Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности "Школа безопасности"
рабочая программа

Цель данной программы:формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КУПИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 2 КУПИНСКОГО РАЙОНА

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

«   »                2023 г.,

протокол №

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ Лицея № 2

Купинского района

____________Н.Г. Кравченко

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТКО – КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель

программы:

Коляденко Вера Николаевна,

педагог

дополнительного образования

Купино, 2023

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Школа безопасности»

Составитель (автор) программы (ФИО, должность)

Коляденко Вера Николаевна

ФИО, должность, квалификация педагогического работника, реализующего программу

Коляденко Вера Николаевна

Тематическая направленность программы:

- туристско - краеведческая

Цель программы

– формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих

Форма обучения

- очно-заочная;

Сроки реализации программы:

-количество занятий в неделю - 2

-количество часов в неделю – 2

- количество часов в год – 72

Возраст обучающихся

7-11 лет

Особенности организации образовательнойдеятельности:

- традиционная форма;

- с применением дистанционных технологий;

Классификация программы по степени авторства:

- модифицированная;

Классификация программы по уровню освоения:

-базовый;

Классификация программы по форме организации содержания

- традиционная;

Дата утверждения программы

«23» марта 2021 г.

 приказ № 79

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» имеет туристко – краеведческую направленность.

   Освоение обучающимися основных социальных норм, необходимых для полноценного существования в современном обществе: в первую очередь - это нормы ведения ЗОЖ, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.

   Занятия по программе «Школа безопасности» призваны способствовать формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического поведения.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» направлена на мотивацию и формирование здорового образа и стиля жизни у современных школьников, основ экологической культуры и ответственности, ценности жизни во всех её проявлениях; воспитание этических норм в отношениях между людьми и в отношении человека к природе. Пропаганда знаний, обеспечение правильных действий обучающихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

   Программа ориентирована  на решение как образовательных задач, так и социокультурной реабилитации, социализации и социальной адаптации лиц с ОВЗ.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

В объединении «Школа безопасности» занимаются дети разных категорий, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья. Проблема обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной для России, так как число таких детей за последние годы возросло. Главной проблемой для детей с ОВЗ является недостаток общения. Суть проблемы заключается в том, что «особые» дети не имеют возможность постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Дети с ОВЗ - не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании. Эту возможность предоставляет система дополнительного образования детей. Для реализации способностей ребенка предлагается адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности».

Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше обучающиеся приобретут опыт безопасного поведения. Чем больше ребёнок получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической, коррекционной деятельности, которая учитывает познавательные потребности обучающихся. Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления. Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

   Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

   Коррекция – развитие речи:

  • коррекция нарушений устной и письменной речи;
  • коррекция монологической речи;
  • диалогической речи;
  • обогащение словаря.

   Занятия по программе «Школа безопасности» развивают навыки сплочения коллектив, развивает коммуникативные навыки, что способствует формированию адекватной самооценки.

Именно поэтому занятия удачно подходят для работы, как в группе, так и для индивидуальной работы.

   Новизна программы заключается в разработке и реализации адаптированной общеразвивающей образовательной программы «Школа безопасности» для детей с ОВЗ в целях включения в общественную жизнь, организации общения со сверстниками, развития и реализации своих способностей в рамках совместного освоения программы со здоровыми детьми.

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ

   Данная образовательная программа предназначена для детей в возрасте 7 до 11 лет. Программа рассчитана на занятия с группами детей одного  возраста

и группа, где вместе со здоровыми детьми занимаются дети с ОВЗ. Это расширяет поле взаимодействия, развивает коммуникабельность. Но при распределении заданий учитывается не только возраст детей, но и степень уровня подготовки.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОВЗ

   Дети  возраста 7-11 лет с ОВЗ, достаточно смышлены, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате учащиеся в доступной форме получат представления о том, что безопасность окружающего мира, пространства – необходимое условие существования каждого человека, взрослого и ребенка. Результативность освоения учащимися содержания занятий по программе «Школа безопасности» оценивается не только по приобретенным детьми вербальными знаниями, сколько по усвоению ими приемами элементарной мыслительной деятельности. Основное внимание при этом обращается на доступную степень активности, возможную степень самостоятельности учащихся в различных ситуациях в общественных местах и в природе.

