Формирование навыков смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Людмила Юрьевна Симонова

Материал из опыта работы со слабовидящими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_simonova_l._yu.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

  «Формирование навыков  смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся  начальной школы»

  Моя методическая тема «Формирование навыков  смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся  начальной школы»

  Я работаю с детьми ОВЗ и в своей практике я столкнулась с такими проблемами:

- дети имеют низкий словарный запас слов;

- не понимают смысла прочитанного;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- определить главную мысль;

- затрудняются кратко пересказать содержание;

- при выполнении самостоятельной работы, тестов обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания.

           Главная моя  задача, как  учителя: научить школьника  и показать, где и как он сможет применить полученные знания, повысить интерес к предмету, вывести его на уровень понимания и осмысления прочитанного текста. 

            Без    чтения нет успешного учения. Успешность школьника в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Читая книги, школьник обогащает свой словарный запас, развивается память, воображение, он учиться сопереживать герою произведения.

 Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Составляющие  смысловое чтение входят в структуру всех универсальных учебных действий.

 Цель смыслового чтения – формировать умение воспринимать текст как единое смысловое целое.

           По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить младшего школьника читать осмысленно.       Огромное значение для формирования навыка смыслового чтения имеет возраст и индивидуальные темпы развития ребенка. Для обучения смысловому чтению существует много методов  и приемов. Я остановлюсь на одном приеме – ведении читательских дневников. Начиная со 2 полугодия 1 класса (когда дети заканчивают изучать азбуку) дети заводят читательский дневник.  Первый шаг на пути формирования читательской компетентности должен быть направлен на овладение техникой чтения всеми детьми.  Поэтому читать  книги и  вести дневник дети начинают с  1 класса, с помощью  родителей.  Дети читают небольшой текст и списывают по 1 , 2 предложения из этого текста.  

Во втором классе  начинается работа над формированием навыка смыслового чтения. Читательский дневник ребята начинают вести самостоятельно, где они записывают автора, названия произведения,  тему текста и главную мысль текста. Первую запись  на уроках внеклассного чтения мы делаем коллективно.

В третьем классе работа над формированием навыка смыслового чтения продолжается. Ребята записывают автора, названия произведения, героев произведения и главную мысль.

В четвертом классе дети  учатся давать характеристику герою. А в пятом классе будет учиться писать отзыв на произведение.

В каждом читательском дневнике есть памятка  по его ведению .

           Как показала практика, ведение читательских дневников  формирует у младших школьников читательскую компетентность.  Мои ученики научились определять тему текста, ее главную мысль,  выделять опорные слова; формулировать тему небольшого текста; работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных. Повысился интерес к чтению, ребята  посещают школьную библиотеку и выбирают книги для домашнего чтения.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков чтения в процессе освоения наук в начальной школе

Оглавление.1. Введение2. Оптимальные условия необходимые для формирования навыка чтения в начальной школе.3. Практические задания.4. Заключение.5. Литература...

Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...

Формирование положительной самооценки школьника – важная составляющая семейного воспитания

Формирование положительной самооценки школьника – важная составляющая семейного воспитания...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Работа с текстом в начальной школе как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности учащихся

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности. Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком являются читательская грамот...