«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога.
учебно-методический материал (1 класс)

Низовцева Елена Леонидовна

"Школьный старт" - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.

Он позволяет:

- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

- создать основу для развития универсальных учебных действий;

- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_start_vystuplenie.doc406.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога

Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества.

К самому себе.

        Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает.

        На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги.

        Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.

Он позволяет:

- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

- создать основу для развития универсальных учебных действий;

- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Уникальность диагностики

Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:

- обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,

- позволяют включиться в учебный диалог на уроке,

- помогают организовать деятельность на уроке и др.

Своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.

С первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:


В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме:

Мы выделили 17 умений, входящих в структуру педагогической готовности:

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ:  Умение РЕБЕНКА

  1. выделять из потока информации отдельные детали, исходя из поставленной задачи.        
  2. воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления.        
  3. видеть существенные признаки (понятия) в образе воспринимаемого объекта.
  4. придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения.        
  5. опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: Умение РЕБЕНКА

  1. устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями.        
  2. устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями.
  3. устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями.
  4. выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей.        оперировать одной и той же информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при решении учебной задачи.        
  5. находить закономерность в изучаемой информации.        
  6. анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий.

КОНТРОЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) УМЕНИЯ: 

  1. соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия.        
  2. следовать инструкции при выполнении учебных действий        

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ:        

  1. использовать речь взрослого, как источник информации при решении учебной задачи.

ЛИЧНОСТНЫЙ  КОМПОНЕНТ:  

16)мотивационная готовность ребенка решать учебные задачи высокого уровня сложности.

17)положительное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности        

Основная процедура, которую мы предлагаем для определения уровня педагогической готовности ребенка, - это письменное диагностическое задание. Для каждого показателя разработано свое задание, вместе они составляют индивидуальную диагностическую тетрадь, в которой работает ученик.

Как устроена диагностика

Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.

Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.

Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.  

   

Как проводится диагностика

Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника.


Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.

«Методические рекомендации. Педагогическая диагностика стартовой готовности                 к успешному обучению в начальной школе», стр. 27.

Обработка результатов диагностики

Мы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.

Что дает учителю диагностика

«Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней  осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.

Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка

Как научиться проводить диагностику

- Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики.

- Можно пройти обучение на однодневном семинаре, который проводят Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова.

- Информацию о семинарах можно получить на сайтах  

        www.tochkapsy.ru  и  www.zankov.ru 

Школьный старт: что дальше?

Успешный старт – хорошее начало обучения в школе!

Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов. Мониторинг также выстраивается на системе специальных диагностических заданий и проводится в феврале-марте каждого года обучения в начальной школе.

В настоящее время готовится к изданию программа мониторинга метапредметных образовательных результатов для 1 и  2 классов

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования дает качественно новое представление о содержании начального образования. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие «универсальные учебные действия» - ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса, складывающейся из комплекса показателей. Владение учащимся основами умения учиться, оперировать тем или иным способом решения задач, сотрудничать; ценностное отношение к собственному здоровью; гражданская и этническая самоидентификация – все это становится объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности ребенка и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений.

Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» представляет собой систему проведения мониторинга метапредметных УУД и является продолжением УМК «Школьный старт»(педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе).

Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Программа открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.

Данная программа – это только начало системы диагностической         работы учителя. Без систематического отслеживания качества работы в условиях внедрения новых образовательных стандартов педагогу не обойтись. Универсальные учебные действия формируются на протяжении всех 4-х лет обучения, формируются поэтапно и на каждом этапе своего развития нуждаются во внимании со стороны педагога. В настоящее время разрабатывается программа мониторинга метапредметных универсальных учебных действий для 1 и 2 класса. Уже в середине будущего учебного года этот мониторинг будет необходим всем педагогам, обучающим первоклассников по Федеральным образовательным стандартам нового поколения.

Какие пособия использовать для проведения диагностики?

В УМК «Школьный старт» входят:

- рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.)

- методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.).

Какие пособия использовать для проведения

мониторинга развития УУД учащихся?


В УМК «Учимся учиться и действовать» входят:
- рабочая тетрадь для 1 класса (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова); 
- методические рекомендации к рабочей тетради для 1 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая); 
- рабочая тетрадь для 2 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова);
- методические рекомендации к рабочей тетради для 2 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова).

- рабочая тетрадь для 3 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, М.Р. Битянова,Т.В. Беглова);
- методические рекомендации к рабочей тетради для 3 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова)

Подробная аннотация к пособиям для 1 класса, для 2 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога.

«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога....

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Выступление на педсовете "Диагностика готовности к обучению".

       Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задает...

"Школьный старт" диагностика готовности к школе.

Этот материал позволит педагогу сделать правильный выбор при подборе КИМов УУД для первоклассника....

«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению

Материал для учителей, работающих в 1 классе....

«Школьный старт» «Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.Он позволяет:- получить достоверную информацию о то...

Стартовая диагностика готовности ребенка к школьному обучению по программе "Начальная школа 21век"

Приемственность детского сада и школы. Обследование первоклассников на готовность к школьному обучению по программе "Начальная школа 21век"....