Формирование навыков смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Материал из опыта работы со слабовидящими детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы»
Моя методическая тема «Формирование навыков смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы»
Я работаю с детьми ОВЗ и в своей практике я столкнулась с такими проблемами:
- дети имеют низкий словарный запас слов;
- не понимают смысла прочитанного;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- определить главную мысль;
- затрудняются кратко пересказать содержание;
- при выполнении самостоятельной работы, тестов обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания.
Главная моя задача, как учителя: научить школьника и показать, где и как он сможет применить полученные знания, повысить интерес к предмету, вывести его на уровень понимания и осмысления прочитанного текста.
Без чтения нет успешного учения. Успешность школьника в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Читая книги, школьник обогащает свой словарный запас, развивается память, воображение, он учиться сопереживать герою произведения.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Составляющие смысловое чтение входят в структуру всех универсальных учебных действий.
Цель смыслового чтения – формировать умение воспринимать текст как единое смысловое целое.
По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить младшего школьника читать осмысленно. Огромное значение для формирования навыка смыслового чтения имеет возраст и индивидуальные темпы развития ребенка. Для обучения смысловому чтению существует много методов и приемов. Я остановлюсь на одном приеме – ведении читательских дневников. Начиная со 2 полугодия 1 класса (когда дети заканчивают изучать азбуку) дети заводят читательский дневник. Первый шаг на пути формирования читательской компетентности должен быть направлен на овладение техникой чтения всеми детьми. Поэтому читать книги и вести дневник дети начинают с 1 класса, с помощью родителей. Дети читают небольшой текст и списывают по 1 , 2 предложения из этого текста.
Во втором классе начинается работа над формированием навыка смыслового чтения. Читательский дневник ребята начинают вести самостоятельно, где они записывают автора, названия произведения, тему текста и главную мысль текста. Первую запись на уроках внеклассного чтения мы делаем коллективно.
В третьем классе работа над формированием навыка смыслового чтения продолжается. Ребята записывают автора, названия произведения, героев произведения и главную мысль.
В четвертом классе дети учатся давать характеристику герою. А в пятом классе будет учиться писать отзыв на произведение.
В каждом читательском дневнике есть памятка по его ведению .
Как показала практика, ведение читательских дневников формирует у младших школьников читательскую компетентность. Мои ученики научились определять тему текста, ее главную мысль, выделять опорные слова; формулировать тему небольшого текста; работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных. Повысился интерес к чтению, ребята посещают школьную библиотеку и выбирают книги для домашнего чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков чтения в процессе освоения наук в начальной школе
Оглавление.1. Введение2. Оптимальные условия необходимые для формирования навыка чтения в начальной школе.3. Практические задания.4. Заключение.5. Литература...

Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы
Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...

Формирование положительной самооценки школьника – важная составляющая семейного воспитания
Формирование положительной самооценки школьника – важная составляющая семейного воспитания...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Формирование навыков чтения, как основа успешного обучения ребенка в школе в рамках ФГОС второго поколения
Способы формирования навыков чтения, с учетом ФГОС НОО....
Работа с текстом в начальной школе как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности учащихся
Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности. Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком являются читательская грамот...
