КТП "Секреты финансовой грамоты".
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Салтыкова Людмила Александровна

Пояснительная записка и КТП к курсу ВНД "Секреты финансовой грамоты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn.zap_._finans._gr._3_kl.doc167 КБ
Файл ktp_finans._gr._3kl.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа курса «Секреты финансовой грамоты» реализует социальное направление внеурочной деятельности в начальной школе. Курс предназначен для детей 8—11 лет, которым интересно открывать способы бережливого отношения к деньгам и их накопления на определенные цели, распознавать финансовую информацию, выяснять, для чего и как создается семейный бюджет, а также учиться грамотно решать повседневные финансовые задачи.

      Программа курса внеурочной деятельности «Секреты финансовой грамоты» обеспечивает единство цели и содержания, видов деятельности младших школьников, форм и методов обучения, контроля, самооценки и оценки достижения образовательных результатов в освоении азов финансовой грамотности.

Цель  реализации рабочей программы состоит в обеспечении достижения личностных и метапредметных образовательных результатов младших школьников  — развития их личностных качеств и установок, связанных с отношением к личным и семейным финансам, умений и навыков распоряжения своими деньгами,

грамотного финансового поведения.

Задачи курса:

  1. формирование элементарных представлений о системе базовых понятий финансовой грамоты (труд, обмен, деньги, товар, услуга, покупка, продажа, цена, доходы, расходы, семейный бюджет, личный бюджет, накопление, сбережение, экономия, банк, банковская карта, вклад, кредит) во взаимосвязи с принятыми этическими нормами и правилами, определяющими финансовые отношения людей;
  2. формирование мотивационных установок и желания повышать уровень своей финансовой грамотности на основе самооценки и коррекции повседневных финансовых решений;
  3. развитие критического мышления, способности «видеть» и решать финансовые задачи в своей повседневной жизни, моделируя их существенные признаки и характеристики;
  4.  развитие умения обосновывать личные финансовые решения, исходя из потребности, доступной информации о нужном товаре (услуге), имеющихся в наличии средств и конкретных жизненных обстоятельств;
  5. развитие умений конкретизировать общий способ решения задач применительно к финансовым задачам, осуществлять моделирование, схематизацию, выделять средства успешного решения задач;
  6. обеспечение способности применять финансовые знания, понимание и навыки решения финансовых задач в ситуациях, отличных от учебных;
  7. развитие творческих способностей детей, способов самовыражения и самореализации, учебно-познавательной деятельности в целом.

Основные ценностно-смысловые ориентиры, которые младшие школьники открывают на занятиях курса «Секреты финансовой грамоты» и с помощью которых учатся управлять своим финансовым поведением, связаны с постепенным осознанием, что:

— благосостояние появляется благодаря труду, полезной деятельности людей, умению бережливо относиться к деньгам;

— чем больше востребованы результаты труда, тем выше вознаграждение;

— все, что создается трудом человека, требует определенных усилий, способностей и мастерства, которым надо учиться и развивать в себе в течение всей жизни;

— финансовое решение в повседневной жизни — это выбор, который часто зависит не от количества имеющихся денег, а от представлений человека о том, возможно ли достижение личных финансовых целей «любой ценой», что  — хорошо, а что  — плохо, что  — допустимо, а что  — нет;

— в финансовых отношениях с другими людьми главное — честность и справедливость, взаимное доверие и уважение, умение учитывать интересы и потребности других, проявлять милосердие и оказывать бескорыстную помощь тем, кто нуждается.

3 класс

Базовый уровень

Личностные результаты (личная мотивация и установки):

1. Проявляет познавательный интерес к содержанию финансовой грамоты и ответственное отношение к личным результатам ее освоения:

1.1.  Выполняет дополнительные задания пособия грамоте, проявляет инициативу в поиске новой информации по теме вне занятия.

1.2.  Демонстрирует готовность к оценке примеров из личного повседневного опыта обращения с деньгами.

2. Понимает, что при совершении обмена, покупки, продажи надо соблюдать установленные нормы и правила поведения (быть честным и справедливым, учитывать интересы других):

2.1.  Объясняет основные нормы и правила поведения людей, которые надо соблюдать при совершении обмена, покупки, продажи.

2.2.  Оценивает поведение сверстников и собственное поведение в игровых ситуациях обмена, покупки, продажи, в аналогичных повседневных ситуациях из личного опыта.

3. Проявляет готовность отказаться от покупки товаров (услуг), которые могут нанести вред здоровью:

3.1.  Объясняет, почему отдельные товары (услуги) могут нанести вред здоровью человека.

3.2.  Приводит аргументы отказа от покупки товаров (услуг), которые могут нанести вред здоровью человека, в детских кейсах, игровых ситуациях или и на примерах из личного повседневного опыта.

Метапредметные результаты:

1. Знает правила грамотного обмена, покупки, продажи:

1.1.  Обосновывает цели обмена, покупки, продажи в типичных (или смоделированных) жизненных ситуациях, в аналогичных повседневных ситуациях из личного опыта.

1.2.  Объясняет, какие характеристики товаров (услуг) влияют на решение купить их (цена, состав, полезные свойства).

1.3.  Обосновывает выбор товаров (услуг) в игровых ситуациях, используя доступные для «покупателя» источники информации.

2. Выполняет операции с деньгами:

2.1.  Выполняет простые арифметические действия с монетами и купюрами разного номинала (сложение, вычитание, умножение, деление, нахождение доли от числа).

2.2.  Выполняет подсчет доходов и расходов игровой семьи по основным видам и направлениям.

2.3.  Составляет простые сметы расходов в игровых ситуациях.

3. Решает финансовые задачи:

3.1.  Определяет условия и требования финансовой задачи по совершению покупки, по оценке покупки.

3.2.  Устанавливает отношения и связи между действиями и условиями совершения покупки, оценки покупки.

3.3.  Фиксирует (в знаковой форме) модели и алгоритмы действий по совершению покупки, оценке покупки.

3.4.  Обосновывает возможные варианты совершения покупки, оценки покупки.

4. Выполняет элементы проектной и исследовательской деятельности в групповой работе:

4.1.  Принимает и сохраняет общую цель работы группы.

4.2.  Осуществляет самоконтроль действий в соответствии со своими обязанностями и общей целью работы группы.

4.3.  Конструктивно взаимодействует с другими участниками групповой работы.

Повышенный уровень

Демонстрирует готовность к самооценке финансовых действий из личного опыта обращения с деньгами.

Выполняет начальную рефлексию собственных способов действий по совершению покупки, описывает их в знаковой форме.

ДИАГНОСТИКА  ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Уровень достижения образовательных результатов младшими школьниками выявляется в ходе:

— текущего формирующего оценивания(выполняется на каждом занятии на основе совместно выработанных учителем и детьми критериев и шкал оценивания; при этом самооценка младших школьников должна предшествовать внешней оценке учителя);

— промежуточного оценивания(диагностическая работа проводится один раз в середине каждого учебного года);

— итогового оценивания(диагностическая работа проводится в конце учебного курса ежегодно).

Текущее формирующее оценивание ориентировано на поэтапное выявление динамики продвижения детей в освоении планируемых результатов на занятиях. Личностные действия и установки оцениваются неперсонифицированно, путем включенного наблюдения учителя за действиями детей с использованием Карты

наблюдений учителя за динамикой развития универсальных учебных действий младших школьников.

Диагностические работы для промежуточного оценивания представлены в учебных пособиях «Секреты финансовой грамоты»: занятие «Секрет №15. Умные покупки» (2 класс); занятие «Секрет №15. Секреты разумных расходов» (3 класс); занятия «Секрет №10. Формула успеха!» (4 класс). Решения с ответами представлены в методических рекомендациях к занятиям промежуточного оценивания в каждом классе.

Дети выполняют задания индивидуально, затем осуществляют с помощью учителя самоконтроль и самооценку результатов своей работы. Учитель организует коллективное обсуждение самых трудных (по восприятию детей) заданий, разбор действий, которые привели к ошибке, «перестройку» детьми способов действий, которые привели к ошибке.

Диагностические работы для итогового оценивания, а также система их оценивания и решения с ответами представлены в методических рекомендациях к итоговым занятиям в каждом классе.

Учитель может применять собственную систему оценивания образовательных достижений младших школьников, выработанную в контексте требований внутришкольной системы оценивания качества образования.

СОДЕРЖАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс предполагает освоение содержания финансовой грамоты с последовательным расширением и углублением базовых финансовых понятий и предметных действий с ними, переносом в новые условия, ситуации неопределённости, применением их в повседневной жизни, анализом и оценкой финансовых действий и их последствий.

Содержание курса представлено в последовательности, которая отражает не только взаимосвязи между изучаемыми явлениями, но и возрастные закономерности освоения детьми умений правильно обращаться с деньгами.

Секреты обмена

Когда и почему появился обмен? Чем неудобен обмен товарами? Труд как условие удовлетворения потребностей человека. Разделение труда. Игровое моделирование ситуаций обмена (бартера).

К  чему приводит обман при обмене? Этические правила и нормы, которые регулируют отношения людей при обмене. Почему люди готовы бескорыстно отдавать свое другим, делиться с теми, кто попал в беду, терпит лишения?

Решение финансовых задач на обмен. Поиск детьми примеров финансовых задач на обмен в повседневной жизни.

Секреты денег и операций с ними

Когда и почему появились деньги? Деньги как особый товар, который используется при обмене. Первые товарные деньги. Деньги как мера стоимости товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Деньги как средство накопления.

Деньги в разные исторические периоды. Когда и почему появились металлические монеты и бумажные купюры?

Номинал как официально установленная стоимость монеты или купюры. Сравнение ценности монет и купюр разного номинала. Современные деньги России. Покупательная способность денег. Национальная валюта и валютный курс. Безналичные деньги как деньги на банковском счёте, которые используются для расчётов без участия монет и купюр. Электронные деньги как способы безналичного расчёта и хранения денег. Банковская карта как инструмент доступа к безналичным деньгам. Достоинства и недостатки безналичных расчётов.

Долг как взятые взаймы деньги, которые необходимо вернуть.

От чего зависит финансовое благосостояние современного человека? Почему во всех финансовых отношениях важно соблюдать установленные сроки, правила, договорённости? Чем полезны умения создавать новое, постоянно учиться, договариваться с людьми? Могут ли деньги быть мерилом успеха человека?

Арифметические действия с монетами и купюрами: подсчет суммы монет разного номинала; подсчет суммы купюр разного номинала; подсчет сдачи при совершении покупки; подсчет суммы, достаточной для покупки; самоконтроль и контроль правильности выполнения финансовых подсчетов. Решение финансовых задач на

подсчёт суммы долга и составление графика его возврата. Поиск детьми примеров финансовых задач на подсчет денег в своей повседневной жизни.

Секреты покупателя

Что можно купить за деньги? Что такое товар и услуга? Товар как вещь, которая создана трудом человека и предназначена для продажи. Услуга как деятельность, которая направлена на удовлетворение потребностей людей.

Покупка как процесс обмена денег на товары и услуги.

Продажа как процесс обмена товаров и услуг на деньги. Составляющие цены товара или услуги (затраты на производство, доставку, рекламу и продажу товара, торговые надбавки).

Что такое реклама? Цель рекламы и способы влияния на покупателя. Оценка пользы для покупателя рекламной информации (СМИ, буклеты, листовки, рекламные щиты).

Обдуманные и необдуманные покупки. Как выбрать нужные товары и услуги? Определение цели покупки. Чтение и анализ информации о качестве товара (информация на упаковке и ценниках о составе, производителе товара). Выбор необходимого и полезного (прежде всего, для здоровья) товара или услуги на основании соотношения цены и качества. Обоснование выбора покупки или отказа

от неё. Учёт интересов другого человека при совершении покупки. Отказ от личной покупки в интересах другого человека.

Анализ и оценка финансового поведения ребенка-покупателя в ситуации, когда не хватает денег на покупку. Обоснование необходимости и возможности взять деньги в долг, дать деньги в долг.

Решение финансовых задач на выбор товаров и услуг на основе сравнения их цены и качества; подсчет суммы, необходимой для планируемой покупки; подсчёт расходов на покупки; подсчёт сдачи; сравнение трат на обдуманные и необдуманные покупки. Поиск детьми примеров финансовых задач на совершение покупок в повседневной жизни.

Секреты доходов

Что такое доходы? Доходы как денежные поступления в семью.

Труд как основной источник доходов семьи. Источники дохода: заработная плата, премия, наследство, выигрыш в лотерею, стипендия, пенсия, пособие по уходу за ребёнком, доход от аренды имущества, доход от банковского вклада. Регулярные и нерегулярные доходы.

Решение финансовых задач на подсчёт общей суммы доходов игровой семьи, карманных денег, доли личных расходов (карманных денег) в общем доходе семьи. Поиск детьми примеров финансовых задач на планирование, учет и подсчет доходов в повседневной жизни.

Роль банка в увеличении доходов семьи. Сбережения как способ увеличения доходов семьи. Для чего люди открывают вклады в банке? Какие виды банковских вкладов бывают? Как вкладчику правильно выбрать вид вклада?

Игровое моделирование ситуации открытия вклада в банке (выбор и обоснование вида вклада и условий банка). Решение финансовых задач на подсчет дохода от процентов по банковскому вкладу.

Легко ли зарабатывать деньги? Могут ли доходы удовлетворить все желания и потребности человека? Почему по-настоящему богат тот человек, которому хватает того, что он имеет? Благосостояние человека как результат его постоянного личного труда, знаний, способности учиться, веры в себя. Духовное и материальное благосостояние человека.

