Конспект занятия для старшей группы "Зимушка - зима"
план-конспект

Бадышева Булгун Бадмаевна

Конспеки занятия для страшей группы по развитию речи "Зимушка - зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия в старшей группе

 Развитие речи по теме «Зимушка - зима»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • активизация словаря по теме «Зима»
  • -закрепление изученного ранее материала по теме «Зима»
  • - учить образовывать единственное и множественное число имён существительных
  • - учить подбирать слова антонимы и синонимы
  • - учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Развивающие задачи:

  • развивать  память, внимание;
  • развивать  мелкую  моторику рук;

Воспитательные  задачи:

  • Прививать любовь к природе, к животным.

Интеграция образовательных областей:

Речевое, познавательное, социально – коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое развитие.

Оборудование: снежинки, картина «Зима», вата,

Ход занятия:

1.Организационный момент

Загадка о зиме:

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

 

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

- Какое время года наступило?

- Ребята, посмотрите, вот и пришла к нам зима (Картина «Зима»)

- Что бывает зимой?

- Представьте, что снежинки упали на ладошку. Давайте подуем на снежинку, чтобы она улетела.

2. Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинку»

Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох (через нос) и подуть на вату (выдох через рот). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые снежинки.

3. Беседа о зиме.

- Давайте вспомним, какое время года было до зимы? (осень)

- А какое время года наступит после зимы? (весна)

- Назовите, какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

- Какой бывает ветер зимой?  (холодный, морозный, ледяной, сильный, ураганный, тихий …..)

- Какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают)

- Что зимой происходит с реками? (покрываются льдом)

- Как зимой одеты люди? (тепло)

- Как ведут себя птицы, животные зимой?

- Какие вы знаете зимние забавы детей?

(за каждый ответ детям даётся по одной  снежинке)

4. Игра: «Скажи наоборот»

- Я начну предложение, а вы закончите и повторите.

Летом дни жаркие, а зимой –( холодные).

Летом день длинный, а зимой –( короткий).

Летом небо светлое, а зимой –( темное).

Весной на реке лед тонкий, а зимой – (толстый).

Снег мягкий, а лед –( твердый).

Одни сосульки длинные, а другие – (короткие).

5. Физминутка. (выполняют действия)

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.         (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.   (шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.     (пружинистые движения  на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.    (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурочку лепим мы, лепим мы .                (соответствующие движения)   

Гостью-зиму любим мы, любим мы.   (развести руки в поклоне и поставить на пояс.)

6. «Подбирай, называй, запоминай»

(К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима- холодная, снежная, морозная, долгая и т. д.)

-зима (холодная, снежная, бесснежная, морозная, долгая, вьюжная, мягкая, суровая, русская)

-снег (пушистый, мягкий, липкий, Белый, искристый, сверкающий, чистый, грязный, рыхлый, холодный, тающий,)

- снежинки (легкие, резные, холодные, маленькие, Красивые, лёгкие,  первые,  белые серебряные,  редкие,  ажурные, пушистые, искрящие,  летящие, тающие,  волшебные..)

- лёд ( толстый, скользкий, хрупкий, гладкий, холодный, тонкий)

-погода (плохая, хорошая, сырая, холодная, безветренная, безоблачная, благоприятная, великолепная, зимняя, ветреная, вьюжная, морозная).

7. Пальчиковая гимнастика: «Зима».

             Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)

Снег, (плавные движения ладонями)

Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)    

8. Игра «Сосчитай, сколько снежинок»

Дети получают карточки с изображением снежинок. Они внимательно считают и называют, сколько снежинок изображено на карточках. (У меня шесть снежинок и т.д.)

9. Игра «Сложи картинки, назови, кто изображен» 

Дети собирают разрезные картинки и называют зимующих птиц.

10. Дидактическая игра «Что прячется за сугробом? »

Цели: Развитие зрительного внимания . Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

11. Игра «Хорошо - плохо».

- Ребята, как вы считаете: зима – это хорошо или плохо? Выберите картинки и расскажите, почему зима-это хорошо и почему бывает так, что зима – это плохо. ( Дети рассказывают, как зима влияет на состояние природы, на жизнь людей, птиц, зверей. Картинки с положительной характеристикой зимы дети кладут к улыбающемуся смайлику, с отрицательной характеристикой – к грустному смайлику).

Зима - «хорошо», потому что:

- много снега, можно лепить снеговика;

- снег покрывает землю и защищает растения от мороза;

- деревья имеют возможность отдохнуть;

- можно кататься на санках, лыжах, коньках;

- зима дарит нам весёлые новогодние праздники;

- Дед Мороз и Снегурочка принесут подарки.

Зима – «плохо», потому что:

- снег засыпал всё кругом, и животные, птицы остались без пищи;

- скользко, можно упасть;

- холодно, морозно;

- можно простудиться и заболеть;

- выпадает много снега, и машины застревают.

12. Итог занятия.

Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

Что у каждого из вас получилось лучше всего?

      (Дети  передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-экскурсии, тема "Зима"

Конспект урока-экскурсии по Окружающему миру, тема "Зима"...

урок-конспект в четвертом классе "Зима!"

Основная цель урока - освоить грамматический материал: прошедшее время глаголов 3 группы. проводится по учебнику 4 класса, автор Береговская....

Конспект урока "Правописание приставок.Зима в природе"

Урок русского языка преследуе цель: углубить знания учащихся о приставках, их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок независимо от произношения. Зама в природе подразумевает р...

Конспект урока по ИЗО "Зимой и летом - разным цветом"

Изучение холодных и тёплых цветов. Знакомство с цветовым кругом....

Конспект урока по теме "Зима"

Урок-обобщение по теме "Зима" в третьем классе....

Конспект урока музыки «Проводы зимы, встреча весны».

Цели урока:          Обучающая: знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица....