Развитие читательской компетентности
материал

Железняк Елена Петровна

Развитие читательской компетентности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие читательской компетентности и опыт организации работы по поддержке детского чтения на уровне начального общего образования

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

     Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

При беседах на родительских собраниях, встречах родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются ко мне за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Я согласна с ведущими специалистами в области образования, что читательская компетентность определяется: 

  • владением техникой чтения, 
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, 
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, 
  • сформированностью духовной потребности в книге и чтении. 
    Мною используются перечисленные ниже виды речевой и читательской деятельности: 
  • аудирование (слушание), 
  • чтение (чтение вслух, чтение про себя) 
  • работа с разными видами текста 
  • библиографическая культура 
  • работа с текстом художественного произведения 
  • работа с учебными и научно-популярными текстами 
  • говорение (культура речевого общения) 
  • письмо (культура письменной речи) 

Формированием читательской компетентности детей младших классов я занимаюсь несколько лет. Сложился определённый опыт работы по теме «Формирование читательской компетентности».

В 2015 году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы учащиеся к концу 4 класса владели техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении, что является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе.

Для себя я определила задачи: 
Научить: 

  • осознанно, правильно, выразительно читать; 
  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию; 
  • самостоятельно выбирать книги для чтения; 
  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); 
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; 
  • самостоятельно выбирать книги для чтения. 
  • развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности; 
  • развивать читательскую компетентность учащихся через уроки литературного чтения и организацию внеклассной деятельности. 
    Что же я ждала от своих учеников? 
  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и к книге. 
  2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. 
  3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе
  4. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника. 

Читательскую компетентность я формирую на уроках литературного чтения, во внеклассной деятельности. Мне, как учителю, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, направляющий развитие читательской деятельности. Важно помочь ребенку постичь мир литературы – мир духовной нравственности и социально-эстетического опыта, привить ему важнейшие духовные ориентиры и понятия, которые станут интеллектуальным богатством растущего гражданина России.

На уроках литературного чтения создаю проблемно-поисковые ситуации, настраиваю всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. В создании таких ситуаций важную роль играет «волшебная» книжка-игрушка. Особенно детям нравится, когда книжка «приходит» на урок литературного чтения во время чтения сказок. Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Я замечала, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствовал и мой личный пример учителя, я всегда выразительно читаю художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывало детей, что они стремились найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования мои дети воображали прочитанное и как бы видели его наяву, усматривали за словами картины и образы, без труда не только называли тему любого эпизода или ситуации, но и представляли детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделяю словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использую разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываю перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняли сами дети, если же они затруднялись, то находили объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использую элементы драматизации. Ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.

Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

В ходе работы я увидела, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Мне удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляют высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.

Положительные результаты приносят нестандартные и внеклассные формы работы с детской книгой, которые способствуют повышению интереса к самостоятельному чтению книг - это, и внеурочные занятия «В мире детской литературы», и читательские конференции, и устные журналы, и выпуск литературной газеты, а также конкурсы и викторины.

Работа по формированию читательской компетентности осуществляется через внеклассную деятельность.

Внеклассные мероприятия; 

  • Просмотр спектаклей, мюзиклов по книгам
  • Участие в конкурсах (конкурс чтецов стихотворений , конкурсы сочинений, иллюстраций) 
  • Участие в предметных неделях (Создание газет, подбор материалов и выступление с докладом) 
  • Подготовка и участие в традиционных календарных праздниках(Новый Год, 8 Марта, День Победы, День учителя, День Защитников Отечества), народные православные праздники (Рождество, Масленица) 

Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе, я начала активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.Большую роль в приобщении детей к книге сыграли библиотечные уроки. Я тесно сотрудничаю с библиотекарем Абросимовой Ниной Петровной. Она особое внимание уделяет бережному отношению к книге. Ведь невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Мероприятия, проведенные школьным библиотекарем:

•Знакомство с библиотекой «Как хорошо уметь читать» (Экскурсия)

•Правила обращения с книгой «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья» (Беседа).

• «Калейдоскоп сказок» (Библиотечный урок)

• «Книжные новинки». ( Библиотечный обзор)

• «Парад литературных героев» (Библиотечный урок)  

• «Там на неведомых дорожках…» (Игра-петешествие)

• Библиотечные уроки к книгам-юбилярам

• Библиотечные уроки к юбилеям писателей.(Дж.Родари, А.Барто, Бр.Гримм, К.И.Чуковский)

• «Книжкина больница» (ремонт книг учащимися)

   Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому максимально использую воспитательный потенциал семьи, устанавливаю контакты с родителями, оказываю им необходимую помощь.

      В заключении хотелось бы отметить, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Читающие дети – залог успешности нации в будущем. Каждый раз, оценивая свою работу по формированию читательской компетентности», я радуюсь результатами своего труда. Мои ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысилась техника чтения, развилась оперативная память и творческое мышление. Прибегая к помощи старших: учителей, библиотекарей, родителей ребята проявляют свои творческие способности: создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы.

Литература

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997. 
  2. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. – М.: Просвещение 1978. 
  3. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6. 
  4. Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. – 2001. – №7. 
  5. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательской компетентности учащихся начальных классов.

Создание условий для развития читательской компетентности у младших школьников. Разработка и внедрение в образовательную систему комплекса мероприятий , способствующих  приобщению детей к формиро...

Развитие читательской компетентности и опыт организации работы по поддержке детского чтения на уровне начального общего образования

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятель...

развитие читательской компетентности с применением Сингапурский образовательных программ

Для того, чтобы наши ученики действительно стали успешными нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критичес...

Формирование навыков функционального чтения младших школьников как основа развития читательской компетентности на следующей ступени обучения

Международная программа по оценке качества обучения PISA -  это самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе, который проводится раз в 3 года и проходит под патронажем...

Мастер - класс Развитие читательской компетентности

Мастер класс, в котором рассказывается , как развивать внимательного читателя...