Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы
статья на тему

Проценко Нина Леонидовна

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства. Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности

учащихся начальной школы

(из опыта работы Проценко Нины Леонидовны, учителя начальных классов

МБОУ СОШ№5 пгт Печенга, Мурманская область)

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства.

Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.     

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

В Основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»

В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный» характер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям.

 Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов.

Фактор № 1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Такое большое значение «навыка смыслового чтения» для развития ученика определило перечень планируемых результатов освоения основ смыслового чтения и работы с текстом по окончании начальной школы. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное обучение.

Психологами установлено, что полноценное чтение — это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста и др.

Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Его цель – наиболее точно понять и осознать прочитанный текст. Для этого стоит внимательно читать, вникая в смысл и анализировать полученные данные. Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретённый опыт работы с информацией.

В течение педагогической деятельности мною были изучены и найдены практические пути в решении данной проблемы.

Первый шаг – изучение трудов основоположников педагогики и психологии:

В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, М.И. Оморокова, В.Ф. Одегова, В.Н. Зайцев, С.И. Матвеева, А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская.

Второй шаг - изучение технологии формирования смыслового чтения как общего учебного действия в условиях реализации ФГОС; выявление наиболее эффективной методической системы работы по формированию навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Мною были проанализированы используемые технологии по формированию навыков декодирования и смыслового чтения, намечены основные этапы в работе, выделены эффективные методы и приёмы, отобраны специальные упражнения, отвечающие цели исследования, проверена эффективность разработанной методики, обработаны и методически интерпретированы результаты исследования.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

 Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

  • в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, систематическая и технологичная работа по развитию смыслового чтения на уроках литературного чтения является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.

Чтобы создать условия для успешного развития и обучения ребенка, в т.ч. смысловому чтению, учитель должен хорошо знать психические особенности каждого ребенка, т.е. на каком уровне развития у него находится внимание, память, мышление, восприятие, которые имеют большое значение и в обучении детей чтению.

           Уровень развития детей определяю с помощью диагностических методик, делаю выводы, результаты которых довожу до родителей, даю определенные рекомендации для развития психических процессов детей. Данная информация помогает мне лучше понять малыша, опираясь на его природные задатки и способности, предупредить возможные трудности при адаптации ребенка к школьному обучению, в том числе и смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Переосмысление теории позволило мне выработать подход к организации работы с детьми, определить тактику и стратегию работы, найти более эффективные подходы в обучении.

     Применяю в своей работе 8 резервов обучения чтению, предложенные В. Н. Зайцевым, которые могут работать в любых условиях. При этом надо учитывать главное условие для достижения успеха – не длительность, а частота тренировочных упражнений, не забывая, что человеческая память устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет.

жужжащее чтение;

ежеурочные пятиминутки чтения;

режим щадящего чтения;

зрительные диктанты И.Т. Федоренко;

многократное чтение;

чтение в темпе скороговорки;

выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;

чтение перед сном.

     Так же в своей практической деятельности использую упражнения рекомендованные М. И. Омороковой, которые направлены на:

  1. развитие речевого аппарата;
  2. расширение оперативного поля чтения;
  3. развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
  4. развитие смысловой догадки (антиципации);
  5. развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;
  6. развитие внимания и памяти в процессе восприятия;
  7. преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

Эти упражнения «помогут ученику четко отработать произношение всех гласных и согласных звуков и их сочетаний, литературное произношение, развить поле чтения и безошибочное восприятие слов, предложений при чтении вслух и молча, снизить интервал между восприятием и пониманием текста, развить внимание и память».

     Большое внимание вопросу формирования навыка чтения, без формирования которого не может быть и смыслового чтения, уделяет В.Ф. Одегова. Она отмечает, что «развитие у младшего школьника навыка чтения дает ему возможность самостоятельно читать литературу, получая от этого удовольствие. От уровня владения чтением в дальнейшем напрямую зависит уровень образованности, профессионализма, компетентности, культуры человека».

   Она утверждает, что навыком чтения должен владеть каждый человек, потому что это значительно экономит время при переработке большого количества информации. В.Ф. Одегова рассматривает урок чтения, как «процесс декодирования (расшифровки) единичных и совокупных абстрактных семиотических знаков и их интериоризация (осознание, понимание, присвоение)»

    Для этого она предлагает упражнения:

  1. на развитие речевого аппарата;
  2. по развитию речевого дыхания;
  3. по развитию мимической выразительности;
  4. по формированию речевого навыка;
  5. на преодоление регрессий;
  6. для подавления артикуляции;
  7. для расширения поля чтения.

Важным направлением в работе по формированию смыслового чтения является организация эффективного контроля за достижением норматива техники чтения учащимися.

