э.Ю.,

 Педагог-психолог  ГОУ Школы № 429

им.М.Ю.Малофеева

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Современные условия системы образования подразумевают наличие таких качеств у учителя, как мобильность, креативность, практикоориентированность и прочее. Но, пожалуй, в век цифровизации одним из самых необходимых условий успешной деятельности педагога является высокий уровень информационной культуры. Цифровое обучение — это учебная практика, которая помогает ученикам и дает ощутимые результаты. Использование информационно-коммуникационных технологий стало обязательной частью учебного процесса. Сделать увлекательным обучение помогает такая технология, как геймификация.

Геймификация (игрофикация) — использование игровых правил и подходов для достижения образовательных целей. Другими словами, скучные задания становятся интересными, излагаемое - желанным, а сложное - простым.

Цель: привлечение внимания обучаемых, повышение их заинтересованности в решении учебных задач и дальнейшем применении знаний.

Основной принцип: корректировка обучения через игру с поэтапным усложнением заданий.

Геймификация отвечает трём образовательным вызовам: необходимость использования ИКТ-технологий, в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки совмещение онлайн- и оффлайн-обучения, учет повышенного интереса к компьютерным играм и перераспределение от боевиков и шутеров к познавательным аркадам, квестам, стратегиям.

Геймификация в образовании основывается на выполнении необычных заданий, что способствует раскрытию творческих способностей школьников и педагога. Во время уроков, на которых используются игровые элементы, учащиеся приобретают навыки ведения переговоров, защиты своей точки зрения, аргументации, контроля над действиями остальных участников процесса.

Есть отдельный класс игр, который обозначается термином «серьезная игра». Она ставит не развлекательные, а образовательные и развивающие цели, помогает вырабатывать и отрабатывать навыки.

Плюсы геймификации:

  1. Неподдельная заинтересованность обучающихся.
  2. Активизация психических процессов участников игры: внимания, мышления, воображения.
  3. Оперативное создание ситуации успеха для каждого учащегося: геймификация снимает напряжение, исчезает страх ошибиться.
  4. В отличие от индивидуальных игр в процессе игры осуществляется возможность сплочения коллектива, узнавания друг друга.
  5. Многофункциональность: методы геймификации применимы для любой предметной отрасли, для любого возраста (от дошкольного до старшего школьного).

Для предоставления открытого бесплатного доступа к каталогу интерактивных образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и курсам создана система «Маркетплейс образовательных услуг». В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля, среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство «Просвещение» и другие. Однако подобные платформы не лишены и некоторых недостатков, о которых напоминают психологи:

  • недостаток общения и социальных аспектов обучения — обмена информацией и эмоциональной вовлеченности в процесс;
  • недостаточный уровень контроля с точки зрения дисциплины.

Для предотвращения негативных последствий необходимо комбинировать методику геймификации с классической, она не должна играть главную роль, а мотивировать на получение знаний.

Среди многообразия образовательных платформ  (РЭШ, МЭШ, Яндекс.Учебник, Учи.Ру, ЯКласс и др.) для реализации методики геймификации образовательного процесса в начальной школе самой доступной и предполагающей творческий подход является платформа Learnis.ru (Лёрнис) https://www.learnis.ru/ 

Платформа Лёрнис предлагает инструменты для четырех типов цифровых образовательных игр:

  1. Интерактивное видео (учебный видеоролик с заданиями и комментариями педагога и учащихся по мере его просмотра).
  2. Викторины.
  3. Игра «Объясни мне!» («Скажи иначе») для закрепления терминов и понятий в изучаемом предмете.
  4. Онлайн-квест «Выберись из комнаты».

Во время  дистанционного обучения  метод геймификации был доминирующим.  Педагоги школы № 429 им.М.Ю.Малофеева  реализовывали его с помощью платформы Learnis.ru, где были созданы квесты для проведения уроков.

Рассмотрим применение квеста для проверки знаний на уроке математики во 2 классе по теме «Уравнения» https://www.learnis.ru/610463/ 

В данном квесте учащиеся попадают в комнату, в которой необходимо навести порядок.

В этом пространстве находятся карточки с уравнениями, решения которых являются кодом к двери, открыв которую можно получить награду.

Для анализа выполненных работ и выставления оценок необходимо заполнить данные об ученике, в личном кабинете учителя появляется сводная таблица данных учащихся, которые выполнили задание.

Внедрение данного метода доказало свою состоятельность, и поэтому геймификация стала активно применяться для работы в классе и в очной системе обучения.

При разработке таких квестов от педагога требуется лишь умение работать с любыми программами для создания презентаций, поэтому геймификация может активно использоваться в процесс обучения любым педагогом.

Если педагоги смогут использовать мотивацию и потенциал игрового процесса и направить его на достижение учебных задач, то они предоставят очень важные для учащихся инструменты  достижения побед в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы

В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энцик...

Статья учителя начальных классов Прониной Валентины Ивановны на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Mimio."

Наряду с требованиями ФГОС учитель должен дать ученику глубокие и прочные знания . Перед современной школой стоит задача развивать творческие способности каждого ученика , сформировать у него так...

Проект: "Внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ РЭШ и Учи.ру в образовательный процесс начальной школы"

Проект: "Внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ РЭШ и Учи.ру в образовательный процесс начальной школы (на примере урока по окружающему миру в 4 классе "Зона лесов")&qu...