Адаптированная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа, 2021
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

хореографического коллектива "Семицветик", срок реализации 9 месяцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_semitsvetik_2021-22_uch.god_.docx41.24 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 52» (ГКОУ СКОШИ № 52)

Расковой ул., д.20А, стр.1, Москва, 125124

Тел./факс (495)612-40-41

ОКПО 29067574,ОГРН 1027700517646,

ИНН/КПП 7714081706/771401001

E-mail: sk52@edu.mos.ru

Принята на заседании

УТВЕРЖДЕНО

педагогического совета

ГКОУ СКОШИ № 52

от «____» ____________ 2021 г.

Протокол заседания № _______

Приказом ГКОУ СКОШИ № 52

от «____» ___________ 2021 г. №

Адаптированная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа

объединения дополнительного образования хореографического  коллектива «Семицветик»

Направленность: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 7-14 лет

Срок реализации: 9 месяцев

                                                   Педагог дополнительного образования:

                                                    Хасанова Зумрат Абдукеимовна

Москва – 2021 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Пояснительная записка

          Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся, рассчитана для детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.1. Направленность адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

Данная программа является адаптированной образовательной программой художественной направленности. Программа построена на материале народного танца.    

1.2. Уровень освоения Программы: ознакомительный (соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году» (в ред. от 07.08.2015г., № 1308, в ред. от 08.09.2015г., № 2074, в ред. от 30.08.2015г., № 1035, в ред. от 31.01.2017г., № 30, в ред. от 21.12.2018г. №482).

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

Актуальность данной программы состоит в овладении обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

- знаниями, умениями и навыками танцевальной культуры для всестороннего развития и социализации личности.

- выступление на сцене и подготовка к ним является лучшей социализацией учащихся.

 Программа удовлетворяет запросы детей в области танцевального образования и решает проблемы творческой самореализации личности через танцевальную и концертно-исполнительскую деятельность, удовлетворяет потребности и запросы школьников в области досуга и общения.

2. Цели и задачи реализации программы

2.1 Цели программы:

- социальная адаптация детей ОВЗ и детей-инвалидов слабослышащих с помощью познания танцевальных навыков.

- Социализация детей через ознакомления с культурой и традициями танцевального искусства народов мира;

- Научить детей владеть своим телом, любить себя и быть в согласии самим собой.

2.2.Задачи Программы

Обучающие:

- научить быть в согласии самим собой, понимать своё физическое тело;

- обучить умению координировать себя в разных направлениях;

- обучить элементам народного танца;

 - приобщить к искусству хореографии;

 - обучить основам танцевального искусства;

 - обучить исполнять народные танцы;

Воспитательные:

- воспитать эстетический вкус.

-воспитать трудолюбие, самодисциплину.

- воспитать чувства причастности к своему народу, его истории,  культуре,   искусству, уважения к другим национальным культурам;

- воспитать толерантности.

-формировать личностные качества: познавательные и жизненные активности, самостоятельности, коммуникабельности.

Коррекционно-развивающие задачи:

- улучшение слухоречевого восприятия.

- социализация детей.

- развить природные способности: слуха, чувства ритма, обаятельности; внимания, координации, пластичности;

- развить образное мышление и желания импровизировать;

- развить музыкально-исполнительских способностей;

- развить логическое мышление;

- развить концентрацию внимания;

- развить физические данные (умение ориентироваться в пространстве,  выносливость, устойчивость, силу, ловкость);

- развить художественный вкус;

- развить творческие способности;

2.3. Развитие познавательных, общетрудовых, коммуникативных умений:

Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру и развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Ещё в древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства, т.е. танец – это своеобразная форма самовыражения, самореализации личности.

- Развитие коммуникативных навыков младших школьников - является актуальной проблемой, так как их сформированность влияет не только на успешность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные навыки развиваются и совершенствуются в процессе общения.

- Ещё одним важным моментом психики младшего школьного возраста является познавательная активность. Ребёнок задаёт огромное количество самых разных вопросов, ведь его познание мира только начинается. Любознательность – это важное качество для детей познающих окружающий мир и составляющих собственное представление об этом мире. В младшем школьном возрасте любознательность перерастает в познавательные интересы.

- Ещё одним фактором является труд. Ребёнок на занятии учится в первую очередь преодолевать свои барьеры психологические и физические перед самим собой. Психологические, через не могу и не хочу. Физические: не получается. Конечно, когда он видит, что он может это делать и получается не хуже других, приходит стимул дальше заниматься....

Занятия танцами позволяет воздействовать на развитие коммуникативных навыков ребенка, выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции.

3. Категория обучающихся.

Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей-инвалидов слабослышащих детей.

4. Срок реализации Программы, общее количество часов. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

4.1. Срок реализация:

Адаптированная программа "Семицветик" расчитана -  9 месяцев (111часов)

4.2. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий:

Форма проведения занятий: групповая.

Численный состав групп: 6-8человек

4.3. Режим занятий:

Занятия проводятся три раза в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.

5. Планируемые результаты

- Выступление в концертных номерах на школьных мероприятиях, на окружных, городских конкурсах и фестивалях

− самостоятельно выполнять разминку;

- самостоятельно исполнять элементы народного танца;

- самостоятельно станцевать танцевальный номер;

- быть внимательным;

- слушать музыку;

- чувствовать ритм.

5.1 Результаты обучения

- предварительная, промежуточная и итоговая аттестация.

Формой аттестации является открытое занятие или выступление на итоговом концертном мероприятии.

5.2. Результаты воспитывающей деятельности

- стараться с пониманием относится друг другу, быть объективным, помогать другу если что-то не получается и т.д.

− уважение к педагогу и к занятиям;

− уважение к другим воспитанникам и к их исполнению;

− дисциплина;

− опрятность;

− соблюдение правил личной гигиены.

5.3. Результаты коррекционно-развивающей деятельности

- следовать друг за другом

- синхронно выполнять элементы движения

- развить чувство ритма

- желание не только танцевать, но и выступать на сцене

II. Содержание программы

2.1. Учебный (тематический) план

Название темы

количество занятий

теория

практика

1

Организованное занятие

        1

1

2

Музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4. Характер музыки. Ритмический рисунок (прохлопать)

3

1

2

3

Упражнение на коврике

5

5

4

Элементы упражнений на коврике

5

5

5

Элементы движений у станка

10

10

6

Разминка по диагонали

5

5

7

Элементы упражнений по горизонтали

4

4

8

Элементы движения на середине зала

9

9

9

 Элементы народных танцев по диагонали

9

9

10

Комбинации движений: притопы под хлопки, притопы под музыкальные произведения.

9

9

11

Рисунок танца: по кругу, по горизонтальной линии, по вертикальные линии.

7

7

12

Комбинация элементов движений на середине зала

7

7

13

Постановка танцевального номера

12

12

14

Притопы, дробь: одинарные, двойные, тройные

10

10

15

Постановка танцевального номера

13

13

16

 Повторение пройденного материала

2

2

                          Всего:

111

2.2. Содержание учебного (тематического) плана

Организационное занятие. Цели и задачи курса. Знакомство, беседа, первичная диагностика, форма одежды.

Теоретическое занятие: Прежде, чем приступить к изучению танца какого-нибудь народа воспитанники знакомятся с музыкальным материалом, краткой историей и географией данного народа.

Занятие разделено на тематическую и практическую часть, но границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться общая хореография и народный танец. Работа строится  таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитываются тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.

Практическое занятие: Начальная диагностика. Выявление навыков и умений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Маршевые шаги; хлопки на  4\4.

             Танцевальные упражнения курса определены содержанием передвижения воспитанников в ходьбе, беге под музыкальное сопровождение, а также шагами-подскоками, приставными шагами и шагами-галопами.

 Развитие музыкального слуха также имеет большое значение в дальнейшем обучении, воспитанники должны научиться слышать музыку и четко исполнять под нее упражнение, стараясь попадать в такт музыкального сопровождения.

 Далее отрабатываем ходьбу с координацией движений рук и ног. Необходимо их систематически  повторять с детьми, так как они используются практически во всех дальнейших упражнениях.

 В упражнении «ходьба» с остановкой у детей развивается способность слушать музыку, вовремя останавливаться, сохраняя при этом равновесие. В разучивании ходьбы приставным шагом: левая нога ставится вперед, правая придвигается к пятке левой ноги, а левая нога снова выставляется вперед, повторяется с другой ноги (под любую русскую народную музыку).

     В упражнении «ходьба на пятках и на носках, не сгибая колен» дети учатся реагировать на громкую и тихую музыку, согласовывая с ней свои движения. По окончании музыки детям предлагается немного походить в свободном направлении с опущенными руками для снятия напряжении в ногах. Затем упражнения повторяются ещё один раз. В ходьбе вперед и назад у них развивается умение переключаться с одного вида движения на другое, а также внимание и сообразительность. Под музыку  дети, положив руки на пояс, идут медленно, высоко поднимая колени, ступая с носка, оттянув его к полу. По окончании этого  дети переходят на лёгкий бег на носках, опустив вниз немного согнутые в локтях руки, необходимо следить за тем, чтобы дети во время движения держали корпус прямо, плечи их были отведены назад, рот закрыт, дыхание не задерживалось.