В ходе данного мониторинга сформированности техники чтения учащихся начальных классов ведутся замеры по нескольким параметрам

  1. Способ чтения (определяется во время чтения).
  2. Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
  3. Правильность чтения (определяется во время чтения).
  4. Выразительность чтения (определяется во время чтения).
  5. Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).

Главное условие всей работы – стимулировать деятельность ученика, терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, стремление к победе.

Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. При такой постановке дела дети будут работать заинтересованно, увлеченно.

Прежде чем начать процесс обучения чтению, работу по формированию смыслового, провожу входную диагностику для выявления состояния учебной и мыслительной деятельности школьника.

 «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» (Л.С.Выготский)

Систематический анализ достижений учеников – обязательное условие нашей работы. Смысл диагностирования в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

В середине сентября провожу обследование состояния речевой деятельности ребенка (входная диагностика), делаю выводы о развитии речи детей, фонематическом восприятии.

После проведенного обследования анализирую результаты диагностики и намечаю практические пути по обучению детей чтению. Определяю способы обучения чтению, используя индивидуальный и дифференцированный подход.

В первые учебные дни проверяю готовность первоклассников к усвоению обучения чтению, уровень актуального развития в конкретном виде деятельности. Зная, что ребенок может выполнить правильно без помощи взрослого, смогу ставить перед ним трудные задачи, расширяя таким образом, зону его ближайшего развития. В результате такой работы выявляю детей, которые при поступлении в школу:

  1. читают целым словом;
  2. читают по слогам;
  3. знают буквы, но не умеют читать;
  4. не знают буквы.

Изучив индивидуальные особенности каждого ребенка, материал подбираю дифференцированно. Задания составляю таким образом, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.

Многие диагностические методики для обследования психических процессов, методы и приемы, используемые для развития фонематического слуха и речи детей, применяю в обучении детей  на уроках обучения грамоте и на уроках литературного чтения.

  1. Упражнения и игры, используемые при работе с детьми.

Для развития внимания:

«Найди отличия», «Поем вместе», «Запрещенные движения», «Поиск предметов» и т.д.

Для развития восприятия:

    «Точки», «Что в свертке», «Самые наблюдательные» и т.д.

Для развития памяти:

    «Каскад слов», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат» и т.д.

Для развития мышления:

    «Говори – наоборот», «Бывает – не бывает», «Угадай» и т.д.

В результате целенаправленной работы уровень психических процессов возрастает.

        

2. Упражнения на развитие навыка декодирования

В своей педагогической деятельности применяю специальные упражнения, которые включаю в каждый урок литературного чтения.

На этапе «речевая разминка» принимают активное участие все учащиеся, читающие и не читающие (в период обучения грамоте), каким бы способом чтения они не владели. Это упражнения по развитию речевого дыхания, они важны для правильной постановки дыхания при чтении. Их может проводить не только учитель, но и любой учащийся – ведущий.

а) вдох носом, выдох через рот;

б) вдох, задержка дыхания, выдох;

в) вдох, выдох по порциям.

Дыхание «под счет»: вдох – три единицы, пауза – одна единица, выдох – шесть единиц. Вдох делать носом, а выдох – ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется 3-4 раза.

Игра «Произнеси и покажи».

Самолеты взлетают: у – у - у.

Машины едут: ж – ж - ж.

Лошадки поскакали: цок – цок - цок.

Рядом ползет змея: ш – ш - ш.

Муха бьется в стекло: з – з – з.

Долговорки.

Андрей – воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек, из-под палочек.

Не клюй песок, не тупи носок,

Пригодится носок клевать колосок.

Большую роль в формировании навыка смыслового чтения играет фонематический слух ребенка, и от того как развито его фонематическое восприятие зависит успех в достижении желаемых результатов. Поэтому на уроках обучения грамоте провожу дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия, помогающие отрабатывать скорость чтения.

С целью совершенствования четкости произношения при любом темпе речи провожу работу над дикцией. Часто включаю упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова, совершенствующие дикцию. Для решения этой задачи применяю определенную систему упражнений, работая над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

1) Упражнения на отработку дикции.

     а) Чтение гласных с ярко выраженной артикуляцией каждого звука:

по ленте букв;

парами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е;

строчками: а-о-у-ы-э (вперед и обратно), а о у и э,   а и у о э;

вразбивку по нескольку гласных: а о е,  и е я,  у э ю.

б) С ярко выраженной артикуляцией каждого звука:

дао – дао – дао – дэ, ди, ду   (можно с ускорением).

Упражнения на развитие речевого аппарата.

