«Развитие восприятия сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) у детей с ОВЗ посредством игр на липучках»
проект (1 класс)

Разумова Наталья Ивановна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sensorika_lipuchki.doc1013 КБ

Предварительный просмотр:

        МБОУ «Школа- интернат №9» г.Саров

Познавательно-творческий проект

 «Развитие восприятия сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) 

у детей с ОВЗ посредством игр на липучках»

Паспорт познавательно – игровой, творческий проекта

1.

Полное название

 «Развитие восприятия сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) 

у детей с ОВЗ посредством игр на липучках»

2.

По доминирующему методу

познавательно – игровой, творческий

3.

Участники проекта

Обучающиеся 1 класса возраста 9-10 лет, учитель, тьютор, учитель-дефектолог, психолог.

4.

Руководитель

Разумова Н.И. (тьютор)

5.

Цель проекта

создать условия для развития восприятия сенсорных эталонов у дошкольников с ЗПР

6.

Задачи

– формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.

– упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

– способствовать развитию у детей  исследовательских умений и навыков;

– обогащать словарный запас;

– развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление) и мелкую моторику.

7.

Сроки реализации

 Март  2023 год.

8.

Краткое содержание

1 этап Подготовительный

• Создание условий для реализации проекта, подбор методической литературы, пособий, подвижных игр, детской литературы, загадок, пословиц и поговорок, видео материалов, материально технической базы.

• Организация пространственно- развивающей среды, подбор пособий, подборка художественной литературы, иллюстраций.

• Подбор музыки для релаксации и отдыха, настольно-печатные игры, конспектов по двигательно-оздоровительной деятельности. Анализ литературы, изготовление пособий на липучках, разработка рекомендаций родителям и воспитателям группы

  1. этап Основной (реализация проекта)

Приложение 1

Консультация  для воспитателей «Дидактические игры для развития восприятия сенсорных эталонов у детей с ОВЗ»

учитель-дефектолог

октябрь

Консультации для родителей: «Развиваем ребенка в игре»

Проведение дидактических игр 

«Найди пару», «Подбери такой же»,  «Подбери по образцу», «Разложи по домикам», «Разноцветные заборчики», «Рассели жучков», «Найди одинаковые», «Разноцветные мячи», «Большой – маленький», «Геометрическая палитра», «Рассели рыбок», «Бусы», «Продолжи ряд», «Геометрические закладки», «Составь узор из фигур» и др.

учитель-дефектолог

воспитатели группы

ноябрь –

апрель

Проведение практикума для родителей «Использование игр на липучках для развития восприятия сенсорных эталонов у детей с ОВЗ»

 

3 этап Заключительный (декабрь)

  • Обработка результатов по реализации проекта
  • Участие в празднике «Новогодний карнавал»
  • Оформление газеты «Новый год у ворот» 
  • Оформление класса с использованием совместных работ детей и родителей
  • Представление опыта работы в ДОУ и на ГМО

9.

Материально-техническое обеспечение проекта

Альбомы для рассматривания; подборка художественных и музыкальных произведений по данной теме; дидактические, подвижные игры, физкультминутки; материал для продуктивной деятельности.

Актуальность проекта:


Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Через активное познание предметов, их сравнение происходит и интеллектуальное развитие детей с ОВЗ.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

У дошкольников с ЗПР недостаточно сформированы понятия формы, цвета, размера, дети затрудняются в выделении признаков предметов.  Накопление представлений у детей с ОВЗ о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка, будет являться условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Реализация принципа интеграции

через систему задач по теме «Новый год у ворот»

Образовательная область

Образовательные задачи

Речевое развитие

Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог(для разговаривающих детей). Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение художественных произведений о новогоднем празднике.

Познавательное развитие

Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

Социально – коммуникативное  развитие

Развивать умение общаться со сверстниками, работать в группе и индивидуально. Выполнять установленные нормы поведения во время совместной деятельности.   

Художественно – эстетическое развитие

Развивать и совершенствовать творческие способности детей при использовании разнообразных изобразительных материалов. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру.  Упражнять в умении выполнить работу аккуратно, доводить её до завершения.