УРОВЕНЬ, ОБЪЕМ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско – краеведческой направленности «Школа безопасности» для детей с ОВЗ рассчитана на один год обучения (72 часа). Недельная нагрузка 2 часа в неделю. Курс носит практическую направленность

Программа имеет 3 уровня обучения:

- ознакомительный/стартовый - уровень «знание и понимание»,

- базовый  - уровень «знание-понимание-применение»,

- углубленный - программа по выстраиванию индивидуальной траектории дальнейшего самоопределения обучающихся.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

   Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся.

   Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

   Для достижения поставленных в программе задач предполагается использовать следующие формы обучения: кружковые занятия, практические работы, конкурсы, лабораторные занятия, экскурсии, презентации, походы.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация опыта, демонстрация наглядных пособий, оформление альбомов, эксперимент, работа с литературой.

   Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Виды занятий очной формы обучения: учебное занятие, индивидуальное занятие, лекции, практические занятия, круглые столы, деловые игры, творческие отчёты, проектные работы, посещение различных мероприятий, совместные праздники, конкурсы, викторины, видеофильмы, тесты, олимпиады, онлайн-конкурсы, диагностики.

Виды занятий дистанционной формы обучения: виртуальные экскурсии, чат-занятие, видео уроки, онлайн - выставки творческих и практических работ.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

   Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий по 45 минут, 10 минут - перемена на отдых, физические минутки, релаксацию.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

      Количественный состав объединения составляет – 10 - 15 человек.

      Программа рассчитана на занятия с группами обучающихся,        а также индивидуально, в том числе с  ребёнком-инвалидом в соответствии с учебным планом.

   Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала. С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени.

На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах, проводятся как в учебном кабинете, так и на местности. Организация занятий - групповые, индивидуальные и коллективные.

   Особенности при выборе форм, методов, приёмов в работе с ребёнком с ОВЗ

1.Преобладание более простых мыслительных операций (аналогия, сравнение)

Операции анализа, сравнения, обобщения умозаключений.

2.Преобладание механической памяти над логической, непосредственного запоминания – над опосредованным. Работа с алгоритмами, памятками.

3.Ограниченность словарного запаса, замедление овладения грамматическим строем

речи, дефекты произношения. Расширение словарного запаса, контролирование произношения.

4.Преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов. Занимательные приёмы, игровые моменты, элементы соревнования, наглядность.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

   Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- изучить основы краеведения и азбуки туристско бытовых и санитарно гигиенических навыков; организацию туристского быта; приобретение навыков ориентирования на местности;

- обучить основам техники преодоления естественных и искусственных препятствий во время экскурсий на природу, туристских прогулок, походов выходного дня.

- расширить представление о взаимосвязи видов туризма и здоровья человека;

- сформировать мотивы к конструктивному взаимодействию со сверстниками и педагогами, навыки поведения в бытовых ситуациях,

- развить компетенции (автономность, ответственность, расширение кругозора, навыки самопрезентации)

Воспитательные:

- воспитывать активную позицию, бережное отношение к природе, к живым объектам, к своему здоровью и здоровью окружающих;

- воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать.

- воспитывать коллективизм и дружелюбие.

- воспитывать духовно-нравственные и эстетические качества, формировать активную гражданскую позицию, включающую развитие ответственности за настоящее и будущее своего края

Коррекционно – развивающие:

- формировать здоровый образ жизни, ответственность за свое здоровье,
воспитание сознательной дисциплины, бережного отношения к общественной собственности, чувства дружбы, товарищества, единства слова и дела, коллективизма.

- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

раздела,

темы

Темы занятий

Кол-во часов

Формы аттестации/контроля

Всего

В том числе

Теория

Практика

Основы здорового образа жизни

8

3

5

1.

Личная гигиена

4

1

3

2.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

2

1

1

3.

Факторы, разрушающие здоровье

2

1

1

Первая медицинская помощь

6

2

4

4.

Первая медицинская помощь при травмах

2

1

1

5.

Первая медицинская помощь при травмах, нанесенных  ядовитыми животными и  растениями

2

1

1

6.

Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи

2

0

2

Практический зачет

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения

58

20

38

7.

Из истории правил дорожного движения

2

1

1

8.

Улица полна неожиданностей. Наш город  и его транспорт.

4

1

3

9.

Дорога в школу. Где и как переходить дорогу.

4

2

2

Составление схемы маршрута

10.

Дорожные знаки. Запрещающие и предупреждающие знаки. Знаки особого предписания и знаки сервиса.

4

1

3

11.

Причины дорожно-транспортных происшествий. Викторина «Знаешь, ли ты?»

2

1

1

12.

Мы – пассажиры. Правила для пассажира.

4

1

3

13.

Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности.

4

1

3

14.

Как вести себя во время пожара в школе.

4

1

3

Практический зачет

15.

Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны.

4

1

3

16.

Правила поведения в случае возникновения пожара в лесу и на улице.

2

1

1

17.

Правила безопасного поведения на воде

4

1

3

Практический зачет

18.

Если на улице дождь, гроза, ураган, смерч, метель, гололед  и сильный мороз.

4

1

3

19.

Правила безопасного поведения на природе

4

2

2

20.

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

2

1

1

21.

Практические занятия по отработке безопасного поведения учащихся в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни

2

1

1

22.

Меры предосторожности при обращении с дикими животными.

3

1

2

23.

Ядовитые растения и грибы.

3

1

2

24.

Если заблудился в лесу.

2

1

1

Всего:

72

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Занятие №1-3. Личная гигиена. Сформировать понятие «личная гигиена». Развить навыки личной гигиены.

Занятие №4-5. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.Разъяснение важности организованной жизни и деятельности человека как одного из основных факторов здоровья; пропаганда здорового образа жизни; укрепление здоровья подростков через занятия физкультурой, спортом.

Занятие №6-7. Факторы, разрушающие здоровье. Воспитание негативного отношения  к курению,

Занятие №8-9. Первая медицинская помощь при травмах.Изучить правила и способы оказания первой медицинской помощи пострадавшему.

Занятие № 10-11.Первая медицинская помощь при травмах, нанесенных  ядовитыми животными и  растениями.Ознакомление со средствами оказания первой медицинской помощи при укусах ядовитыми животными и растениями.

Занятие № 12-13.Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи.Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, переломах конечностей.

Занятие № 14-16.Из истории правил дорожного движения.

Цели и задачи кружка. Правила дорожного движения. История возникновения правил дорожного движения.

Занятие №17-20.Улица полна неожиданностей. Наше село и его транспорт.

Правила поведения на улице. Основные опасные улицы нашего села. Транспорт.

Занятие №21-23.Дорога в школу. Где и как переходить дорогу.

Дорога от дома до школы. Правила перехода улицы. Знаки пешеходных переходов.

Занятие № 24-27. Дорожные знаки. Запрещающие и предупреждающие знаки. Знаки особого предписания и знаки сервиса.

Знакомство с дорожными знаками. Виды дорожных знаков. Запрещающие, предупреждающие, знаки особого предписание, знаки сервиса, их значение.

Занятие № 28-30.Причины дорожно-транспортных происшествий. Викторина «Знаешь, ли ты?»Основные причины дорожно – транспортных  происшествий. Викторина о ПДД.

Занятие № 31-34. Мы – пассажиры. Правила для пассажира.

Правила для пассажиров.

Занятие № 35-38. Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности.

Занятие № 39-41. Как вести себя во время пожара в школе.

Причины возникновения пожара в здании. Эвакуация при пожаре в школе. Запасные выходы. Поведение детей при пожаре.

Занятие №42-45. Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны.

Правила эвакуации из горящей квартиры.

Занятие №46-48. Правила поведения в случае возникновения пожара в лесу и на улице.Поведение при пожаре в лесу. Правила разведения костров.

Занятие № 49-51. Правила поведения на воде. Безопасное поведение на воде. Выбор места для купания. Оказание помощи тонущему.

Занятие №52-54. Если на улице дождь, гроза, ураган, смерч, метель, гололед  и сильный мороз.Опасность при некоторых погодных явлениях. Обстоятельства, при которых можно получить травмы и как их избежать.

Занятие №55-57. Правила безопасного поведения на природе.

Занятие №58-59. Правила  безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

Занятие №60-62. Практические занятия по отработке безопасного поведения учащихся в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

Занятие №63-65. Меры предосторожности при обращении с дикими животными.Знакомство с видами диких животных, опасных для человека. Правила поведения при встрече с ними, что можно делать и что нельзя. Периоды времени года, когда они проявляют повышенную агрессивность. Признаки опасных инфекционных заболеваний животных. Действия при укусе диким животным.

Занятие №66-69. Ядовитые растения и грибы.Виды ядовитых растений и грибов. Меры помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами. Правила сбора грибов.

Занятие №70-72.Если заблудился в лесу.

Правила поведения в лесу. Ориентирование по компасу, местным признакам.

   Сроки проведения текущего контроля – декабрь (по итогам первого полугодия), промежуточной аттестации - май (по итогам учебного года).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

   Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми  навыками безопасности и сохранности своего здоровья должен каждый ребёнок.

