Презентация «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
презентация урока для интерактивной доски

Игнатьева Елена Владимировна

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.  Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Игнатьева Е.В. МАДОУ ДС №155 г.Тюмень 2022 г

Слайд 2

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.

Слайд 3

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка. Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.

Слайд 4

Цель мероприятия . Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логическими блоками Дьенеша . План проведения мастер-класса: 1.Знакомство с блоками Дьенеша . 2.Практические игры и упражнения с блоками. 3.Заключение.

Слайд 5

Золтан Пал Дьенеш ( венг. Zoltán Pál Dienes ; 1916 — 2014 ) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета . Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми элементарных математических понятий посредством увлекательных логических игр. Сайт: zoltandienes.com

Слайд 7

Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют: * Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. * Развивать пространственные представления. * Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации). * Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления. * Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. * Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. * Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. * Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. * Развивать речь. * Успешно овладеть основами математики и информатики.

Слайд 8

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. а ) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”); в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места. Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Слайд 9

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур : а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) трёх цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером,толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры

Слайд 10

Формы работы: Непосредственная образовательная деятельность,обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения) Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры)

Слайд 11

Занятия с детьми по блокам представляют собой фрагменты игровой деятельности в режимных моментах . Воспитатель может организовать их индивидуально или с небольшой группой детей утреннее или вечернее время как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Таким образом, пособие может быть полезно в работе с детьми воспитателям всех групп дошкольного возраста.

Слайд 12

Заниматься с логическими фигурами могут малыши со второй младшей группы. Вначале предоставляю детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками они приходят к выводу, что блоки имеют разный цвет, форму, размер что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, домики и т.д Малышам предлагаются самые простые игры. Группировка по разным признакам: Найди все фигуры (блоки ) по цвету (по форме, размеру ). Найди все фигуры , как эта по цвету и форме(по форме и размеру, по размеру и цвету). Д/и «Что изменилось?», «Цепочка», « Найди клад»

Слайд 13

Д/и « Мои игрушки» И спользуя готовые печатные альбомы, выложить плоскостное изображение. Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу . .

Слайд 14

Игра «Раздели фигуры» (развитие умения группировать фигуры по величине) К детям в группу приходят две куклы (большая и маленькая), приносят коробки с фигурами. Дети знакомятся с куклами. Ведущая обращает внимание детей на то, что куклы разной величины, большая и маленькая. Ставит кукол рядом и просит показать большую и маленькую. Куклы предлагают детям поиграть фигурами. Блоки выкладываются на ковёр, ведущая предлагает детям взять фигуры в руки, рассмотреть и поиграть. После игры нужно собрать фигуры, в одну коробку - большие, а в другую - маленькие. Куклы просят помощи у детей. Ведущая предлагает в коробку к большой кукле собрать большие, а в коробку к маленькой маленькие. Куклы благодарят детей за помощь.

Слайд 15

Игра «Большой – маленький» (умение соотносить величину предмета с движением) Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают. Игра «Мышки – норушки» (умение различать цвета) К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определённого цвета и приносят их в «норку» к мышке.

Слайд 16

Дидактическая игра «Найди клад» Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша , и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы. Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

Слайд 17

Следующий шаг – это развитие умения кодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением. Для такого варианта игры используют логические карточки со следующими обозначениями:

Слайд 18

Цвет - обозначается пятном; форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,); величина - силуэт домика (большой, маленький); толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Слайд 21

С детьми среднего и старшего школьного возраста используются более усложнённые варианты занятий. Используются символы для кодирования признаков. А так же вводятся карточки «отрицания»

Слайд 22

Дидактическая игра «Самосвал» Дидактическая игра « Засели дом»

Слайд 23

Дидактическая игра «Найди меня» Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру. Возможно использовать слова: «Блоки, разные желтые, синие и красные. Всем нам они знакомые, найдите меня!»

Слайд 24

Особый раздел в методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя педагогу развивать аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.

Слайд 25

Игра с обручем «Посади клумбу»

Слайд 27

Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим и занятие по физическому развитию . Организовать его можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами (последние используются в роли предметов-ориентиров, домиков или дорожек).

Слайд 28

Подвижная игра «Воробьи и автомобиль»

Слайд 29

Спортивные игры- эстафеты

Слайд 30

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для: • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; • Развития творческих и физических способностей.

Слайд 31

Литература 1. А.А.Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М., Просвещение, 1991 г. 2.«Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша . (Под ред. Б.б.Финкельштейн . Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год). 3.Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., Акцидент , 1997 г. 4. .«Логические блоки Дьенеша ». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург. 5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», Ярославль, «Академия развития», 1996 6. М.Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г 7.Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких» 8. google.ru 1 . . . .

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок».

Умение рассуждать и доказывать необходимо и взрослому, и ребенку. Оно необходимо специалисту любой отрасли знания и производства. Оно необходимо школьнику для успешного овладения знаниями. Поэто...

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Описание опыта работы в информационно-педагогических модулях...

Развитие логического мышление у детей дошкольного возраста.

Развитие логического мышление у детей дошкольного возраста....

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста.

Все современные учебники для начальных классов содержат  специальные упражнения для развития  логических приемов  умственных действий: сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификаци...

Развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня же задачи несколько иные. Главная задача – научить учиться. И именн...

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста...

Презентация "Использование различных приёмов для развития логического мышления младших школьников на уроках"

Презентация создана для учителей, которые желают развивать у своих обучающихся логическое мышление на уроках русского, математики, окружающего мира и в целом в любой жизненной ситуации мыслить и посту...