Секреты расходов

Что такое расходы? Расходы как деньги, которые тратятся на удовлетворение необходимых потребностей и желаний человека. Направления расходов: обязательные, прочие; ежемесячные, сезонные, ежегодные, переменные. Расходы планируемые и непредвиденные.

Определение целей расходования денег, в том числе личных (карманных денег). Способы контроля расходов. Анализ ситуаций расходования денег. Распознавание обязательных и прочих (в том числе необдуманных) расходов. Объяснение последствий необдуманных расходов.

Решение финансовых задач на подсчёт расходов; сравнение доли обязательных и прочих расходов в общей сумме расходов, обоснование вариантов расходования денег, в том числе личных (карманных денег) в соответствии с игровыми условиями, моделирование и оценка ситуаций разумного расходования денег. Поиск детьми примеров финансовых задач на планирование, учет и подсчет расходов в повседневной жизни.

Роль банка в финансовой поддержке семьи. Банковский кредит как деньги, которые человек берет у банка на время, платит банку за пользование деньгами проценты и возвращает деньги в установленный срок в обязательном порядке. Для чего люди берут кредиты в банке? Какие виды банковских кредитов бывают? Как заемщику правильно выбрать вид кредита?

Игровое моделирование ситуации получения кредита в банке (выбор и обоснование вида кредита и условий банка). Решение финансовых задач на подсчет расходов на уплату процентов по кредиту.

Что такое благотворительность? Бескорыстная и добровольная помощь тем, кто в ней нуждается, как основа благотворительности. Поиск примеров благотворительной помощи в России и в мире.

Секреты экономии, сбережения и накопления

Бережливое отношение к деньгам как проявление уважения к труду людей. Экономное расходование средств и бережливое отношение к деньгам как способы сокращения расходов. Экономное расходование денег на покупки. Экономное расходование воды, электроэнергии, тепла в помещении и сокращение платы за коммунальные услуги.

Накопления как часть денежных доходов, которая откладывается для удовлетворения будущих потребностей. Определение финансовой цели накопления денег. Условия и правила накопления денег.

Решение финансовых задач на подсчёт накоплений, доли откладываемых денег в общей сумме дохода (в том числе карманных денег), суммы доходов, которые удалось сохранить за счет экономного расходования ресурсов (воды, электроэнергии, тепла), выбора оптимальных тарифов оплаты услуг. Поиск детьми примеров финансовых задач на экономию ресурсов в повседневной жизни. Моделирование и оценка ситуаций экономии и накопления денег.

Секреты семейного бюджета

Что такое семейный бюджет? Для чего нужен семейный бюджет? Семейный бюджет как запись учёта доходов и расходов семьи на определённый период времени. Личный бюджет как часть общего бюджета семьи.

Составление семейного бюджета. Соотношение доходов и расходов в семейном бюджете. Как при составлении семейного бюджета согласовывать интересы всех членов семьи, учитывать общие потребности семьи?

Составление личного бюджета. Решение финансовых задач на составление личного бюджета, бюджета детского праздника, бюджета летнего семейного отдыха и других моделируемых жизненных ситуаций, подсчет расходов в семейном бюджете на подготовку ребенка к школе, доли личных расходов (карманных денег) ребенка в общей сумме расходов семьи.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методическое обеспечение курса включает авторскую рабочую программу с методическими рекомендациями для педагога и учебные пособия «Секреты финансовой грамоты» для 2, 3, 4 классов.

Учебные пособия позволяют организовывать различные формы самостоятельной поисковой активности младших школьников в учебно-познавательной, игровой, проектной, исследовательской и других видах деятельности.

Для проведения занятий требуется создать условия, отвечающие особенностям внеурочной деятельности, в том числе предусмотреть возможности для свободного перемещения детей в пространстве, организации их совместной деятельности в группах и индивидуальной работы. На занятиях важна атмосфера доверия и открытости, детской инициативы, свободного самовыражения.

Одним из условий достижения целей курса является возможность для каждого ребенка делать  выбор на основе личных предпочтений: выбирать количество заданий и форму их выполнения (индивидуально, в паре или в группе), группу ребят для разыгрывания сценок, ролевых финансовых игр, подготовки учебного проекта. Чем больше групп сменит ребенок, включаясь в совместное решение различных учебных задач, тем богаче станет опыт его взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.

Методические рекомендации для педагога раскрывают особенности организации системы учебных ситуаций, обеспечивающих достижение младшими школьниками планируемых результатов курса.

Методические рекомендации включают диагностические работы для итогового оценивания образовательных результатов младших школьников для 2, 3 и 4 классов, характеристику системы оценивания, описание решений и ответов. Для организации полноценной внеурочной деятельности важна самостоятельная работа детей с различными доступными источниками информации, создание собственных тематических контентов, их презентация и использование для решения конкретных финансовых задач. Для этого могут использоваться компьютеры с доступом в Интернет, интерактивная доска, современное учебное оборудование, библиотека, медиатека, флип-чарты.

ЛИТЕРАТУРА  И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  РЕСУРСЫ

Раздел 1. Нормативные документы

1.  Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2.  Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по организации содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

3.  Письмо Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».

Раздел 2. Основная учебная литература

4.  Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М., Жаркова Е. Н. Секреты финансовой грамоты. Рабочая программа с методическими рекомендациями. 2—4 классы. Москва: Просвещение. 2020. 210 с.

5.  Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М., Жаркова Е. Н. Секреты финансовой грамоты. 3 класс. Учебное пособие. Москва: Просвещение. 2020. 96 с.

3 класс

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

Раздел 1. Как деньги попадают в кошелёк?

Занятие  № 1

Секрет № 1

Как

Подружиться

с деньгами?

1

— выявляют знакомое, интересное и неизвестное в содержании учебного пособия;

— высказывают предположения, для каких жизненных ситуаций полезно разгадать новые секреты финансовой грамоты;

— уточняют личные цели освоения финансовой грамоты в 3-м классе;

— в малых группах определяют цель занятия (на основе названия «Секрета») и критерий оценивания ее достижения;

— выполняют поиск и обобщение информации о правилах управления личными финансами;  приводят примеры, в чем проявляется следование этим правилам и отступление от них, в том числе из личного опыта;

— решают финансовые задачи;

— подбирают аргументы «за» или «против»выводов «Согласны ли вы с тем, что…»;

находят и исправляют выводы-ловушки;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *приводят примеры грамотных финансовых действий к пословице

Занятие  № 2

Секрет № 2

Встаньте,

деньги,

встаньте

в круг!

1

— коллективно или в малых группах определяют учебную цель и критерий оценивания ее достижения;

— высказывают предположения, откуда деньги поступают в семейный бюджет;

— исследуют и открывают различные источники доходов людей: готовят и проводят «опрос» среди сверстников;

— играют в «Доходы семьи» для выявления особенностей различных источников доходов условной семьи (величина дохода, регулярность поступления);

— решают финансовые задачи на распознавание доходов и подсчёт их общей суммы;

— выражают и аргументируют свое отношение к выводам «Согласны ли вы с тем, что…»; находят и исправляют выводы-ловушки;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *придумывают по образцу загадки про доходы

Занятие  № 3

Секрет № 3

Сколько

стоит труд?

1

— коллективно или в малых группах определяют учебную цель и критерий оценивания ее достижения;

— строят версии ответов на главный вопрос секрета;

— исследуют основные виды доходов условной семьи (регулярные/нерегулярные); приводят примеры регулярных / нерегулярных доходов; обобщают свои представления о том, от чего зависит оплата труда людей, что влияет на ее повышение; фиксируют свои выводы о труде как

основном источнике доходов;

— решают финансовые задачи на распознавание регулярных и нерегулярных доходов, подсчёт общей суммы доходов, суммы доходов по группам;

— подбирают аргументы «за» или «против» выводов «Согласны ли вы с тем, что…»;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *пробуют составить список своих личных доходов за прошлый месяц и подсчитать их общую сумму

Занятие  № 4

Секрет № 4

Бывает ли

богатство

без труда?

1

— коллективно или в малых группах определяют учебную цель и критерий оценивания ее достижения; строят версии ответов на главный вопрос секрета, выделяя этическое содержание вопроса;

— выполняют поиск и обобщение информации о труде как основном источнике благосостояния людей; приводят примеры из сказок, в чем проявляется благосостояние человека; выясняют, что к благосостоянию людей приводит труд и бережливое отношение к деньгам;

— делают выводы, что за каждым источником доходов в любой семье всегда стоит чей-то труд (заработная плата, премия, пенсия, стипендия, пособие по уходу за ребёнком) или усилия предшественников (наследство), иногда  — удача (выигрыш в лотерею);

— решают финансовые задачи;

— подбирают аргументы «за» или «против» выводов «Согласны ли вы с тем, что…»;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *рисуют известных сказочных героев, которые мечтали разбогатеть без труда

Занятия  № 5—6

Секрет № 5

Приглашаем

деньги

в гости!

2

— коллективно или в малых группах определяют учебную цель и критерий оценивания ее достижения; высказывают предположения о том, как грамотно распорядиться неожиданными (незапланированными) доходами;

— выясняют, какие доходы планируют получить на лесной ярмарке известные герои сказок;

— решают финансовые задачи на распознавание регулярных и нерегулярных доходов, подсчёт общего дохода условной семьи, подсчет среднего дохода на одного человека в условной семье, в том числе на основе данных круговой и простой столбчатой диаграмм;

— исследуют и устанавливают зависимость величины общего и среднего дохода игровой семьи от количества и величины основных источников дохода, количества членов семьи;

— решают финансовый кейс «Чей доход выше?»;

— подбирают аргументы «за» или «против» выводов «Согласны ли вы с тем, что…»;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию

Занятия  № 7—8

Секрет № 6

Хочу купить!

Могу купить?

2

— коллективно или в малых группах определяют учебную цель и критерий оценивания ее достижения; высказывают предположения, почему желание и возможность купить не всегда совпадают», выделяя этическое содержание вопроса;

— решают финансовые задачи на подсчёт общей суммы доходов условной семьи, суммы карманных денег ребёнка, соотносят с необходимыми расходами для совершения желаемых покупок;

— решают финансовые задачи, связанные с обоснованием возможности или невозможности совершить покупку в заданных обстоятельствах; делают вывод об ограниченности доходов;

— подбирают аргументы «за» или «против» выводов «Согласны ли вы с тем, что…»;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *придумывают интервью, которое возьмут у денег

Занятие  № 9

Секрет № 7

Чем богат

человек?

1

— коллективно или в малых группах определяют учебную цель и критерий оценивания ее достижения; строят версии ответов на главный вопрос «Секрета», выделяя в его содержании и нематериальную составляющую;

— оценивают финансовые решения и действия героев-помощников в заданных ситуациях, выявляют причинно-следственные связи в развитии ситуаций; соотносят их поступки со своим поведением в подобных жизненных ситуациях;

— выполняют поиск и обобщение информации о материальном и нематериальном богатстве; делают выводы, что благосостояние, успех человека достигается его трудом, знаниями, открытиями, способностью постоянно учиться, верой в себя; люди богаты не только материальными благами (деньги, предметы), но и своими душевными качествами, талантами и способностями; определяют главное в характере успешного предпринимателя (нацеленность на то, чтобы дело приносило пользу людям);

— подбирают аргументы «за» или «против»выводов «Согласны ли вы с тем, что…»;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *записывают или рисуют свой маленький секрет про себя и своих друзей о том, чем богат каждый

Раздел 2. Куда деньги исчезают из кошелька?

Занятие  № 10        

Секрет № 8

Эти

неуловимые

деньги …

1

— коллективно или в малых группах определяют учебную цель и критерий оценивания ее достижения; высказывают предположения, почему тратами надо уметь управлять;

— готовят и показывают детское ток-шоу «На что мы тратим деньги?»; выявляют основные направления расходования карманных денег;

— выполняют поиск и обобщение информации, что такое расходы, и какие бывают направления расходов;

–выполняют задания, в том числе, работу с данными круговой диаграммы;

— называют особенности представления информации о расходах в форме диаграммы;

— подбирают аргументы «за» или «против»выводов «Согласны ли вы с тем, что…»;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *пробуют составить список своих расходов за прошлую неделю

Занятия  № 11—

12

Секрет № 9

Как

мы тратим

деньги?

2

— коллективно или в малых группах определяют учебную цель и критерий оценивания ее достижения; строят версии ответов на главный вопрос «Секрета»;

— оценивают действия вымышленных персонажей при совершении покупок; объясняют, в каких случаях нужны накопления;

— решают финансовые задачи на подсчёт суммы, необходимой для совершения покупок; суммы накоплений в детских копилках; делают вывод о возможностях выбора разных товаров в соответствии с имеющейся в наличии суммой;

— описывают в знаковой форме действия по выбору товара или услуги с учётом имеющейся в наличии суммы;

— подбирают аргументы «за» или «против»выводов «Согласны ли вы с тем, что…»;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *составляют финансовую задачу, которая поможет научиться грамотно копить деньги

Занятия  № 13—

14

Секрет № 10

Что сильнее

рекламы?

2

— коллективно или в малых группах определяют учебную цель и критерий оценивания ее достижения; строят версии ответов на главный вопрос «Секрета»;

— находят в рекламе (СМИ, буклеты, листовки, рекламные щиты) информацию, которая характеризует товар (цена, состав, область применения, дата изготовления, срок годности) и помогает покупателю принять решение о покупке;

— вместе  с Педагогом вырабатывают критерии оценки рекламы; оценивают по выработанным критериям рекламные тексты; делают выводы о том, что выбор покупки зависит от цели покупателя, цены и характеристик качества товара; фиксируют «ловушки» рекламы для неопытного

покупателя;

— подбирают аргументы «за» или «против» выводов «Согласны ли вы с тем, что…»;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *собирают коллекцию реклам с «ловушками» для неопытных покупателе

Занятия  № 15—

16

Секрет № 11

Как купить то,

что нужно?

2

— коллективно или в малых группах определяют учебную цель и критерий оценивания ее достижения; строят версии ответов на главный вопрос «Секрета»;

— сравнивают и оценивают различные стратегии  поведения покупателей(рисунок), объясняют возможные причины и последствия; анализируют личный опыт совершения покупки, работают с алгоритмом действий по совершению нужной покупки;

— решают финансовые задачи на подсчеты общей суммы расходов на покупки, обосновывают решения купить те или иные товары в заданных ситуациях; обосновывают возможные варианты сокращения расходов за счет отказа от ненужных

покупок; делают выбор товаров и услуг в пределах имеющейся суммы;

— обобщают и фиксируют изменения в своих представлениях о том, как купить то, что действительно нужно;

— подбирают аргументы «за» или «против»выводов «Согласны ли вы с тем, что…»;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *узнают у взрослых секреты «умных» покупок

Занятие  № 17

Секрет № 12

Что купить

Золушке

для школы?

1

— коллективно или в малых группах определяют учебную цель и критерий оценивания ее достижения; строят версии ответов на главный вопрос «Секрета»;

— пробуют составить и обосновать список нужных товаров и услуг для школьника; выполняют подсчет общей суммы расходов на покупку этих товаров и услуг;

— решают финансовые задачи на подсчёт общих сумм расходов на покупки, включая расходы на карманные деньги; соотносят требуемую сумму с общими доходами в условном семейном бюджете; выбирают товары с учетом их цены в пределах заданных финансовых ограничений;

— подбирают аргументы «за» или «против» выводов «Согласны ли вы с тем, что…»;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *составляют таблицу школьных расходов

Занятия  № 18—

19

Секрет № 13

Сколько стоит

праздник?

2

— коллективно или в малых группах определяют учебную цель и критерий оценивания ее достижения; строят версии ответов на главный вопрос «Секрета»;

— пробуют  составить  смету детского праздника с учетом его программы, количества гостей, запланированных покупок; делают выводы о том, что влияет на общую сумму расходов на проведение праздника;

— решают финансовые задачи на подсчёт общей суммы расходов на праздник в зависимости от выбранных условий, обосновывают различные способы сокращения расходов вымышленных персонажей без ущерба для праздника;

— делают выводы о способах принятия решения о допустимой величине расходов на праздник, о том, что радостное настроение на празднике зависит, прежде всего, от дружеской атмосферы, желания

сделать приятное друг другу, а не от количества потраченных на него денег;

— подбирают аргументы «за» или «против» выводов «Согласны ли вы с тем, что…»;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *составляют таблицу  расходов на праздник

Занятие  № 20

Секрет № 14

Когда

расходы

делают нас

богаче?

1

— коллективно или в малых группах определяют учебную цель (на основе названия «Секрета») и критерий оценивания ее достижения; строят версии ответов на главный вопрос «Секрета»;

— выполняют поиск и обобщение информации о благотворительности в нашей жизни; делают выводы, что благосостояние каждого человека зависит от того, насколько люди готовы обмениваться добрыми делами, быть отзывчивыми, поддерживать тех, кто испытывает нужду;

— подбирают аргументы «за» или «против»выводов «Согласны ли вы с тем, что…»;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *записывают или рисуют добрые дела, которые делают человека богаче

Занятие  № 21

Секрет № 15

Секреты

разумных

расходов

1

Занятие промежуточного оценивания:

выполняют диагностическую работу для промежуточного оценивания знаний и умений по финансовой грамоте:

— решают финансовые задачи;

— выполняют диагностические задания;

— вместе с учителем обсуждают результаты выполнения работы: какие задачи и задания показались самыми интересными, самыми трудными, самыми легкими; что удалось улучшить в своих финансовых знаниях и умениях, какие секреты финансовой грамоты помогают в повседневных ситуациях?

Раздел 3. От чего надо спасать деньги?

Занятие  № 22

Секрет № 16

Чего боятся

деньги?

1

— в малых группах определяют учебную цель (на основе названия «Секрета») и критерий оценивания ее достижения; строят версии ответов на главный вопрос «Секрета»;

— предлагают способы экономии денег в условной семье в заданных обстоятельствах;

— выполняют поиск и обобщение информации о способах экономии, делают выводы о том, что деньги надо беречь от непродуманных трат, излишней траты электричества, воды, тепла в помещении;

— фиксируют самое главное об экономии как одном из эффективных способов сокращения расходов;

— выполняют задания на подсчеты, в том числе, сравнение данных нескольких круговых диаграмм;

— дополняют список выводов «Согласны ли вы с тем, что…» своими выводами, в том числе с «ловушками»;

— вместе с учителем или в малых группах выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *приводят примеры  неграмотных финансовых действий к поговорке

Занятие  № 10—

11

Секрет № 8

Когда надо

отказаться

от необяза-тельных

расходов?

2

в малых группах или индивидуально определяют учебную цель и критерии оценивания ее достижения; строят версии ответов на главный вопрос «Секрета»,выделяя этическое содержание вопроса;

— определяют, что относится к необязательным (прочим) расходам;

— решают финансовые задачи на выполнение подсчётов общей суммы необязательных расходов, их доли в общем бюджете, обсуждают их причины;

— выполняют поиск и обобщение информации о способах контроля за расходами и сокращения необязательных расходов;

— выполняют задания, в том числе, на основе данных простой столбчатой диаграммы;

— дополняют список выводов «Согласны ли вы с тем, что…» своими выводами, в том числе с «ловушками»;

— в малых группах или индивидуально выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *называют финансовые ошибки человека к устойчивому выражению

Занятие  № 12

Секрет № 9

Как управлять

своими

желаниями?

1

— в малых группах или индивидуально определяют учебную цель и критерии оценивания ее достижения;

— строят версии ответов на главный вопрос «Секрета», выделяя этическое содержание вопроса;

— объясняют примеры разумного и неразумного распоряжения личными деньгами; соотносят поступки вымышленных персонажей со своим поведением в подобных жизненных ситуациях; оценивают, в каких поступках вымышленных персонажей проявляется умение управлять своими желаниями;

— выполняют поиск и обобщение информации; делают выводы, что для сохранения и увеличения семейного бюджета надо отличать  потребности  (необходимое) от своих желаний;

— дополняют список выводов «Согласны ли вы с тем, что…» своими выводами, в том числе с «ловушками»;

— в малых группах или индивидуально выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *приводят примеры из личного опыта успешного управления своими желаниями

Занятие  № 13

Секрет № 10

Формула

успеха!

1

Занятие промежуточного оценивания:

выполняют диагностическую работу для промежуточного оценивания знаний и умений по финансовой грамоте:

— решают финансовые задачи;

— выполняют диагностические задания;

— вместе с учителем обсуждают результаты выполнения работы: какие задачи и задания показались самыми интересными, самыми трудными, самыми легкими; что удалось улучшить в своих финансовых знаниях и умениях, какие секреты финансовой грамоты помогают в повседневных ситуациях?

Раздел 2. Как работают деньги?

Занятие  № 14

Секрет № 11

Для чего

нужны банки?

1

— в малых группах или индивидуально определяют учебную цель и критерии оценивания ее достижения;

— строят версии ответов на главный вопрос «Секрета»;

— в игровом конкурсе составляют вопросы, которые помогут открыть новые знания о банках;

— выполняют поиск и обобщение информации: определяют, для чего нужны банки, чем отличается от всех банков Центральный банк России, с какой целью открывают вклад,  с какой целью берут кредит; чем вклад отличается от кредита;

— приводят факты, мнения, примеры, подтверждающие или опровергающие выводы «Согласны ли вы с тем, что…»;

— в малых группах или индивидуально выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *сочиняют фантастическую историю по заданному началу

Занятие  № 15

Секрет № 12

Меняем

банку

с деньгами

на банк!

1

— в малых группах или индивидуально определяют учебную цель и критерии оценивания ее достижения;

— высказывают предположения о том, как банки помогают людям обращаться с деньгами;

— выполняют поиск и обобщение информации: определяют, какие услуги предоставляют банки; чем различаются  финансовые цели вкладчика, заемщика и инвестора; обобщают и фиксируют в знаковой форме новые знания о банках и их услугах;

— выполняют задания на установление связей между понятиями:  вклад, доход, кредит; проверку понимания алгоритма действий по выбору банка;

— дополняют список выводов «Согласны ли вы с тем, что…» своими выводами, в том числе с «ловушками»;

— в малых группах или индивидуально выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию

Занятия  № 16—

17

Секрет № 13

Как растут

деньги

в банке?

2

— в малых группах или индивидуально определяют учебную цель и критерии оценивания ее достижения;

— строят версии ответов на главный вопрос «Секрета»;

— выполняют поиск и обобщение информации для выяснения, что такое банковский вклад, для чего он нужен; устанавливают соответствия между целями открытия вклада и видами вкладов;

— решают финансовые задачи на подсчет процентов по банковским вкладам с разными условиями сбережения денег; выясняют, для каких жизненных ситуаций какой вид вклада выгоднее;

— в игровой ситуации выбирают и обосновывают открытие наиболее выгодного вида вклада; выполняют разбор результатов игры, в том числе самооценку действий игровой команды;

— выполняют задания, в том числе, на основе данных простой столбчатой диаграммы;

— обобщают свои выводы и фиксируют в знаковой форме новые знания о банковском вкладе;

— дополняют список выводов «Согласны ли вы с тем, что…» своими выводами, в том числе с «ловушками»;

— в малых группах или индивидуально выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— * рисуют карту знаний «Банковские вклады»

Занятия  № 18—

19

Секрет № 14

Сколько стоят

деньги?

2

— в малых группах или индивидуально определяют учебную цель и критерии оценивания ее достижения;

— строят версии ответов на главный вопрос «Секрета»;

— выполняют поиск и обобщение информации для выяснения, что такое банковский кредит, для чего он нужен;

— решают финансовые задачи на подсчет процентов по банковским кредитам с разными условиями, выясняют, для каких жизненных ситуаций какой вид кредита выгоднее;

— в игровой ситуации выбирают и обосновывают получение выгодного кредита; выполняют разбор результатов игры, в том числе самооценку действий игровой команды;

— обобщают свои выводы и фиксируют в знаковой форме новые знания о банковском кредите;

— дополняют список выводов «Согласны ли вы с тем, что…» своими выводами, в том числе с «ловушками»;

— в малых группах или индивидуально выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *рисуют карту знаний «Банковские кредиты»

Занятие  № 20

Секрет № 15

Люди

и деньги  —

кто кому

служит?

1

— в малых группах или индивидуально определяют учебную цель и критерии оценивания ее достижения;

— строят версии ответов на главный вопрос «Секрета»;

— разбирают примеры обдуманного и необдуманного обращения за банковским кредитом;

— характеризуют  особые жизненные ситуации, в которых банковский кредит помогает людям при соблюдении условий его возврата;

— выполняют поиск и обобщение информации; делают выводы, что банковский кредит может помочь людям, а может создать ещё большие проблемы;

— дополняют список выводов «Согласны ли вы с тем, что…» своими выводами, в том числе с «ловушками»;

— в малых группах или индивидуально выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *рисуют волшебную карту с маршрутом, который ведёт к умению управлять деньгами

Занятия  № 21—

22

Секрет № 16

Идём в банк!

2

— в малых группах или индивидуально определяют учебную цель и критерии оценивания ее достижения;

— высказывают предположения о том, как грамотный клиент взаимодействует с банком;

— выполняют поиск и обобщение информации: определяют, что такое электронная очередь в банке, как выбрать и получить банковскую услугу;

— объясняют  назначение  банкомата и платежного терминала; описывают алгоритмы действия с ними;

— оценивают финансовые  действия вымышленных персонажей, выявляют их ошибки в использовании банкомата и платежного терминала, корректируют их действия;

— приводят факты, мнения, примеры, подтверждающие или опровергающие выводы «Согласны ли вы с тем, что…»;

— в малых группах или индивидуально выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *вместе со взрослыми наблюдают, как работают платежный терминал и банкомат

Занятие  № 23

Секрет № 17

Когда деньги

творят благо?

1

— в малых группах или индивидуально определяют учебную цель и критерии оценивания ее достижения;

— строят версии ответов на главный вопрос «Секрета», выделяя этическое содержание вопроса;

— выполняют поиск и обобщение информации: приводят примеры  благотворительных акций, вкладов, которые организуют банки для людей, попавших в беду и возможности каждого человека оказать посильную помощь нуждающимся;

— делают выводы, что иногда финансовую помощь человеку можно оказать только совместными усилиями многих людей;

— выполняют задания, в том числе на основе данных простой столбчатой диаграммы;

— дополняют список выводов «Согласны ли вы с тем, что…» своими выводами, в том числе с «ловушками»;

— в малых группах или индивидуально выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию;

— *описывают качества людей, работающих в благотворительных фондах

Занятие  № 24

Секрет № 18

Идем по следу

денег-

невидимок!

1

— в малых группах или индивидуально определяют учебную цель и критерии оценивания ее достижения;

— высказывают предположения, что такое безналичные расчеты, и в чем их особенности;

— выполняют поиск и обобщение информации: описывают ситуации совершения покупок без использования монет и купюр; делают вывод, что такое безналичные деньги (расчёты);

— оценивают достоинства  и недостатки использования безналичных денег (расчётов);

— обобщают и фиксируют в знаковой форме новые знания о безналичных деньгах (расчётах);

— дополняют список выводов «Согласны ли вы с тем, что…» своими выводами, в том числе с «ловушками»;

— в малых группах или индивидуально выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию

Занятие  № 25

Секрет № 19

Где прячутся

деньги-неви-димки?

1

— в малых группах или индивидуально определяют учебную цель и критерии оценивания ее достижения;

— строят версии ответов на главный вопрос «Секрета»;

— выполняют поиск и обобщение информации: выясняют, как «работает» банковская карта, как движутся деньги с банковского счёта на другие счета при совершении покупок; для чего используется дебетовая карта; для чего предлагают

кредитную карту, чем условия использования кредитной карты отличаются от условий выдачи кредита;

— оценивают достоинства  и недостатки использования банковских карт;

— обобщают и фиксируют в знаковой форме новые знания о банковских картах;

— приводят факты, мнения, примеры, подтверждающие или опровергающие выводы «Согласны ли вы с тем, что…»;

— в малых группах или индивидуально выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию

Занятия  № 26—

27

Секрет № 20

Какие деньги

живут

в интернете?

2

— в малых группах или индивидуально определяют учебную цель и критерии оценивания ее достижения;

— строят версии ответов на главный вопрос «Секрета»;

— выясняют, что такое электронные деньги, какими они бывают; выстраивают алгоритм действий для покупки в интернет-магазине в игровой ситуации;

— обобщают свои выводы и фиксируют в знаковой форме новые знания об электронных деньгах, различных способах оплаты;

— приводят факты, мнения, примеры, подтверждающие или опровергающие выводы «Согласны ли вы с тем, что…»;

— в малых группах или индивидуально выполняют самооценку достижения цели по установленному критерию

Занятие  № 28

Секрет № 21

День

открытых

дверей в мир

Финансовой

грамоты

1

Занятие итогового оценивания:

— выполняют диагностическую работу для итогового оценивания знаний и умений по финансовой грамоте:

— решают финансовые задачи;

— выполняют диагностические задания;

— вместе с учителем обсуждают результаты выполнения работы: какие задачи и задания показались самыми интересными, самыми трудными, самыми легкими; что удалось улучшить в своих финансовых знаниях и умениях, какие секреты финансовой грамоты помогают в повседневных ситуациях, какие новые личные цели развития финансовой грамотности появились?

— представляют на выставке свои самые любимые (интересные, необычные, ценные) работы, выполненные на занятиях финансовой грамоты (портфолио)

Резервные

часы

6

Резервные часы могут быть добавлены к любой теме, а также использованы для занятий, на которых выполняются проекты из раздела «Наши проекты»:

Проект: Готовим сборник «умных» привычек экономии на каждый день

Проект: Готовим «умную» рекламу финансовой грамоты

Всего

34



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Секреты финансовой грамоты» 3 класс 34 ч.

урока

Тема урока

Содержание урока с указанием форм и видов учебной деятельности

Планируемые предметные результаты

Дата проведения

План

Факт

1

Как подружиться с деньгами?

Познакомить учащихся с историей появления денег.Объяснять, что такое деньги и приводить примеры. Рассуждать о значении денег в жизни человека.  

Знает, для чего нужны деньги и откуда они взялись. Рассуждает о значении денег для человека, общества.

2

Встаньте, деньги, встаньте в круг!

Орассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства

бартера и причины появления денег. Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять проблемы, возникающие при обмене. Описывать свойства товарных денег. Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

Понимает, что деньги - самый выгодный товар для обмена. Объясняет выгоды обмена.Описывает свойства предмета, выполняющего роль денег.

3

Сколько стоит труд?

Описывать свойства первых денег. Приводить примеры первых монет. Описывать свойства

товарных денег. Сравнивать металлические и

бумажные деньги.

Объясняет, как устроены монеты. Различает виды денег. Сравнивает виды денег.

4

Бывает ли богатство без труда.

Объяснять, почему появились монеты. Описывать свойства товарных денег. Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

Знает историю появления монет. Рассуждает, как происходят денежные расчеты.

5

Приглашаем деньги в гости.

Объяснять, почему появилисьбумажные деньги. Описывать бумажные купюры.Оценивать преимущества и недостатки использования

бумажных денег. Приводить примеры первых

бумажных денег. Описывать первые

российские бумажные деньги

Описывает российские бумажные деньги.Различает виды денег. Оценивает преимущества и недостатки использования бумажных денег.

6

Приглашаем деньги в гости.

Описывать монеты, особенности внешнего вида монет.Описывать способы защиты монет от подделок.

Знает, что такое гурт. Описывает устройство монет. Называет способы защиты монет от подделок.

7

Хочу купить! Могу купить?

Описывать монеты, особенности внешнего вида монет с двух сторон. Объяснять значение номинала монет.

Описывает внешний вид монеты с двух сторон. Имеет понятие о номинале монет.

8

Хочу купить! Могу купить?

Объяснять, почему изготовление фальшивых

денег является преступлением.Рассуждать о способах

защиты от подделок бумажных денег

Знает способы защиты от подделок

бумажных денег. Объясняет, почему

изготовление фальшивых денег

является преступлением.

9

Чем богат человек?

Объяснять, как поступать при нахождении клада. Приводить примеры товарных денег. Объяснять проблемы, возникающие при обмене. Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

Знает, как поступать при обнаружении клада.  Сравнивать виды денег.Описывает свойства предмета, выполняющего роль денег

10

Эти неуловимые деньги…

Обсуждать, как появились первые русские монеты. Описыватьособенности внешнего вида монет рассуждать, чем отличаются деньги от монетпроисхождение слов «деньги», «копейка»..

Умеет описывать старинные российские деньги. Различает виды денег. Знает происхождение слов «деньги»,

 «копейка».

11

Как мы тратим деньги?

Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег. Сравнивать виды денег.

Умеет описывать устройство монеты, описывать старинные российские деньги. Сравнивает виды денег

12

Как мы тратим деньги?

Описывать современные российские деньги. Объяснять, что такое безналичный расчёт и

пластиковая карта. Сравнивать преимущества и

недостатки разных видов денег.

Понимает, что безналичные деньги представляют собой информацию. Считает наличные деньги (купюры и монеты); описывает современные российские деньги

13

Что сильнее рекламы?

Объяснять преимущества рекламы. Описывать известные иностранные деньги. Приводить примеры иностранных валют.

Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

Понимает, что валюта -денежная единица страны. Пересчитывает цены товаров, используя валютный курс.  Различает виды валют.

14

Что сильнее рекламы?

Объяснять роль банков. Объяснять, что такое

безналичный расчёт и пластиковая карта.Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Рассказывает, как пользоваться пластиковой картой, банкоматом. Объясняет принцип работы пластиковой карты.Объясняет значение безналичных

расчётов. Знает функции банкоматов.

15

Как купить то, что нужно?

Описывать особенности современных российских денег. Приводить примеры валют.

Проводить простые расчёты с использованием валютногокурса.

Описывает особенности современных российских денег. Знает, что каждой страны есть свои деньги. Сравнивает виды денег.

16

Как купить то, что нужно?

Выполнять тест по пройденному материалу. Применять полученные знания.

Самостоятельновыполняет тест по пройденному материалу. Применяет полученные знания.

17

Что купить Золушке для школы?

Объяснять источники доходов семьи. Беседа-диалог: источники доходов семьи. Описывать и сравнивать

источники доходов семьи.

Объясняет источники доходов семьи. Считает общую сумму доходов. Понимает происхождения доходов.

18

Сколько стоит праздник?

Объяснять источники доходов семьи. Инсценировка сказки «Заработанный рубль». Сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, как связаны профессии и образование.

Объясняет источники доходов семьи. Понимает, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда. Объясняет причины различий в заработной плате.

19

Сколько стоит праздник?

Объяснять источники доходов семьи. Мини-исследование «Основные доходы в семье». Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять, кому и почему платят пособия.  

Считает общую сумму доходов.Различает виды денежных поступлений.

Описывает ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводит примеры пособий.

20

Когда расходы делают нас богаче?

Рассуждать, что такое аренда. Приводить примеры того, что можно сдать в аренду. Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке. Объяснять условия вкладов и кредитов.

Приводит примеры того, что

можно сдать в аренду. Различает виды денежных поступлений.Решает задачи с элементарными денежными расчётами.

21

Секреты разумных расходов.

Объяснять источники расходов семьи. Объяснять, что влияет на намерения людей совершать

покупки. Объяснять источники расходов семьи. Составление сметы расходов семьи

Объясняет, что влияет на намерения людей совершать покупки. Считает общую сумму расходов. Решает задачи с

элементарными денежными расчётами.

22

Чего боятся деньги?

Объяснять, что влияет на намерения людей совершать

покупки. Объяснять источники расходов семьи. Игра «Магазин». Объяснять причины, по которым люди откладывают деньги на непредвиденные расходы.

Объясняет, что влияет на намерения людей совершать покупки. Объясняет причины, по которым люди откладывают деньги, что значит  непредвиденные расходы.

23

Чему деньги рады?

Объяснять, что влияет на намерения людей совершать

Покупки: хобби, вредные привычки.  Объяснять источники расходов семьи. Практическое занятие

Объясняет, что влияет на намерения людей совершать покупки. Решает задачи с элементарными денежными расчётами.

24

Что значит быть экономным?

Обобщить пройденный материал об источниках расходов и доходов семьи. Составление примерной сметы на неделю. Рассчитывать доли расходовна разные товары и услуги. Практическое занятие

Объясняет, что влияет на намерения людей совершать покупки.Считает общую сумму доходов и расходов. Решает задачи с элементарными денежными расчётами.

25

Как правильно планировать семейный бюджет. Что? Где? Сколько стоит?

Сравнивать покупки по степени необходимости. Различать планируемые и непредвиденные расходы.

Составлять бюджет на простом примере.

Понимает, как правильно планировать семейный бюджет.Называет источники доходов и направлений расходов семьи.Составляет бюджет на простом примере.

26

Копить деньги  — значит…

Сравнивать покупки по степени необходимости. Объяснять, как появляются сбережения и долги. Практическое занятие.

Понимает, правильно планировать семейный бюджет. Объясняет, как управлять деньгами. Сочиняет сказку о распоряжении деньгами.

27

Когда деньги растут?

Объяснять, как можно экономить.  Объяснять, что влияет на намерения людей тратить деньги. Игра «Распредели семейный бюджет»

Объясняет, как можно экономить.  Объясняет, как управлять деньгами. Составляет семейный бюджет на условных примерах.

28

Жадность или бережливость?

Знакомство с понятием банкротства и выработка вариантов правильного финансового поведения с целью недопущения финансовой несостоятельности. Объяснять, кого называют банкротом.

Знает значение слова «банкрот, кого называют банкротом.    

29

Берегитесь, деньги! Берегите деньги!

Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. Сравнивать разные виды сбережений.

Сравнивает разные виды сбережений. Объясняет куда и как откладывать деньги.

30

День открытых дверей в мир финансовой грамоты.

Знакомство с понятием карманных денег, их функциями и историей.  Обсуждение роли денег для человека в повседневной жизни.Составлять собственныйплан расходов. Практическое занятие

Знает значение слова «карманные» деньги. Объясняет причины, по которым люди делают покупки.

31

Проект: Готовим сборник советов для детей

«Как купить то, что хочется».

Различать планируемые и непредвиденные расходы. Сравнивать покупки по степени необходимости.Практическое занятие решать  задачи сденежными расчётами.

Различает виды денежных расходов. Решает задачи с элементарными денежными расчётами.

32

Проект: Готовим сборник советов для детей

«Как купить то, что хочется».

Сравнивать значение ценностей материальных и духовных.Рассуждать, что ценнее – богатство материальное или богатство человеческого сердца. Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

Рассуждает, что богатство человеческого сердца важнее материального богатства. Понимает, чем отличаются духовные ценности от материальных.

33

Проект: Готовим смету проведения дня рождения.

Обобщать пройденный материал.  Применять полученные знания при выполнения теста.

Самостоятельно выполняет тест по пройденному материалу. Применяет полученные знания.

34

Проект: Готовим смету проведения дня рождения.

Закреплять представления детей об экономических понятиях: деньги, доход, расход, бюджет. Расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей.

Понимает и правильно использует экономические термины. Имеет представление о роли денег в семье и обществе. Умеет характеризовать виды и функции денег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

Презентация на тему" Финансовая грамота- инновационное направление внеурочной деятельности."

Изучение экономики в раннем возрасте помогает развивать экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки для ориентации и существования в современном рыночном мире, с...

Внеклассное мероприятие по программе "Финансовая грамотность" - "Ярмарка финансовых знаний".

Обобщение в игровой форме знаний по финансовой грамотности у учащихся начальной школы....

Работа с родителями на тему «Мой ребенок и финансовая грамота»

Консультация для родителейФинансовая грамотность детей.Дайте ребенку знания о деньгах....

«Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

laquo;Финансовая грамота»   кружок  3 классТема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги»....

Презентация «Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

Презентация «Финансовая грамота» кружок  3 класс   Тема занятия:  «Что такое деньги. Бумажные деньги»....