Особенности поэтапной организации тьюторского сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы
статья (1 класс)

Беспалова Марина Васильевна

2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании - профессии тьютор. С каждым годом в стране увеличивается количество успешных тьюторских практик. Сегодня тьюторское сопровождение выходит за рамки общеобразовательных школ, становясь ресурсом и для специальных(коррекционных) образовательных учреждений. Представленная статья раскрывает этапы работы тьютора в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности поэтапной организации тьюторского сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы.

2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании – профессии тьютор. С каждым годом в стране увеличивается количество успешных тьюторских практик. Сегодня тьюторское сопровождение выходит за рамки общеобразовательных школ, становясь ресурсом и для коррекционных образовательных учреждений, в которых в этом есть острая потребность. Очень важно тьюторам, только пришедшим работать в коррекционную школу, иметь полное представление об этапах сопровождения. Ведь именно системность, комплексность, последовательность  работы тьютора определяет её результативность. Именно этапы работы мы и рассмотрим в данной статье.

На начальном этапе тьютор изучает результаты диагностики ребенка, проведенной специалистами, педагогами, классным руководителем. Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах подопечного. Тьютор, кроме этого, беседует с родителями и учитывает их предпочтения относительно направленности развития учащегося. Вся полученная информация систематизируется в документации тьютора, анализируется и используется для построения дальнейшей работы с тьюторантом.

На следующем этапе тьюторского сопровождения проводится повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс. Особенно важно соблюдать разумную дозированность помощи тьюторанту и поощрять его самостоятельность. Не нужно забывать привлекать родителей к процессу обучения и воспитания ребенка, постоянно поддерживать их интерес к успехам учащегося и к участию в закреплении отрабатываемых навыков в домашних условиях. Основныме направления работы тьютора с родителями: установление контакта, объяснение задач, составление плана совместной работы; оказание родителям эмоциональной поддержки; содействие в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития; формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи; формирование  интереса к получению практических умений в процессе обучения и социализации ребенка; проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.  Одновременно тьютору необходимо отслеживать результативность используемых методов и своевременно заменять неэффективные, постоянно взаимодействуя со всеми специалистами, работающими с ребенком и его родителями.

На завершающем этапе сопровождения тьютор отражает результаты проделанной работы в мониторинговых картах, индивидуальных дневниках тьюторантов, выявляет положительные и отрицательные моменты в работе, определяет причины продуктивности и непродуктивности тех или иных методов.

Таким образом, начиная выстраивать процесс сопровождения в условиях коррекционной школы, тьютору необходимо не только понимать сущность тьюторства, но и учитывать специфику сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, вести соответствующую документацию и, конечно же, как любому специалисту, постоянно совершенствоваться в своей деятельности.

Литература

1.Медова Н.А. Обучение и развитие детей со сложными комплексными нарушениями. Методическое пособие. Томск – 2013.

2. Профессия «Тьютор»/ Ковалева Т.М.[и др.]-М.,СФК – офис, 2012

3. «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества». Материалы XI Международной научно-практической конференции (XXIII Всероссийской конференции) 2018.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тьюторское сопровождение учащихся на 1 ступени обучения

Образовательное пространство ученика начальной школы представлено урочной и внеурочной   деятельностью.            В соответствии с утв...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях коррекционных образовательных учреждений.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях коррекционных образовательных учреждений...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, незави...

Выступление на курсах тьюторов г. Салехард 2016. "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"

Перезентация на тему: "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"....

Организация тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования

Сегодня в инклюзивной образовательной организации в сопровождении нуждается и учащийся с особыми возможностями здоровья, и детское сообщество, которое с ним взаимодействует, и учителя, и родители ребе...

Формирование читательского интереса у учащихся с овз в условиях коррекционной школы

Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с овз. Во-первых, чтение- средство повышения уровня общего развития учащихся. Это особенно важно для детей с овз, так как они с большим тр...

«Модель организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ на базе общеобразовательного учреждения»

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования д...