Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Маркушева Светлана Петровна

 Конспект урока разработан в системе  интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть использованы учителями ИЗО, МХК и музейными педагогами для знакомства учащихся начальной школы с названием, составом и свойствами красок, при изучении  раздела "Язык изобразительного искусства", темы "Выразительные  средства живописи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzeynoy_pedagogiki_v_3.doc428 КБ

Предварительный просмотр:

Урок музейной педагогики в 3-в классе по теме

« В мастерской художника – живописца. Краски».

(  учитель изо, черчения и музейной педагогики – Маркушева С.П.)

Цели: Развитие познавательного интереса, визуального мышления, эстетического вкуса, воспитание зрительской культуры, ценностных ориентаций этики и эстетики современного человека, расширение кругозора в области  культуры и искусства.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с компонентами, входящими в состав красок, их многообразием и видами красок.
  2. Изучить свойства красок.
  3. Познакомить с различными техническими живописными приёмами..
  4. Развивать  навыки зрительного мышления, культуру зрительского восприятия, монологическую речь.
  5. Воспитывать интерес и любовь к искусству.

План урока:

1. Организационный момент                                                      2 мин.

2.  Повторение пройденного материала                                   3 мин.

3. Знакомство с новым материалом                                         20 мин.

( просмотр и обсуждение презентации о происхождении ,

составе и производстве красок)  

4. Закрепление нового материала –                                         5 мин.

5. Практическая  работа:                                                        12 мин

  А)  выполнение  упражнения   -  живописные приемы и свойства гуаши,

для подготовки к творческому заданию.

Б)  определение художественных приемов , использованных художником  в работе над картиной.

6. Подведение  итогов урока                                                3 мин

Наглядные пособия и технические средства, используемые на уроке:

  1. Мультимедийный проектор и компьютер, для показа  электронной презентации.
  2. Репродукции  картин русских и зарубежных художников
  3. Этюдник, краски масляные, темперные, гуашевые, акриловые, акварельные, для росписи батика, по стеклу и керамике, кисти, холст, инструменты  и материалы  для  живописи.

Использованная литература и другие информационные источники:

1. Арнхейм. Р. «Искусство и визуальное восприятие». М., Прогресс, 2006.

2.Волков Н.Н. «Цвет в живописи». М., Искусство. 2007.

3.Искусство. Энциклопедический словарь школьника. М., Олма_Пресс, 2000.

4. Столяров Б.А. «Язык изобразительного искусства» Учебный курс. С-Пб, 2004.

Отрывок из видеофильма « В мастерской художника-живописца». ГРМ, 2008.

Авторская  презентация «Волшебный мир красок».

Оформление классной доски:

       

Таблица №1.                                        Таблица № 2

Содержание урока:

Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, о том, что на первом  уроке музейной педагогики , посвященном теме «КРАСКИ»,  вы узнали много нового и интересного, побывав на видеоэкскурсии в мастерской художника – живописца. Вы увидели  процесс  подготовки холста к работе, и  приготовления различных материалов и инструментов  к непосредственно живописи.

Взгляните на эти замечательные репродукции картин известных русских и зарубежных мастеров.  ( см. таблицу №1) Какие чудесные, вдохновенные, красивые эти картины.  Они все различны не только по жанру – основной теме изображаемого сюжета, но и по настроению, которое донесли до зрителя художники. Давайте попробуем почувствовать это настроение и передать свои чувства в словах.

( учащиеся пробуют описать настроение от созерцания репродукций)

1.

2.

3.

Как вы, ребята думайте, каким образом художники смогли передать в своих работах эти чувства?

 -  Конечно, при помощи  различных сочетаний цветовых оттенков в каждой  картине.

( разбор и обобщение ответов  учащихся)

Все многообразие  цветовых оттенков в картине получает художник при помощи красок. А что такое краски? Из чего они состоят? Какие приемы кистевой росписи при работе красками можно выполнять?  - все эти вопросы мы постараемся рассмотреть на этом уроке. А для этого я вас приглашаю совершить путешествие в мир красок.

( демонстрация электронной презентации о составе красок, видах и производстве красок.)

Итак, из фильма мы узнали о том, что любые краски состоят  из - ?

 ( ответы детей,  обобщаются и выстраиваются в виде схемы № 2 на доске.

Кроме того, мы узнали, что бывают различные виды красок, и называются они по- разному:  ( акварель, гуашь, масляные краски, темпера, акриловые краски). Я еще покажу вам краски для батика – росписи по ткани, для стекла и керамики – это акриловые краски). Даже по названию красок, можно понять какое основное вещество входит и  в название и в состав красок. Но самое интересное, что без этого вещества краски просто не будут действовать!

Давайте представим, что нам надо нарисовать картину акварельными красками. У меня есть краски, кисть, лист бумаги…Что еще необходимо, чтобы краска начала покрывать лист бумаги? Догадались? Конечно вода. Акварель. Происхождение этого названия относится к латинскому слову «АКВА» - в переводе на русский язык, обозначающим – «ВОДА». Вода в данном случае не только входит в состав краски, но служит необходимым веществом растворяющим краску и превращающим ее в цветную жидкость, которую можно легко наносить кистью на бумагу.

Делаем вывод: для того, чтобы твердая или  густая краска покрывала поверхность ее надо  «разбавить» или «растворить», то есть добавить к ней РАСТВОРИТЕЛЬ.

Ну а теперь подумайте и догадайтесь какие вещества служат растворителем для гуаши?, а для масляной краски? ( Действительно, для многих видов красок растворителем служит вода, для масляных красок – льняное или оливковое масло, но не только, это очищенный скипидар, иногда ацетон, специальный художественный лак).

 Мы убедились в том, что краски отличаются по составу, и поэтому у них различные свойства: густота или прозрачность, блеск или ровный матовый тон.

А можно ли применяя один  и тот же вид красок, добиться различных свойств от этой краски? Да конечно! И этими удивительными приемами работы в совершенстве владеют настоящие художники. Некоторые из этих приемов мы попробуем изучить сегодня на уроке. Для этого приготовим к работе две баночки с гуашевыми красками , кисть, воду. А вместо листа бумаги у вас на парте лежат небольшие  бумажные карточки с надписями – названиями художественных приемов.

( выполнение практического задания  по овладению живописными приемами под руководством учителя:

  1. Пастозная живопись;
  2. Лессировка,
  3. Простой мазок;
  4.  Двухоттеночный мазок.(сложный).

Эти упражнения вам понадобятся, ребята для последующей творческой работы, на следующем уроке. Поэтому, когда карточки подсохнут, их необходимо будет вклеить в наши тетрадочки. А сейчас давайте вернемся к нашим репродукциям картин. Попробуйте определить, каким основным художественным приемом пользовался художник в своей картине, для того чтобы  усилить именно такое впечатление, которое мы описали в первой части урока.

( идет работа детей по анализу репродукций  и сопоставлению  выразительных живописных средств и впечатления на зрителя)

Итак мы пришли к выводу, что картины производят на нас различные впечатления. Художник передает эти  состояния при помощи  использования различных красок и цветовых оттенков, а также за счет использования различных художественных приемов.

И если мы по – настоящему хотим понять и почувствовать художественное произведение или создать таковое своими руками, то нам необходимо знать и уметь применять на практике в своей работе различные художественные приемы, а не просто раскрасить картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и изобразительному искусству в 4 классе

Разработка интегрированного урока по развитию речи. Тема (русский язык): "Основная мысль текста". Тема (изобразительное искусство): "Рисование птиц"....

Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, чтения 2 класс "Весна:поэт - художник - композитор"

Урок интрересен не только для детей, но и для педагогов, хотя подготовки немало. Урок с презентацией....

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

Конспект интегрированного урока по окружающему миру и изобразительному искусству "Оберегайте лес" 2 класс.

Интегрированный урок. Данный конспект урока составлен по УМК "Планета знаний". В основе урока лежат словесные, наглядные методы обучения. Использование разных форм и методов обучения способствует поло...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»

Материал содержит в себе интегрированный урок. На  этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...

Интегрированный урок литературного чтения музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э. Мошковская "Двойка в дневнике", УМК "Начальная инновационная школа", авторы учебника Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова

Данная разработка интегрированного урока литературного чтения, музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э.Мошковская "Двойка в дневнике" составлена по УМК "Начальная инн...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 3 класс

Сегодня на уроке научимся выразительно читать стихотво­рение И. Бунина «Листопад», найдем изобразительные средства, которые использовал поэт, познакомимся с понятием «пейзаж&raqu...