РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (Экологический отряд) Базовый уровень
рабочая программа

Китаева Елена Викторовна

Целью деятельности школьного экологического отряда «Эко-Лайф» является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся 5 классов.

Для достижения этих целей необходимо решить ряд задач:

- спланировать ряд педагогических событий, направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;

- создать условия для участия обучающихся в охране окружающей среды;

- сформировать навыки ведения исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека.

Программа деятельности школьного экологического отряда «Эко-Лайф» рассчитана на 1 год и включает в себя 68 учебных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_eko-layf.docx96.2 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на заседании

педагогического совета

от «____» __________________ 20___ г.

Протокол № _________

___

«____» __________________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности (Экологический отряд)

Базовый уровень

Возраст обучающихся: -10-13 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Китаева Елена Викторовна,

Учитель географии

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1.Пояснительная записка …………………………………………………….

1.2. Цель и задачи программы …………………………………………………

1.3. Содержание программы ………………………………………………

1.3.1. Учебно-тематический план ………………………………………….

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана …………………………

1.4. Планируемые результаты ……………………………………………….

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ………………………………………………………………………...

2.1. Календарный учебный график …………………………………………

2.2. Условия реализации программы ……………………………………….

2.3. Формы аттестации / контроля …………………………………………….

2.4. Оценочные материалы …………………………………………………..

2.5. Методические материалы ……………………………………………….

2.6. Список литературы ………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………..

3

3

4

4

4

6

8

9

9

9

10

11

12

13

15

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию разработана на основе:

- Закон «Об образовании РФ»

- Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114.)

- Федеральный закон об охране окружающей среды (от 2002г.)

- Федеральный закон о животном мире (ст.35)

- Федеральный закон об охране атмосферного воздуха (ст.14.)

- Федеральный закон об экологической экспертизе (ст.6.)

- Федеральный закон об отходах производства и потребления

- Федеральный закон об ООПТ (ст. 3)

- Постановление правительства РФ «О нормативах выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»

- Водный кодекс РФ

-Земельный кодекс РФ

1.2. Цель и задачи программы

Целью деятельности школьного экологического отряда «Эко-Лайф» является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся 5 классов.

Для достижения этих целей необходимо решить ряд задач:

- спланировать ряд педагогических событий, направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;

- создать условия для участия обучающихся в охране окружающей среды;

- сформировать навыки ведения исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека.

Программа деятельности школьного экологического отряда «Эко-Лайф» рассчитана на 1 год и включает в себя 68 учебных часов.

1.3.Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план

Раздел /темы

Количество часов,

Формы

аттестации,

контроля

всего

теория

практика

Раздел 1 Как устроен растительный мир и чем ему помочь (10 ч.)

Классификация растительных сообществ. Растительные сообщества, расположенные на территории пос. Красногорский. Поддержание растительного сообщества. Восстановление растительного сообщества. Вовлечение в поддержание и восстановление  леса. Оформление стендовой презентации.

10

4

6

Оформление стендовой презентации

«Растения, встречающиеся на территории  пос. Красногорский»

Раздел 2 Разумное потребление (14 часов)

Экология как наука. Экологические факты и цифры Виды экологических проблем. Глобальные и региональные экологические проблемы. Понятие природных ресурсов. Исчерпаемые ресурсы и неисчерпаемые ресурсы Разумное потребление природных ресурсов Рациональное и нерациональное использование природы. Условия устойчивого развития Ресурсосбережение Применение навыков в природоохранной деятельности. Акция о сбережении электроэнергии  (стендовая презентация). Знакомство с этапами научно-исследовательской деятельности.

14

7

7

Подготовка презентации и выступление  на Конференции по  экологическим проблемам Кемеровской области, участие в конференции Экология Кузбасса лесной экологии (ноябрь)

Раздел 3 Переработка и утилизация отходов (8 часов)

Проблема переработки отходов. Виды отходов. Вторая жизнь мусора. Экологически безопасные способы утилизации отходов. Экологический мониторинг. Составление экологических памяток. Применение знаний в практической природоохранной деятельности ( акция «Сохраним птиц».)

8

5

3

Участие в Акция  «Сохраним птиц –сохраним леса»

Раздел 4 Как предотвратить природные пожары (16 часов)

Пожар - экологическое бедствие. Причины природных пожаров и способы предотвращения пожаров. Роль человека в возникновении пожаров. Информационно-просветительская деятельность о пожарах. Профилактика природных пожаров. Просмотр видеофильма: Работы по лесовосстановлению в районе пос.Красногорский. Анкетирование школьников и родителей. Акция «Сохраним лес живым», «Не дадим лес в обиду». Изготовление листовок. Акция «Эколята -юные защитники природы»

14

7

7

Участие в Акция «Не дадим лес в обиду», участие в Региональный этап Всероссийского конкурса экологических проектов «Волонтеры могут все» (Областная профильная смена)

Раздел 5 Зеленая мобильность (10 ч.)

Экологическая опасность различного вида транспорта. Экологичность железнодорожного, водного, авиа- и авто- вида транспорта. Роль автотранспорта в жизни человека. Альтернативные способы мобильности. Значение сельского хозяйства и промышленности в жизни человека. Практическая работа (Выбор способов мобильности . Привычка к осознанному выбору способов мобильности.

10

6

4

Подготовка и участие к региональному этапу I Всероссийской олимпиады по естественнонаучной грамотности

Раздел 6 Заповедники и другие ООПТ (12 часов)

Антропогенные факторы среды. Виды природоохранной деятельности человека. Особоохраняемые природные территории. Заказники и заповедники Кузбасса и РФ. Истории создания Красной книги. Растения и животные Красной книги Кемеровской области. Посещение  краеведческого музея. Экскурсия и  экологический десант на озеро пос. Красогорский.

12

7

5

Экологический десант, участие в акции «Сохраним лес живым»

Участие в Региональном этапе Всероссийского конкурса экологических рисунков

Итого

68

36

32

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1. Как устроен растительный мир и чем ему помочь. (10 часы) Классификация растительных сообществ. Растительные сообщества, расположенные на территории п. Красногорский. Поддержание растительного сообщества. Восстановление растительного сообщества. Вовлечение в поддержание и восстановление леса. Оформление стендовой презентации. ( Оформление стендовой презентации «Растения, встречающиеся на территории  пос. Красногорский).

Раздел 2 Разумное потребление (14 часов) Экология как наука. Экологические факты и цифры Виды экологических проблем. Глобальные и региональные экологические проблемы. Понятие природных ресурсов. Исчерпаемые ресурсы и неисчерпаемые ресурсы Разумное потребление природных ресурсов Рациональное и нерациональное использование природы. Условия устойчивого развития Ресурсосбережение Применение навыков в природоохранной деятельности. Акция о сбережении электроэнергии  (стендовая презентация). Знакомство с этапами научно-исследовательской деятельности. Подготовка презентации и выступление на Конференции по экологическим проблемам Кемеровской области, участие в конференции Экология Кузбасса лесной экологии (ноябрь).

Раздел 3 Переработка и утилизация отходов (8 часов) Проблема переработки отходов. Виды отходов. Вторая жизнь мусора. Экологически безопасные способы утилизации отходов. Экологический мониторинг. Составление экологических памяток. Применение знаний в практической природоохранной деятельности (акция «Сохраним птиц- сохраним леса»)

Раздел 4 Как предотвратить природные пожары (14 часов) Пожар - экологическое бедствие. Причины природных пожаров и способы предотвращения пожаров. Роль человека в возникновении пожаров. Информационно-просветительская деятельность о пожарах. Профилактика природных пожаров. Просмотр видеофильма: Работы по лесовосстановлению в Абанском лесхозе. Анкетирование школьников и родителей. Акция «Сохраним лес живым», «Не дадим лес в обиду». Изготовление листовок. Размещение баннеров. Акция «Эколята -юные защитники природы» Региональный этап Всероссийского конкурса экологических проектов «Волонтеры могут все» (Областная профильная смена)

Раздел 5 Зеленая мобильность (10 часов) Экологическая опасность различного вида транспорта. Экологичность железнодорожного, водного, авиа- и авто- вида транспорта. Роль автотранспорта в жизни человека. Альтернативные способы мобильности. Значение сельского хозяйства и промышленности в жизни человека. Практическая работа (Выбор способов мобильности. Привычка к осознанному выбору способов мобильности. Подготовка и участие к региональному этапу I Всероссийской олимпиады по естественнонаучной грамотности.

Раздел 6 Заповедники и другие ООПТ(12 часов) Антропогенные факторы среды. Виды природоохранной деятельности человека. Особо охраняемые природные территории. Заказники и заповедники Кузбасса и РФ. Истории создания Красной книги. Растения и животные Красной книги Кемеровской области. Посещение краеведческого музея. Экскурсия и экологический десант на озеро пос. Красногорский.

1.4. Планируемые результаты

Предполагается получить результаты в области воспитания, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциация мышления.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36 недель

Количество учебных дней – 72 дня

Даты начала и окончания учебных периодов / этапов:

1 полугодие – 01.09.22-29.12.22

2 полугодие – 09.01.23-31.05.2023

2.2. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

1.        Шкаф для хранения оборудования и инструментов

2.        Парты/ стулья

3.        Школьная и интерактивная доска

4.        Стенды для выставок работ

7.        Компьютер

8.        Мультимедийный проектор

9.        Книжные издания-в наличии (Электронные энциклопедии и презентации, видеоматериалы, аудиозаписи; местные краеведческие печатные издания;)

10.        Наглядные пособия

11.        Методики для исследовательской деятельности

12.        • Канцелярские принадлежности для теоретических занятий в помещении, выполнения рисунков (тетради, альбомы, ручки, карандаши, линейки, транспортиры, циркули, фломастеры);

13.        • Образовательные и иллюстративные материалы электронной сети Интернет.

14.        •Набор экологического мониторинга (рюкзак, Пчелка).

2. Информационное обеспечение:

Интернет-ресурсы

http://eco-kem.ru/index.php/area 

https://eco.fedcdo.ru/ 

https://www.rgo.ru/ru 

https://ecowiki.ru/konkurs-korporativnyh-ekoprosvetitelej/

https://eco18.ru/news/2022/01/25/ 

https://mel.fm/blog/chistyye-igry/24395-5-sovetskikh-multikov-ob-ekologicheskikh-problemakh экологические мультфильмы об экологических проблемах.

https://vegetarian.ru/articles/eko-multfilmy-dlya-detey-samaya-bolshaya-podborka.html  эко-мультфильмы для детей самая большая подборка.

https://trends.rbc.ru/trends/green/5f74bc2c9a7947161da56f3dДевять мультфильмов про экологию для детей и взрослых

https://aleynik79.wixsite.com/ekoljata/eko-multfilmy Эко-мультфильмы сайт Эколята.

3.Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, учитель географии, биологии.

2.3. Формы аттестации / контроля

Оценка образовательных результатов учащихся по программе внеурочной деятельности «Экологический отряд», осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом школы. Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является Оценочный лист, составленный педагогом.

Программа предусматривает так же текущий контроль успеваемости учащихся проводится в после урочное время, предусмотренного в учебно-тематическом плане, проходит в виде оформление стендовой презентации, презентации и выступление  на Конференции по  экологическим проблемам Кузбасса, участие в конференциях проводимых Областным центром «Юннат» лесной экологии , участие в Акциях:  «Сохраним птиц –сохраним леса», «Не дадим лес в обиду». Способы проверки:  на каждого воспитанника разработаны к заполнению по освоению программы оценочные листы индивидуально. Приложение 1

2.4. Оценочные материалы

Текущий контроль являются частью системы мониторинга качества образования по направлению «качество образовательного процесса» и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения программы.

Текущий контроль – это систематическая проверка образовательных достижений обучающихся, проводимая педагогом дополнительного образования в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и осуществляется с целью анализа, прогнозирования и проектирования образовательного процесса.

Диагностика образовательных результатов проходит в форме диагностических ситуаций, творческих работ, в которой обучающийся выполняет практические задания, что предоставляет   возможность получить объективные, достоверные сведения о состоянии прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Практические задания диагностируют освоение тем/разделов дополнительной образовательной общеразвивающей программы в рамках текущего контроля.

Цель диагностики – проследить динамику освоения образовательных результатов обучающихся.

Результативность текущего контроля проводится после изучения каждой темы/раздела и вносится в мониторинговую карту (таблица).

Форма проведения: практическая работа.

2.5. Методические материалы

Работа в экологическом отряде позволяет решать следующие задачи: расширить контакты школьников с природой родного края, вовлечь их в реальную деятельность по изучению родного края, формировать экологически грамотное поведение у детей, а также умения и навыки, связанные с практической деятельностью. Основной контингент отряда – ученики, занимающиеся исследовательской деятельностью, волонтеры: они занимаются с младшими детьми в других отрядах, проводят экскурсии в природу, беседы на природоохранные темы, показывают фильмы о природе, учат любить природу.

В эколого-краеведческой работе актуальным в нашей школе является совместная проектно-исследовательская работа школьников, родителей и педагогов по исследованию и улучшению экологического состояния социоприродного окружения школы. В ходе исследований ребенок познает мир, обнаруживает закономерности, обогащает себя новой информацией, тренирует свои умственные и практические навыки, развивает творческие способности. Основная цель исследовательской деятельности – способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания. Важное значение имеет практическая направленность исследовательской деятельности, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие детей в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Исследовательская деятельность требует, в первую очередь от самого педагога, высокого уровня знаний и владения методиками исследования живых объектов, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов. Следует отметить, что без помощи родителей эти проекты осуществить было бы невозможно.

2.6. Список литературы

1.  Экология растений: учебное пособие для учащихся. Былова А. М., Шорина Н. М. / под ред. Н.М. Черновой. -  М.: Вентана- Граф, 2006.

2. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся . – М.: Вентана- Граф, 2007

3.  Практикум по общей экологии.  / Н. А. Степанчук, Н. И. Прилипко. – Волгоград: Учитель, 2009. -  208 с.

4.  Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии  / авт. –сост. М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 167 с.

Учебная литература для учащихся:

1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог.  Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2. Богомолова Н. Ю., Экогруппа// Руководство по домашней экологии. - ООО ПринтЛайт, 2000.

3. Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.

4. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы  Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.

5. Крылов, Г. Растения здоровья  Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география  Текст  / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.

6. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению  Текст  / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.

7.Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа  Текст  /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

8. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

9. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

10. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

Учебная литература для родителей:

1.  Новая энциклопедия растений: мифы, целебные свойства, гороскопы, растительный календарь  /Автор-составитель В.М. Федосеенко.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.- 736с.

2. Все о комнатных растениях./ д-р Хессайон.- М.: «Кладезь- Букс», 2000.

3.  Я познаю мир: Тайны природы: Дет. Энцикл./ Ал. А. Леонович. – М.: ООО «Издательство АСТ»:, 2002.

4.  Домашние животные/ Автор-составитель Г. Москоу.- М.: ТЕРРА, 1997.

Приложение 1

Оценочный лист

ФИО____________________ возраст__________ Класс______

Уровень

Способы проверки

Формы подведения итогов

Результат

( от 0 до 2 баллов)

Начальный  уровень

защита проекта

-участие в природоохранных акциях

-участие в конкурсах экологической направленности

Базовый уровень

 (до 6 баллов)

Разработка и реализация проекта

-исследования экологической направленности  на школьном уровне

- на муниципальном уровне.

Повышенный уровень

(до 12 баллов)

участие в зональных и краевых мероприятиях ,разработка исследовательской работы экологической направленности,  

-«Подрост», «Экопатруль» и др.

- конференции «Экология Кузбасса».

ИТОГО на зачет (6- 12 баллов)

Приложение 2

Тема – «Методы оценки окружающей природной среды.  Основные виды загрязняющих веществ».

Задание: выполнить практическую работу.

Практическая работа № 1 «Методы оценки окружающей среды».

Цель работы. Выявление качественного состава мусора на улицах города (поселка) и источников его появления.

Задачи:

а) Учет мусора на тротуарах, прилегающих к проезжей части дорог.

б) Учет мусора вблизи жилого сектора.

в) Выявление основных источников загрязнения.

г) Составление рекомендаций к властям города (района).

Оборудование:

Фотоаппарат, планшет, записная книжка, индивидуальные средства защиты, блокнот и принадлежности для записей, пакет для мусора.

Методика работы.

Для того, чтобы произвести учет мусора на тротуарах и газонах вдоль проезжей части дороги, отсчитывают шагами 200 метр произвольно выбранного участка. Таких участков может быть несколько. Каждый участок обучающиеся обходят “змейкой” помечая в блокноте предметы, которые встретили.

Например, спичечные коробки – 18 шт., пачек от сигарет – 8, целлофановых пакетов – 3 и т.д. категорически не рекомендуется собирать мусор для учета, но если есть необходимость выразить результаты в весовом выражении, можно взвесить каждый из предметов, а полученные данные перемножить на количество каждого из обнаруженных объектов,

Подсчет мусора на территории жилого сектора производят так же, как и вдоль дорог. Выбирают характерное для данного района жилое строение и обходят палисадники, ведя учет мусора.

Подсчет суммы мусора вдоль дороги вычисляется умножением учтенного мусора вначале на 5 (пересчет на километр дороги), а затем на количество километров дороги района, то при учете суммы мусора жилого сектора умножают среднее от 3-х домов на общее количество домов данного района.

Практическая работа № 2 «Определение загрязнения воздуха».

Цель работы. Определение степени загрязнения воздушной среды с помощью индикаторов – биологических объектов и тест систем экологической лаборатории (инструкция).

Задачи:

а) Определение степени загрязнения воздушной среды с помощью индикатора – растения березы, произрастающей в разных районах города.

Материал.

б) Береза произрастает в пределах города повсеместно. Чтобы не было ошибки, связанной с тем, что березы могут произрастать

на разных почвах, производят отбор листьев с как можно

большего числа деревьев.

Оборудование.

а) Бумажные пакеты, для оборы листьев.

б) Линейка для измерения листьев.

в) Блокнот для записей.

г) Банки пластиковые для отбора проб (10 шт. для каждого изучаемого района города).

Методика работы.

Работая выбранным нами индикаторным объектом – березой собираем лиственный опад. Рвать листья не нужно, т.к. величина листовой пластинки меняется в зависимости от высоты дерева. Отбирают листья равномерно.

Осенью или ранней весной собирают листья под березами в пакеты, минимум по 200 листьев о каждого района города.

Подсчет листьев при сборе не ведется, просто под каждой группой берез, встреченных в намеченном районе, берется горсть листьев и таким образом набивается пакет. В условиях учебного класса листья сушат (держат пакеты открытыми). После того, как листья подсохли, их измеряли линейкой и вычисляют среднюю длину и ширину листьев каждого района города. На основании средних величин строят графики.

Тема – «Оценка качества водной среды. Основные виды загрязняющих веществ».

Задание: выполнить практическую работу.

Практическая работа № 4. «Загрязнения водной среды. Качественный состав воды в водоемах»

Цель работы: изучить методику определения качественного состава воды в различных водоемах.

Теоретическая часть

Гидросфера — это прерывистая водная оболочка Земли, совокупность океанов, морей, континентальных вод (включая подземные) и ледяных покровов.

Источниками загрязнения гидросферы являются: атмосферные осадки, городские, промышленные и сельскохозяйственные сточные воды. Следует отметить, что загрязнение водных систем представляет большую опасность, чем загрязнение атмосферы. Это обусловлено тем, что процессы самоочищения протекают в видной среде гораздо медленнее, чем и воздушной.

Качество воды большинства водных объектов не соответствует нормативным требованиям. Наиболее распространенными загрязняющими веществами поверхностных вод являются нефтепродукты, фенолы, органические вещества, соединения металлов, аммонийный и нитратный азот, которые поступают в водные объекты со сточными водами.

Предельно – допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в водных объектах берут совокупность показателей, при которых сохраняются безопасность для здоровья человека и нормальные условия водопользования.

ПДК загрязняющего вещества в воде водного объекта – это такая концентрация, при превышении которой вода становится не пригодной для одного или нескольких видов водопользования. В основе нормирования лежат три критерия вредности: а) влияние на общий санитарный режим водного объекта; б) влияние на органолептические свойства воды; в) влияние на здоровье населения. Влияние на общий санитарный режим оценивается по способности водоема к самоочищению; интенсивности процессов минерализации азотосодержащих соединений; интенсивности развития и отмирания водорослей.

Органолептические свойства (окраска, запах, привкус) легко обнаруживаются органами чувств человека и не устраняются обычными методами очистки. Влияние на здоровье выявляется длительными экспериментами на животных. ПДК устанавливается по наиболее значимому (лимитирующему) показателю вредности (ЛПВ), воздействие которого проявляется при меньшей концентрации.

Различают: общесанитарный, санитарно – токсикологический и токсикологический показатели вредности, а для водоемов рыбохозяйственного значения еще и рыбохозяйственный. Рыбохозяйственный показатель вредности – это такая концентрация вредного вещества, при постоянном присутствии которой водоем остается практически чистым:

1) в нем не зарегистрированы случаи гибели рыб и их кормовых организмов;

2) не наблюдается постоянного исчезновения тех или иных видов рыб;

3) не происходит порчи товарного качества рыбы;

4) не отмечаются условия, способные в определенные сезоны привести к гибели рыбы.

Как правило, водоем загрязняется несколькими ингредиентами. Поэтому оценивается комбинированное воздействие загрязняющих веществ, относящихся к одной группе по лимитирующему показателю вредности (ЛПВ). Для всех веществ при рыбохозяйственном использовании и для веществ 1 и 2 классов опасности при хозяйственно-питьевом и культурно-бытовом водопользовании сумма отношений концентраций загрязняющих веществ в контрольном створе (Cк.ст.) к их ПДК должна быть меньше или равна единице. Показатели качества воды.

Основными показателями качества воды различных источников являются: физические, химические, биологические и бактериологические. К физическим показателям относятся:

содержание взвешенных веществ (частиц песка, ила, планктона), которые определяются взвешиванием осадка после его выпаривания, (мг/л);

цветность (окраска) оценивается в условных единицах;

вкус и запах оцениваются в баллах (органолептически) либо по порогу разбавления.

Химические показатели условно делятся на пять групп:

 главные ионы,

растворенные газы,

биогенные вещества,

микроэлементы и органические вещества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические игры" 1 класс

Программа содержит пояснительную записку и тематичекое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические загадки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические загадки"...

Рабочая программа по надомному обучению по математике (базовый уровень) 4 класс

Рабочая программа по надомному обучению  по  математике (базовый уровень) 4 класс...

Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»

Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся  3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА ИССЛЕДОВАНИЙ» 2"б" класс

исследований» духовно - нравственного направления деятельности для 2 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Что такое хорошо» ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Что такое хорошо»ФГОС НОО(базовый уровень) 1 класс...