Мастер класс: «В мастерского художника. Расписные тарелочки»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Антохина Ольга Владимировна

Цель: распространение опыта через популяризацию и сохранение народных промыслов и ремёсел на примере урало-сибирской росписи тарелки. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные: ознакомить участников мастер класса с историей с Урало-сибирской росписи, обучить традиционным элементам Уральской росписи.

Развивающая: развивать умения и навыки; анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, развить фантазию и эстетический вкус; развивать навыки работы с художественными материалами.

Воспитательная: воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров, любовь к Родине, её истории и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uralskaya_rospis.docx19.11 КБ
Файл uralskie_uzory.pptx2_.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 08.04.2023г.

Тема мастер класса: «В мастерского художника. Расписные тарелочки» 

Цель: распространение опыта через популяризацию и сохранение народных промыслов и ремёсел на примере урало-сибирской росписи тарелки. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные: ознакомить участников мастер класса с историей с Урало-сибирской росписи, обучить традиционным элементам Уральской росписи.

Развивающая: развивать умения и навыки;

 анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, развить фантазию и эстетический вкус;

 развивать навыки работы с художественными материалами.

Воспитательная: воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров, любовь к Родине, её истории и культуре.

Технологическая карта

  №  

 п/п

      Основные этапы

Содержание занятия

   1.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

-Меня зовут Ольга Владимировна.

-Вы любите рисовать (раскрашивать)?

-Сегодня мы с вами познакомимся с очень красивой и интересной техникой росписи, называется она урало-сибирская роспись.

 -На ваших столах подготовлены: гуашь, стаканчик с водой, тарелочки, кисти, для того, чтобы вы научились рисовать элементы техники уральской росписи

- Проведём мастер-класс и красиво оформим тарелочки.

 

Основная часть

 

 

Жили-были дед с бабкой в маленькой деревушке на Урале. Летом в гости к ним приезжала маленькая внучка, и они ходили по грибы, ягоды, любовались цветами, птицами. Все вместе косили сено для коровушки, то холсты на речке мыли. Дед плёл корзинки для грибов, бабка пряла пряжу, а внучка им помогала.

Как-то принесла она из леса букетик, поставила на окошко, и стало в избёнке красиво и весело, ведь не было у деда с бабкой украшений в доме. Так и стали украшать её цветами. А наступила осень – уехала внучка – ей в школу пора, отцвели цветы, пожелтели листья, а потом и зима пришла. И решил дед развеселить бабку, взял краски и начал свою избушку расписывать.

А рисовать стал цветы и листья, которые видел весной и летом, из которых собирали букеты. На потолке нарисовал венок, который внучка на голове носила, у печки – букетик, собранный вырос, на прялке веточку с птицами нарисовал, а на сундуке совушку-охранительницу. Не забыл дед и про осень и зиму. В цветы добавил белой краски, такой белой – как снег. И получилось так, что поселились в избушке все времена года – весна, лето, осень, зима.

Очень понравилась роспись гостям из Сибири, и они решили расписать свои избы. А чтобы внучка не забыла о летнем букетике, нарисовал дед его на дощечке разделочной, да и повёз внучке в город.

А жили дед с бабкой в самом красивом уголке нашей Родины – на Урале, в наших краях. Поэтому и назвали роспись уральской, в честь родного края.

Вопросы:

– Где возникла роспись?
– Какие мотивы нарисовал дед?
– Какие краски использовал?
– Как называется роспись?

 Показ образцов.

– Посмотрите на расписные тарелочки – какие они разные. Обратите внимание на цвет фона. Фон может быть оранжевым, красным, голубым, зелёным, коричневым или просто белый цвет.  Полюбуйтесь красочностью узора, её яркостью и нарядностью. Какие мотивы вы видите?

Ученики называют колосья, берёзовые листья, шиповник, купавка, ягоды смородины, рябины и др.

– Правильно, растительные мотивы – цветы, листья, ягоды и мотивы птиц, зверей.

– Техника урало-сибирской росписи отличается простотой. Свободная маховая роспись (выполняется без предварительного наброска). Ведущая роль отводится цветному фону. На расписываемую поверхность наносим цветной подмалёвок. Затем на кисть с несмытой краской опускаем в белила, вращая кистью вокруг оси, превращаем подмалёвок в бутон или ягодку. Появляется объемность и мягкий переход. Затем можно попробовать после подмалёвка, набрать сразу 2 цвета, один из которых белила. Этот приём называется разбел.

Предложить детям правильно взять кисть (показ) и сделать кружок без краски.
После освоения приёмов подмалёвок и разбел, изучают приписки.

Приписки – это небольшие травки, капельки. Кисть ставят почти вертикально, постепенно опуская и быстро отрываем так, чтобы получился каплевидный мазок. Приписки выполняются черным цветом. Эти приёмы мы освоим в практической работе.

 ПРЕДПОКАЗ 

-Сейчас я вам покажу, как мы будем расписывать тарелку.

- Предварительно на тарелочке намечаем, где у нас будут располагаться цветы. Набираем на плоскую кисть охру, а на один из краев – оранжевую краску. Рисуем закругленный лепесток.

- Тарелочку придется поворачивать, чтобы соблюсти размеры и симметрию. У нас получится светлый цветок с оранжевыми краями. Переходы цвета, благодаря технологии двойного мазка будут максимально естественны. Таким образом рисуется внешний круг цветка.

- Переходим к внутреннему кругу. Круглой кистью между двумя лепестками точно такими же красками рисуем внутренний круг, он поменьше. Элементы внутреннего круга перекроют недостатки и неровности первого круга. Прямо на глаза цветок будет становиться объемным. По мере необходимости добавляйте краску на кисть.

-Настало время сделать сердцевину цветка. На круглую кисть набираем все те же 2 краски, прорисовываем округлый элемент.

- Переходим к следующему цветку. Его рисуют плоской кистью № 7. Краски используются тех же цветов. Рисуете так же, как и первый цветок, только размер этого цветка будет чуть больше.

- Берем новые цвета на кисть – красный и коричневый. Все тем же двойным мазком справа от первого цветка рисуем круг (одним безотрывным движением). Делаем второй круг, симметрично.

- Рисунки можно оживлять другими элементами, листочками, припиской, разживкой. Разживку очень удобно делать пальцами – так поступают и многие мастера. Более тонкая работа заключается в прорисовывании приписок и травок, но это как венец творчества, тот самый изящный финальный штрих.

-Далее мы оформим края нашей тарелки.

Оформление края тарелки называется бордюр.

!!!Музыка!!!

 

Подведение итогов. Рефлексия.

 

- Какой вид росписи мы с вами выполняли?

-А теперь давайте оценим то, что у нас получилось

-Сейчас мы с вами проведем выставку наших работ.

-Спасибо за работу, вы все большие молодцы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М астер класса «В мастерского художника. Расписные тарелочки» Подготовила Антохина О.В. Педагог дополнительного образования

Слайд 2

Жили-были дед с бабкой в маленькой деревушке на Урале. Летом в гости к ним приезжала маленькая внучка, и они ходили по грибы, ягоды, любовались цветами, птицами. Все вместе косили сено для коровушки, то холсты на речке мыли.

Слайд 3

Дед плёл корзинки для грибов, бабка пряла пряжу, а внучка им помогала. Как-то принесла она из леса букетик, поставила на окошко, и стало в избёнке красиво и весело, ведь не было у деда с бабкой украшений в доме. Так и стали украшать её цветами.

Слайд 4

А наступила осень – уехала внучка – ей в школу пора, отцвели цветы, пожелтели листья, а потом и зима пришла. И решил дед развеселить бабку, взял краски и начал свою избушку расписывать.

Слайд 5

А рисовать стал цветы и листья, которые видел весной и летом, из которых собирали букеты. На потолке нарисовал венок, который внучка на голове носила, у печки – букетик, собранный вырос, на прялке веточку с птицами нарисовал, а на сундуке совушку -охранительницу.

Слайд 6

Не забыл дед и про осень и зиму. В цветы добавил белой краски, такой белой – как снег. И получилось так, что поселились в избушке все времена года – весна, лето, осень, зима.

Слайд 7

Очень понравилась роспись гостям из Сибири, и они решили расписать свои избы. А чтобы внучка не забыла о летнем букетике, нарисовал дед его на дощечке разделочной, да и повёз внучке в город.

Слайд 8

А жили дед с бабкой в самом красивом уголке нашей Родины – на Урале, в наших краях. Поэтому и назвали роспись уральской, в честь родного края.

Слайд 9

Вопросы: – Где возникла роспись? – Какие мотивы нарисовал дед? – Какие краски использовал? – Как называется роспись?

Слайд 11

Спасибо за работу, вы все большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".

Конспект урока разработан в системе  интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть испол...

Мастер-класс "Расписные куклы"

Очень увлекательная методика изготовления расписных кукол нетрудная в исполнении для детей начальной школы...

Мастер-класс "Творческая мастерская слова"

Мастер – класс«Творческая мастерская слова друг»Цели:  Учить высказывать свою точку зрения в диалоге, быть активным, совершенствовать свои коммуникативные умения. Оборудование:пословицы о др...

Мастер -класс "Жар-птица" из одноразовых тарелочек.

Мастер-класс "Жар-птица" из одноразовых тарелочек....

Мастер-класс «Театральная мастерская»

изготовление кукол для пальчикового театра (тестопластика)....

Творческая презентация для проведения мастер-класса в мастерской ручной работы «Разноцветные платочки»

Презентация познакомит детей с нетрадиционной техникой декора различных материалов при помощи деревянных набоек....