   В результате изучения адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско – краеведческой направленности «Школа безопасности», обучающиеся  и обучающиеся с ОВЗ(интеллектуальные нарушения) приобретут совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций.

   В результате освоения программы «Школа безопасности» обучающийся научится:

- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;

- адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;

- использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи, классифицировать средства оказания первой помощи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести дома, в школе, на улице;

- готовиться к туристическим поездкам;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;

- использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

   Результаты освоения данного курса оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностным результатами.

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Предметные результаты:

Знать:

- способы ориентирования, историю родного края и его особенности, основы гигиены и основные приемы оказания первой доврачебной помощи, предупреждение травм.

- устройство компаса, правила поведения в лесу, правила безопасности на прогулке и экскурсиях, перечень должностных обязанностей в походе.

Уметь:

- выбирать место для привала, разводить костер, ориентироваться по карте и компасу, определять ориентиры движения, изучать интересные места родного края, подбирать состав медицинской аптечки для похода.

- уметь пользоваться правилами поведения в лесу, правильно собирать рюкзак.

- пользоваться глазомерным способом измерения расстояния, определять пройденное расстояние.

Коррекционно - развивающие результаты:

-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- делать выводы в результате совместной работы;

- самостоятельно выполнять практические и творческие задания;

- ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях;

- выполнять задания по аналогии;

- уметь организовать свое рабочее место;

- учиться работать по предложенному педагогом плану.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Начало учебного года  - сентябрь

Окончание        учебного года        - май.

Количество учебных недель в году - 36.

Количество учебных часов в году - 72.

Продолжительность занятий 2 учебных часа 1 раз в неделю.

Сроки проведения текущего контроля – декабрь (по итогам первого полугодия), промежуточной аттестации - май (по итогам учебного года).

Программа рассчитана на 1 год обучения.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

   Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программы «Школа безопасности» может быть успешно реализована при наличии следующих условий:

- помещения для занятий творческого объединения, обеспечивающего комфорт и безопасность обучения и соответствующего санитарным нормам;

- комплекта практического оборудования, наглядных пособий;

- библиотеки с набором методической литературы, печатных и электронных учебных пособий, популярной литературы для обучающихся;

- учебно – опытного участка;

- наличия оргтехники (компьютер, мультимедийная аппаратура, цифровой фотоаппарат, видеокамера).

Организационно-педагогические условия реализации программы:

- специальные образовательные методы обучения и воспитания,

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

Материально-технические условия

1.1. Архитектурная среда

- безбарьерный доступ к основным помещениям, соответствующая акустика, свет, пространство: широкие проходы, кабинет, комната для занятий;

- организация рабочего пространства ребенка с ОВЗ (ближайший стол от педагога,обзор).

1.2. Информационная среда

- создание визуальных, аудио, интернет источников (стенды, страница в интернете о правилах поведения, режиме, расписании, планах и т.д.)

- звуковая индикация начала и окончания занятий,

- оснащение помещений аппаратурой: мультимедийная доска, проектор, компьютер с колонками и выходом в интернет, телевизор и т.д.  

1.3. Индивидуальные средства реабилитации обучающегося (лупы, очки и т.д.),

1.4. Ассистивные технологии

- приставки (клавиатура, мышь, сенсорный экран и т.д.),

- аппаратура (цифровая аудио/текстовая запись и др.)

Комфортная образовательная среда

- назначение среди участников группы партнера(ов) для ребенка с ОВЗ для помощи в ориентировании в материале на занятиях,

- включение сопровождающего (ассистент, родитель, специалист и др.) для помощи в образовательных потребностях.

Кадровые условия

- прохождение педагогом ДО проф. переподготовки или повышения квалификации в области социальной педагогики или специальной психологии

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

   Непременным методическим условием при выборе форм является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации также должна учитывать возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности.

Оценка эффективности работы:

   Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр, собеседование, тестирование, наблюдение.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы, практические работы

   Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, итоговые занятия

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

- журнал посещаемости,

- материалы анкетирования и тестирования,

- дипломы, грамоты,

- готовые творческие работы,

- аналитическая справка,

- результаты участия в конкурсах.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

   Отследить уровень усвоения обучающимися содержания программы можно по следующим показателям: умение выполнить работу по образцу; умение анализировать; стабильность практических достижений обучающихся.

   Показателями устойчивости интереса к деятельности, коллективу являются: текущая и перспективная сохранность контингента; наполняемость, положительные мотивы посещения занятий; осознание социальной значимости и нужности деятельности для себя.

   Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между педагогом и обучающимися, между членами коллектива, в том или ином состоянии микроклимата в группе, в культуре поведения обучающихся.

Критериями оценки результативности обучения являются: уровень развития речи, уровень развития памяти, уровень эмоционального развития, глубина эстетического восприятия, а также результаты участия воспитанников в конкурсах.

Приобретённые детьми знания, умения и навыки оцениваются по трем позициям: высокий, средний и низкий уровень усвоения.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Критерии оценивания предметных результатов

Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;

- динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по природоведению. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

   Методы обучения. Методы реализации программы используются в системе:

- наглядные (методы иллюстрации, демонстрации, видео) – разъяснить цель демонстрации, согласовать с содержанием, соотношение с другими методами;

- практические (упражнения, опыт/эксперимент/лабораторная работа, моделирование, практическая работа) – важен процесс формирования алгоритмов действий, ориентирование на трудности в самостоятельном выполнении работы,

- словесные (рассказ, беседа, объяснение и др.) – сопровождение устного высказывания наглядным материалом, структурированное объяснение материала с использованием тезисов, схем, смена деятельности, использование приемов, направленных на развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, обобщения, воображения и т.д.

Педагогические технологии (проектной деятельности, развивающего обучения, дифференцированной деятельности, здоровьесберегающие, педагогической поддержки и т.д.).

Социокультурные технологии: библиотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия, арттерапия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

     Указ президента РФ от 21.07.2020 г. №474 «Онациональных целях развития Российской федерации на период до 2030 года.

   Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребёнка (утверждён на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018 г., протокол №3)

   Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р)

   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""

   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"

   Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391)

   Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 2 Купинского района.

Литература

Для педагога:

  1. Антропов К., Расторуев М., «Узлы», ЦДЮТ РФ, М. 1994 г.
  2. Кодыш Э.Н., «Соревнования туристов», «Физкультура и спорт», М. 1990 г.
  3. Захаров П.П., Степанко Т.В. Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб. издание. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
  4. Верба И.А., Голицын С.М., Куликов В.М., Рябов Е.Г., - «Туризм в школе» -

М., ФиС.,1983 г

  1. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г., - «Физическое воспитание» - Изд-во «высшая школа» - М., 1989 г.
  2. Кравченко И.А., Малеева И.А., «Памятка руководителю похода» - областная
  3. Детская экскурсионно-туристская станция, г. Брянск – 1963 г.
  4. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., - «Школа туристских вожаков» - М., 1997 г.
  5. Резанова Е.А., Антонова И. П., Резанов А.А., - «Биология человека в таблицах, рисунках и схемах» - М., 1998 г.

 

Для обучающихся:

  1. Большаник, П.В. География туризма [Текст]: Учебное пособие / П.В. Большаник. - М.: Альфа-М, 2016. - 304 с.
  2. Соболев, С.В. Совершенствование тренировочного процесса в спортивном туризме в дисциплине «Дистанции – пешеходные» [Текст]: монография / С.В. Соболев, Н.В. Соболева, С.К. Рябинина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 134 с.
  3. Трухачев, А.В. Туризм. Введение в туризм [Текст]: учебник / А.В. Трухачев, И.В. Таранова. – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013. – 396 с.

 

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.bibliotekar.ru/7-ovoschi/index.htm
  2. http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-26/index.htm
  3. http://www.bibliotekar.ru/domovodstvo-2/index.htm
  4. http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-25/index.htm
  5. http://www.hloroplast.com/index/index.html
  6. http://www.bibliolink.ru/publ/43
  7. http://garden4u.ru/zashhita-rastenij-i-eko-pomoshhniki/zashhita-rasteniy-ot-vrediteley-ibolezney

 Комплект практического оборудования, наглядных пособий;

- библиотека с набором методической литературы, печатных и электронных учебных пособий, популярной литературы для обучающихся;

- наличие оргтехники (компьютер, мультимедийная аппаратура, цифровой фотоаппарат, видеокамера).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное чудо»

Адаптированная общеобразовательная программа «Бумажное чудо» адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индиви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»

Аннотацияк дополнительной общеразвивающей программе «Дорожная азбука»  Ф.И.О.разработчикаБоровикова Евгения Александровна Сведения о педагоге,реализующем программу Боро...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное чудо»

Адаптированная  дополнительная  общеобразовательная   общеразвивающая   программа   художественной  направленности «Бумажное  чудо&ra...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности» составлена с учетом следующих нормативных документов:1) Федеральный...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры» разработана с учетом требований Федерального закона от...

Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»

Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»  для учащихся 1-4 классов....