     Ходьба с ускорением и замедлением темпа, ходьба с носка на пятку пружинящим шагом, ходьба со сменой направления, ходьба с движениями рук, - хорошо координирует тело ребёнка.

     Работа над правильной постановкой корпуса начинается с первых элементов движения и проводится в течение всего урока, что способствует хорошей устойчивости и помогает лучше овладеть техникой исполнения танцевальных движений. Это обеспечивает не только выразительность танцевального упражнения, но и вырабатывает у детей правильную осанку. Построение по линиям, организованная смена, движение по диагоналям, по кругу – все это разучивается в процессе освоения материала подскока, притопов, польки. Например, комбинация на координацию движений: марш на месте и с продвижением вперёд, назад, по точкам – исполняется по линиям. После выполнения линии меняются. Далее изучаются бег и подскоки. Выполняя упражнение бега на носках мелкими шагами, дети учатся бегать под музыку, укрепляя при этом мышцы ног. Руки во время бега немного согнуты в локтях и слегка покачиваются. Бег с хлопками под музыку выполняют на носках, хлопая в ладоши. Ходьба, подскоки, остановка – в этом упражнении движения чередуются на каждый такт музыки.

     Движения по диагоналям даются для координации тела, для того, чтобы увидеть каждого ученика и отработать движения. Диагонали выполняют как с левой, так и справой ноги. Движения на полу помогают с наименьшими затратами достичь сразу три цели: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому и народному экзерсисам у станка и на середине зала, требующие высокого физического напряжения. Эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, в ногах, помогают выработать выворотность ног, развивают гибкость, эластичность стоп. Эти упражнения следующие:

   − упражнение на напряжение и расслабление мышц тела;

   − упражнение для развития стопы и голени;

   − упражнение для улучшения работы тазобедренного сустава;

   − упражнение на укрепление мышц брюшного пресса;

   − упражнение на улучшение гибкости позвоночника;

   − упражнение для развития танцевального шага.

      Введены упражнения у станка классического танца: релеве (вставать на полупальцы), плийе (полуприседание), батман тандю (открывать рабочую ногу в сторону), и народного танца: каблучные, притопы, прыжочки, прыжки. Также дети  на середине зала учатся открывать и закрывать ногу по свободной позиции. В изучении позиции ног достаточно использовать три позиции.

      Находясь в любой позиции, ноги следует держать прямыми, ягодичные мышцы напряжёнными, спину прямой, живот подтянутым, тяжесть тела равномерно распределена на обе стопы, опираясь на мизинец.

     Элементы русских народных танцев «Ковырялочка», «Притопы», «Дробь».

     Дети знакомятся с поворотами, поднимая правую руку вправо, затем поднимая левую руку влево; повороты  на месте, далее с продвижением по прямой линии вперёд. Здесь необходимо держать голову, не запрокидывать и не наклонять, то есть держать голову осью.    

     В ходе промежуточной аттестации дети показывают один или два коротких танцевальные номера, включающие в себя элементы ходьбы, бег и подскоки.

  А к концу учебного года (итоговая аттестация) дети показывают по желанию два танцевальных номера, они должны свободно ориентироваться на сценической площадке, двигаться по рисункам: линии, круга, змейки, по кривой дорожке (диагональ); различать музыку, знать начало и конец музыки; знания по программе, умение передавать характер музыки в танце, а самое главное, чувствовать ансамбль – синхронность.

      Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево).

Маршировка с перестроениями: из колонны в шеренгу и обратно; из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка.

Занятия народного танца: упражнения на середине зала включает все элементы ног, рук, головы на месте и в продвижении вперёд, в сторону, назад. Основные понятия позиций ног: пять открытых, пять прямых, пять свободных, два закрытых позиций.

Танцевальные ходы: простой шаг, шаг с каблука, шаркающий шаг, переменный шаг, боковые ходы, «гармошка», «молоточки», маятники.

Постепенно  из отдельных элементов, движений складываются комбинации. Новое движение разучивается чётко и медленно, исполняется одной, затем  с другой ноги. Это обуславливается тем, чтобы достигнуть правильности исполнения того и иного упражнения, давая определённую нагрузку на мышцы, суставы, связки. Основу урока составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой,  дробные выстукивания, подготовка к «верёвочке». А также, урок может включать упражнения: плавные, мягкие, быстрые, резкие; упражнения на вытянутых ногах, на присогнутых ногах т.п.

 Календарный (тематический) план – см. Приложение 1.

 Формы контроля и оценочные материалы

2.1.1. Виды контроля

- предварительный контроль

- Предварительный контроль проводится в начале учебного года для проверки актуального уровня знаний, умений и навыков учащихся на начало обучения по программе.

- текущий контроль

- проводится на каждом занятии через наблюдения за выполнением определённого элемента движения, в процессе работы и т.д.

- промежуточный контроль – проводится в декабре 2020 года в - Промежуточный контроль проводится в конце  полугодия на открытом занятии с целью проверки теоретических знаний и практических умений и навыков обучающегося, а также контроля освоения обучающимся адаптированную образовательную программу.          

- итоговый контроль 

-Итоговый контроль проводится в форме открытого занятия, в форме выступлении на школьных, окружных и городских площадках г.Москвы

Формы проведения итогов реализации программы :

-открытое занятие для родителей и педагогов;

-выступление на школьных мероприятиях;

2.1.2 Формы и содержание итоговой аттестации:

–  Выступление на школьном мероприятии или на сценической площадке города Москвы.

2.1.3. Требования к оценке  творческой работы

Ребёнок исполняет танец синхронно с музыкой, самостоятельно. Элементы движения выполняются ребёнком в такт музыки. Также соблюдает интервалы в рисунке танца.

2.1.4. Критерии оценки достижения планируемых результатов

Уровень освоения программы

Результат

Высокий

Обучающийся самостоятельно исполняет весь танец. Сможет выступить на сцене без помощи педагога.

Средний

Обучающемуся нужна подсказка во время исполнения танцевального номера в каких-то моментах, т.к. элементы им не очень освоен.

Низкий

Обучающемуся нужна помощь от начало до конца, т.к. им ещё не освоен материал.

 III. Организационно-педагогические условия реализации Программы

   Для реализации программы необходимы следующие условия:

                 − просторное помещение для занятий, оборудованное станками и зеркалами (станок представляет собой хорошо отполированную круглую палку диаметром 5 см, которая прикрепляется к стене кронштейнами на расстоянии примерно 80-100 см от пола и 30 см от стены);  или  специальный переносной станок.

                 − костюмы и обувь для занятий;

                 − сценические костюмы и обувь;

                 − фортепиано;

                 − наличие необходимых ТСО (аудио/видео аппаратуры);

                 − зал для просмотра видеопрограмм и теоретических занятий;

                 − раздевалки;

                 − душ, туалеты.       

3.1.Учебно-методическое  и организационное обеспечение Программы 

-наличие учебных пособий:

- методическая литература,

-справочные пособия; дополнительная и художественная литература  для педагогов и учащихся (воспоминания, мемуары ЖЗЛ и т.п.)

-наличие наглядных пособий: иллюстрации, обучающие видео фильмы

   

3.2 Материально- технические условия реализации Программы:

- магнитофон

- внешние условия:

-связь с окружным методическим центром;

-связь с методическим объединением  педагогов- хореографов;

-связь с другими образовательными учреждениями, участие в творческих конкурсах и проектах.

3.3. Кадровое обеспечение Программы

Программу реализует педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Хасанова Зумрат Абдукеимовна

3.4. Литература

   Список литературы

1) Ваганова  А. Я.  "Основы классического танца" Москва 2003г

 2) Чибрикова - Луговская  А Е   "Ритмика" Москва 1998

 3) Колодницкий Г А   "Музыкальные игры  ритмические упражнения и танцы для детей  москва  2000г

 4) Урок русского  народного танца     Москва 1995г

5) Гусев Г. П.  " методика преподавания  народного  танца   Упражнения  у               станка  Москва 2003г

6) Гусев Г. П. "Методика преподавания народного танца Этюды"  Москва 2004г

7)  Методические  обеспечение  учебного  процесса  дополнительного  образования детей. Сборник материалов.  Москва  2004г

8)Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ  Москва просвещение 1981г

9) Образовательная программа дополнительного образования детей: Хореография. Заболотская Мария Александровна.

10) Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством театрализованной деятельности.(Выпускная квалификационная работа. Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт социального образования

Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций Кафедра психологии и социальной педагогики.2017г)

  1. СаНПиН новый – СП – 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям  воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи. 

12) Ресурсы Интернет:  

https://youtu.be/4dCmfZID_SM?t=129;

https://youtu.be/VC1QOqpbO9c?t=7;

https://youtu.be/EN0V8OmpuXg?t=17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа прикладного творчества «Волшебный клубочек»

Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и п...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня предназначена для  первичного ознакомления...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное чудо»

Адаптированная общеобразовательная программа «Бумажное чудо» адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индиви...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное чудо»

Адаптированная  дополнительная  общеобразовательная   общеразвивающая   программа   художественной  направленности «Бумажное  чудо&ra...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры» разработана с учетом требований Федерального закона от...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности "Школа безопасности"

Цель данной программы:формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих....