Учимся разумному финансовому поведению. Внедрение во внеурочную деятельность 4-классников базовых знаний по финансовой грамотности
материал (4 класс)
Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Садовникова Ольга Викторовна, МБОУ СОШ №2 города Лермонтова
Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов
30.08.2019.
Тема:
Учимся разумному финансовому поведению.
Внедрение во внеурочную деятельность 4-классников базовых знаний по финансовой грамотности.
Учитель: Садовникова Ольга Викторовна
МБОУ СОШ №2
г.Лермонтов
«Деньги, конечно, деспотическое могущество,
но в то же время и высочайшее равенство,
и в этом вся их главная сила.
Деньги сравнивают все неравенства.»
Федор Достоевский
«Жадность до денег, если она ненасытна,
гораздо тягостней нужды,
ибо чем больше растут желания,
тем больше потребностей они порождают.»
Демокрит
«Нельзя гоняться за деньгами —
нужно идти им навстречу.»
Аристотель Онассис (судовладелец, дипломат, миллиардер)
«Финансовая грамотность будет встроена во все образовательные стандарты всех уровней», – заявила министр образования Ольга Юрьевна Васильева в апреле 2017 года на церемонии подписания соглашения с Центральным банком России о продвижении финансовой грамотности.
Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/zachem-nuzhna-finansovaya-gramotnost-v-rossijskih-shkolah/
В этом учебном 2019-2020 году 4-е классы нашей школы начинают изучать курс «Финансовой грамотности», впервые разработанного для образовательных учреждений в России.
Издание, по которому мы будем учиться, подготовлено в рамках совместного проекта Министерства Финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Для этого курса создан учебно-методический комплект, включающий учебную программу, методические рекомендации для учителя, учебные материалы для учащихся, рабочие тетради и материалы для родителей.
Рабочая программа по финансовой грамотности составлена на основе авторской программы Юлии Корлюговой(магистр экономики) и Елены Гоппе(преподаватель истории, обществознания, экономики и права).
Все эти материалы содержат значительный объём информации, что позволяет использовать их как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности, для самообразования обучающихся, реализации их индивидуальной образовательной траектории, совместной работы с родителями..
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи(семейный бюджет), а так же для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе отводится 1 час в неделю и рассчитан на 16 часов. Кроме того, этот курс может быть интегрирован в другие учебные предметы (математика, окружающий мир, технология, литература),а так же использован при составлении и реализации программы воспитательной работы.
На данный момент разработаны программы со 2 по 4 класс, но мы получили комплекты учебных пособий только для 4 класса, поэтому рискнём обучаться экстерном.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
*осознание себя как члена семьи, общества и государства;
*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
*понимать цели своих действий;
*составлять простые планы с помощью учителя
*проявлять познавательную и творческую инициативу;
*оценивать правильность выполнения действий;
*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
*составлять текст в устной и письменной формах;
*слушать собеседника и вести диалог;
*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
*понимать и правильно использовать экономические термины;
*иметь представление о роли денег в семье и обществе;
*уметь характеризовать виды и функции денег;
*знать источники доходов и направлений расходов семьи;
*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения;
*проводить элементарные финансовые расчеты.
При организации занятий учителю важно учитывать изменение социальной ситуации развития детей в последние десятилетия:
- Возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного фактора формирования у детей финансовой грамотности и в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей;
- Недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов курса научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески;
- Актуальность для младших школьников игровой деятельности, совместной деятельности со сверстниками.
Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении курса «Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе наблюдение, опыты, учебный диалог.
Для своих учеников мы будем продолжать создавать условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее как социальную роль ребёнка в качестве ученика, школьника, так и его направленность на саморазвитие.
Все учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты.
В процессе изучения курса у учащихся формируются умения и навыки, связанные с работой с текстами, таблицами и схемами, поиском и анализом информации, публичными выступлениями и презентациями.
Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: « Какие бывают товары и услуги?», «Какие виды денег существуют?», «Что я знаю о банковской карте?», «Что такое семейный бюджет?», « Какие доходы бывают в семьях?», «Какие расходы бывают в семьях?», «Сколько денег тратит семья на питание?», «Сколько денег требуется семье на оплату коммунальных услуг?»
Система оценивания образовательных достижений.
Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность» являются планируемые результаты освоения учащимися курса, которые в соответствии с ФГОС НОО включают личностные, метапредметные и предметные результаты на базовом уровне «выпускник научится».
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
• тестовое задание;
• решение задач;
• решение кроссворда и анаграммы;
• мини-исследование;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
A. Знание, понимание основных принципов экономической жизни
семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
B. Обработка, анализ и представление информации в виде простых
таблиц, схем и диаграмм.
C. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий
и причинно-следственных связей.
D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка
цели, подбор источников информации с помощью учителя.
E. Определение позитивных и негативных последствий решений и
действий.
F. Представление результатов: соответствие темы и содержания,
структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение
задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.
Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьировать от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких
источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.
Педагогические технологии, которые будут использоваться при изучении курса «Финансовой грамотности».
- Технология деятельностного подхода;
- Технология проблемного обучения;
- Технология критического мышления;
- Интерактивные и активные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
Как будет построена деятельность?
- Родительское собрание.
- Анкетирование родителей.
- Анкетирование обучающихся.
- Проведение финансовых боёв. (Игры «Монополия»)
- Творческие проекты детей.
- Детские презентации.
- Сотрудничество в классных параллелях.
- Выпуск газеты.
Нормативная база:
- Закон РФ об Образовании;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Краевая программа "Повышение уровня финансовой грамотности населения Ставропольского края и развитие финансового образования в Ставропольском крае на 2019 - 2023 годы".
- Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Проблема финансовой безграмотности не личная, а государственная. Именно поэтому и решается она на государственном уровне - принятие Правительством РФ Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.
Ну а начинать финансовое образование ,(по мнению министерств), необходимо со школьной скамьи, так уже в начальной школе дети совершают покупки, пользуются мобильными приложениями.
Основные проблемы, с которыми может столкнуться финансово безграмотный человек:
- Участие в сомнительных денежных операциях, которые приводят к потере вложенных средств (например, пирамиды).
- Необдуманное вхождение в долги путем взятия кредитов по завышенным ставкам.
- Инвестирование, которое не сохраняет сбережения даже от инфляции, в т. ч. и пенсионные накопления.
- Непонимание действия большинства рыночных инструментов, грамотное использование которых может привести к улучшению благосостояния.
- Необеспеченная старость на нищенское пособие от государства.
Поэтому теперь давайте обозначим основные причины обязательного изучения основ денежной грамотности:
- Научиться вести учет своих доходов и расходов с целью дальнейшего планирования бюджета.
- Научиться жить по средствам, а не становиться вечным должником или клиентом кредитных организаций.
- Разбираться в существующих инструментах по сохранению и приумножению собственных средств, чтобы обеспечить себе получение пассивного дохода в будущем.
- Не попадаться на мошеннических действиях.
- Обезопасить себя и свою семью от экономических кризисов.
Вывод.
Обучение «Финансовой грамотности целесообразно начинать с начальной ступени образования. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся 4 класса вполне способны воспринимать финансовые понятия, изложенные в доступной форме и на конкретных примерах.
Надеюсь, у нас всё получится! Спасибо за внимание.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература:
1 Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся
(4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
2 Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся
(2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
Интернет-источники
1 Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
2 Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-
rabota-i-zarplata;
3 Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.cls-
kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
4 Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
Оборудование
1 Компьютер
2 Проектор
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся играя с Вини Пухом 1класс Внеурочная деятельность.
Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, с...
Учимся играя с Вини Пухом 1класс Внеурочная деятельность.
Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, с...
Презентация на тему" Финансовая грамота- инновационное направление внеурочной деятельности."
Изучение экономики в раннем возрасте помогает развивать экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки для ориентации и существования в современном рыночном мире, с...
Общеразвивающая программа внеурочной деятельности социального направления (экономической направленности) "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в...
Рабочие программы внеурочной деятельности для учащихся 1-4 кл: "Финансовая грамотность", "Введение в искусственный интеллект", "Разговоры о важном"
Рабочие программы внеурочной деятельности для учащихся 1-4 кл...
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Народные игры" 1-4 класс,"Финансовая грамотность"1-4 класс
Программы "Народные игры" и "Финансовая грамотность" разработаны в соответствии с ФГОС НОО для 1-4 классов....
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по развитию одного из компонентов функциональной грамотности
Тема финансовой грамотности: «Семейный бюджет, ведение домашнего хозяйства». Форма проведения активности: Внеурочная деятельность«В гости в Простоквашино: учимся рационально вес...