     а) Чтение шепотом и медленно:

ра – ра – ра   -  начинается игра

ры – ры – ры – у нас в руках шары

ру – ру – ру   – бью рукою по шару

     б) Чтение тихо и умеренно:

арка – арца

арта – арда

арла – арча

арса – аржа

Игровая ситуация «Карлики»

       в) Чтение громко и быстро

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

Игровая ситуация «Великаны»

Для поддержания интереса используют игры «На птичьем дворе», «Курочка с цыплятами» и др.

        г) Скороговорки

На дворе трава, на траве дрова.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Игра «Кто скорее соберет пословицу?»

        д) Чистоговорки

а – а – а – мы видим слона

я – я – я – вот ползет змея

са – са – са – в лесу бегает лиса    

М.Исаковский «Вишня»

ла – ла – ла – в саду вишенка росла

на – на – на – очень вкусная она

ам – ам – ам – вишня нравится всем нам.

Л. Толстой «Котенок»

ой – ой – ой – жили были брат с сестрой

ыл – ыл – ыл – у них котенок был

зья – зья – зья – они верные друзья.

Л.Толстой «Филипок»

ок – ок – ок – жил мальчонка Филипок

ить – ить – ить – в школу он хотел ходить

та – та – та – и его сбылась мечта

При работе над чистоговорками применяю различные виды чтения: чтение шепотом, громко, про себя; хоровое чтение, индивидуальное чтение; чтение в парах, по рядам; одновременно с ведущим; с убыстрением темпа.                      

 

    В формировании смыслового чтения большое внимание уделяю упражнениям для расширения поля чтения.

  1.  «Кто быстрее?»

У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти предложение, предложенное учителем.

Предлагаются и другие варианты этой игры.

1 вариант.

По моему знаку ребята начинают искать в тексте указанное слово. Нашедший первым прочитывает слово, называя страницу и абзац, и читает предложение с этим словом, или строфу стихотворения, в которой находится это слово.

2 вариант. (работа в парах или в группах)

Детям раздаются конверты с полосками, на которых написаны предложения. Каждой группе (паре) предлагается отыскать предложенное предложение. Та группа (пара), которая первой найдет свое предложение – победитель.

  1.  «День! Ночь!»

Учащимся дается установка:

- Внимательно пробегите глазами текст.

По моей команде «Ночь!» дети закрывают глаза, учитель читает текст вслух. По команде «День!» дети открывают глаза, находят место в тексте, где учитель остановился при чтении, и продолжают читать дальше.

  1.  «Кто играет в прятки?»

      На доске написаны 2-3 ряда букв. Но среди случайного набора букв вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые и т.д.

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ

ЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ

  1. Работа со словарными блоками,

 По вертикали которых спрятано слово:

   СОК                                        СВЕТА

НОСКИ                                    МЕСТО

   САМ                                      КАТОК

                                                КУКЛА

                                               МАГАЗИН

  1.  «Мнимое слово».

     В ходе чтения слово произносится неправильно, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением.

 «Научить маленьких наших читателей мыслить и чувствовать во время чтения».    

(Д.И. Тихомиров)

Такие возможности создаются, в частности, при работе над выразительностью чтения.

Большое внимание уделяется упражнениям для развития выразительности речи:

  1. Упражнения по развитию речевого дыхания.
  2. Упражнения для развития голоса, дикции.
  3. Чтение слова с разными оттенками интонации.
  4. Чтение по ролям, в лицах.
  5. Чтение, передавая чувства (радость, возмущение, печаль, гордость), в зависимости от текста.
  6. Инсценирование произведения или его эпизодов.
  7. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Большую роль в формировании навыка смыслового чтения играет беглое  чтение.

Использую следующие виды упражнений:

  1. «Эхо»
  2. «Канон».
  3. «Считаем слова».
  4. «Сравни».
  5. Скачкообразное чтение «Кенгуру».
  6. «Слалом».
  7. «Финиш».
  8. Чтение с речевыми помехами.
  9. Чтение с простукиванием ритма.
  10. Чтение со звуковыми помехами     (при звучании музыки)

 

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Приведу примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения, которые нравятся детям и нашли постоянное применение в практической деятельности.

Работа над синтагмой

  1. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  2. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
  1. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
  2. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
  3. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
  4. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  5. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т.д.
  6. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).

Молчаливое чтение

1. Чтение «Спринт».

Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы к тексту.

Во время чтения детей поторапливаю: «Быстрей, еще быстрей», добавляю при этом: «Читать нужно все!»

Подготавливаю класс психологически, даю команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!» При обучении чтению «Спринт» используем памятку:

Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами.

Читай как можно быстрей.

Ответь на вопросы к тексту.

2. Чтение «Разведка»

Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением.

