Рабочая программа Внеурочной деятельности (включая коррекционно – развивающую область) «Развитие познавательной сферы» 4 класса (вариант 2.3) на 2020 - 2021 учебный год
рабочая программа (4 класс)

Варако Екатерина Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности (включая коррекционно – развивающую область) «Развитие познавательной сферы» для  4 класса составлена в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки РФ от 19. 12. 2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», на основе  адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих обучающихся с нарушением интеллектуальной сферы (вариант 2.3).

Учебным планом на внеурочной деятельности (включая коррекционно – развивающую область) «Развитие познавательной сферы» предусмотрено 2 часа.

Нормативный срок освоения адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих обучающихся (вариант 2.3), с нарушением интеллектуальной сферы составляет 5 лет (I-V) классы.

Формирование  мышления и речевого развития осуществляется в тесной связи с программой по общеобразовательным предметам, индивидуальным занятиям по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи и внеклассным занятиям. Речевой материал по основным темам, которые предлагаются в данное время на уроках, совпадают с темами и речевым материалом этих занятий.

Количество часов в год: 68 ч., количество часов в неделю: 2 ч

В настоящее время учебно – методический комплекс внеурочной деятельности (включая коррекционно – развивающую область) «Развитие познавательной сферы» находится в стадии разработки Министерством образования и науки РФ. В связи с этим в федеральном перечне отсутствуют учебники для обучающихся 4 класса (вариант 2. 3).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_razvitie_poznavatelnyh_protsessov_4_klass_variant_2.3.docx50.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Тульский областной центр образования»

Утверждаю

директор

_______________ С. А. Полянский

Приказ от ____________г. №__________

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

(включая коррекционно – развивающую область)

 «Развитие познавательной сферы»

4 класса

 (вариант 2.3)

на 2020 - 2021 учебный год

Количество часов в неделю: 2

Количество часов за год: 68

Составлена:

учителем Е. В. Варако

Рассмотрена на заседании ШМО:

протокол от________________ № __

Согласована:

заместителем директора по УВР

___________________О. Н. Жуковой

2020, г. Тула

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности

(включая коррекционно – развивающую область)

«Развитие познавательной сферы»

Рабочая программа внеурочной деятельности (включая коррекционно – развивающую область) «Развитие познавательной сферы» для  4 класса составлена в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки РФ от 19. 12. 2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», на основе  адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих обучающихся с нарушением интеллектуальной сферы (вариант 2.3).

Учебным планом на внеурочной деятельности (включая коррекционно – развивающую область) «Развитие познавательной сферы» предусмотрено 2 часа.

Нормативный срок освоения адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих обучающихся (вариант 2.3), с нарушением интеллектуальной сферы составляет 5 лет (I-V) классы.

Формирование  мышления и речевого развития осуществляется в тесной связи с программой по общеобразовательным предметам, индивидуальным занятиям по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи и внеклассным занятиям. Речевой материал по основным темам, которые предлагаются в данное время на уроках, совпадают с темами и речевым материалом этих занятий.

Количество часов в год: 68 ч., количество часов в неделю: 2 ч

В настоящее время учебно – методический комплекс внеурочной деятельности (включая коррекционно – развивающую область) «Развитие познавательной сферы» находится в стадии разработки Министерством образования и науки РФ. В связи с этим в федеральном перечне отсутствуют учебники для обучающихся 4 класса (вариант 2. 3).

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности (включая коррекционно – развивающую область) «Развитие познавательной сферы» для  4 класса составлена в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки РФ от 19. 12. 2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», на основе  адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих обучающихся с нарушением интеллектуальной сферы (вариант 2.3).

Адаптированная основная образовательная программа для слабослышащих обучающихся с нарушением интеллектуальной сферы (вариант 2.3) направлена на развитие у них необходимых для жизни в семье и обществе знаний, практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Нормативный срок освоения адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих обучающихся (вариант 2.3), с нарушением интеллектуальной сферы составляет 5 лет (I-V) классы.

Коррекционная программа направлена на развитие познавательной сферы, а также всего комплексного личностного развития слабослышащего школьника со сложной структурой дефекта. Программа содержит разделы, включающие развитие всей структуры познавательной деятельности ребенка:  развитие видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического);  формирование речевого поведения; развитие мелкой моторики пальцев рук; зрительно-пространственной координации, формирование произвольных психических процессов- осознанной регуляции своего поведения, внимания, памяти, выработки навыков самоконтроля.

Учебный курс внеурочной деятельности (включая коррекционно – развивающую область) «Развитие познавательной сферы» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  • способствовать полноценному психическому и личностному развитию  школьника;
  • выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
  • развивать и корректировать психические функции обучающихся;
  • развивать способность обучающихся к обобщениям;
  • развивать у нерешительных обучающихся способность бороться с проявлениями нерешительности и неуверенности;
  • развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;
  • снижать эмоциональную напряженность обучающихся;
  • создавать ситуацию успеха;
  • корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;
  • изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;
  • формировать адекватное поведение обучающихся;
  • формировать учебные мотивы обучающихся;
  • формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;
  • проводить диагностику способностей обучающихся;
  • анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.  

Общая характеристика учебного предмета.

Формирование  мышления и речевого развития осуществляется в тесной связи с программой по общеобразовательным предметам, индивидуальным занятиям по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи и внеклассным занятиям. Речевой материал по основным темам, которые предлагаются в данное время на уроках, совпадают с темами и речевым материалом этих занятий. При формировании понятийного аппарата возможно использование естественных жестов, по мере продвижения глухого обучающегося с интеллектуальной недостаточностью для уточнения в диаде «образ-жест» ведется работа по подражанию учителю, по мере продвижения задача расширяется на триаду «образ-картина-жест», а затем уточняется по схеме «образ-картина-жест - дактильное слово»,  и заключительная часть по схеме «картинка- жест –дактильное/ устно-дактильное слово-печатное слово». Таким образом формируем представления о предметах, действиях с предметами, свойства предметов. Составляем основу для формирования предпосылок сначала элементарной игровой, а потом и учебной деятельности. Используем жесты для осмысления «смотри- посмотрел, видишь – запомни» и т.д.

 Используем элементарные игровые формы ведения занятий, подготавливаем специальный дидактический  материал.

Предлагаемые в программе задания являются типовыми. На их основе могут быть составлены аналогичные задания, игры и упражнения с использованием разнообразного дидактического (учебного) материала, что обеспечит возможность творческой работы учителя, исходя из возможностей каждого из обучающихся.

Дидактические игры, упражнения и задания могут повторяться на различных годах обучения. Темы и содержание занятий, тематический речевой материал подбирается согласно концентрическому принципу обучения. Начиная работать над темой, где предлагается новый речевой материал, необходимо использовать те задания, правила которых ученику уже известны. Знакомый речевой материал предпочтительнее использовать в новых дидактических заданиях. Предъявлять одновременно слабослышащим учащимся новое задание и незнакомый или малознакомый речевой материал нецелесообразно, так как в силу особенностей своего развития таким детям трудно воспринимать сразу две новые дидактические задачи.

Таким образом, развитие познавательной сферы слабослышащих учащихся строится на следующих позициях:

•        практическое овладение логическими умениями, произвольными психическими процессами без использования специальной терминологии, без заучивания каких-либо правил и определений;

•        использование в заданиях естественных ситуаций, знакомых детям из жизненного опыта, а также материала различных учебных предметов;

•        восприятие и воспроизведение речевого материала всех заданий, предъявляемых на занятии;

•        широкое использование разнообразного наглядного материала для обеспечения постепенного осознания детьми значимости логических отношений, их независимости от конкретного содержания материала;

•        целенаправленное, достаточно длительное распределение во времени формирование произвольных психических процессов и приемов логического мышления, происходящих с помощью системы упражнений и заданий, обеспечивающих постепенность становления познавательной сферы.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом (начального общего образования для слабослышащих обучающихся с нарушением интеллектуальной сферы (вариант 2.3)) учебный предмет входит в коррекционно – развивающую область в количестве 2 ч.

Сетка часов.

Предмет

 Количество  

       часов

 в неделю

Количество

часов по четвертям

четвертям

Количество часов

за год

I

II

III

IV

Внеурочная деятельность

 (включая коррекционно – развивающую область) «Развитие познавательной сферы»

2

16

16

20

16

68

Планируемые результаты учебного предмета

Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования адекватно отражают требования стандарта, передают специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов, включая их специальную коррекционную направленность), учитывают возможности и особенности обучающихся, их особые образовательные потребности.

Планируемые предметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабослышащих обучающихся третьего класса включают освоенные знания и умения.

  • Находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам.
  • Находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и так далее).
  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородны.

Личностные:

  • умение оценивать как свои, так и чужие поступки («хорошо» - «плохо»);
  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия;
  • развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;
  • формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Метапредметные:

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • развитие речи, овладение техникой речи;
  • развитие различных видов мышления, памяти, внимания;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Предметные:

  • иметь представление о здоровом образе жизни, о таких понятиях, как: режим дня, здоровое питание, личная гигиена;
  • уметь  анализировать и управлять своей познавательной деятельностью;
  • уметь выполнять действия по образцу, содержащему необходимый способ действия;
  • уметь осуществлять способ действия по прямому указанию на его название (назначение)

Система оценки достижения планируемых результатов

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо использовать систему оценки, ориентированную на адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования глухих детей с легкой  умственной отсталостью, на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования адекватно отражают требования стандарта, передают специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов, включая специальные (коррекционные) предметы), учитывают возможности и особенности обучающихся, их особые образовательные потребности. Результаты начального общего образования глухих с умственной отсталостью оцениваются по его завершении. Результаты оцениваются по освоению глухими с умственной отсталостью содержательных линий всех областей образования, определенных структурой АООП НОО с учетом возможностей обучающихся и особенностей общего и речевого развития.

Особенностями такой системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных, и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

Результаты начального образования слабослышащих с легкой формой умственной отсталостью на основе АООП НОО не оцениваются. Стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени нецелесообразна, т. к. темп освоения содержания начального основного образования обучающимися с нарушениями слуха и умственной отсталостью может быть разным.

При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества глухого ребенка с легкой умственной отсталостью: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат творческие и инициативные проявления ученика: вопросы, самостоятельный поиск, выполнение творческих работ.

Система оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной бальной системы: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Полученные результаты отмечаются в индивидуальной карте обучающегося.

Программа оценивания включает полный перечень личностных результатов, указанных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся.

Содержание учебного предмета.

«Индивидуальная программа развития» способствует: оптимизации коррекционно-образовательного процесса; обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов СКОО, обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний, позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы.

Виды деятельности:

1.Познавательная сфера.

-   упражнения и задания на  развитие внимания и памяти;

- задания на развитие и коррекцию  процессов мышления;

- упражнения на развитие мелкой моторики и движений в целом;

- упражнения и задания по профилактике и гигиене зрения;

- упражнения на развитие графических навыков;

- упражнения на развитие  зрительно-пространственной координации;

- упражнения и задания на установление эмоционального контакта со  взрослым.

В структуре  познавательной сферы выделены следующие параметры:

  • развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, зрительно-пространственной координации, а также произвольности психических процессов (внимания, памяти);
  • личностное развитие: мотивационная сфера, умение преодолевать трудности;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие: координация движений, развитие макро моторики в целом, развитие мелкой моторики пальцев рук,
  • социализация.

Тематическое  планирование

(внеурочная деятельность – 2 ч., год – 68 ч.)

 № занятия

Тема

Количество часов

Развитие функций  восприятия.

Развитие временных представлений:

1

Уточнение представлений о времени года.

1

2

Расширение представлений о времени года.

1

3

Уточнение и расширение представлений о времени года.

1

4

Уточнение представлений о месяцах.

1

5

Расширение представлений о месяцах.

1

6

Уточнение представлений о днях недели.

1

7

Расширение представлений о днях недели.

1

8

Уточнение представлений о частях суток.

1

9

Расширение представлений о частях суток.

1

10

Уточнение и расширение представлений о частях суток.

1

11

Развитие восприятия длительности временного интервала.

1

12

Развитие восприятия длительности временного интервала. Практическая работа.

1

Развитие пространственных представлений:

13

Уточнение представлений об определении схемы собственного тела

1

14

Уточнение представлений об определении схемы собственного тела. Зарисовки в тетради.

1

15

“Графический диктант”

1

16

Определение направлений в пространстве.

1

17

Определение направлений в пространстве. Рисование по точкам.

1

18

Наложенные рисунки

1

19

Анализ пространственных взаимоотношений.

1

20

Анализ пространственных взаимоотношений. Анализ, выполненной работы.

1

21

Составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь

1

22

Составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь. Практическая работа.

1

23

Развитие навыков графического воспроизведения направлений

1

24

Развитие навыков графического воспроизведения направлений. Закрепление словаря.

1

25

Нахождение заданной фигуры из двух или более изображений.

1

26

Развитие зрительно-моторной координации.

1

27

Развитие зрительно-моторной координации. Найди лишнее.

1

Работа по развитию функций памяти и слухового восприятия.

28

Развитие объема кратковременной слуховой памяти.

1

29

Развитие объема кратковременной слуховой памяти. Работа с карточками.

1

30

Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения)

1

31

Развитие фонематического восприятия.

1

32

Развитие фонематического восприятия. Закрепление словаря.

1

33

Игра “Внимательный художник”

1

34

Развитие эмоциональной памяти.

1

35

Развитие эмоциональной памяти. Работа с карточками.

1

36

Игра “Найди отличия”.

1

37

Развитие памяти на цифры, буквы.

1

38

Развитие памяти на слова.

1

39

Формирование долговременной слуховой логической памяти.

1

40

Формирование долговременной слуховой логической памяти. Закрепление словаря.

1

Развитие функций внимания

41

Развитие устойчивости внимания.

1

42

Развитие устойчивости внимания. Задание по карточке.

1

43

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах.

1

44

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах. Практическая работа.

1

45

Развитие концентрации внимании.

1

46

Развитие концентрации внимании. Найди лишний предмет.

1

47

“Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу)

1

48

“Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу). Анализ выполненной работы.

1

49

Развитие переключения внимания.

1

50

Развитие переключения внимания. Работа по карточке.

1

51

Составление простых узоров из карточек по образцу

1

52

Составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”);

1

53

Знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень

1

54

Знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски)

1

55

Расширение объёма внимания.

1

56

Расширение объёма внимания. Работа по карточке.

1

57

Игра: “Внимательный художник”.

1

58

Игра: “Внимательный художник”. Дорисуй недостающий элемент.

1

59

Развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.

1

60

Развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией. Закрепление словаря.

1

61

Игра: “Запутанные дорожки”.

1

62

Игра: “Запутанные дорожки”. Найди верную дорожку.

1

63

Развитие наглядно-действенного мышления.

1

64

Развитие наглядно-действенного мышления. Работа по карточке.

1

65

Развитие наглядно-образного мышления.

1

66

Развитие наглядно-образного мышления. Работа по карточке.

1

67

Развитие образно-логического мышления.

1

68

Развитие образно-логического мышления. Работа по карточке.

1

Всего:

68

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов средств

материально-технического обеспечения

Краткое описание используемого материала

                                           Книгопечатная продукция

Адаптированная общеобразовательная программа НОО для слабослышащих обучающихся с нарушением интеллектуальной сферы (вариант 2. 3)

В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения русскому языку, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-сетка коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха»

Материал содержит: план-сетку коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха»  и конспект одного занятия направленного на развитие...

План работы районного методического объединения учителей начальных классов, музыки и ИЗО на 2020-2021 учебный год

Методическая тема: «Педагогическое проектирование образовательного процесса как условие реализации ФГОС НОО»Цель работы РМО: совершенствование образовательного процесса через пов...

Промежуточная аттестация учащихся 1 класса по литературному чтению за 2020-2021 учебный год. УМК Школа России

Промежуточная работа по литературному чтению содержит задания по пройденному материалу за курс первого класса....

План воспитательной работы в 1 «В» классе НРМОБУ «ПСОШ №2» на 2020-2021 учебный год

План воспитательной работы в 1 «В» классе НРМОБУ «ПСОШ №2» на 2020-2021 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования...