Формирование навыков чтения в процессе освоения наук в начальной школе
учебно-методический материал (1 класс) по теме

 

Оглавление.

1. Введение

2. Оптимальные условия необходимые для формирования навыка чтения в начальной школе.

3. Практические задания.

4. Заключение.

5. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Чтоб в жизни человеком стать,

                                                                               Учись писать, учись читать.

                                                                     Никак не может ученик

 На свете жить без добрых книг.

С. Михалков

 

Сейчас, когда детское чтение в России кричит SOS (его кризис приравнивают к национальному бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценности чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № «№ г. Томмот.

Формирование навыков чтения в процессе обучения в начальной школе.

C:\Users\Admin\Desktop\Изображение.JPG

Учитель: Ромащенко Е.А.

2014 г.

Оглавление.

1. Введение

2. Оптимальные условия необходимые для формирования навыка чтения в начальной школе.

3. Практические задания.

4. Заключение.

5. Литература

Введение.

Чтоб в жизни человеком стать,

                                                                               Учись писать, учись читать.

                                                                     Никак не может ученик

 На свете жить без добрых книг.

С. Михалков

Сейчас, когда детское чтение в России кричит SOS (его кризис приравнивают к национальному бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценности чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему.

Ведь именно мы, учителя, часто стоим у истоков зарождения, интереса к этому виду деятельности. Защищать детское чтение от гибели – значит приобщать ребенка к культуре, обеспечить интеллектуальное и нравственное его развитие, поставить внутренний заслон влиянию деструктивных социальных явлений. Защитить одновременно и поддержать литературу, ибо какой бы развитой, богатой, великой она ни была (именно такая изучается в школе), если она не читается, она теряет свою созидательную силу, лишается смысла и становится не нужной. Но не будем сейчас вдаваться в причины детского читательского негативизма. Их много. Коснемся лишь той, что обусловлена самой школой. Ее усилиями чтение школьников превращено подчас в сугубо учебную деятельность, подчинено образовательному стандарту и лишено радости. Уязвимость нынешнего стандарта, на мой взгляд, состоит в том, что он рассматривает литературное произведение как независимое от чтения, существующее скорее не для чтения, а для анализа текста, выделения в нем главного, характеристики героев, для выборки той или иной информации, предусмотренной программой.

На уроке литературного чтения, как правило, нет места личным впечатлениям школьника, его переживаниям, его субъективным образам; изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребенка, его внутреннему субъективному «я». А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри («хочу»), она всецело подчинена мотивации, идущей извне («велели»). Как говорит известный критик И.Ф. Карякин: «Пока ученик относится к литературному чтению лишь, как к свидетельству того что происходит тс другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает свое…. пока не обожжется этим открытием – до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нем». Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстает перед ним в роли пространства для реализации его собственного потенциала.

 Но все же чтение – важнейшее условие формирования мыслительных способностей ребенка. А осознанное чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств успешного обучения детей. Книги, по выражению М. Горького, возвышают душу, учат доброму, а в трудные минуты дают силы, чтобы не пасть духом, выстоять, победить. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладел умением читать, так как образовательно воспитательный эффект от чтения книг всегда пропорционален результатам читательской облученности, желанию и умению читателя взять из книги все, что она может дать.

Оптимальные условия необходимые для формирования навыка чтения в начальной школе.

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

 *       овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

*        развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

*        воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Младший школьник сегодня получает информацию по интересующим его вопросам из различных источников: кино, радио, телевидения, периодической печати, а также от общения со взрослыми и сверстниками и т. д. Но главным источником была и остается книга.

Динамическое чтение качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию. Динамическое чтение — это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.

Начинать работу можно в любом классе в любое время. Единственное условие работать каждый день. С чего начать? Прежде всего, выявляем факторы, мешающие быстрому чтению:

1. Регрессия — возвратные движения глаз.

2. Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т. е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. У нетренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12 — 16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2 — 3. Ученые доказали, что поле зрения глаза можно увеличить путем упражнений и научить глаза двигаться вертикально. Можно сделать вывод: быстрее читать, значит, «шире глядеть», т. е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов.

3. Неумение найти главное в тексте. Для большинства читателей в тексте «все главное», они не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное.

4. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).

5. Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши).

Формирования навыка чтения в процессе обучения наук в начальной школе во многом зависит от правильной организации деятельности учителя. И для того чтобы создать, оптимальное условие для формирования навыков чтения, необходимо реализовать следующую систему мер:

1.Для формирования правильности чтения необходимо обеспечивать на всех уроках предварительное чтение многосложных слов, постановку ударения в этих словах, и не правильно произносимых словах, предварительное произношение слов в которых возможна орфографическая ошибка.

2. Для формирования беглости чтения, необходимо обеспечивать на уроках многократное обращение к тексту, с использованием различных видов работ:

  • Чтения текста про себя, комментирование его;
  • Чтение текста, ответы на вопросы;
  • Чтения текста про себя, разделения его на логически связанные части;
  • Чтение текста, подготовка вопросов по его содержанию.
  • Выборочное чтение;
  • Выбор и чтение слов автора, выражающих главную мысль произведения;
  • Нахождения чтения отрывков, которые могут служить подписями для данных иллюстраций;
  • Чтение той части произведения, которая особенно понравилась;
  • Чтение, нахождение отрывка который может быть прочитан по ролям;
  • Чтение с передачей выражения своего настроения, вызванного содержанием;

3. Для формирования осознанности чтения необходимо в полной мере использовать группы упражнений, связанных с развитие речи, вопросы и задания направленные на обобщение полученных знаний, на обучение различным видам пересказа.

4. Для формирования выразительности чтения необходимо обеспечивать уяснение учащимися содержания идеи произведения, передачу настроения, заложенного в тексте, чтение по ролям.        

Итак, формирования  навыка чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность.

Итак, главные цели уроков чтения по программе «Школа 2100»: научить читать – не сама цель, важно добиться овладения навыками и умениями ориентировке в тексте. Здесь прежде всего актуальны умения адекватного восприятия текста. Важна систематизация знаний о родном языке, чтобы обеспечит ориентировку в системе языка, необходимую для формирования продуктивных и рецептивных речевых навыков и умений, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке. Нужно раскрыть для учащихся воспитательных потенциал родного языка, его не разрывную связь с историей, духовной культурой и менталитета народа и, безусловно хочется видеть, как ребята получают эстетическое наслаждение от художественного слова.

П что это самое «художественное слово» имеет свою силу только в том случае, если будет понятно , прочувствованно, зафиксировано где то в глубине души, я убедилась давно на личном примере. Из этого следует, что на уроке ученик должен постоянно думать и чувствовать! И делать выводы.

Концептуальные принципы развивающего образования предполагают совершенно определенные условия и ограничения, накладываемые на выбор учебных технологий. Развивающему образованию свойственны такие формы работы, которые опираются на совместному или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем. Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Таким образом, учитель должен организовать исследовательскую деятельность детей так, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами смогли объяснить, как действовать в новых условиях, для этого лучше использовать работу в группах. Действия учеников в процессе такой работы становится более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя все больше сводится к режиссированию этой активной  познавательной деятельности. Но такая работа детей – результат ежедневного труда над формированием навыка чтения, когда учитель работает с произведением до чтения, строя с детьми предположения о содержании по фамилии автора, прочитанным ранее его произведениям, иллюстрациям в учебнике, по заглавию, по месту данного произведения в разделе, в книге на так называемом этапе актуализации знаний; затем, чтобы не нарушать целостности изучаемого материала дети читают про себя, получая удовольствия от процесса чтения. Я считаю действительно важным то, что ребята реагируют на содержание текста именно при собственном прочтении. К тому же, как хочется узнать, оправдались ли его личные предположения по содержанию. И только затем наступает этап медленного чтения и анализа текста, в ходе которого ребенок должен продумать смысл каждого слова. На этом этапе дети учатся задавать вопросы и находить на них ответы тут же, в тексте, учатся соразмышлять и сопереживать, а также понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста то смысл, который в него вложил автор, чувствовать то, что чувствовали герои произведения.

Это важнейшие условия при работе с текстом на уроках литературного чтения, ведь мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для самого себя.

Таким образом, на уроках чтения необходимо уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

Мы осуществляем по программе «Школа 2100» разбор трудных слов именно в процессе чтения. Мы учим детей задумываться над их смыслом, искать синонимы, быть внимательными к слову. Уроки с использование технологии формирования правильного типа читательской деятельности построены с опорой на основные требования образовательной программы «Школа 2100». Технология работы с художественным произведением , предлагаемая авторами данной программы, органично вписывается в любую структуру современного урока, ее можно легко адаптировать под любого творчески подходящего к своему делу учителя.

Теперь, я уверена, что нашла то, что искала, наконец-то мои уроки стали яркими и живыми, я чувствую отдачу на каждом этапе:  дети реагируют на содержание текста именно при собственном прочтении. Мы сотрудничаем в процессе чтения вслух. Ощутимо желание учеников понять, разобраться, помочь друг другу пополнить свой словарный запас, часто дочитать книгу, главы из которой не приходились, а именно читались на уроке.

Лишь целенаправленное индивидуальное осмысление до чтения и во время и после чтения способно формировать у детей правильный тип читательской деятельности и формирования навыка чтения.

В качестве примера предлагаю урок чтения по теме «Поет зима, аукает…». Этот урок разработан с учетом современных технологий, основная форма работы – групповая. Каждый этап такой совместной деятельности учащихся преследует свои, определенные цели.

Так, на этапе актуализации знаний ребята посоветовавшись, прияли к выводу о том, что и художник и поэт, если они талантливы, помогут нам почувствовать зиму, ощутить ее дыхание. На этом этапе развивается умение чувствовать прекрасное, делиться своими ощущениями. Учащимся бывает намного легче передать свои эмоциональные переживания, каждый имеет возможность высказаться. Здесь развивается умение слушать собеседника, чувствовать его отношение. Ребенок пополняет гамму собственных впечатлений за счет разностороннего взгляда на вопрос. Затем выдвигается новая проблема, может ли художник слова, таки передать особенности зимы, что мы ее почувствуем в любое другое время года? Вероятно, после медленного чтения и анализа стихотворения каждый уже ответил для себя на это вопрос. Художественное слово вызывает определенные ощущения и отсюда задание: без слов показать, из каких звуков складывается зимняя картинка, нарисованная в этом стихотворении.

Цель такой работы проанализировать глубину восприятия произведения и развивать умение создавать некий образ на основе его словестного описания. Подобная деятельность способствует развитию творческого мышления и потребности творчества. Высокий результат данного этапа повлияет на выразительное чтение стихотворения, итог анализа. Вот теперь после такой работы наступает более сложный этап литературоведческого анализа, уже не на уровне чувств и эмоций, как во время медленного чтения, а на более научном уровне. Здесь контролируется умение производить простейшую литературоведческую работу с произведением, пользоваться изученной терминологией на стадии практического ее применения. Этап рефлексии дает четкий анализ степени разрешения ключевой проблемы урока, позволяет ребятам сделать самостоятельные выводы по изучаемому материалу. Наступает время обобщения результатов совместного труда. Как видно, основными на уроке были исследовательско - поисковые методы. Групповая форма работы позволяла учителю быть лишь координатором, направляя детей к самостоятельным умозаключениям. Групповая форма работа способствовала повышению положительной мотивации.

На данном уроке было детально проанализировано стихотворение С. Есенина «Поет зима, аукает….» 3 класс. Дети легче воспринимают стихотворение-картинки. Здесь нужно было слушаться каждое слово. Уровень сложности вопроса и заданий к концу урока возрастал. Рефлексия показала, что урок поставленных целей достиг.

Практические задания.

 Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные  упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Все упражнения поделены на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения.

I. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения в свою очередь делятся на подгруппы. Первая из них – логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они

различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2. Назовите, одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Ножницы, клещи, молоток, пила,

грабли.

Упражнения

по развитию навыка чтения

1

Шарф, варежки, пальто, кофта.

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

Картофель, свекла, лук, капуста.

Лошадь, корова, свинья, овца.

Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.

Липа, береза, ель, сосна.

Курица, гусь, утка, индейка.

Зеленый, синий, красный, желтый.

3. Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый.

Минута, время, час, секунда.

Молоко, сметана, простокваша, мясо.

Василий, Федор, Семен, Иванов,Петр.

Ель, сосна, кедр, осина.

Лук, огурец, морковь, яблоко.

Гриб, ландыш, ромашка, василек.

4. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа,стакан.

а) У них одинаковое количество букв.

б) Они одного рода.

в) Они состоят из двух слогов.

5. Путем перестановки букв составьте слово.

Уклбо; сноас; упкс.

6. Составьте новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксер.

Молоко, нерест, тарелка.

7. Разделите слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

Апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша.

Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

8. К выделенному слову подберите нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найдите четвертое слово.

а) Песня – композитор; самолет – …(аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель).

б) Школа – обучение; больница – …(доктор, ученик, лечение, учреждение, больной).

в) Нож – сталь; стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).

г) Лес – деревья; библиотека – …(город, здание, библиотекарь, театр, книги).

д) Утро – ночь; зима – … (мороз, день, январь, осень, сани).

Вторая подгруппа упражнений - игры со словами.

1. Найдите слово в слове.

Гроза, шутка, часовщик, газета, поднос, прищепка, кустарник, шоколадка, ярмарка.

2. Подберите пару.

а) Песня

площадь

подруга

подарок

полотенце

парикмахер

б) Загар

звонок

забор

задача

земляника

3. Закончите предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы,у ы з б р , и т г ы р , в д р ы ы , о ы б б р.

4. Шарады.

С буквой К живу в лесу.

С буквой Ч овец пасу.

(Кабан – чабан)

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(Картина)

5. Загадки.

Любые, которые подходят к теме урока.

6. Найдите животное среди строк.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

Насос сосет речную воду,

И шланг протянут к огороду.

Третья подгруппа упражнений – работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

1. Составьте текст (перестановка предложений).

практичный

популярный

прилежный

праздничный

полосатый

прекрасный

занимательный

золотистый

звонкий

зрелый

зеленый

Тексты подбираются к теме урока.

2. Составьте предложения (3–4) к теме урока.

В школе.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок. На реке. Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, удочки, улов, чайки.

3. Закончите рассказ.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу...

Дежурные.

Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне...

Четвертая подгруппа упражнений – работа с текстом (в учебнике).

1. Прочитайте текст самостоятельно, ответьте на вопросы, написанные на доске.

2. Расположите вопросы по порядку содержания текста.

3. Задайте вопросы по тексту или по части текста.

4. Определите, сколько частей в тексте; есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

5. Работа над заголовком.

Докажите, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом. Выберите заголовок из предложенных. Расставьте заголовки частей по порядку содержания текста. Подберите к заглавию часть текста. Озаглавьте части текста.

6. Выборочное чтение.

7. Пересказ по вопросам и без них.

8. Составление плана текста.

II. Упражнения для формирования правильности чтения также включают несколько подгрупп.

Первая подгруппа – упражнения на развитие внимания, памяти.

1. Назовите картинки – 5 предметов (постепенно их количество увеличивается).

Картинки расположены на доске.

Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.

2. Опишите предмет (показать и убрать).

3. Повторите, что сказал учитель (называются попарно шесть слов, сходных по звучанию).

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

4. Выберите слова с данным звуком

(чтение четверостишия, предложений, текста).

5. Подберите названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.

6. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

7. Выберите предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) (показать предметы).

8. Выберите слова, в которых два слога (один, три и т. д.). Произнесите 8–10 слов.

9. Повторите скороговорку, предложение, текст.

10. Заучивание четверостиший.

Вторая подгруппа – упражнения со словами.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель, мыл – мыль, мал – мял.

Мышка – мошка – мишка – миска.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

4. Чтение «перевертышей».

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

5. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

6. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

III. Упражнения для развития беглости чтения.

Большое место на уроках отводится чтению детей вслух и про себя. При этом систематически пользуюсь приемами, направленными на формирование осознанного беглого чтения.

1. Внедряю элементы технологии В.Н. Зайцева, в частности жужжащее чтение, которое помогает ясному и правильному произношению слов и развитию скорости чтения.

2. Большое внимание уделяю хоровому чтению знакомого и незнакомого текста. При громком чтении детей вслух отрабатываю одинаковый темп, ритм, правильную постановку ударения в словах, логические паузы. Такое чтение использую как для чтения всем классом, так и группами, парами.

3. Чтение про себя. Совершенствует навыки сознательного, правильного, беглого чтения и учит самостоятельности в работе с текстом.

4. Многократное чтение. Развивает и совершенствует беглость чтения, умение сознательно и правильно читать вслух и про себя, совершенствует механизм памяти.

5. Индивидуальное чтение. Показывает, насколько сформирована техника чтения учащихся.

6. Поочередное чтение текста учителем и учениками. Читаю 2–3 слова, а ученики продолжают. Это вызывает у школьников интерес к чтению, помогает найти ключ к пониманию прочитанного.

7. Объяснительное чтение. Развивает логическое мышление и эстетический вкус учащихся, способствует обогащению языка и развитию речи.

8. Эмоционально окрашенное чтение. Связано с выборочным. Ученики должны отыскать в тексте вопросительные, восклицательные, побудительные предложения. Эта работа направлена на развитие глубокого восприятия текста, умение быстро ориентироваться в нем.

9. Чтение по ролям. Позволяет работать над дикцией, интонацией голоса, выразительностью.

10. Чтение цепочкой. Способствует формированию ритма, темпа чтения.

11. Чтение в парах. Используется жужжащее чтение. Сидящие за одним столом ученики по очереди читают друг другу. Это чтение дает возможность развивать внимание, беглость, взаимопонимание между учащимися.

12. «Продолжи чтение».

 Ученик читает текст с любого абзаца, остальные ребята находят его в тексте и продолжают чтение. Это помогает осмыслению прочитанного, развитию зрительной памяти.

13. «Найди предложение».

Учитель читает ключевое слово из фрагмента текста, а детям нужно

найти и прочитать все предложения с ним. Это развивает вдумчивое чтение, мышление, память.

IV. Упражнения для развития выразительности чтения.

1. Чтение слова с разными оттенками интонации.

2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.

3. Упражнения для дыхания.

4. Упражнения для развития голоса.

5. Упражнения для дикции.

6. Чтение небольших стихов, например:

Кто на льду меня догонит?

Мчимся наперегонки.

И несут меня не кони,

А блестящие коньки.

7. Чтение по ролям, в лицах.

8. Использование «памятки»:

Представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство ты можешь передать при чтении.

Читай четко слова и окончания.

 Выделяй голосом важные мысли, учитывай знаки препинания.

Кроме работы с учебником, регулярно использую на уроках чтение детской художественной литературы, которая расширяет представления учеников об окружающей действительности, совершенствует технику чтения, способствует полноценному восприятию текста произведений в соответствии с их жанрово видовыми особенностями. Все учащиеся являются читателями библиотеки.

Без поддержки и помощи родителей учителю не обойтись. Чем больше родители общаются с детьми, живут их интересами, делами, тем быстрее складываются их взаимоотношения, прочнее и качественнее идут процессы обучения и воспитания. Сплав опыта и знаний учителя и мудрость родителей, которая передавалась им из поколения в поколение, – это и есть залог успеха в учебном процессе.

При встрече с родителями на собраниях, в индивидуальных беседах стараюсь прививать им интерес к совместному с детьми чтению, выбору детской литературы, громкому чтению вслух, обсуждению произведений, ведению читательских дневников, бережному отношению к книге.

Диаграммы техники чтения учащихся начальной школы.

Заключение.

                                                                  Чтение – окошко в мир,

важнейший инструмент учения.

(В.А.Сухомлинский)

 Итак, формирование навыков чтения младших школьников является основной задачей.  В младшем школьном возрасте реализуются сложные психологические процессы, при чтении которые взаимодействуют при ряде механизмов или факторов: зрительные, речедвигательные,  речеслуховые, смысловые. Беглость, сознательность, правильность, выразительность происходит по ряду причин: природного темпа деятельности, регрессии, антиципации, артикуляции, малого поля зрения, методом целых слов, Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

 а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

2)  из своего опыта могу сказать, что чтение реализуется по эффективным формам, методам и приемам. Это форма  работы и внеклассная   работа,  проблемно-поискового метода, прием ежеурочного пятиминутного чтения, чтением перед сном, многократном чтении, чтением в темпе скороговорки, выразительного чтения.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что формирование навыков чтения является  сложнейшим психофизиологическим образованием. В нем уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельностям.

Таким образом, можно сказать что, существует множество подходов к выбору методов обучения навыка чтения. В современной педагогической и новаторской практике можно встретить примеры каждого из них.

Литература.

  1. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.
  2. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах! школа, 1999. № 18.
  3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
  4. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005. №2.
  5. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Тексты по проверке техники чтения. М.: АСТ - Астрель, 2005.
  6. Игнатьева Т.В. Раздаточные материалы по чтению, М, 2008 г.
  7. Р.Н. Бунеев, И.В. Бунеева, Книги для чтения серии «Свободный ум», «БАЛАСС», 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования

  Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. Этот климат з...

Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»

Статья о тудностях в формировании навыков чтения и письма у младших школьников и путях их преодоления в рамках работы по УМК "Начальная школа 21 века". Из опыта работы....

Обобщение опыта по теме : «Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов».

Навык быстрого чтения и понимание прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.Предложенные упражнения позволяют работать над разв...

Методические рекомендации по развитию навыков чтения на уроках английского языка в начальной школе

Данный материал освещает проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе и пути их решения....