Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности для детей с ОВЗ «До-Ми-Соль-Ка»
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Шмелева Елена Валентиновна
Данная адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «До-Ми-Соль-Ка» относится к программам художественной  направленности, которая направлена на:
обучение детей основам музыкальной грамотности, 
формирование навыков вокального мастерства, 
  развитие музыкально-эстетического вкуса, 
  развитие музыкальных способности и творческой активности детей.
Уровень освоения программы – стартовый.
Содержание программы предполагает обучение детей основам музыкальной грамотности, помогает сформировать навыки вокального мастерства, развивает музыкально-эстетический вкус, музыкальные способности, творческую активность детей. 
Успешность реализации программы определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим  и физиологическим особенностям  и возможностям детей с ОВЗ (детей с ЗПР, детей ТНР, детей с девиантным поведением).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mi-mi-sol-ka2023.docx378.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СНЕЖИНСКА»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 122»

(МБОУ СКОШ № 122)

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

протокол № 1

от  30.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО

                   приказом №  от 01.09.2023 г.

                   директор МБОУ СКОШ № 122

  ___________        В.В.Пачурина

Адаптированная дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа технической направленности для детей с ОВЗ

«До-Ми-Соль-Ка»

Возраст участников: 7-10 лет

Срок реализации программы: 1 год

Уровень усвоения: стартовый

                                                     

Автор – составитель:

Шмелёва Е.В.,

педагог дополнительного образования

МБОУ СКОШ №122

                                 

г.Снежинск


Содержание

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

…………………………………….……3

  1. Пояснительная записка

……………………………………….…3

  1.  Цели и задачи программы

………………………………….………6

  1. Планируемы результаты

………………………………………….6

  1. Содержание программы

……………………………………….…7

1.5. Учебно-тематический план

………………………………………… 10

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

………………………………………...10

2.1. Календарный учебный график

…………………………………...……10

2.3.Условия реализации программы                              

,………………………………………..10

2.4. Формы аттестации/контроля

…………………………………...……11

2.5.Оценочные материалы

……………………………………...…12

2.6. Методическое обеспечение программы

………………………………………...15

2.7. Список литературы

……………………………………..….16

РАЗДЕЛ 3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ………………………………… …17


1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК  ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Разработка адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «До-Ми-Соль-Ка» для детей с ОВЗ осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г.  №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» по реализации адаптированных ДОП, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с учетом их образовательных потребностей»
  6. Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся  ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 года №26;
  7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2);
  8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г.№16);
  9. Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООНот20.11.1989г.);
  10. Приказ №02/2064 от 21 августа 2023 года «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Челябинской области в соответствии с социальным сертификатом»;
  11. Устав и локальные акты учреждения.

Данная адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «До-Ми-Соль-Ка» относится к программам художественной  направленности, которая направлена на:

  • обучение детей основам музыкальной грамотности,
  •  формирование навыков вокального мастерства,
  •   развитие музыкально-эстетического вкуса,
  •   развитие музыкальных способности и творческой активности детей.

Уровень освоения программы – стартовый.

Содержание программы предполагает обучение детей основам музыкальной грамотности, помогает сформировать навыки вокального мастерства, развивает музыкально-эстетический вкус, музыкальные способности, творческую активность детей.

Успешность реализации программы определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим  и физиологическим особенностям  и возможностям детей с ОВЗ (детей с ЗПР, детей ТНР, детей с девиантным поведением).

 Актуальность программы:

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» учащийся с ограниченными возможностями здоровья определён как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Синонимом данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «особые дети», «дети с трудностями в обучении».

Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных детских песен с музыкальным сопровождением и без него.

Занятия по программе развивают умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым и услышанным, что способствует социализации и адаптации детей с ОВЗ(детей с ЗПР, детей ТНР, детей с девиантным поведением) в современном обществе.

Особенность организации учебного процесса заключается в поликультурном принципе организации образовательной деятельности использования различных методов обучения, необходимых в работе с детьми, имеющими особенности развития (далее ОВЗ):

- комплексность (обучение по нескольким разделам), интегрированность (взаимосвязь художественного и эстетического  развития).

 Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Часто такие дети испытывают трудности социальной адаптации, обучения, общения, недостаточно самостоятельны.

Для таких детей мы хотим создать дополнительные условия с целью социализации, преодоления трудностей в обучении и общении через развитие способностей вокального мастерства. Художественно-эстетическая деятельность оказывает большое значение в жизни человека, тем более, она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

Новизна программы

Дети с особенностями развития испытывают трудности социальной адаптации, обучения, общения, недостаточно самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Многие лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников и других людей, которые есть у обычного ребенка.

Данная программа развивает у воспитанников с музыкальную память, чувство ритма и такта, слух, артикуляцию, творческое мышление, артистические способности.

Адресат программы

Программа рассчитана для детей с ОВЗ (детей с ЗПР, детей ТНР, детей с девиантным поведением) в возрасте от 7 до 10 лет (1-4класс).

Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему начальных знаний, а также к уровню развития ребенка. Принимаются все желающие дети с ОВЗ без конкурсного отбора. В процессе реализации программы учитываются индивидуальные особенности детей.

Срок реализации программы 1 год.

Количество детей в группе с ОВЗ – не более 12 человек. Учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения, по группам и подгруппам.

 Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 1,5 часа с перерывом через 45 минут на перемену 10 минут (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздроровления детей и молодёжи», утвержденные постановлением Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28).

Недельная нагрузка на ребенка составляет три часа.

Продолжительность образовательного процесса: 34 учебных недели.

Объем часов по программе – 102 часа

Форма обучения – очная:

беседа, наблюдение, практическое занятие, занятие-игра, репетиция.

Задания по программе построены с учётом интересов, возможностей и предпочтений обучающихся.

Типы занятий комбинированный, теоретический, практический,       репетиционный.

Формы подведения итогов

  • тестирование;
  • анкетирование;
  • участие в концертной деятельности;
  • беседа;
  • контрольное упражнение;
  • участие в конкурсе.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: Формирование музыкально - певческих навыков и основ сценического поведения учащихся.                                

Задачи:

Предметные:

 Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

 Обучить детей вокальным навыкам;

 Личностные:

Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

Привить навыки сценического поведения;

Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

 Метапредметные:

Развить музыкально-эстетический вкус;

Развить музыкальные способности детей.

Для усиления коррекционной направленности в программу широко включены наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся. При обучении вокальному пению на занятиях объединения ставятся следующие коррекционные  задачи:

•        восполнение пробелов развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;

•        специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;

•        обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);

•        развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;

•        активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;

•        воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету;

•        развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.

1.3. Планируемые результаты:

В ходе реализации данной программы у учащихся формируются личностные, предметные и метапредметные универсальные учебные действия.

1. Личностные результаты:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

-коммуникативное развитие.

2. Предметные результаты:

-устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;

-общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

-элементарные умения и навыки в различных видах учебно- творческой деятельности.

3. Метапредметные результаты:

-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.

        Дети должны научиться  красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном.

   Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.

 В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

 Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

 Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива, сольных исполнителей с концертами на сельских и районных мероприятиях.

1.4.Содержание программы

Тема 1Навыки певческого вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных (47 часов).

На первом этапе обучения достаточно объяснить детям три общих правила, касающихся певческого дыхания:

•        вдох надо делать быстро, легко и незаметно;

•        после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

•        выдох производить ровно и постепенно.

Дыхание – это часть единого певческого комплекса. Качество звука определяется лишь в процессе пения с участием всех компонентов певческого аппарата.

Уметь петь связным, красивым, округленным  и ровным звуком зависит прежде всего от правильного формирования гласных. Поэтому, необходимо знать артикуляционные свойства гласных обусловленные положением рото-глоточного аппарата. В работе над гласными важно добиваться округленности звука, его высокой позиции (звонкости, остроты звучания).

При работе над высокой позицией практикуется предварительное пение с закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо во рту.

Достижению остроты и звонкости помогает использование йотированных гласных и слогов, которые ставятся позади гласной: ай, ой, эй.

Тема 2

Мелодия и ее запись нотами. Ноты и нотоносец. Нотная запись. Высота звука (13 часов).

Мелодию, которую мы слышим или исполняем сами, представляет собой организованное последование музыкальных звуков. Различие между звуками мелодии состоит в их высоте и длительности. Эти два свойства музыкального звука и дают возможность изложить мелодию посредствам нотной записи.

Нота – это условный графический знак для записи музыкального звука. Нота представляет собой кружок, белый или черный, с различными дополнительными знаками.

Ноты размещается на нотоносце, который представляет собой строку из пяти линий.  

Чтобы прочесть нотную запись, нужно установить точное положение каждой ноты на нотоносце, обращая внимание на ее форму в целом.

Наш слух может различать высоту звуков от самых высоких до самых низких. Высота звука обозначается на нотоносце положением нотного кружка – головки ноты. Форма начертания нотных головок  обозначает  длительность звука.

Тема 3

Развитие протяжности дыхания. Работа над кантиленой и дикцией (32 часа). Протяжность дыхания достигается работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом. Для продолжительного выдоха необходимо научиться делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Для развития навыка продолжительного выдоха можно предлагать ученикам петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.

Задача ставит также своей целью научить детей связному и отчетливому исполнению гласных в сочетании с согласными, иначе говоря, певческой кантилене и дикции. Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука, то есть начального момента звукообразования, связанного с большей или меньшей активностью смыкания голосовых связок.

Тема 4

Мелодия и ее запись нотами. Скрипичный ключ. Названия звуков. Длительность звуков. Таблицы соотношения длительности (10 часов).

Ноты, размещенные на нотоносце, получают свои наименования в том случае, если в начале нотной строки поставлен особый знак, называемый ключом.

Для обозначения относительно высоких звуков употребляется скрипичный ключ.

В музыке встречается много разных звуков, но основных названий для них - только семь.

Семь звуков музыкального алфавита располагаются на нотоносце со скрипичным ключом. На клавиатуре фортепиано эти семь звуков занимают центральное положение. Семь названий звуков неизменно повторяются в одном и том же порядке.

Звуки мелодии различаются между собой и по длительности. Запись музыки нотами очень удобна для чтения, так как и высота и длительность звуков изображается нотными знаками одновременно. Существует «Таблица обозначений длительности звуков» и «Таблица соотношения длительности звуков».

Часть учебного времени отведено на подготовку и проведение массовых мероприятий в рамках детского объединения.

Программа «До-Ми-Соль-Ка» предполагает, что учащиеся представляют результаты своей индивидуальной или групповой работы на конкурсные и неконкурсные мероприятия различного уровня.

Реализация поставленных задач невозможна без участия родителей, которые по мере необходимости привлекаются к совместному решению задач по воспитанию, развитию детей и организации образовательного процесса:

Виды работ

Цели проведения данных видов работ

1

Индивидуальные и коллективные консультации для родителей, в том числе и через группу в социальных сетях.

Совместное решение задач по воспитанию и развитию детей

2

Привлечение родителей к посильному участию в жизни детского коллектива

Формирование сплочённого коллектива. Совместное решение задач по воспитанию, развитию детей и организации образовательного процесса

3

Приглашение родителей на промежуточную и итоговую аттестацию учащихся

Презентация достижений. Совместное решение задач по воспитанию, развитию детей

4

Анкетирование «Удовлетворённость результатами посещения ребёнком занятий объединения»

Изучение потребностей родителей, степени их удовлетворения результатами УВП

1.5.УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Из них:

Формы аттестации

/ контроля

теория

практика

1

Навыки певческого вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных

47

-

47

Участие в концертной деятельности

2

Мелодия и ее запись нотами

13

7

6

Тестовые задания

3

Развитие протяжности дыхания. Работа над кантиленой и дикцией.

32

-

32

Участие в концертной деятельности

4

Мелодия и ее запись нотами

10

3

7

Тестовые задания

Итого

102

10

92

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график

2023-2024 учебный год

Начало учебных занятий

01.09.2023 года

Окончание

24.05.2024 года

Продолжительность учебного года

34 недели

Количество часов в неделю

3

Количество часов в год

102

Каникулы

28.10.23 – 05.11.23

30.12.23 – 10.01.24

23.03.24 – 31.03.24

25.05.24 – 31.08.24

Продолжительность занятия

40 минут

Выходные и праздничные дни

Согласно производственного календаря

Промежуточная диагностика

С 13.05.24 по 17.05.24

2.3. Условия реализации программы

1.Разработанность программы с учётом интереса и возрастных особенностей учащихся.

2.Создание ситуации успеха.

3.Удовлетворение потребности учащихся в самоопределении.

4.Участие учащихся в конкурсах, фестивалях,концертах.

Хорошие результаты приносят следующие методические:

1.Индивидуальная оценка уровня освоенных навыков, развития способностей путём наблюдения за ребёнком, его успехами.

2.Создание на занятиях обстановки, вызывающей у неуверенных детей желание действовать и перспективы развития и роста в художественном творчестве.

3.Использование коллективной работы.

Материально-техническое обеспечение

    Синтезатор – 1  

    Ноутбук – 2.

    Проектор – 1.

    Экран – 1.

   Микшерский пульт – 1

   Микрофоны – 4.

   Фонограммы.

2.4.Формы аттестации

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

В начале учебного  года

Входной контроль

Тестирование, собеседование, анкетирование

Текущий контроль, промежуточный

В течение всего учебного года

Определение степени освоения учащимися учебного материала. Определение готовности к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление учащихся отстающих и опережающих обучение

Выступление на концерте

Итоговая диагностика

В конце учебного года

Определение результатов обучения

Выступление на концерте

Мониторинг качества образования осуществляется ежегодно и разделяется на несколько этапов:

  1. Начальный, входной – проводится в начале учебного года в виде собеседований, лекций, просмотров, прослушиваний, анкетирования, тестирования.
  2. Текущий – проводится в течение учебного года для выявления уровня овладения учащимися знаниями, умениями и навыками. Подготовка и участие в конкурсах, фестивалях, концертах.
  3. Промежуточный  - по окончанию каждого раздела художественный номер
  4. Итоговый  –диагностика проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении, воспитании, развитии и соотнесения полученного результата с целью образовательной программы. Итоговый концерт.

К методам отслеживания и фиксации образовательных результатов относятся:

  • Портофолио объединения;
  • Фото и видео материалы;
  • Грамоты, дипломы, сертификаты

Формы проведения занятий включают:

Беседу, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.

Занятие – постановку, репетицию, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.        

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.

Участники вокального кружка – постоянно действующий коллектив, «артисты» нашей школы, которые принимают участие во всей музыкальной школьной деятельности и создают поистине творческую атмосферу.      

2.5.Оценочные материалы

Тема 1. Организационное занятие.

Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии и текста распевок, попевок и дыхательных упражнений.

Критерии оценки:

Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение исполнить распевку в быстром темпе.

Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить качество пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.

Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок, попевок. Поёт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по партитуре. Правильно выполняет дыхательные упражнения.

Тема 2. Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.

Критерии оценки:

Высокий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.

Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.

Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно с другим певцом (хористом).

Тема 3 Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон.

Критерии оценки:

Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в хоре.

Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.

Низкий уровень: Чистое интонирование только с помощью учителя. Отсутствие унисона.

Тема 4 Основные правила звуковедения. Виды штрихов и дирижёрские жесты.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному, обращая внимание на качество интонирования, использования обучающимся штрихов и понимания певцом дирижёрских жестов.

Критерии оценки:

Высокий уровень: Понимание обучающимся дирижёрских жестов, исполнение мелодии любым предложенным штрихом.

Средний уровень: Обучающийся понимает дирижёрский жест, но допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии.

Низкий уровень: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по словесному объяснению и демонстрационного показа учителем. Дирижёрский жест не понимает.

Тема 5 Правильная дикция и артикуляция.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию.

Критерии оценки:

Высокий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения, но иногда допускает ошибки. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

Низкий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

Тема 6 Формирование чувства ансамбля.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования соблюдение ансамбля в хоре.

Критерии оценки:

Высокий уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.

Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.

Низкий уровень: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не соблюдают основы цепного дыхания.

Тема 7 Формирование сценической культуры. Работа над образом.

Задание: Исполнение (пение) песни русского композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования, умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.

Критерии оценки:

Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций учителя. В завершении песни-поклон.

Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после напоминания учителем.

Низкий уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения. В конце пения не кланяется, а поспешно уходит со сцены.

Документальные формы подведения итогов программы

Результаты  педагогического мониторинга образовательных результатов группы заносятся педагогом в «Лист результатов диагностики группы» (см. в приложении).

По результатам освоения программы лучшие и самые активные учащиеся награждаются грамотами, благодарственными письмами.

Сведения о проведении и результатах промежуточной аттестации и итоги года фиксируются в протоколах и сдаются администрации МБОУ СКОШ №122.

2.6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Кадровое обеспечение

Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической работы с детьми, должен иметь музыкальное педагогическое образование.

Для проведения диагностики психического развития обучающихся к работе по программе привлекается психолог, владеющий методиками работы с детьми младшего школьного возраста и подростков.

Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации образовательного процесса

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей обучающихся. На занятиях по программе применяются следующие словесные, наглядные, проблемные методы и приемы обучения и воспитания:

Информационно – коммуникационные технологии  (ИКТ)

Личностно - ориентированный подход

Здоровьесберегающие технологии

Игровые технологии

Импровизация

Портфолио

Использование этих технологий является обязательным условием  интеллектуального, творческого и нравственного  развития учащихся. В работе используется дифференцированный и индивидуальный подход, активно применяю различные формы и методы организации работы учащихся. На занятиях ОДО  используется система методов, направленных на усвоение способов музыкальной деятельности.  

1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля и самоконтроля.

Дидактическое и методическое обеспечение программы

Методические материалы для педагога:

1) Комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и

снижающих утомление обучающихся во время занятия.

Организационно-методические материалы:

  1. Перспективный план работы педагога на текущий год;
  2. Календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;
  3. Отчѐт о деятельности педагога за прошедший учебный год.
  4. Положения, приказы, информационные письма о проведении мероприятий различного уровня по профилю объединения.
  5. Инструкции по охране труда и технике безопасности.

Диагностический инструментарий:

  1. Диагностический комплекс для мониторинга процесса и результатов освоения программы:
  1. Анкета-тест «Мои успехи» для промежуточной диагностики.
  2. Рефлексивный лист для итоговой диагностики «Чему я научился за год».
  1. Диагностический комплекс для мониторинга результатов проектной деятельности:
  1. Рефлексивный лист участника проекта;
  2. Зрительские карты для обсуждения, самооценки или взаимооценки просмотренных и прослушенных  выступлений с критериями.
  1. Анкета для родителей «Удовлетворѐнность результатами посещения ребѐнком занятий объединения»

2.7 Список литературы

Литература для педагога:

Список литературы

1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983.

3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс, 2007.

4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб:

Лань, 1997.

5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993.

6. Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 1968.

7. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца – М.: Музгиз.1964.

8. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2006.

9. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М.: Музгиз.1962.

10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996.

11. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.

12. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.

13. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.

14. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.

15. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца – Л.: Музыка 1977.

16. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003.

17. Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965.

18. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967.

19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,

отрочество - М.: Академия, 2004.

20. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в

общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: Музыка, 1972.

21. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития, 2002.

22. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для

детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Классика-XXI, 2005.

23. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер, 2007.

24. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых

студий и коллективов. М, 1988.

25. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб:

Лань, 1997.

26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002.

27. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост.

Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1988.

28. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 1970.

29. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000.

30. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.

Список литературы для учащихся и родителей

1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство - М.: Музыка, 1974.

2. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.

3. Клѐнов А. Там, где музыка живѐт. – М., 1986.

4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. - Л.,1986.

5. Макуорт Л. Самоучитель по пению. - М., 2009.

6. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Искусство, 1967.

7. Никитина А., Я вхожу в мир искусств, №5, 6 – М.: Театр – студия «Дали», 1997.

8. Светличная Л., Сказка о музыке – М.: Творческий центр, 2003.

9. Цой В. Музыка волн, музыка ветра. – М., ЭКСМО, 2006.

10. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.

Информационные интернет–ресурсы

1. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru

2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru

3. Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru

4. Портал Петербургское образование. www.petersbugedu.ru

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. www.fcior.edu.ru

6. Завуч. инфо http://www.zavuch.ru

7. Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet

8. В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio

9. Международный образовательный портал. http://www.maam.ru

10. Страница на сайте ДЮТЦ «Васильевский остров» http://www.dutcvo.edusit.ru

11. Группа «Музыкальная студия Апрель» https://vk.com/club105898530

12. Музыкальный форум. http://www.mp3sort.com

13. Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

14. Виталий Алексеев. Песни и музыка. http://alekseev.numi.ru/

15. Вокальная студия Талисман. http://talismanst.narod.ru/

16. Студия Родники. http://www.rodniki-studio.ru/

17. Песни о школе. http://www.lastbell.ru/pesni.html

18. http://x-minus.me/

3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Воспитательный потенциал программы «До-Ми-Соль-Ка»» реализуется через:

        приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;

        историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся

        развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

        формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

        усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

        формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

 

        приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;

        достижение личностных результатов освоения общеобразовательной программы  (осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.)

Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно- исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.

Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:

1.        Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.

2.        Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.

3.        Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.

4.        Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

5.        Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.

 

6.        Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.

7.        Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.

8.        Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

Воспитательный потенциал предмета может быть реализован через участие обучающихся в мероприятиях, предусмотренных Федеральным календарным планом воспитательной работы:

Сентябрь:

        1 сентября: День знаний;

        3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом;

        8 сентября: Международный день распространения грамотности. Октябрь:

        1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;

        4 октября: День защиты животных;

        5 октября: День учителя;

        25 октября: Международный день школьных библиотек;

        Третье воскресенье октября: День отца. Ноябрь:

        4 ноября: День народного единства;

        8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;

        Последнее воскресенье ноября: День Матери;

        30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.

 

Декабрь:

        3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;

        5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;

        9 декабря: День Героев Отечества;

        12 декабря: День Конституции Российской Федерации. Январь:

        25 января: День российского студенчества;

        27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста.

Февраль:

        2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве;

        8 февраля: День российской науки;

        15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;

        21 февраля: Международный день родного языка;

        23 февраля: День защитника Отечества. Март:

        8 марта: Международный женский день;

        18 марта: День воссоединения Крыма с Россией

        27 марта: Всемирный день театра. Апрель:

        12 апреля: День космонавтики;

        19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны Май:

        1 мая: Праздник Весны и Труда;

 

        9 мая: День Победы;

        19 мая: День детских общественных организаций России;

        24 мая: День славянской письменности и культуры. Июнь:

        1 июня: День защиты детей;

        6 июня: День русского языка;

        12 июня: День России;

        22 июня: День памяти и скорби;

        27 июня: День молодежи. Июль:

        8 июля: День семьи, любви и верности. Август:

        Вторая суббота августа: День физкультурника;

        22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;

        27 августа: День российского кино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Чудеса из бумажного листа»

Программа кружка " Чудеса из бумажного листа " вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможнос...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начально – техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начально - техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует техническую направлен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Удивительный танграм» (геометрическое конструирование или «В мире головоломок») 3-4 класс

Актуальность программы: Танграмы можно использовать для начального обучения геометрии, для развития воображения, и даже в логопедии.Цель программы: собирание всевозможных фигурок из данных элементов п...

«Азы компьютерной грамотности» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

laquo;Азы компьютерной грамотности» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности. Возраст 7-11 лет. Актуальность программы определяется...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Роботрек" (для детей 5-7 лет)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Роботрек» имеет техническую направленность и способствует развитию склонности у детей к техническому конструированию, зарожден...