Использование старинных задач на внеурочных занятиях для развития познавательного интереса младших школьников
статья

Воспитать у подрастающего поколения с юных лет интерес и любовь к науке, увлеченность знаниями – вот одна из важнейших задач, которые ставит сама жизнь перед учителями в настоящее время.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их отзывчивость на всё окружающее, природная любознательность, готовность воспринимать всё новое создают благоприятные условия для развития у них познавательного интереса.

Проблема развития интереса детей в обучении нашла отражение в трудах: Я.А. Коменского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Г. И. Щукиной и других ученых – исследователей.

Большую роль в жизни человека играют задачи. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставит перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю его жизнь.

Роль математических задач огромна: т.к. решение задач в обучении математике выступает и как цель, и как средство обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дымарчук Татьяна Ярославовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6»

г.о. Реутов Московской области

Использование старинных задач на внеурочных занятиях для развития познавательного интереса младших школьников

Воспитать у подрастающего поколения с юных лет интерес и любовь к науке, увлеченность знаниями – вот одна из важнейших задач, которые ставит сама жизнь перед учителями в настоящее время.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их отзывчивость на всё окружающее, природная любознательность, готовность воспринимать всё новое создают благоприятные условия для развития у них познавательного интереса.

Проблема развития интереса детей в обучении нашла отражение в трудах: Я.А. Коменского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Г. И. Щукиной и других ученых – исследователей.

Большую роль в жизни человека играют задачи. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставит перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю его жизнь.

Роль математических задач огромна: т.к. решение задач в обучении математике выступает и как цель, и как средство обучения.

Если говорить об использовании текстовых задач при обучении математике в России, о разных подходах к обучению решению задач и о прошлых реформах математического образования в России, сошлемся на академика В.И. Арнольда, который, сравнивая традиционное отечественное преподавание математики с американским образованием, писал: «Наше традиционное отечественное преподавание математики имело более высокий уровень и базировалось на культуре арифметических задач. Еще два десятка лет в семьях сохранялись старинные «купеческие» задачи. Теперь это утрачено». [1, с.10]

В нашем исследовании мы рассмотрели проблему: действительно ли, использование старинных задач на уроках математики в 4 классе влияет на развитие познавательного мышления младших школьников.

Предметом нашего исследования стал процесс развития познавательного интереса учащихся младшего школьника при использовании старинных задач на внеурочных занятиях.

Изучив научные подходы к решению текстовых задач, мы подробно остановились на методике введения в обучение детей старинных задач.

Из первых известных письменных источников мы узнаем о том, что математические задачи на Руси были распространены уже в X-XI веках. Они были связаны с практическими нуждами людей: летоисчислением, вычислением поголовья и стоимости стада, определением прибыли от сбора урожая и т. д.

В 1703 году был издан типографическим способом учебник тиражом в количестве 2400 экземпляров. Назывался он «Арифметика, сиречь наука числительная…». Автором его был выдающийся педагог-математик Леонтий Филиппович Магницкий.

В 1794 году занимательным задачам посвящаются отдельные издания: «Детский гостинец, или четыреста девяносто девять загадок с ответами в стихах и прозе, взятых как из древней, так и новейшей истории и из всех царств природы и собранных одним другом детей для их употребления и приятного препровождения времени». Эта небольшая книжка вышла в Москве и содержала различные занимательные вопросы, загадки, пословицы и небольшие истории. В предисловии к ней сказано, что «книга, сей источник просвещения и истинного удовольствия, не должна быть для детей источником скуки и горести». [2, с.8]

Арифметические способы решения старинных задач приучали детей к первым абстракциям, позволяли воспитывать логическую культуру, вызывали познавательный интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.

Использование старинных задач не только обогащает опыт мыслительной деятельности учащихся, но и позволяет им осваивать важное культурно-историческое наследие человечества, связанное с поиском решения задач. Это важный внутренний (связанный с предметом), а не внешний (связанный с отметками, поощрениями) стимул к поиску решений задач

Для развития познавательного интереса мы провели серию занятий с использованием старинных задач, предложили домашнее задание и провели математический марафон: «Вовка в древнерусском государстве».

На первом занятии мы предложили несколько русских пословиц и поговорок, таких как «Мал золотник да дорог», «От горшка два вершка» и др. Познакомившись со старинными мерами длины, веса, денег, ученикам было предложено объяснить смысл пословиц. После выполнения задания учащиеся должны были закрасить нужный смайлик, тем самым показав свое отношение к выполнению данного задания.

На занятии по теме «Движение в противоположных направлениях» на этапе закрепления пройденного материала мы предложили учащимся старинную задачу:

Двое крестьян вышли одновременно из одного села в противоположных направлениях. Один в час проходил 4 версты, другой – 3 версты. Какое расстояние будет между ними через 5 часов? (решите в верстах) [2, с.15]

В старинных задачниках представлено большое количество задач на денежные отношения. Поэтому на одном из уроков мы предложили учащимся на этапе повторения пройденного материала следующую задачу:

Двое крестьян поделили между собой 7 рублей, причем один получил на 3 рубля больше другого. Сколько денег досталось каждому? [2, с.63]

Мы увидели, что решение старинных задач вызывает интерес у учеников, но времени на уроке не хватало, и мы предложили учащимся решить старинную задачу самостоятельно, дома:

У купца спросили, сколько лет его двум сыновьям. Купец ответил, что если к произведению чисел, означающих их года, прибавить сумму этих чисел, то будет 14. Сколько лет сыновьям? [2, с.65]

На последнем занятии мы провели математический марафон «Вовка в древнерусском государстве», составленном на основе Сборника старинных занимательных задач С.Н. Олехника. [2] В течение 40 минут учащиеся должны были решить 10 старинных задач и помочь Вовке вернуться домой. Марафон проводил кукольный персонаж Вовка. Максимальное количество – 10 баллов.

Мы проанализировали отношения учащихся к решению старинных задач, провели анализ математического марафона и определили уровни развития познавательного интереса учащихся к концу нашего исследования.

Анализ отношения учащихся к решению старинных задач показал, что решать старинные задачи всем учащимся было интересно, но не все справились с заданиями.

Анализ марафона по развитию познавательного интереса показал, что 14 ученикам было интересно выполнять задания марафона. Дети в анкетах писали: «Мне понравилось решать такие задачи. Больше всего мне понравилось решать задачу о монетах, я быстро с ней справился» (Паша К.), «Старинные задачи оказались очень интересными. Я сначала боялась их решать, но потом перестала, решила 8 из 10» (Алина Д.), «Задачи из марафона мне очень понравились. Интересно было, что Вовка был главным героем. Я много задач решил правильно» (Дима К.).

С целью выяснить, как изменился уровень познавательного интереса учащихся, было организовано наблюдение за работой учащихся. Критериями стали: участие в решении старинных задач, правильность ответов, творческое выполнение задания (решение с объяснением).

Наблюдение показало, что два ученика с низким уровнем развития познавательного интереса на активно участвовали в решении старинных задач, а на контрольном этапе, при решении марафона, они показали средний уровень развития познавательного интереса. Три ученика со среднего уровня поднялись на высокий уровень

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов показал: низкий уровень понизился с 17 % до 9%, а высокий повысился с 35% до 48%.

Мы увидели, что старинные задачи вызывают большой интерес учащихся и развивают логическое мышление, происходит формирование функциональной грамотности. Таким образом, введение старинных задач на уроках математики в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

Старинные задачи положительно влияют на развитие познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, приобщают к самостоятельной деятельности, создаёт благоприятные условия для обучения, а, значит, соблюдаем принципы экологии обучения.

Литература:

1. Арнольд В.И. Избранное — 60. — М.: ФАЗИС, 1997.

2. Олехник С. Н. Старинные занимательные задачи / С. Н. Олехник, Ю. В. Нестеренко, М. К. Потапов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 173 с.

3. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ.  пед. колледжей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"

В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными....

Развитие познавательного интереса младших школьников к родному слову через использование различных источников информации

Статья о том, как развивать познавательный интерес у учащихся начальной школы к слову через различные источники информации....

"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс

Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

«Использование логических заданий для развития познавательного интереса младших школьников»

Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?      Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывать в себе определ...