Адаптированная образовательная программа для обучающегося с ОВЗ (задержка психического развития) по заключению ПМПК, разработанная для условий инклюзивного образования
рабочая программа (2 класс)

Кляхина Наталья Николаевна

Адаптированная образовательной программа (далее АОП) для ФИ, обучающейся 2А класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития (ЗПР)) по заключению ПМПК (вариант 7.2.) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО (2.2),

утвержденной приказом МКОУ ХМР СОШ д. Шапша

от 31.08.2022 г. №

Адаптированная образовательная программа для обучающегося с ОВЗ

(задержка психического развития) по заключению ПМПК

ФИ, обучающейся 2А класса

разработанная для условий инклюзивного образования

Учитель Кляхина Наталья Николаевна

2022-2023 уч. г

Пояснительная записка

Адаптированная образовательной программа (далее АОП) для ФИ, обучающейся 2А класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития (ЗПР)) по заключению ПМПК (вариант 7.2.) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ ХМР «СОШ д. Шапша» на 2022-2023 уч. г. и учебного плана МКОУ ХМР «СОШ д. Шапша» на 2022-2023 уч.г.

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения,- детей с ограниченными возможностями здоровья», «учёт  их образовательных потребностей».

Образовательная программа, адаптированная специально для ФИ, с учётом её психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Данная программа направлена на создание благоприятных условий для получения  ФИ качественного образования, базового уровня по всем учебным предметам, развития в процессе обучения, коррекции дефектов развития в процессе образовательной деятельности. АОП определяет общее содержание образования, ожидаемые результаты и условия реализации.

Цели программы:

- создание системы комплексной помощи ФИ, обучающейся 2А  класса с ограниченными возможностями здоровья в освоении адаптированной образовательной программы НОО, коррекция ее недостатков в физическом и психическом развитии, её социальную адаптацию.

- создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности ФИ, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Задачи программы:

-своевременное выявление у ФИ, трудностей адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

-определение особых образовательных потребностей у обучающейся с ограниченными возможностями здоровья;

-определение особенностей организации образовательного процесса для обучающейся в соответствии с ее индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

-осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ФИ с учётом особенностей психического и физического развития, ее индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-разработка и реализация индивидуального учебного плана;

           -обеспечение непосредственного участия ФИ во всех видах учебной и внеурочной деятельности для формирования социокультурной воспитательной среды самовыражения и саморазвития;

           -оказание социальной поддержки обучающейся с проблемами в интеллектуальном развитии;

-обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

-реализация системы мероприятий по социальной адаптации, обучающейся с ограниченными возможностями здоровья;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям ФИ, обучающейся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Для реализации программы коррекционной работы в образовательном учреждении МКОУ ХМР СОШ д. Шапша созданы специальные условия обучения и воспитания, учитывающие особые образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

               Принципы и подходы к формированию и реализации адаптированной образовательной программы

Дифференцированный подход: применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающемуся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход в образовательной среде на уровне начального общего образования строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в начальной школе является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

             В основу АОП ФИ, обучающейся с ЗПР положены следующие принципы:

  1. Принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  2. Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка в коррекционно-педагогическом процессе;
  3. Принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности;
  4. Принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности;
  5. Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательной деятельности, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учётом особых образовательных потребностей;
  6. Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей между учебными предметами;
  7. Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающейся с ЗПР всеми видами доступной ей предметно-практической деятельности, способами и приёмами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
  8. Принцип переноса усвоенных знаний умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающейся к самостоятельной
  9. ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
  10. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения (прежде всего семьи).

             Характеристика ФИ, обучающегося  с ОВЗ

ФИ, поступила в МКОУ ХМР СОШ д.Шапша 01.09.2018г. До поступления в школу посещала детский сад «Светлячок», д.Шапша. ФИ воспитывается в неполной благополучной семье. В семье доброжелательные отношения. Вопросам воспитания и развития мамой ребёнка в семье уделяется достаточно времени.

ФИ в настоящее время обучается по УМК «Школа России». Программу усваивает с трудом, работоспособность низкая, быстро утомляется. Познавательные интересы, любознательность отсутствуют. Взгляд на уроке незаинтересованный, постоянно отвлекается, поэтому одним видом деятельности может заниматься только 2-3 минуты. Инструкцию к заданию понимает не всегда, нуждается в повторении 3-4 раза. Установить главное в воспринимаемом материале не умеет.

Внимание неустойчивое, рассеянное. Преобладает наглядно-образное мышление. Нет прочности запоминания. Речь бедна, ответы на вопросы даёт односложные, невнятные. Имеются проблемы в произношении большого количества звуков, их искажение при произношении. На уроке не проявляет активности, предпочитает поиграть со школьными принадлежностями. Содержание картинок, рассказов понимает, но пересказать связно не может, даже с помощью дополнительных вопросов. Изучаемые буквы не понимает, не запоминает. Знает прямой счёт до 10, в обратной последовательности отсчитывания допускает ошибки. Понятия «предыдущее», «последующее» число путает, затрудняется присчитывать по 2, по 3.

Испытывает затруднения в последовательности дней недели, времён года. Недостаточно полный объём знаний и представлений об окружающем мире. Нравится выполнять рисунки и поделки. В трудовой деятельности проявляет себя активно.

Девочка медлительна, не успевает работать в темпе с классом. Планировать свою самостоятельную деятельность не умеет, ошибок не замечает. Поэтому родителям было рекомендовано пройти  ПМПК. С 10 октября 2018 года по решению ПМПК ФИ обучается в 1 классе по АОП НОО для обучающихся с ЗПР.

Ситуация успеха вызывает у ФИ положительные эмоции. Преобладающий тип настроения – спокойный.

ФИ любит играть в игрушки и смотреть мультфильмы. Учиться нравится, но особых усилий не прилагает. Настроение не всегда хорошее, учится выполнять правила поведения в школе. На перемене сидит в классе, с детьми в группе не играет. С детьми из класса ладит не со всеми. Внешний вид у девочки  не всегда опрятный. Часто от одежды и школьных принадлежностей пахнет табачным дымом.

   Особые образовательные потребности обучающейся с ЗПР, ФИ

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего

процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

  • укрепление соматического здоровья;
  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
  • обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающейся, уровня и динамики психофизического развития;
  • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ФИ, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

                    Планируемые результаты освоения ФИ адаптированной образовательной программы начального общего образования:

Результаты освоения ФИ, обучающейся с задержкой психического развития, адаптированной образовательной программы спланированы и скорректированы с учетом его индивидуальных особенностей.  Для реализации АОП НОО обучающейся с ЗПР выбран УМК «Школа России».

           Освоение адаптированной образовательной программы обеспечивает достижение Еленой трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения АОП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающейся, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающейся с ЗПР в культуру, овладение ею социо-культурным опытом.

Личностные результаты освоения ФИ адаптированной образовательной программы  скорректированы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и  отражают базовый уровень:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства уважения государства России, российского многонационального народа и истории России;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре и традициям народов России;

4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении в рамках социума (уклад жизни в школе, в месте проживания)

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся ближайшем окружении;

6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

7) владение навыками коммуникации и принятыми в России ритуалами социального взаимодействия;

8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

9) способность к осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях согласно принятым нормам в России;

12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы, включающие освоенные обучающейся универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АОП основного общего образования, отражают базовый уровень:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5) использование элементарных знаково-символических средств  представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;

6) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;

8) использование различных способов поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов доступных по содержанию и объему художественных текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

11) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение;

12) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования спланированы с учетом индивидуальных особенностей ребенка мигрантов, специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, отражают базовый уровень:

Филология

Русский язык:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе государственной идентичности;

2) формирование интереса к изучению русского языка;

3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

4) овладение основами грамотного письма;

5) овладение обучающейся коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования её речевой практики;

6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

Литературное чтение. Литературное чтение на русском языке:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на русском языке для социализации и личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов на русском языке, участвовать в обсуждении прочитанных произведений на русском языке, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в российском обществе норм и правил;

6) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения на русском языке вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

7) формирование потребности в систематическом чтении на русском языке;

8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы на русском языке.

По остальным учебным курсам предметные результаты совпадают с изложением соответствующего раздела основной общеобразовательной программы.

Индивидуальный учебный план

               на 2022-2023 учебный год обучающейся 2А класса МКОУ ХМР «СОШ д. Шапша» ФИ, обучающейся по АОП  для обучающегося с ЗПР

Предметные области

Учебные

предметы

Количество часов в неделю

Обязательная часть

Русский язык
и литературное чтение

Русский язык

4 (132)

Литературное чтение

4 (132)

Родной русский язык и литературное чтение на родном языке

Русский язык

0,5 (17)

Литературное чтение

0,5 (17)

Иностранный язык

Иностранный язык

-

Математика и информатика

Математика

4 (132)

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2 (66)

Искусство

Музыка

1 (33)

Изобразительное искусство

1 (33)

Технология

Технология

1 (33)

Физическая культура

Физическая культура

3 (99)

Всего (обязательная часть)

20(660)

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1(33)

Русский язык

1(33)

Максимально допустимая недельная нагрузка

21(693)

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и д.т.)

Социальное

Час психолога

1

Духовно-нравственное

Курс «Социокультурные истоки»

1

Спортивно-оздоровительное

Курс «Шахматы»

1

Общекультурное

«Шаги к успешности»

1

Итого

4

Максимально допустимая недельная нагрузка

10

Коррекционные индивидуальные занятия

Педагог-психолог

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

Учитель-логопед

Логопедические занятия(коррекционные курсы)

2

Учитель-дефектолог

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы

2

6

                                      Особенности учебного графика ФИ

   Учебный год в школе начинается 1 сентября и продолжается 34 учебных недели. Период обучения – 4 учебных четверти. Каникулы – 30 календарных дней. Форма образования: очная. Группы продленного дня нет. Режим работы школы: школа работает в первую смену  по 5-дневной учебной неделе, продолжительность урока – 40 минут.

     ФИ проживает в д. Шапша. Ее время пребывания в школе начинается с 8:30.

Образовательная деятельность ФИ осуществляется по следующему графику:

Его время пребывания в школе начинается с 08:30.

Образовательная деятельность ФИ осуществляется по следующему графику:

- понедельник - пятница: с 08ч. 30 мин. до 12 ч. 50мин.

Начало учебных занятий в 08ч. 30 мин.

Окончание учебных занятий в 12 ч. 50мин.

Обед 11ч. 50мин. -12ч. 10мин.

Внеурочная деятельность:

Курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» каждую пятницу с 12ч.10 мин. до 12 ч. 50 мин.

Курс внеурочной деятельности «Шаги к успешности» в среду с 12ч.10 мин. до 12 ч. 50 мин.

Коррекционные занятия с учителем-логопедом и  психологом  по графику специалистов с 15 ч. 20 мин. до 15 ч. 50 мин.

Коррекционные занятия с учителем-логопедом и  психологом  по графику специалистов с 15 ч. 20 до 15 ч. 50

Организованное участие в классных, школьных мероприятиях по планам классного руководителя (каждую пятницу с 15 ч.10 мин до 15ч 50 мин).

Дополнительная образовательная деятельность: посещение кружков в МУК СДК д. Шапша во второй половине дня по графику СДК.

Особенности реализации содержательного блока АОП

ФИ Реализация содержательного блока осуществляется на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования ФИ, обучающейся с ЗПР и призвана способствовать развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающейся умение учиться.        В основу содержательного блока АОП   положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества и общечеловеческие ценности.

Обучение ФИ осуществляется по традиционной образовательной системе начального общего образования «Школа России» для общеобразовательных организаций соответствующей новым ФГОС. Программы отдельных учебных предметов обеспечены УМК «Школа России»: учебниками с электронными приложениями и рабочими тетрадями с печатной основой, задания которых формируют УУД, развивают способность к творческому мышлению и сотрудничеству, предоставляют возможность осуществлять проектную деятельность. Учебники по русскому языку УМК «Школа России» содержат необходимую ориентировочную основу учебных действий: опорные сигналы, памятки к учебным практическим действиям, схемы, алгоритмы, образцы выполнения заданий, справочные материалы: словари антонимов, синонимов, однокоренных слов, толковый словарь, орфоэпический словарь – так необходимых для работы с ребенком.

Программы отдельных учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) освоения основной образовательной программы начального общего образования. Обеспечивают освоение учебного материала на базовом уровне. Предусматривают достаточное количество учебного времени для закрепления и повторения изученного учебного материала.

Для успешного освоения особенностей русского языка в адаптированной рабочей программе по русскому языку увеличено количество часов на изучение разделов «Повторение». В учебном плане в части формируемой участниками образовательных отношений предусмотрено увеличение учебных часов на изучение русского языка. За счет увеличения учебного времени в рабочей программе по русскому языку усилена работа по развитию устной и письменной речи: увеличено количество уроков по развитию речи (работа с предложением, текстом, написание рассказов по серии картинок, обучающих изложений и сочинений).  

В адаптированной программе по литературному чтению с целью привлечения ФИ к чтению литературных произведений предусмотрены библиотечные уроки и экскурсии в школьную и сельскую библиотеки.

На уроках математики изучение нового учебного материала по формированию вычислительных навыков (устных и письменных) и его закрепления строить на основе предметно-практической деятельности с моделями чисел, величин.

На уроках по основным предметам педагогам рекомендуется, предъявляя ФИ учебные задания, использовать методику поэтапной работы с инструкцией.

Во внеурочной деятельности задачи социализации обучающейся с ОВЗ решаются за счет активного вовлечения Елены в подготовку и проведение различных мероприятий.

Коррекционно-развивающая работа

            Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АОП ФИ, обучающейся с ЗПР, позволяющей учитывать её индивидуальные особенности и возможности, особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

            Коррекционно-развивающая работа осуществляется учителем-логопедом, учителем-дефектологом и  педагогом-психологом по программам коррекционной деятельности в соответствии с расписанием коррекционной работы специалистов, а также классным руководителем  Кляхиной Н.Н.

            Педагог осуществляет разработку рабочих программам адаптированных для ФИ, обучающейся по АОП для   обучающегося с ЗПР в рамках ФГОС НОО. Адаптирует содержание учебного материала, выделяют в каждой теме базовый материал, планирует учебные занятия и задания для его  закрепления, дифференцирует учебные задания в зависимости от коррекционных задач, структурирует учебный материал. Тщательно  отбирает и  комбинирует методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности ФИ, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; создает и используют ориентировочную основу действий: опорные сигналы, модели, схемы, памятки, алгоритмы, образцы выполнения задания. Обучение проводит без принуждения, основывают на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.  

             На каждом уроке учитель формируют у ФИ умения планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку; наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.

              На всех учебных занятия планируется и осуществляется работа по уточнению, обогащению словарного запаса ФИ, развития ее коммуникативных навыков: включение в групповые и парные формы организации учебной (познавательной) деятельности.

Система оценки достижения обучающийся с ЗПР планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Система оценки  достижения  планируемых  результатов  освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения ФИ всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Оценка результатов освоения обучающейся с ЗПР АОП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Оценивание достижения планируемых результатов проводится при завершении каждого уровня образования, поскольку у ФИ индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.                                                                                      Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающейся с ЗПР включают:

  1. Особую форму организации аттестации (индивидуальная) с учетом особых образовательных потребностей;
  2. Привычную обстановку в классе;
  3. Присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  4. Упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
  5. Упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
  6. В дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
  7. При необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  8. Увеличение времени на выполнение заданий;
  9. Возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
  10.  Недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Оценка достижения обучающейся с задержкой психического развития планируемых результатов освоения программы коррекционной работы

              Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения ФИ программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающейся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.                                                                                                                                               Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ФИ в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

             Для оценки продвижения ФИ, обучающейся с ЗПР в овладении социальными (жизненными) компетенциями   применяется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (ПМПк).

                          Систему бальной оценки результатов см. в таблице

Балл

Характеристика продвижений

1.

0 б

Нет продвижений

2.

1 б

Минимальное продвижение

3.

2 б

Среднее продвижение

4.

3 б

Значительное продвижение

            Личностные результаты ФИ оцениваются через портфолио творческих работ и мониторинги, проводимые школьным педагогом-психологом, логопедом и дефектологом.

         Оценка метапредметных результатов ФИ предполагает оценку продвижения обучающейся с ЗПР в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными универсальными учебными действиями, т.е. таких умственных действий обучающейся, которые направлены на управление своей познавательной деятельностью.              Достижение метапредметных результатов   проявляется в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Основной формой оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная) контрольная работа. Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений ФИ.

         Предметные результаты связаны с овладением ФИ, обучающейся с ЗПР содержания каждой предметной области и характеризуют достижения обучающейся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.           Оценка достижения обучающегося с ЗПР предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные ФИ  даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.              

 В   оценке достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга  (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы,  самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Для оценивания контрольных работ используется пятибалльная отметочная шкала.

                                   Характеристика цифровой оценки (отметки)  

       Оценка результатов освоения ФИ программы коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур (стартовая, текущая и финишная диагностика). Цель  финишной диагностики, выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. Результаты освоения ФИ программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.

Итоги коррекционной работы с ФИ подводятся на ПМПк как промежуточные (1 раз в 3 месяца), так и в конце года. Решением ПМПк может служить рекомендация родителям получить дополнительную консультацию ПМПК Ханты-Мансийского района для изменения ИОМ или дополнительных рекомендаций коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Часть адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

Часть адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Организация учебного процесса в школе ведётся по адаптированной программе в целях охраны жизни и здоровья обучащихся с ограниченными возможностями здоровья. ...

Фрагмент программы индивидуального сопровождения учащегося с задержкой психического развития

Соглассно последним исследованиям, количество детей с особыми образовательными потребностями неуклонно растет. Данная программа психологического сопровождения рассчитана на ребенка с задержкой психиче...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для обучающихся 2 класса на 2016-2017 уч.г.

Настоящая  адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ,  Конвенцией о правах реб...

Рабочая программа обучающегося с ОВЗ (задержкой психического развития) 3 класс УМК "Перспектива"

Адаптированная образовательная программа обучающегося с ОВЗ (задержкой психического развития) инклюзивно в 3 классе УМК "Перспектива"....

Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с задержкой психического развития

Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса  с задержкой психического развития  (вариант 7.1) с учетом рекомендаций Ц...