Цель такого упражнения: обучение молчаливому и вертикальному чтению, умению ориентироваться в тексте, находить главное.

3. Упражнение «Губы» используется в целях четкого разграничения детьми чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки и читают «молча».

4. «Буксир».

Учитель читает детям текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать. Учитель внезапно останавливается на каком-либо слове и повторяет его. Дети останавливаются на этом месте, показывают слово.    

Приёмы критического мышления

  1. Прием прогнозирование по иллюстрации

Рассматривание иллюстраций с высказыванием своих предположений. Наводящие вопросы учителя: Посмотрите на иллюстрацию и определите тему. Что может произойти? Опишите героя, определите черты его характера.

     2.  Приём «ассоциация»

Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. (Почему именно так называется? Что может произойти в пьесе с таким названием? Прошу сформулировать свои догадки.)

      3. «Работа с вопросником».

Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

  1. «Взаимоопрос.»

Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Успех смыслового чтения во многом зависит от умения контролировать свои действия. Обязательная структурная единица урока – самоконтроль.

5. Приём «Рюкзак»

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример (я научился составлять план текста, я разобрался в такой-то теме).

Если нужно собраться с мыслями, можно сказать “пропускаю ход”.

Приёмы формирования читательской компетентности

    Широко использую приёмы по формированию читательской компетентности, предложенные В.Ф. Одеговой в пособии «Эффективные приёмы формирования читательской компетентности младших школьников».

Игра «Оттолкни звуки»

Выделение нового звука

«Торопись да не ошибись»

Решение анаграмм.

Чтение слов и предложений в зеркальном изображении.

Чтение в парах.

Ритмичное чтение в заданном темпе по образцу учителя и др.

Но в реализации намеченных планов есть и определенные сложности.  Отдельной работы требуют дети, имеющие трудности в обучении. Их индивидуальные особенности, уровень развития речи, внимания, памяти не позволяют мгновенно достичь желаемого результата.

Как формировать смысловое чтение в процессе изучения литературного чтения? Методов много, каждый учитель выбирает их сам.

В свете реализации ФГОС второго поколения важным становится не только усвоение определённого объёма предметных знаний, умений и навыков, но и осознание того, где эти знания могут быть и обязательно должны быть использованы.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Используя современные методы, я делаю уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным.  Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.

Значит, цель уроков литературного чтения достигнута, привита любовь к книгам, что поможет моим ученикам успешно продолжить обучение.

Надо всегда помнить, что главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения.

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Упражнения для понимания смысла текста

  1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
  2. Озаглавливание текста.
  3. Деление текста на части, составление плана.
  4. Определение темы текста, главной мысли.
  5. Определение типа текста.
  6. Подбор иллюстрации к тексту.
  7. По иллюстрации определить содержание текста.
  8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
  9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
  10. Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
  11. Чтение для подготовки к пересказу.
  12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
  13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
  14. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
  15. Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.
  16. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
  17. а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
  18. б) придумать продолжение рассказа;
  19. в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
  20. Составление кроссвордов по тексту.
  21. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
  22. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
  23. Подбор загадок к словам из текста.
  24. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
  25. Составление ребусов к словам из текста

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Типы вопросов для осмысления текста

Простые вопросы.

Отвечая на них, обучающиеся называют какие-то факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию.

Уточняющие вопросы.

Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?» Представляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал.

Объясняющие вопросы.

Начинаются со слова: «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.

Творческие вопросы.

Начинаются со слов: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Оценочные вопросы.

«Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Практические вопросы.

«Как бы вы поступили на месте героя?» Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Приёмы по формированию навыков смыслового чтения

«Мозговой штурм»

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"

Учитель записывает все называемые ассоциации.

Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

«Глоссарий»

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

 После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

 «Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

«Алфавит за круглым столом»

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

На предложенной карте алфавита учащиеся должны написать названия или авторов книг, которые связаны с темой текста. Далее следует обсуждение результатов.

«Соревнуемся с писателем»

Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов антиципации.

Ученикам дается установка: "Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации". Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

«Чтение в кружок»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

 Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

«Чтение с остановками»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: «Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка».

«Чтение в парах – обобщение в парах»

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

«Читаем и спрашиваем»

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует   выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

«Чтение с пометками»

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V - знакомая информация, + - новая информация, - - я думал (думала) иначе

? - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

«Сенкан» или «Синквейн»

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.

Структура синквейна.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Список использованных источников:

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Кудряшова В. А. Обучение реферативному чтению на уроках русского языка [Текст] / В. А. Кудряшова. — М., 1994. 9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [Сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования М., 2011. 15.
  4. Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...

Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

Доклад  на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах"...

Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе».

Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»....