Физическое развитие

Формировать физические качества детей, умение координировать свои действия посредством их участия в подвижных, хороводных, пальчиковых играх.                                                  

Приложение 1

Планирование коррекционно-образовательной работы с детьми  рамках проекта «Новый год у ворот»

Образовательная область

Непосредственно-образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Речевое развитие

Ознакомление с окружающим «Снеговик – почтовик»

Беседы:

  • Беседа «Что такое Новый год?» Заучивание стихов и загадок по опорным картинкам.
  • Реч. игра «Расскажи, чем тебе нравится зима», «Что перепутал художник», «Расскажи, как ты украсил елочку дома».
  • Беседа «Опасный лед», «Как нужно одеваться зимой», «Осторожно, бенгальские огни!»
  • Пальч. Игры «Снежок» «Елка»

Познавательное развитие»

  • Эксп-ние «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием низкой температуры». «Освобождение бусинок от ледяного плена».

Художественно – эстетическое развитие»

«Морозные узоры»

 (нетрадиционное рисование).

Лепка «Девочка в длинной шубке»

  • Творческая мастерская «В гостях у Снегурочки».
  • Дид. игра «Дорисуй снежинки» Лепка «Снеговик».
  • Коллективная работа  «Снегири» - яркие комочки.
  • Изготовление книжки-малышки со стихами.
  • Выставка детского рисунка «Хорошо зимой гулять» З. Александрова «Елочка» - заучивание. С.Есенин «Поет зима - аукает» - чтение.С. Дрожжин: «Улицей гуляет» - чтение.И.Суриков «Зима»
  • Хор. игра «Снегири», «Воробей»

Социально – коммуникативное развитие

  • Изготовление построек на участке, изготовление цветных льдинок для украшения участка.
  • Трудовое поручение на прогулке «Помогаем взрослым украшать участок»
  • Дид. игра «Украсим елочку», «Какая игрушка по форме»

Физическое развитие

            П/и  «Попади в мишень», «Снежная баба»

  • Прогулки за территорию школы «В гости к елочке».

Итоговое мероприятие: Участие на новогоднем утреннике «Здравствуй праздник новый год».

Литература

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.

3. И.Г. Гаврилова. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб «Детство Пресс» 2008г.

4.И.Н. Котова, А.С. Котова . Русские обряды  и традиции .Народная Кукла .-СПб: «Паритет» 2008.

5.Е. В.Берестнёва  Н. В.Догаева. Кукольный сундучок.-  Москва «Белый город»  

6.Т.Сысоева Кукольный календарь  Каргополь 2006г.

7. Журнал Цветной мир. №1 2009 г. Народная игрушка. Москва.

8.Т.А. Бударина. О.Н. Корепанова. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб «Детство Пресс» 2008г.

9.Журнал. Читаем, учимся, играем.№1,2,3,8,6- 2007г. «Либерия библиопринт»

ФОТООТЧЕТ

   

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Простые и эффективные дидактические игры для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста".ПРЕЗЕНТАЦИЯ

материал презентации послужит хорошим методическим пособием и для масстер-класса для воспитателей и родителей...

Коррекционные занятия для обучающихся с проблемами в интеллектуальной сфере." Усвоение сенсорных эталонов (цвет)"

  Серия коррекционных занятий по формированию у обучающихся 1 класса представлений о цвете. Состоит из 5  занятий. Занятия направлены на формирование цвета: красный, оранжевый, жёлтый...

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Настольная игра «Волшебная фигура» как способ развития запоминания сенсорных эталонов обучающимися с ОВЗ

Предложенная игра поможет обучающимся с ОВЗ начальных классов изучить уровень развития запоминания геометрических фигур и способности обучающихся в определении цвета с помощью игры «Волшебная фигура»...

Развитие зрительного восприятия 3 класс. Тема: Анализ сложной формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов.

Цель: Учить детей  анализировать строение сложной формы предмета с помощью вписывания сенсорных эталонов формы (круг, овал, прямоугольник и т.д.).Формировать предметные представления и способы об...

Конспект занятия по "Развитию зрительного восприятия": Развитие восприятия цвета, формы, величины, расстояния предметов

Цель: Развитие зрительного восприятия различных характеристик предметов: цвета, формы, величины, расстояния.Задачи:1. Развитие представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении пре...

Технологическая карта урока по русскому языку "Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета"

Урок русского языка в 4 классе Цель: формирование навыка различения признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета...