Доклад формирование чит.грамотности
консультация (4 класс)

Оюн Валерия Викторовна

Доклад чит.грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_oyun_valaeriya.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения

        Актуальность темы исследования. В настоящее время актуальным является формирование у младших школьников основ читательской грамотности, поскольку игры и социальные сети ставятся в противовес чтению познавательной и художественной литературы. Учитель должен не только сформировать положительную мотивацию к чтению, научить читать, но и воспитать активного, самостоятельного читателя, который будет соответствовать портрету выпускника, прописанному во ФГОС НОО.

        Читательская грамотность определяется как интегративная характеристика личности, которая складывается из способности к чтению, наличию личностного отношения к произведению и основывается на читательской самостоятельности младших школьников.

          Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности школьников.

        Предмет исследования: читательская грамотность на уроках литературного чтения.

        Цель исследования – выявление условий организации работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения.

        Гипотеза исследования: формирование читательской грамотности младших школьников будет успешным, при условии следующей организации работы:

  1. Применять организационные методы и технологии, которые работают для обучения грамотности читателей;
  2. Разрабатывать учебные задания на существующие группы читательских умений;
  1. общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
  2. нахождение информации, данной в явном виде;
  3. интерпретация текста и обобщение информации;
  4. анализ содержания текста его формы и оценка.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучить сущность читательской грамотности в психолого-педагогической литературе;
  • Определить особенности формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения;
  • Изучить приемы формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения;
  • Провести опытно-экспериментальное исследование.

        Методы исследования:

- теоретические: изучение, анализ и обобщение положений научной литературы по теме работы;

- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент (этапы: констатирующий, формирующий и контрольный), а также метод статистической обработки данных.

1.1. Сущность читательской грамотности в психолого-педагогической литературе

        Е.П. Климова определяет читательскую грамотность, как интерес к чтению, желание и потребность воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме. Такой тип грамотности наблюдается у школьника, который только приобщается к процессу чтения.

        Говоря о читательской грамотности целесообразно разобрать понятие «грамотности», которое обсуждается на протяжении последних десятилетий.         В своем педагогическом словаре А.М. Новиков определяет грамотность как владение человеком навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка. Грамотность, пишет А.М. Новиков, это один из базовых показателей культурного развития населения, а применительно к школе - одно из важнейших условий и показателей качества обучения. Грамотность имеет и более широкое толкование - как определенная степень владения знаниями в той или иной области и умениями их применять [20].

        Г.А. Цукерман в своей статье «Оценка читательской грамотности» определила грамотность как владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста [32].

        Проблемы психологии чтения и грамотности Л.С. Выготский осветил в книге «История развития высших психических функций» в главе «Предыстория развития письменной речи». Он показал, что овладение письменной речью, как огромный переломный момент во всём культурном 8 развитии ребёнка, возможно только благодаря умению ребёнка «читать и, следовательно, обогащаться всем тем, что создал человеческий гений в области письменного слова». В развитии высших форм письменной речи Л.С. Выготский подчеркнул важность молчаливого и громкого чтения.

1.2. Условия формирования читательской грамотности младших школьников

        Подробный и качественный анализ факторов, обеспечивающих формирование читательской грамотности, так же представлен в книге «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других» под редакцией И.Д. Фрумина.         

        К ним относятся факторы следующих уровней:

  • факторы уровня школы;
  • факторы уровня учителя;
  • факторы уровня ученика [19].

        Факторы уровня школы подразумевают под собой то, как учебное заведение должно выстраивать образовательный процесс, чтобы обеспечивать формирование читательской грамотности.

        Факторы уровня учителя включают в себя то, как учитель должен планировать работу, которая будет обеспечивать формирование читательской грамотности.

        Факторы уровня ученика включают в себя то, как ученик строит собственную читательскую деятельность, работу с текстами, с информацией.

1.3. Особенности формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

        Д.Б. Эльконин считает, что чтение на начальном этапе формирования есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели [34].

        Невозможно осуществить читательскую деятельность, если не сформировать определенные умения и навыки, т.к. читать можно не иначе, как только намеренно научившись этому.

        Структуру читательской деятельности:

  • технический;
  • смысловой;
  • читательскую самостоятельность.

        Читательская грамотность не формируется обособленно, все умения, которые образуют систему, при обращении к каждому новому произведению, формируются одновременно, так как более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

        Читательская грамотность младших школьников на уроках литературного чтения состоит из умений, которые взаимосвязаны:

  • умение воссоздавать в воображении художественные картины, изображенные писателем с помощью слова. Впервые данное умение было выделено Н.Я. Мещеряковой и Л.Я. Гришиной. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий», – отмечал Л.С. Выготский;
  • умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины. Именно с самого начала обучения обязательно нужно уделять внимание развитию способности к переживанию радости, печали и гнева, сострадания в воображаемых обстоятельствах [21]. Чем глубже читатель эмоционально откликается на мир чувств литературных героев, чем дольше проживает с ними их жизнь, тем ярче и полноценнее он воспринимает художественное произведение и тем больше оно воздействует на него и формирует его как человека. Читатель, который способный к такому чтению, проживает не одну, а много ярких и разнообразных жизней. Он становится богаче духовно, если в его чтении сочетаются и ум, и сердце;
  • умение целостно воспринимать образ-персонаж, т.е. эмоционально относиться к нему, сопереживать, радоваться придуманной жизни вымышленного героя. В художественном произведении главная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев;
  • умение видеть логику развития действия (сюжета) в эпическом тексте и развития переживания (лирический сюжет) в лирическом тексте. Важно познакомить младших школьников с понятием сюжета и его составляющими элементами: завязкой действия, развитием, кульминацией и развязкой, в процессе работы с эпическим текстом;
  • умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (особая ритмичность, звукопись, виды тропов, повторы, инверсии и т.д.). Основанием для правильной оценки и восприятия изобразительно-выразительных средств языка является представление о слове, как о способе для создания художественного образа, и для высказывания авторского отношения, которому дети учатся, анализируя тексты;
  • умение осваивать идею произведения, понимать авторскую концепцию жизни и человека. Одной из главных задач анализа художественного произведения является постижение авторской идеи.

Слайд 7.1.4. Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

        Рассмотрим приемы в рамках актуальных педагогических технологий.

        1. Технология критического мышления, важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать разнообразные стороны явлений).

        В рамках данной технологии предлагается использованием следующих приемов:

  • прием «чтение с остановками», материалом проведения которого выступает повествовательный текст. На начальной стадии урока младшие школьники по названию текста высказывают свои предположения, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока осуществляется чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента школьники высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета;
  • прием «работа с вопросником», используемый при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт;
  • прием «Знаю, узнал, хочу узнать», используемый как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Детям предлагается таблица с тремя графами «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать», в которой они самостоятельно записывают ответы;
  • прием «уголки», использование которого предполагается при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами из текста;
  • прием «написание творческих работ», играющий большую роль на этапе закрепления изученной темы. Например, младшим школьникам предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение;

        2. Технология проблемного обучения, предполагающая создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления.

        Существуют следующие приемы создания проблемных ситуаций:

  • проблемные ситуации между двумя (или более) положениями:
  • одновременное предъявление противоречивых фактов, теории или точки зрения;
  • «столкнуть» разные мнения школьников с помощью вопроса или практического задания;
  • проблемные ситуации между житейским представлением младших школьников с помощью вопроса или практического задания «на ошибку», а затем предъявляется научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

        Слайд 8. 3. Проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение результата – создание проекта.

        Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:

  • написание сочинения-рассуждения на заданную тему;
  • выполнение творческой работы – иллюстрации произведения, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;
  • сочинение своего стихотворения, басни, сказки [5].

        4.  Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия. На этапе закрепления изученного материалы рекомендуется использование следующих приемов:

  • «мим-театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами одного из героев произведения, а класс отгадывает;
  • «крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков;
  • «древо мудрости», которое заключает в том, что сначала быстро, но внимательно младшие школьники читают текст. Далее каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске).

        5. Информационно-коммуникационная технология, которая в рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она предусматривает работу с разными источниками информации. При проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

        6. Здоровьесберегающая технология, которая является неотъемлемой частью урока литературного чтения. Она обеспечивает создание на уроке зоны психологического комфорта.

        7. Личностно-ориентированная технология, предполагающая создание на уроке учебной ситуации, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности младших школьников.

Выводы по первой главе

  1. Грамотность в чтении выступает побудительной силой, заставляющая младшего школьника взять книгу, прочитать ее, получить от этой книги эмоционально-положительное наслаждение и отразить свои впечатления от прочитанного.
  2. Формирование читательской грамотности у младших школьников предполагает создание необходимых для этого условий, а также учет факторов на уровне школы, на уровне учителя и на уровне ученика.
  3. Получение и усвоение информации на уроке и во внеучебное время определяется как один из основных способов чтения. Как вид речевой деятельности, чтение предоставляет огромные возможности для эстетического, умственного и речевого развития обучающихся.
  4. Сформированность читательской грамотности предоставляет обучающимся возможность использования письменных текстов как основного ресурса самообразования, что является необходимым условием для успешного обучения младшего школьника.

Определение исходного уровня читательской грамотности учащихся

Опытно – экспериментальная работа осуществлялась в три этапа.

Констатирующий этап имел цель выявления первоначального уровня сформированности читательской грамотности учащихся.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на развитие уровня читательской грамотности школьников посредством различных приемов.

Целью контрольного этапа опытно-экспериментальной работы являлась проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе исследования.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы проходил на базе МБОУ «СОШ с. Межегей» республики Тыва Тандынского района. 

Для осуществления эксперимента были определены контрольный и экспериментальный класс: 4 «А» (16 учащихся).

        Диагностика проводилась в течение двух уроков, в ходе которых учащимся предлагался художественный текст, и разработанные к тексту задания, на существующие группы читательских умений.

        Диагностика включала 8 вопросов, на каждое читательское умение по 2 вопроса. Работа состояла из 2 вариантов. Каждый вариант содержал художественный текст, рассказывающий о природе:

  • 1 вариант по Виталию Бианки произведение «Три весны»;
  • 2 вариант по Евгению Чарушину произведение «Рябчонок».

        В работе оценивалась сформированность четырех групп читательских умений:

  • Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
  • Нахождение информации, данной в явном виде;
  • Интерпретация текста и обобщение информации;
  • Анализ содержания текста его формы и оценка.

        Диагностическая работа показала следующие результаты, которые отражены в таблице 1 и рисунке 1.

        В таблице 1 показано то, насколько успешны учащиеся 4 в выполнении заданий на разные группы читательских умений.

Слайд 10. Результаты констатирующего исследования в 4 классе на слайде в таблице.

        По полученным данным, у учащихся 4 класса были диагностированы следующие уровни понимания текста:

        В классе учащихся с высоким уровнем понимания текста 4 человека, что составляет 25 % учащихся класса. Это означает, что учащиеся продемонстрировали способность делать собственные выводы, основываясь на тексте, понимать существенные сообщения текста, и способны к интерпретации событий, описанных в произведении.

        В классе учащихся со средним уровнем понимания текста 7 человек, что составляет 44 % учащихся класса. Это значит, что учащиеся этого уровня продемонстрировали умение вычитывать события и действия, данные в явном виде, интерпретировать очевидные основания действий героев.

        Учащихся с низким уровнем понимания текста 5 человек, что составляет 31% учащихся класса. Учащиеся данного уровня успешно справлялись с заданиями поиска и извлечения явно описанной информации в тексте, либо такой информации, которая сообщается в начале текста.

        Полученный данные отражены на рисунке.

        Слайд 11. Таким образом, сложней всего учащимся даются задания, где необходимо анализировать содержание, язык и структуру текста, оценивать полноту и достоверность информации. Интерпретация текста также вызывает сложности. Чуть больше учащихся справляются с заданиями, где существуют некоторые недосказанности, где нужно самостоятельно сформулировать вывод, это задания на ориентацию в содержании текста. Лучше всего школьникам удается поиск информации, представленной в явном виде. По результатам анализа выполненных работ становится понятно, что не у всех учащихся сформирован навык работы с информацией.

2.2. Организация работы по формированию читательской грамотности учащихся на уроках литературного чтения

        По итогам проведенных нами методик мы получили данные о том, на каком уровне сформированность читательской грамотности находится у школьников.

        С целью формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения мы разработали комплекс заданий для обучающихся 4 класса, используя содержание программы «УМК Школа России».

Слайд 12. Задачи комплекса заданий:

№ п/п

Название Блока Задач

Содержание

1

Образовательные

продолжить работу над повышением качества технической стороны чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью;  способствовать формированию читательских умений: умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст по названию / иллюстрации; умения воспринимать изобразительно-выразительные средства 46 художественного языка; умения эмоционально откликаться на художественные образы и картины; умения воссоздавать в воображении художественные картины; умения осваивать идею произведения, понимать авторскую концепцию жизни и человека.

2

Развивающие

развивать память, образное и логическое мышление, творческие способности младших школьников;  развивать речь: оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы.

3

Воспитательные

воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;  воспитывать интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;  воспитывать взаимоуважения в детском коллективе, умение работать в паре, слушать, понимать и принимать точку зрения сверстника

        Предложенный комплекс заданий представлен в структуре урока литературного чтения.

        Слайд 13. Задание 1. На этапе целеполагания на уроке литературного чтения, младшим школьникам предлагается самостоятельно определить содержание своей деятельности.

        Для этого учитель записывает на доске предложения, требующие продолжения:

        Цель нашего урока – развивать читательские умения, а значит…

Тексты будем мы …,

Информацию из текста …,

Точку зрения …,

На вопросы …,

И, конечно, без сомнения,

Речь при этом ...!

        Задание 2. На этапе актуализации знаний педагог обращается к читательскому опыту обучающихся, их читательскому кругозору. - На доске записаны ФИО авторов сегодняшних произведений. - Что мы о них знаем? Какие произведения этих авторов вы читали?

        Задание 3. На этапе первичного анализа произведения младшим школьникам предлагается система вопросов, которая направлена на выявление понимания содержания текста после его прочтения (прослушивания).

        Проиллюстрируем ход ведения свободной беседы на примере стихотворения Е.А. Баратынского «Весна, весна!» и басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

        Задание 4. Для формирования умения видеть логику развития действия в художественном произведении предлагается использовать следующее задание: прочитав произведение, составить план пересказа и озаглавить части текста.

        Задание 5. Исследование в группах (вариация задания 4). Каждой группе детей дается только часть произведения. Для восстановления текста, соединив все части в правильном порядке, каждой группе нужно определить героев анализируемой части текста, выявить связь между ними, установить порядок событий и озаглавить ту часть теста, которую они рассматривают.

        Каждой группе можно предложить рабочий лист, в котором обозначены основные этапы работы в соответствии с разработанным планом:

  • Прочитать свою часть текста.
  • Выписать действующих лиц на рабочий лист, установить связь между ними и определить последовательность событий. Отразить последовательность и связь между героями на схеме.
  • Озаглавить часть произведения. Для представления результатов работы группы можно предложить помощь в виде «Помощников представления» (Н.Б. Шумакова).

        Вместе с рабочим листом учитель предлагает лист с некоторыми подсказками:

  • Мы прочитали… .
  • Мы решили, что действующие герои в этом отрывке… .
  • На схеме мы представили… .
  • Мы решили, что данную часть текста можно озаглавить… потому что … и др.

Слайд 14. 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования

        По окончанию формирующего этапа исследования, нами было проведено повторное диагностирование уровня формирования экологического мышления у младших школьников средствами экскурсионной деятельности. Для достижения данной цели мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.

        Диагностика включала 8 вопросов, на каждое читательское умение по 2 вопроса. Работа состояла из 2 вариантов.

         Каждый вариант содержал художественный текст, рассказывающий о необычных приключениях мальчишек. I варианту предложено произведение «Дорога, которая никуда не ведет» по Джанни Родари, II варианту «Тонино - невидимка» Джанни Родари.

        Диагностическая работа показала следующие результаты:

        В таблице показано то, насколько успешны учащиеся в выполнении заданий на разные группы читательских умений, после проведенной экспериментальной работы.

        По полученным данным, в классе были диагностированы следующие уровни понимания текста:

  • учащихся с высоким уровнем понимания текста 10 человек, что составляет 62 % учащихся класса.
  • учащихся со средним уровнем понимания текста 12 человек, что составляет 75 % учащихся класса.
  • учащихся с низким уровнем понимания текста 4 человек, что составляет 25% учащихся класса. Учащиеся данного уровня успешно справлялись с заданиями поиска и извлечения явно описанной информации в тексте, либо такой информации, которая сообщается в начале текста.

        Проведенные диагностические мероприятия на начало эксперимента и после его окончания позволили констатировать результаты, которые статистически являются достоверными. Следовательно, применение экскурсионной методики дает положительный результат и обеспечивает их воспроизводимость.

        Наблюдается положительная динамика в уровне сформированности у младших школьников читательской грамотности.

Для полного достижения результата требуется длительное время внедрения различных приемов в образовательном процессе младших школьников.

Подводя итоги данной работы, можно сформулировать следующие выводы.

        Формирование читательской грамотности школьников на уроках литературы помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие ребенка, формирование активной личности и компетентного будущего профессионала. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных умений и навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации.

         Мы предположили, что формирование читательской грамотности младших школьников будет успешным, при условии организации работы на следующие умения:

  • Общая ориентация в содержании текста и понимание целостного смысла;
  • Нахождение информации данной в явном виде;
  • Интерпретация текста и обобщение информации;
  • Анализ содержания текста его формы и оценка.

        На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования было рассмотрена сущность и история возникновения понятия «читательская грамотность», его отличие от понятия «читательская компетенция», выявлена оценка читательской грамотности в исследованиях авторов, изучены возрастные особенности учащихся 4 классов, а также определены основные факторы, обеспечивающие формирование читательской грамотности.

        В ходе исследования была проведена экспериментальная работа по организации формирования читательской грамотности на уроках литературы.

        Диагностика показала низкие и преобладающе средние результаты сформированности читательской грамотности школьников.

        Опираясь на результаты диагностики, был разработан и реализован комплекс заданий, направленный на формирование и развитие читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.         Отмеченные задания разнообразны по типу и содержанию, демонстрируют интегративный подход к формированию читательских умений младших школьников, комплекс предлагает включение заданий в структуру урока литературного чтения. Для эффективного использования заданий возможные этапы урока определены, целесообразность работы описана.

        Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента выявил положительные изменения в сформированности читательской грамотности учащихся.

        Использование приемов формирования читательской грамотности на уроках литературы значительно повышает ее уровень у обучающихся, а именно 11 заданий, которые были нами разработаны.

        Вышесказанное позволяет утверждать, что гипотеза о том, что формирование читательской грамотности на предмете «Литературное чтение» будет успешным при условии организации работы на существующие группы читательских умений, верна.

Выводы по второй главе

Определен уровень сформированности читательской грамотности у обучающихся 4 класса в форме работы с текстом.

        Диагностика 1 показала низкие и преобладающе средние результаты.

        Опираясь на результаты диагностики, был разработан и реализован комплекс заданий, направленный на формирование и развитие читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.         Отмеченные задания разнообразны по типу и содержанию, демонстрируют интегративный подход к формированию читательских умений младших школьников, комплекс предлагает включение заданий в структуру урока литературного чтения. Для эффективного использования заданий возможные этапы урока определены, целесообразность работы описана.

        Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента выявил положительные изменения в сформированности читательской грамотности учащихся.

        Использование приемов формирования читательской грамотности на уроках литературы значительно повышает ее уровень у обучающихся.  

Заключения

Подводя итоги данной работы, можно сформулировать следующие выводы.

        Формирование читательской грамотности школьников на уроках литературы помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие ребенка, формирование активной личности и компетентного будущего профессионала. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных умений и навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации.

         Мы предположили, что формирование читательской грамотности младших школьников будет успешным, при условии организации работы на следующие умения:

  • Общая ориентация в содержании текста и понимание целостного смысла;
  • Нахождение информации данной в явном виде;
  • Интерпретация текста и обобщение информации;
  • Анализ содержания текста его формы и оценка.

        На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования было рассмотрена сущность и история возникновения понятия «читательская грамотность», его отличие от понятия «читательская компетенция», выявлена оценка читательской грамотности в исследованиях авторов, изучены возрастные особенности учащихся 4 классов, а также определены основные факторы, обеспечивающие формирование читательской грамотности.

        В ходе исследования была проведена экспериментальная работа по организации формирования читательской грамотности на уроках литературы.

        Диагностика показала низкие и преобладающе средние результаты сформированности читательской грамотности школьников.

        Опираясь на результаты диагностики, был разработан и реализован комплекс заданий, направленный на формирование и развитие читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.         Отмеченные задания разнообразны по типу и содержанию, демонстрируют интегративный подход к формированию читательских умений младших школьников, комплекс предлагает включение заданий в структуру урока литературного чтения. Для эффективного использования заданий возможные этапы урока определены, целесообразность работы описана.

        Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента выявил положительные изменения в сформированности читательской грамотности учащихся.

        Использование приемов формирования читательской грамотности на уроках литературы значительно повышает ее уровень у обучающихся, а именно 11 заданий, которые были нами разработаны.

        Вышесказанное позволяет утверждать, что гипотеза о том, что формирование читательской грамотности на предмете «Литературное чтение» возможно обеспечить, при условии организации работы на существующие группы читательских умений, подтверждена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование читательской грамотности"

Доклад "Формирование читательской грамотности". Методическая работа. Результаты ККР. Проблемы и пути их решения....

Доклад на МО « Формы и методы формирования финансовой грамотности у младших школьников».

Формирование финансовой грамотности у  младших школьников - это вопрос, который сейчас волнует современное общество. @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; ...

Доклад "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Øдети имеют низкую скорость чтения;Ø не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;Øне могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;Øзатрудняются кратко пересказать содержани...

Доклад " Формирование читательской грамотности в начальной школе"

Доклад " Формирование читательской грамотности в начальной школе"...

доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».

Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...