Проектная работа в начальной школе
статья

Коннова Татьяна Андреевна

Статья посвящена проектной деятельности учащихся в начальной школе. Рассматриваются этапы проектной деятельности, требования к содержанию проекта. В статье поясняется направление деятельности учителя для повыше­ния качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, формирования положительной мотивации и самостоятельного овладение знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа в начальной школе

   Автор: Коннова Татьяна Андреевна

                                        учитель начальных классов

                                                МБОУ «Видновская СОШ №2»

Аннотация. Статья посвящена проектной деятельности учащихся в начальной школе. Рассматриваются этапы проектной деятельности, требования к содержанию проекта. В статье поясняется направление деятельности учителя для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, формирования положительной мотивации и самостоятельного овладение знаниями.

Ключевые слова. Школьник, младший школьник, школа, проект, проектная деятельность, начальная школа, school, school project, class project.

На мой взгляд, одним из ведущих методов на уроках в школе является – метод проектов.

Проекты в младших классах – это трудно. Но всё-таки это возможно. Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «находит продолжение» во внеурочной деятельности и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, уроки технологии и другие.

Проектная деятельность в учебном процессе и внеурочной деятельности особенно актуальна в настоящее время. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа и методов проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника, не только знающего школьную программу, но и мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Младшие школьники с интересом наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире, могут выдвигать порой фантастические гипотезы, находить ответы на свои вопросы. Причём область интересов обучающихся разнообразна: их интересуют физико-химические процессы, животный и растительный мир, происхождение вещей, цена минуты, искусство, психология. Важно поддерживать их интерес и научить обучающихся правильному подходу к этому творческому виду деятельности. Но, прежде всего, учитель сам должен понимать важность и необходимость проектно-исследовательской работы для достижения метапредметных результатов. Работа с обучающимися в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования: - самостоятельного мышления; - решения возникающих проблем; - навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных предметных областей.

Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Главный принцип метода проектов – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».

Проект – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Хочу выделить, что использование метода проектов в практической деятельности позволяет:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  4. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Этапы работы над проектом

I этап: подготовительный. «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) Сбор и обработка информации

II этап: организация деятельности. Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации; программа действий; разработка варианта реализации своей программы; деление на группы и распределение ролей в группе.

III этап: осуществление деятельности. Реализация плана действий (проекта) подготовка к защите проекта «добывают» необходимые знания оформляют портфолио готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию и т.д.

IV этап: презентация проекта. (Для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.). Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:

работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, как учителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.

Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.

Все учебные предметы в начальных классах обладают богатыми возможностями для организации проектной деятельности. Считаю целесообразным и эффективным применение метода проектов в работе с детьми младшего школьного возраста.


Список использованной литературы

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2019. -360 с.

2. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2015.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2015. № 9.

4. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 2018, с.83-128.

5. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 2015

6.  Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 2016, с.610.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности

7. http://schools.keldysh.ru/labmro   — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа учащихся начальной школы.

Проекты- презентации учащихся 4 класса на тему "Ради этого стоит жить!"...

Организация проектной работы в начальной школе

Доклад на тему: "Организация проектной работы в начальной школе"...

Проектная работа в начальной школе.

В  работе рассказывается о проектной деятельности в общем и в начальной школе....

Проектная работа в начальной школе

    Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации....

Требования к содержанию и оформлению проектной работы в начальной школе

Работа должна содержать:титульный лист;оглавление;введение;основную часть;заключение;список используемых источников  (список литературы);приложения Подробно об этом можно узнать из моей стат...

Проектная работа в начальной школе

Проектная работа в начальной школе...

Проектная работа в начальной школе

формирование ответственного и сознательного отношения к окружающей среде через проектную деятельность....