Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические игры" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа содержит пояснительную записку и тематичекое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр»

с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области

«Рекомендована к утверждению»                                       «Утверждена»

 научно – методическим советом                                         приказом ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»

Протокол № _____ от «___» __________2013 г.                            От «___» ______________2013 г.,

Председатель НМС ____________ / Пупынина Ю.В./                        Директор_________/Иванова О.Е./

       

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологические игры»

Разработала

учитель начальных классов

Кириллова Галина Александровна

2013 – 2014 учебный год

КУРС «Экологические игры»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ  на основе авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой .

Общая характеристика учебного курса.

«Экологические игр» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников.

Специфика учебного курса.

Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Место курса в учебном плане

В неделю – 1 час.

Всего – 34 часа

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

- формирование представлений о природе как универсальной ценности;

- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

- развитие умений, связанных с изучением окружающей среды.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса

Личностные результаты:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

- ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; - познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;

- трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;

- эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

- сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

 план

факт

ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ТРОПИНКЕ ОТКРЫТИЙ (5 ЧАСОВ)

1

Введение в экологию

Игра «В некотором Царстве…»

1

работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений; записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления; вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество)

2

Учимся наблюдать

Игра «Неприродная тропа»

1

работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений; записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления; вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество)

3

Десять заповедей друзей леса

Игра «Паутина жизни»

1

применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;

4

Десять заповедей друзей леса

Игра «Совы и вороны»

1

применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;

5

Экскурсия в природу

Игра «Построим дерево»

1

применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;

ГЕОМЕТРИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (5 ЧАСОВ)

6

Что такое симметрия?

«Экологический кодекс жителей Земли»

1

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; соотносить форму и свойства различных природных объектов; выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений; применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов; устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.

7

Лучевая симметрия

Игра «Гусеница»

1

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; соотносить форму и свойства различных природных объектов; выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений; применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;

8

Различаем деревья по кроне

Игра  «Почвенная лестница»

1

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; соотносить форму и свойства различных природных объектов; выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений; применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;

9

О кронах, густых и ажурных

 Игра «Ключ к животному или растению»

1

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; соотносить форму и свойства различных природных объектов; выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений

10.

О кронах, густых и ажурных

«Канюки и мыши»

1

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; соотносить форму и свойства различных природных объектов; выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений

ПРИРОДА НАШИХ ОЩУШЕНИЙ (5 ЧАСОВ)

11.

Тренируем органы чувств

Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»

1

изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; проводить наблюдения за природными объектами; работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений

12.

Что такое гармония?

Игра «Вода-почва»

1

изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; проводить наблюдения за природными объектами; работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений

13.

Учимся пользоваться приборами

Игра «Неприродная тропа»

1

изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; проводить наблюдения за природными объектами; работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений

14.

«Микроскоп» из пластикового стаканчика

Игра «Микропоход»

1

изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; проводить наблюдения за природными объектами; работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений

15.

«Микроскоп» из пластикового стаканчика

Игра «Ученые на новом континенте»

1

изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; проводить наблюдения за природными объектами; работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений

ПРИРОДА И ЕЁ ОБИТАТЕЛИ (9 ЧАСОВ)

16

Учимся планировать наблюдение

Игра «Воронья охота»

1

планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

17.

Изучаем условия обитания животных

Игра «Поговорим о М.А.П.С.»

1

планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

18.

Изучаем условия обитания растений Игра «Пирамида жизни»

1

планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

19.

Всё связано со всем

Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»

1

планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

20.

Всё связано со всем

Игра «Найди пару»

1

планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

21.

Изучаем поведение животных и растений

Игра-задание «Подбери клюв»

1

планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

22.

Чья «столовая»?

Игровой прием «Яблоко»

1

планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

23.

Что и кто влияет на живой организм?

Игра «Найди своего детеныша»

1

планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

24.

Что и кто влияет на живой организм?

Игра «Пищевая цепочка»

1

планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

ЛЕСНЫЕ РЕМЁСЛА (10 ЧАСОВ)

25.

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом

Игра  «Следопыт»

1

приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла; различать предметы наиболее известных народных промыслов

26.

Лесные мотивы

Игра «Семена»

1

приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла; различать предметы наиболее известных народных промыслов

27

28

Антропоморфизм в народном творчестве

Игра «Узнай растения»

2

приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла; различать предметы наиболее известных народных промыслов; приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.

29

30

Лесная палитра

 Игра«Отгадай, чьи следы»

2

приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла; различать предметы наиболее известных народных промыслов; приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.

31

32

Лес – кормилец и врачеватель

Игра  «Экологическое ориентирование»

2

приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла; различать предметы наиболее известных народных промыслов; приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.

33

34

Экскурсия. По родным местам

Игра  «Я собираю рюкзак»

2

приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла; различать предметы наиболее известных народных промыслов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...