Развитие читательской компетентности учащихся начальных классов.
презентация к уроку по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Горбатова Людмила Степановна

Создание условий для развития читательской компетентности у младших школьников. Разработка и внедрение в образовательную систему комплекса мероприятий , способствующих  приобщению детей к формированию читательских умений и интереса к чтению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Горбатова Людмила Степановна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. М. А. Бухтуева» г. Кызыл Чтение – вот лучшее учение А. С. Пушкин

Слайд 2

Развитие читательской компетентности учащихся начальных классов

Слайд 3

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование Цель – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе обучения чтению; формирование способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.

Слайд 4

Задачи: овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; овладение начальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами. воспитание интереса к чтению и книге.

Слайд 5

Успешность решения поставленных задач осуществляется в процессе реализации совокупности следующих методов: ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Приучение Оценка Упражнение Взаимооценка Показ Похвала Подражание Поощрение Требование Соревнование Дискуссия Поощрение Беседа Похвала Игра Стимулирование

Слайд 6

Предметная компетентность технике чтения, приемах и понимании прочитанного и прослушанного произведения; знании детских книг и умение их самостоятельно выбирать; устойчивом интересе к самостоятельной читательской деятельности (читательская самостоятельность); умении устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном, научно-популярном тексте, построение логических рассуждений, доказательств; умении работать с некоторыми типами текстов (повествование, описание, рассуждение, отзыв, создание собственных мини-сочинений; умении выделять главную мысль художественного текста; умении интерпретировать текст в устном словесном пересказе, сочинении; умении сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка) проявлении художественно-творческих способов действий читателя, слушателя, писателя и т.д.

Слайд 7

Актуальность Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Слайд 8

Данные по технике чтения Год обучения Высокий Уровень Выше нормы Норма Ниже нормы 2 класс 2016г. 3% 26% 42% 29% 3 класс 2017г. 12% 28% 43% 17% 4 класс 2018г. 16% 32% 46% 6%

Слайд 9

Темп чтения

Слайд 10

Выразительность

Слайд 11

Понимание

Слайд 12

Осознанный пересказ

Слайд 13

Проблема Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Слайд 14

Группы детей по сформированности читательских умений и интереса к чтению. Читают художественные произведения сверх программных требований, увлекаются художественной литературой; Читают только программные произведения; Читают программные произведения, пропуская пейзажные зарисовки, сокращая монологи и др.; Читают программные произведения по популярным сборникам в значительном сокращении, либо только по учебнику; Не читают совсем. Чтение для них тяжелое бремя.

Слайд 15

Н.Н.Сметанникова выделила три уровня компетенций чтения: низший, средний и высший. Высший уровень Средний уровень Низкий уровень Беглое чтение про себя текстов своего уровня из разных источников с полным пониманием Достаточно беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием Самостоятельное беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием затруднено Угадывание значений слов, непонимание текста при трудностях техники чтения в случае самостоятельного чтения текстов своего уровня

Слайд 16

Цель работы создание условий для развития читательской компетентности у младших школьников и достижение более высокого уровня ее развития по всем показателям.

Слайд 17

Учебная деятельность Уроки чтения Уроки внеклассного чтения Литературное чтение Литературные проекты Конкурсы, олимпиады, соревнования Коррекционные логопедические занятия Коррекционные занятия психолога

Слайд 18

Упражнения для развития беглости чтения 1 группа – упражнения для расширения поля зрения 2 группа – упражнения для активизации органов речи

Слайд 19

Упражнения для развития выразительного чтения Для развития дыхания Для развития голоса Для дикции

Слайд 20

Упражнения для формирования правильности чтения 1 группа – направлена на развитие внимания, памяти 2 группа – упражнения со словами

Слайд 21

Работа со словарями

Слайд 22

Упражнения для развития осознанного чтения Логические упражнения Игры по составлению слов со словами Работа над деформированными текстами, неоконченными рассказами Работа с текстом (с учебником)

Слайд 23

Индивидуальная работа с ребёнком

Слайд 24

Внеклассная деятельность Посещение театра, кино Кружковая работа Посещение библиотеки Проектная деятельность

Слайд 25

Рекомендации родителям Выполнение домашнего задания по чтению Обсуждение с ребенком прочитанного Семейное чтение Подписка на детские журналы Ведение читательских дневников

Слайд 26

Развитие читательского интереса

Слайд 27

Развитие читательского интереса

Слайд 28

Показатели успешности положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать"); заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги"); увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"); стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Слайд 29

Феномен читательского интереса "Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СтатьяФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья содержить  приемы работы  по формированию читательской компитентности учащихся....

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....

Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...

Развитие ИКТ-компетентности учащихся начальных классов через использование модели «1 ученик 1 компьютер» на примере занятия по внеурочной деятельности клуба «Я-гражданин России»

Тема: «Создание листовок. Акция «Не забудь поздравить ветерана!»Класс: 3- 4Цель: организация продуктивной деятельности учащихся по изготовлению электронных листовок к празднику 9 мая...